Прошел South of Midnight - первую игру от авторов замечательной We Happy Few за 7 лет
Линейный мрачный экшен-платформер на 10-18 часов под душевный кантри, блюз и джаз без морализаторства, который будет особенно близок эмпатам и родителям, а также людям с детскими травмами всех сортов.
Хэйзел - подросток, живущая вдвоем с матерью на задворках мелкого городка на юге Соединенных Штатов. Штормы и наводнения - обычное дело для тех мест, но очередной оказался слишком сильным, унес дом этой и так не самой благополучной семьи, а с ним и мать. И вот Хэйзел уже несется под подгоняющий джаз вдоль вышедшей из берегов реки, пытаясь догнать стремительно удаляющийся дом.
Конечно, ей это не удается, с чего и начинается ее приключение среди сюрреалистичных мест, которые она и представить не могла. В этом ей помогут найденные на чердаке у бабушки крючки для вязания. Но что ими вязать?
И тут выясняется, что существует Великий Гобелен, состоящий из нитей и описывающий все и всех. И иногда в нем случаются разрывы, особенно по причине слишком серьёзных потрясений, перенесенных кем угодно. И эти разрывы превращают все вокруг в крайне неприглядное место, меняя животных и растения, заполняя все огромными колючками, монстрами и пульсирующими ранами, видимыми только Прядильщицами - женщинами, выбранными самой Землей для решения скопившихся проблем. Одной из них как раз и является Хэйзел.
Довольно быстро совладав с крючками и нитями, победив пару врагов и закрыв пару разрывов, Хэйзел начинается сталкиваться с разными существами, каждое из которых - большое событие и для игрока, и для девушки. Кто-то откровенно враждебен, кто-то пассивен, кто-то дружелюбен, но каждый из них отчаянно нуждается в помощи, в оказании которой мы не можем отказать, ведь они влияют на всю округу, намеренно или нет.
I took my hammer, my ticket to hell
И тут я совру, если скажу, что ожидал того, что произойдет дальше.
Первая же история о двух братьях буквально поселяется в голове и сердце. Не из-за того, что она слишком оригинальная, но из-за того, как подана. Буквально несколько строк специально написанной Оливьером Дериверье песни в стиле кантри не дают мне забыть о Бенджи уже несколько дней.
Не хочу спойлерить, поэтому расскажу без важных деталей. Жили в болотах два брата. У одного из них, Бенджи, был то ли аутизм, то ли слабоумие, из-за чего он постоянно становился жертвой жестоких нападок, насмешек и обвинений во всех смертных грехах от местных жителей. Единственный человек помимо матери, кто был постоянно рядом - его брат, Ревень, постоянно вызволяющий Бенджи из передряг и сопротивляющийся давлению общества, вынуждающего от брата избавиться. Однако, в один момент, по словам Ревеня, Бенджи пропадает, после чего спокойствие в регионе катится в тартарары.
Продвигаясь по уровню, мы узнаем, что случилось с Бенджи, какова роль Ревеня в этом, узнаем, где брат находится. И в момент, когда мы к нему выдвигаемся, внезапно начинает играть она - песня. И я даже не сразу понял, в чем дело, пока не вслушался и не понял, что это песня про этих двух братьев и спета от имени Ревеня (до этого произошедшее мы видели с точки зрения Бенджи). И настолько она оказалась прекрасной, что я полез ее искать вне игры, искать текст, и с тех пор уже который день слушаю на повторе.
Знаете, мне очень нравится редкое ныне умение буквально одним-двумя штрихами раскрыть какую-то черту человека, его мотивы, показать его нутро. И в этой песне как раз это умение продемонстрировано, в нескольких строках буквально рассказывая историю, противоположную той, что мы видели со стороны Бенджи.
After a day mother, she frets
"Hey, where is Benjy? Where is my son?"
I'm here, mama, your only one.
Невероятно сильный эмоциональный момент, который задает невероятно высокую планку для всей остальной игры. К сожалению, ничего лучше в ней лично для меня уже не было, что, однако, не значит, что в любой из последующих историй вас не зацепит что-то свое, ведь оно может.
Дальнейшие истории, кроме одной, так или иначе связаны с детьми. Мы постоянно натыкаемся на истории смерти, насилия со стороны родителей, похищений, потерь, голодной, несчастной и безнадежной жизни. Видим всё и со стороны родителей, и со стороны самих детей, порой уже выросших. И все они показаны без прикрас и явных попыток выдавить слезу. Все, что мы видим в игре и читаем (не касаясь главной героини, о ней позже), не выглядит наигранным, а честным и вполне возможным, оттого и проникнуться каждой из них очень легко. Эмпатам тут явно будет непросто.
Конечно, каждая из историй снабжена написанной специально под нее песней, как и в случае с Бенджи. Однако, такого эффекта, как с ней, когда мы видим одно, а песня дополняет увиденное, больше не будет. Что, тем не менее, не делает их плохими. Каждая по-своему хороша и в момент игры задает нужное настроение.
Единственный минус - песни на английском и без титров. Без умения на слух воспринять текст почти вся их ценность пройдет мимо.
Главная героиня
Не вызывает никаких эмоций ни в начале, ни в конце. Сначала кажется, что авторы через нее постоянно критикуют капитализм, как модно нынче, но потом становится ясно, что Хэйзел - явно не их рупор, а обычный подросток по своему развитию, т.е. максималист, считает, что все знает лучше всех, умеет лучше всех, резка в своих обвинениях, чрезмерно реагирует в одних местах и недостаточно в других.
Уверен, кого-то такая позиция, когда она за все хорошее и против всего плохого, явно не понимая, как мир работает на самом деле, может оттолкнуть, особенно учитывая, как часто она ее высказывает. Тем не менее, авторы не раз за игру одергивают ее и сталкивают лбом с последствиями своих поспешных выводов и решений, что не позволяет назвать девушку Мэри Сью.
Геймплей
Не главная ценность этой игры. Я бы сказал, что она механически ощущается как не самая дорогая игра из конца поколения Xbox 360: немного деревянная, не самая удобная, не самая богатая на возможности.
У нас есть несколько механик перемещения, постепенно расширяющих арсенал вплоть до главы девятой: бег по стенам, пикирование, полет через воздушный поток, подтягивание на нитях к точке или создание предметов из воздуха в определенных местах в качестве трамплина или площадки. Все они используются регулярно, в том числе и в линейных забегах на время, когда Хэйзел вынуждена убегать от слишком мощного противника. Также авторы периодически добавляют новые задачи для платформинга в игру, что добавляет разнообразия.
В бою у Хэйзел нет богатого арсенала: одно комбо, усиленная атака, требующая времени на зарядку, 5 способностей с перезарядкой. Враги появляются тоже равномерно в течение игры, внося коррективы в последовательность их убийства на каждой из арен, т.к. каждый вид опасен по-своему. Их не так много видов, но учитывая, что бои не очень частые и длительные, этого хватает за глаза. На высокой сложности приходилось иногда переигрывать, т.к. временами с наскока взять не получалось, требовалось планировать, кого убивать первым, кого связывать, а кого переманивать на свою сторону.
Помимо рядовых врагов есть 4 босса, битвы с которыми авторы старались сделать разнообразными в рамках механик. Сложными их назвать нельзя, а щадящее автосохранение позволяет их пройти без проблем.
Игра преимущественно линейная, но иногда Хэйзел выпускают на небольшую область, давая простор в очередности выполнении заданий и давая время на исследование. Однако, тут есть проблема, что все равно игра ожидает определенного порядка, ведь можно попасть в ситуацию, когда ещё не все исследовал до конца, но игра в определенном месте выдергивает тебя из области по сюжету и уже не дает вернуться и, допустим, собрать те же самые записки, которые здесь очень полезно читать, или ворс, необходимый для развития способностей.
Несмотря на все это, South of Midnight не "душит" и не надоедает до конца, постоянно тасуя активности, локации и длительность уровней.
Графика и дизайн
С технической стороны тоже не все гладко. Пусть багов явных я не встретил, но постоянно сталкивался с эффектом подгрузки текстур буквально для всего. При этом игра выглядит так же, как и ощущается, т.е. на конец эпохи Xbox 360, начало Xbox One.
С другой стороны, часто авторы берут фантазией, выдавая красивые ракурсы и локации, что довольно атмосферно.
За время путешествия Хэйзел побывает как на болотах, так и в разрушенном городке, в густых зарослях, в горах, в пещерах и даже в городе у самого гобелена. Вкупе с каждый раз новой и атмосферной музыкой даже просто находиться в игре приятно практически везде.
Помимо локаций авторы поработали и над наполнением. Повсюду то и дело встречаются разные птицы, рептилии, животные, а некоторые из них ещё при этом и живут в своих крохотных норах, пьют чай и читают книги, что очень занятно выглядит.
Current thing
Участие Sweet Baby Inc. привлекло массу нежелательного внимания к игре и наверняка оттолкнуло множество игроков. Тем удивительнее в итоге было не найти следов их деятельности. Мы не слышим никаких призывов к феминизму, не сталкиваемся с ситуацией, когда все мужские персонажи слабаки и ублюдки, как и все белые персонажи. Ровно 0 вещей, за которые бы зацепился мой натренированный глаз.
Да, тут поднимается тема рабства, но ведь оно действительно было. И да, действительно для рабов это была больная тема, от которой они пытались всеми возможными способами уйти. Но это все буквально как небольшая зарисовка из истории без нравоучений, поэтому под повестку я не могу записать.
Итоги
South of Midnight сразу была обречена на провал. Microsoft, понимая это, видимо, смирились и за целый месяц до релиза не выпустили ни одной рекламы нигде, если не считать репост Гринберга в Twitter записи со страницы разработчиков рекламой.
Малое количество игроков, предвзятое отношение из-за дизайна персонажей и главной героини в частности, отсутствие у массового игрока интереса - все это текущая ситуация.
Однако, лично мне игра очень понравилась. Она стоит 40 долларов, не выглядит ни в одном из аспектов как дорогой проект, но после себя уже оставила в памяти больше, чем большинство игр за 70, настолько она сделана с душой, а потому ее и трогает.
Я рекомендую ее попробовать и завершить три главы. Если зацепит, прекрасно. Если нет, много вы не потеряете: игра есть в Game Pass и в зеленом магазине, а первые 3 главы занимают часа три, если не меньше. Но попробовав, вы можете найти прекрасное личное для себя приключение, которое будете вспоминать ещё долго.