Noita. Когда сложность это плюс.
Стоит напомнить об этой уже не новой, но с большой вероятностью долговечной и весьма оригинальной игре. Осмелюсь сказать что данная индюшка вполне може�� пережить большинство современных крупнобюджетных ААА, даже новую часть ГТА и игрули подобного уровня. Потому что вряд ли её заменит продолжение и маловероятно что выйдет схожая игра в ближайшие 10-20 лет, если вообще выйдет. Геймплей очень уникален, его сложно повторить, а графике некуда стареть. Примерно схожий случай как с Дварф Фортресс.
Предыстория
Я редко замечал эту игру в инфополе. Особенно в сравнении с Террарией, Стардью, Катана Зеро, Андертейлом, и подобными. Считаю что её место в одном ряду с ними.
Мои друзья мне её давно рекомендовали, но я отнёсся тогда слишком предвзято к визуалу и геймплею. Короче самая главная ошибка любого кто хочет играть в хорошие игры. И только через несколько лет я купил ее по скидке за ~200р. Чтобы попробовать понять что же в ней такого.
Почти все мои самые любимые игры изначально отталкивали меня как визуально, так и геймплейно:
Холлоу Найт, Террария, Римворлд, Элден Ринг, Факторио, Пасфайндер и т.д.
С Ноитой тоже самое. Как и все вышеперечисленные игры, мне не нравилась картинка, первые 2 часа меня душил геймплей. Но каждый раз я каким-то чудом проходил этот порог, и ко мне приходило ОСОЗНАНИЕ. Меня начала восхищать как картинка(ну кроме римки может быть, но и там свой шарм есть), так и геймплей.
К делу. Чего же такого в этой игре?
Для начала базовый набор: Интересный мир, разнообразные противники, самобытная атмосфера, превосходный пиксель арт, очень приятная озвучка и музыка.
Главные особенности:
1. Возможность реально побыть магом, со всеми минусами и плюсами самостоятельного обучения магии, и колоссальное количество механик и взаимодействий. В "больших" играх такого никогда не увидите. Что-то отдалённо схожее есть в зельде, которую за геймплей и взаимодействия очень любят.
2. Физика. Каждый пиксель ВАЖЕН. Каждый пиксель любого объекта в игре вступает во взаимодействия с игроком, с существами, с другими объектами, с жидкостями газами и поверхностями.
Обе эти особенности вы используете по максимуму ради попытки пробраться через этот суровый мир.
А мир ОЧЕНЬ СУРОВЫЙ.
О сложности.
Игра очень сложная. Я с лёгкостью прошёл какой-нибудь элден ринг, искусственно усложняя себе игру. Я пока(100 часов) не прошёл Ноиту. Простым казуальным игрокам игра может оставить травму. У хороших и усердных игроков возможно уйдёт 20-40 часов если целенаправленно идти на прохождение. А людей которые сделали в ней честно все ачивки(это полноценная важная часть игры), очень мало. Некоторые делают важные задания только к 1000 часу игры. Сам забег на основное прохождение у спецов может занять и менее 20 минут.
1.Каждое заклинание может быть смертельным. (даже лечение!). Если не уметь им пользоваться. В этой игре есть редкая концепция - любое оружие это обоюдоострый топор(вообще это всего касается, даже зелий и перков). Поэтому хороший игрок всегда подумает прежде чем использовать новую найденную палку-нагибалку. В большинстве современных игр, игрок просто находит сильное оружие где больше циферок урона и особо не думая его экипирует, без забот и последствий.
2.Тоже касается и секретов. Нашли что-то интересное? 10 раз подумайте перед тем как касаться\собирать это.
3. И перков. Получили бонус: "рядом с вами летает дружелюбный дух и атакует врагов вашей магией". Вроде бы здорово, помощник. Только вот меня он не раз убивал кидая во врага взрывной спел вплотную. Или перк: "Вы неуязвимы к электричеству, от вас периодически исходит удар молнии". Вроде бы круто. Пока молния не ударит в железную балку на которой рядом с вами ящик со взрывчаткой.
4.В игре из за взаимодействий можно очень легко получить урон. Убить может практически всё. Нырнули с электропосохом в воду, подняли золотой самородок который путь к лаве преграждал, коснулись кислоты\огня\проклятья\своей же пилы. Даже умирая большинство врагов создают опасность не меньшую чем при их жизни.
5.В игре сложно исцелить полученный урон. Вообще у вас одна жизнь и в мире очень мало лечения. Тут либо невероятное везение либо потеть.
Насколько она прекрасна, насколько её мир захватывает и затягивает, настолько она и отторгает своей сложностью. Игра вообще всеми силами не даёт в себя играть.
***
Сначала я много УМИРАЛ.
Я убивал себя плохо кинутой отскочившей бомбой.
Меня убивала сбитая на меня врагом сосулька.
Меня до смерти ошпарило лавой которая вытекла из противника на меня.
Я убивал себя использовав новую странную палочку с кучей заклинаний. (я вообще сам себя в этой игре убивал чаще чем что либо).
Прокапывался через сугроб а в нем был едва заметный баллон с горючим, быстрая смерть.
Спустился в холодную воду достать новый жезл а она покрылась коркой льда, захлебнулся.
Струя кислоты брызнула мне в лицо из раненого монстра.
Сломал какой-то механизм, электрический ток от него дошёл до моего сердца через металлическую балку на которой я стоял.
Спокойно исследовал шахту, сверху надо мной противники что-то не поделили, на меня упало куча тварей, динамитная шашка, и целая паллета с камнями, я при этом выжил но выбраться из завала не успел т.к. захлебнулся кровью раздавленных врагов.
Стрелял во врага фаерболами стоя в луже масла, до ближайшей воды добежать не успел, умер от ожогов 6ой степени.
Враг подобрал выброшенный мной волшебный жезл и забрал меня с собой в могилу одним убойным заклинанием.
***
Но через какое-то время, начало что-то получаться. И тут игра раскрылась. Во первых я понял что она не про прохождение.
Эта игра про процесс. Во вторых: сложность прекрасно работает на игру.
Вы чувствуете себя очень уязвимым исследователем этого неприветливого мира. Обычно я не использую в играх расходники, скайримы, ведьмаки, сулсы. Всё это всегда легко проходилось без части механик, без тех же зелий или еды. Эта игра заставляет игрока использовать любую возможность, все средства, все его знания. А знания приходят с опытом. А опыт чаще всего приходит со смертью =). Эта игра не про скорость или реакцию. Не про запоминание паттернов противника. Игра про знание. Как создавать сильные заклинания. Как самому себя не угробить. Как использовать ландшафт, предметы, врагов, трупы врагов. Даже как правильно продвигаться по миру. И каждый игрок получает опыт по разному. И может прийти к самым разным способам преодоления трудностей. А генерация еще сильнее разбавляет игру привнося много разнообразия. У вас не получится найти какой-то эффективный билд и пробовать им проходить игру из за элемента случайности. Так что адаптируемся.
Еще из плюсов сложности то, что вы действительно не хотите получать урон и пытаетесь избежать даже незначительные источники повреждений(яд, слабые атаки противников, всякие лужи, источники огня). В других играх обычно игнорируете, в том же Элдене идёшь по болоту и гниёшь, пофиг, полечиться же несложно.
Из за повышенной сложности в игре есть некоторый хоррорный элемент. Боишься врагов или чего-то неожиданного(а неожиданностей в игре очень много). Т.к. жизнь одна. А мир хочется еще поисследовать. Это влияет на восприятие, добавляет больше эмоций при прохождении.
Ну и еще важно то что враги тут не губки. Почти любого противника или босса можно мгновенно убить. или даже использовать хитрость или ландшафт для быстрого убийства. Залить его лавой например. Или ящик сверху уронить. Именно концепция этой игры, её сложность, позволяет сделать такой дизайн противников. Вас легко убить, врагов тоже. Врагов много, а у вас есть смекалка и безграничная мощь волшебства. Всё честно. Вы чаще будете умирать от себя и своих ошибок.
Смерть в игре быстро перестаёт разочаровывать когда понимаешь что не умирать тут не можешь. Её воспринимаешь как данность. Порой даже даже с юмором, это часто бывает забавно и по новому. Да и с нуля начинать очень интересно.
Игра так же не содержит гринда, да и в целом фарма, что сейчас не редкость. Вы можете всю игру зачищать и собирать всё до копейки. Но это никак не гарантирует успешного прохождения. Даже в свои казалось бы идеальные попытки, с кучей баффов и шмоток, я порой умирал за 1 секунду из-за одной ошибки. Игру кстати вообще можно пройти без убийств.
У игры есть усложнённый режим. И он сделан очень креативно и вносит в игру еще больше хаоса. И даже для тех кто осилит стандартный режим он подкинет еще огромный пласт увлекательного геймплея.
Кстати игра чем то напомнила еще старые 16\32 битные игрули. Где у тебя есть уровни, есть секреты и ответвления. И чтобы пройти её у тебя 3 жизни(иногда спрятаны дополнительные).
Мир.
Мир в игре открытый. Можно идти по "уровням". А можно пойти куда попало. Если придумаешь как. Спойлерить не буду, но путешествие к границам мира в игре могут очень удивить. И там где обычно в играх тупик, тут его нету.
Сам мир сделан по Финской мифологии. Вообще там много загадочных мест где стоит проявить смекалку. Решение загадки может быть необычным. Что самое восхитительное - награда за решение загадки может быть просто информация. И она реально может быть куда важнее чем какое-то сокровище или предмет(вообще гениальная тема). Или подсказка для решения другой загадки. Знание в игре очень ценно. В игре есть алфавит, его несложно расшифровать, и много мест с символами, сопоставляете, переводите, думаете что значит. Какой-то рисунок который вы пробегаете обычно, может иметь значение.
Магия.
Тут даже хз че сказать, магия похожа на программирование. Создаете последовательность из задач которые выполняются, и объединяются в что-то цельное. Изучать это можно долго. Простые вещи создать несложно, но посидев подумав можно взорвать свой компьютер.
Приведу пример простых заклинаний помимо всяких фаерболов, волшебных стрел, метеоров: создать землю, создать море кислоты, превратить лаву в кровь, превратить врага в овцу, превратить себя в овцу, превратить что угодно в золото(включая себя). Уйти в другое измерение, создать облако пива, призвать тучу которая будет поливать дождём и бить молнией, запустить пилу которая убьёт всех врагов а после погонится за вами. запустить черную дыру которая всё разрушает, засасывает пространство а затем разбрасывает его вокруг.
Набор огромен(штук 200 будет) но самое интересное начинается когда эти заклинания комбинируются с другими, и накладываются модификаторы(траектория полёта снаряда, заклинание вызывающее другие заклинания по мере полета, или при отскоке, или телепортация заклинания). На заклинания влияет скорость каста, скорость заклинания, время жизни заклинания и тд.
Примеры: можно создать гравитационный коллапс который будет всё засасывать и превращать в лаву, и перемещаться по всему миру. Или летающее смертельное облако пива которое будет лететь на врага и медленно и мучительно его убивать. Можно сделать метеор который будет телепортироваться прямо в тела врагов, и стрелять по спирали динамитными шашками, которые будут отскакивать оставляя после себя лазерные лучи, а затем взрываться превращая всё вокруг в лёд. Создать солнце которое будет призывать союзников и все вокруг разрушать, поджигать, поливать кислотой и летать по сложной только богу известной траектории.
Графоныч.
Для тех у кого хорошее воображение пиксель арт этой игры может неплохо так подкинуть пищи для мозга(Вообще игры с простой графикой этой особенностью превосходят графонистые игры). К примеру арты игры с главной героиней от разных художников:
Другие видят так, я представляю мир игры несколько иначе, более мрачно и серо, сложно что-то сопоставимое привести в пример из других игр.
Игру вроде как около 10 лет пилили 3 чувака. Видно что многие элементы в игре добавлены из энтузиазма. Ребята заморочились даже в тех местах где можно было не париться. Игроки постоянно какие то геймплейные фишечки в игре находят(важно не путать с фишечками к примеру из РДР2).
Картиночки брал с интернета.
Про игру можно много чего еще написать, про врагов, про перки, про локации, про крафт заклинаний. Но это уже спойлерно, игра всё таки про исследование этого удивительного мира, некоторые открытия в котором обязательно поразят игрока. Я лишь попробовал передать её суть. А еще это хороший выбор для эскапизма. Игра требует высокой концентрации и это помогает полностью забыть про реальный мир.
Спасибо =)