«Богохульная» заметка

Наконец-то прошёл Blasphemous: 17 часов, 83.8%, плохая концовка, без гайдов. Наверное, единственная на моей памяти видеоигра, сеттинг которой действительно органично и оригинально пропитан религиозностью и фанатичностью. Добротная метроидвания, но не без греха. Главное разочарование – зачастую довольно простенький и местами притянутый за уши левел-дизайн. Боевая система проста и понятна, что не есть плохо, платформинг в целом умеренной сложности, чуть сложнее, чем в Hollow Knight, и то из-за местного неоднокнопочного Wall Jump. Карта мира приличная, за руку не ведут, хватает опциональных локаций и скрытого контента, бэктрекинга – как в любой метроидвании, порталы расположены щадяще. Открыл 95% карты, но так и не нашёл одну из двух опциональных (в метроидвании!) способностей для преодоления определённых мест. К концу в инвентаре осталось несколько квестовых предметов, так и не додумался, где их применять. Вроде бы спас её от мучений, но последствий не увидел. Опционального босса в склепе так и не убил, ибо бьёт он очень больно, а тайминги для парирования одной серии атак суперкороткие. Вообще, многие даже обычные противники в игре наносят очень приличный урон, и, если не добирать улучшения для жизни и склянок, будет тяжко.

Кающийся (Penitent One) своим иконическим образом стал одним из самых узнаваемых героев видеоигр.

«Богохульная» заметка

Никогда не был фанатом пиксель-арта. И пусть визуально Blasphemous не заставит ронять челюсть, как в случае с Ori или HK, у неё есть козырь в виде уникального арта. Главный герой, NPC (скорее, non-player creatures), многие противники, все боссы внешне очень отличительные, правда, последние геймплейно не всегда хороши. Эх, игре бы картинку пореалистичнее и поправдоподобнее, и тогда от здешних фаталити и некоторых действующих лиц и сцен реально пробирало бы. Крайне советую к просмотру официальный артбук игры.

Музыка очень порадовала: гитары, ударные, клавишные, волынка и запевы создают удивительно мощное звучание, хотя я бы предпочёл больше органа. Не конкурент гениальному саундтреку Castlevania: Lords of Shadow, но в любом случае очень достойная и одновременно грозная и красивая. К тому же прекрасно слушается в отрыве от игры. Английская озвучка персонажей отличная.

UPDATE: Переслушал все 27 треков по несколько раз. И знаете что? Это всё же конкурент саундтреку LoS и не только. Браво, Карлос Виола.

У испанцев какая-то особая страсть к метроидваниям, что ли? MercurySteam уже давно вошла в историю, качественно поработав и над Castlevania (не раз проходил LoS и MoF, но сразу дропнул LoS 2, что неудивительно), и над Metroid (Samus Returns хорошая, Dread отличная), и может войти в неё навечно, если потянет потенциальный ремейк Super Metroid для Switch 2. Есть немалый шанс, что он уже разрабатывается, даже несмотря на недавний анонс Blades of Fire. Испанцы из The Game Kitchen же создали достойную метроидванию в уникальном стиле и в колоритном сеттинге, который лучше испанцев не прочувствует никто.

P.S. Тарантиновская мечта?

P.P.S. Стою перед выбором: брать сиквел или Darkwood.

UPDATE 08.03.2025: Ещё раз прошёл: 18 часов, 91.4%, снова плохая концовка. Открыл 99% карты, нашёл всех 38 херувимов. Убил босса в склепе: больше всего бесили огненные шары во второй фазе, постоянно мешавшие наносить урон. Опциональная змея на реально душном кладбище кораблей очень крута как боссфайт. Не смог в последнее пятое платформенное испытание, потому что так и не научился идеально выполнять грёбаный двойной Lamp Jump, который по сложности уделывает Fungal Jump из HK.

Что пришлось смотреть в гайде: квест с чашей, потому что нигде не упоминалось, что трёх очевидных монстров нужно убить без перезагрузок и быстрого перемещения через порталы, и квест со статуей Первого паломника, потому что сам почему-то не додумался «надеть» три пальца, хотя в тот момент два были на Кающемся да и подсказки в описании были очевидны. Зато сам додумался до решения оригинальных загадок с кровью на полу перед решёткой и свечами.

Думаю на True Torment пробежаться, тем более там контент из DLC будет. К тому же так и не додумался, куда вставлять золотые глаза. Не хочу себе спойлерить.

UPDATE 10.03.2025: Прошёл на True Torment: епитимья кровоточащего сердца, 29 часов (это с 18 часами из предыдущего прохождения), 122.6%, вроде как хорошая концовка, но самом деле... Пришлось чуть подглядеть в гайд, чтобы понять, что за порталы оставляют статуи, у которых можно искупить вину. Забавно, что где-то пропустил одного херувима и две кости, хотя в целом нашёл все, потому что дали ачивку. Случайно раньше времени пришёл к мемориалу с бронзовым памятником, где получил возможность избежать один из предстоящих боссфайтов на мосту. Сам босс ушёл, сказав напоследок, что будет ждать в часовне, где Кающийся преклонился в первый раз... Долго я думал, где это. Убил предфинального босса и вернулся в место, которое нашёл сам ещё при первом прохождении и где она израненная. Оказалось, это та самая часовня, и там с ней был тот босс с моста. Оказалось, нужно было прийти сюда к нему как раз до победы над предфинальным боссом, блин! Короче, в очередной раз провалил какую-то трушную концовку, которая и требует те два глаза. И змею, и госпожу из склепа вынес с первой попытки, причём последняя в этот раз была вообще какая-то простая. Убил и всех «скелетных» боссов из DLC. В целом умеренно сложные, тайминги для уклонений адекватные. Кстати, в этот раз смог спасти почти всех жителей в Альберо, только одна могила появилась.

Как по мне, создатели Blasphemous местами слишком загнались в скрытый и неочевидный контент на дарксоуловский манер и вещизм, из-за чего количество бэктрекинга просто зашкаливает. Да, большая часть контента понятна, многое понятно потому, что текст и реплики NPC здесь действительно важны, но некоторые вещи всё же крайне неочевидны, как, например, ситуация с часовней и глазами.

Короче, бросаю первую часть, уже купил сиквел, на днях начну. Спасибо отпуску.

For that your penance is over, Penitent One.
6
5 комментариев