Kingdom Come: Deliverance 2 - лучше игры в 2025 уже не будет (лонг)

С максимальным кайфом провел все триста часов, пропылесосив все, до чего дотянулся, пройдя по всем точкам интереса и выполнив все доступные и найденные квесты. Игра стала лучше первой части во всем! И если Horizon Forbidden West больше иронично сравнивали с Mass Effect 2, то здесь такое сравнение уместно без какой-либо иронии

Мой февраль
Мой февраль
1. Оптимизация

На протяжении всего прохождения все шло прекрасно и практически без багов. Из относительно серьезного:

  • На турнире враги иногда баговались и не выходили на арену, но это решалось перемоткой времени
  • Пара сундуков из-за анимации взлома этот самый взлом не активировали- надо было или пропускать такие сундуки или искать ключ (но на весь игровой мир я таких встретил только пару штук)
  • Один или два раза "ломались" скрипты квестов после кат-сцен и надо было загрузить последнее автосохранение, которое было почти перед самой поломкой- так что "софтлоки" незначительные (как-то раз после кат-сцены застрял в пустой закрытой комнате, хотя в ней должен был находиться враг, которого надо было убить и спуститься на первый этаж)
  • Немного забавных визуальных багов (на примере скринов ниже)
  • Небольшая недоработка геймплея, когда по врагам не всегда проходит урон, пока не захватится цель и не появятся направления ударов. И некоторых врагов, особенно с топорами/молотами во время массовой драки буквально притягивает к тебе (если ты сделал к примеру отскок и разорвал дистанцию, но не в тайминг идеального уклонения (когда зеленый щит появляется) , враг "прилетит" к тебе и даст тычку молотком по голове)- думаю, это позже откалибруют, да и подобное было не супер часто, чтобы из-за этого гореть

В остальном же - образцовый релиз, еще и судя по отзывам, игра хорошо идет даже на относительно слабом железе. Где такое видано в современной игровой индустрии... Так что это тот случай, когда можно не ждать "пока выйдут патчи и игру приведут в нормальное состояние"- игра прекрасно работает уже сейчас!

Дорелизное тестирование специальной прически матерого вора-рецидивиста из Скалицы
Дорелизное тестирование специальной прически матерого вора-рецидивиста из Скалицы
2. Геймплей

Как фанат первой части, которую я с удовольствие прошел за 200ч в начале 2024, геймплеем сиквела, в целом, я остался доволен

  • Проверки навыков при выборе диалоговых опций развили и сделали интереснее, завязав на разных прокачиваемых навыках с разным влиянием на собеседника (дипломатичным с позитивной реакцией или агрессивным с негативной реакцией)
  • Бой упростили, и сделали максимально доступным за счет меньшего количества направлений ударов и огромных окон для блока и контратаки- в результате осваивается бой достаточно быстро, в том числе и "комбо-удары"
  • Стрельба из лука/арбалета/огнестрела хоть и не самая интуитивная, но немного практики на стрелковых турниках и приблизительное упреждение становится понятно (теперь стрела или ствол оружия находятся почти по центру и нужно запомнить на сколько выше полетит снаряд), либо можно поставить кастомный прицел и сильно упростить себе жизнь стреляя в настроенную точку
  • Различные мини-игры вроде ковки, варки зелий или взломов/воровства также легко осваиваются и до самого конца не только не раздражают (а прокачка на достаточный уровень позволяет получать и уникальные супер-сильные зелья и лучшее оружие в игре), но остаются приятной медитативной рутиной между насыщенными событиями сюжета
  • В мире много интересных активностей, в том числе и случайных, которые также имеют вариативность в решении. Вообще игровой мир живет сам по себе и может на ходу генерировать забавные и интересные ситуации, от чего его еще больше хочется исследовать
Наглядный пример большинства боев
3. Сюжет и повествование

Как неоднократно уже описывали - Absolute Cinema. Заслуженно. Игра продолжает сюжет первой части, круто его развивает и на высокой ноте заканчивает историю. И не только все основные квесты отличнейшие, подкидывающие самые разные сценарии с участим в заговорах, шпионских играх, пытках, распутывании детективных дел, осаде крепостей и многом другом. И что приятно большинство побочных заданий от них не отстают и их также интересно проходить (хотя, конечно, встречаются задания в духе зачистить лагерь разбойников, но таких заданий не много, как и самих лагерей, поэтому даже подобное никак не раздражает)

В игре много кат-сцен с крутой кинематографичной постановкой. Отлично прописанные диалоги между персонажами. От самих персонажей хлещет харизма, они имеют интересные характеры, привлекательную внешность, также для многих не пожалели крепкую предысторию и мотивацию. Отношениями с напарниками и взаимодействием с не малым количеством сторонних NPC легко проникнуться и делать все, чтобы они не умерли или стараться как-то помочь разрешить их проблемы. В течение всей игры хватает не только напряженных, эмоциональных и драматических моментов, но и веселых и безбашенных ситуаций с отличным юмором

Квесты достаточно вариативные и в зависимости от прокачки персонажа, желаемого отыгрыша и предпочитаемого геймплея, вместе с уже сделанными выборами и пройденными квестами, можно пойти по очень разным путям для разрешения тех или иных ситуаций. Так что различных решения по ходу игры, как в основных квестах, так и побочных квестах, могут иметь очень долгоиграющие последствия в очень неожиданных местах. Многие персонажи из побочных квестов по ходу прохождения появляются и в основных квестах или влияют на другие побочные, внося дополнительное разнообразие в прохождение

Например, выполняя один из побочных квестов, надо было достать особый предмет, я не подумал, что можно договориться и просто украл его. Позже, проходя игру, увидел NPC, которому отдал этот предмет, на позорном столбе и явно недовольным, что бывший владелец предмета посчитал именно его вором. Или другой NPC узнал меня на пропускном пункте врага, но тк я до этого не убивал других его знакомых, то смог договориться, чтобы он меня пропустил и не поднимал тревогу. А своего Барбоса я и вовсе случайно нашел бухая с Половцами и пьяным упав со скалы- пошел за добавкой алкашки, а вернулся со своей собакой (да, найти я его должен был не так, но это было очень неожиданно и забавно)

4. Графика и визуал

Все выглядит очень красиво и органично. Интерфейс и общий арт-дирекшн в игре на высочайшем уровне, мир масштабный и ощущается максимально аутентично, достаточно реалистично и исторически достоверно, вызывая интерес узнавать, что спрятано на его просторах, вчитываться в кодекс и исторические референсы разработчиков, чтение местных книг и тд. В этом мире растворяешься и наслаждаешься не только отлично написанной историей, но и прекрасными видами средневековой природы, архитектуры и местного быта, которые переданы великолепно

Еще не обзавелся конем, но решил обнести несколько зажиточных граждан, чтобы выбраться из нищеты. Довольный, неспешно тащу хабар в соседнюю деревню с личным сундуком, наслаждаясь природой во время рассвета
5. Саундтрэк и саундизайн

Композиторы Ян Валта и Адам Спорка проделали блестящую работу над всем звуком в игре. Написали отличнейший симфонический саундтрэк с очень ярким средневековым колоритом и участием хора. Многие композиции я с удовольствие слушаю в отрыве от игры

А благодаря общему саундизайну погружение в этот мир просто зашкаливает: звуки сражений, ковка, природные явления вроде дождя, бури или журчания ручьев, шелест деревьев, какие-то звуки птиц и животных, звук разных поверхностей, шум от различных видов брони и многое другое - все ощущается по-настоящему живым

Можете сами насладиться этим шикарным OST'ом
6. Что не понравилось

1) Отсутствие системы для компенсации "перекача"

Так уж вышло, что типично для рпг, выполняя все побочки и откладывая главный квест напоследок, уже на первой из двух карт я провел больше сотни часов, существенно прокачав статы персонажа и относительно быстро обзавелся очень крутой броней. А когда добрался до второй карты, то почти сразу в столице взял лучшую броню в игре. Вместе с топовым мечом это привело к тому, что большинство сражений можно было легко перетанковать, вообще никак не заморачиваясь. В том числе поэтому я почти всегда отыгрывал дипломата, решая вопросы бескровно, тк махать мечом было слишком просто и в плане повествования не так интересно. Либо приходилось самому себя развлекать, придумывая какие-то тактики, беря не самые имбовые/прокаченные виды оружий или выбирая путь стелса и незаметных убийств

Разумеется, автолевелингом делать рядовых бомжей в лохмотьях равными по силе укомплектованному рыцарю- не нужно. Но, если бы хотя бы в сюжетных квестах (а лучше и во всем мире) после определенного уровня и количества статов защиты/атаки, игра наряжала бы NPC в более крепкую броню и давали им более сильное оружие- было бы куда интереснее. И это хотелось бы видеть именно на базовом уровне сложности, тк специально перепроходить игру ради "челленджа" после того, как залез почти под каждый камень- ну вообще нет никакого желания. А то смешно биться против одних из лучших мечников или смотреть как тебя в кат-сценах кто-то якобы превосходит в силе, а когда тебе дают управление, ты их с пары ударов выносишь...

Самую малость подкачался
Самую малость подкачался

2) Отсутствие возможности увеличивать баланс продавцов

Выбрав путь вора и загребая все, что не приколочено, очень быстро в личном сундуке образовывается свалка, которую неудобно менеджить, а распродать почти нереально. Тк на первой карте у продавцов фиксированный лимит в среднем 300-400 монет, а на второй 700-900. И нельзя как в первой части выбрать условного мельника и за пару игровых недель, продавая все барахло только ему, довести его баланс до 20-50к. Очень раздражающих аспект. Хотя для баланса, можно было бы сделать невозможным воровство у продавцов, общее количество грошей у которых превышало бы какое-то значение (как это сделано с некоторыми сюжетными NPC, заплатив которым за прокачку навыков 5-15к назад их уже не выкрадешь)

Но даже с текущей системой без особого труда к концу игры собралось 116к грошей и куча барахла, которое так и не распродал. Но зато готов к постройке лучшей кузницы в Куттенберге, а возможно и во всей Богемии (из будущего dlc)

Прости, отец. Когда я видел возможность кого-то обокрасть, я переставал себя контролировать и дальше все было как в тумане. А когда я приходил в себя, то был уже перегружен
Прости, отец. Когда я видел возможность кого-то обокрасть, я переставал себя контролировать и дальше все было как в тумане. А когда я приходил в себя, то был уже перегружен

3) Нет функции удаления головных уборов в диалогах и кат-сценах

Такое много, где реализовано, но здесь этого тупо нет и это очень неприятно. Приходится выбирать шлемы с поднимаемым забралом или специально все с головы снимать во время спокойного общения, чтобы видеть мимику и эмоции героя (но это иногда приводит к тому, что либо забыл надеть обратно, либо начался непредвиденный бой, а ты без защиты). Да, в некоторых кат-сценах игра сама все снимает с головы, но почему нельзя этот параметр для всей игры сделать, если я так хочу- непонятно. Тем более скоро введут прически, наблюдать которые будет сложно из-за головных уборов и шлемов

Я бы хотел видеть лицо главного героя, а не шлем...
Я бы хотел видеть лицо главного героя, а не шлем...

4) Бонус за предзаказ

Ну тут чисто субъективная претензия, тк за предзаказ дают квестовую цепочку, суть которой послушать небольшую предысторию в рамках диалога с NPC и бегать по первому региону и по картам сокровищ искать клады с частями сета брони. Делать это интересно, но не сильно чувствуется значимость награды, тк:

  • во-первых, чтобы найти эти тайники без гайдов надо всю карту открыть, а это будет точно не на первых часах, если целенаправленно этим не заниматься (а на что-то, по ходу открытия карты, можно и вовсе случайно напороться, как это было у меня с парой мест)
  • во-вторых, к моменту, когда карта будет открыта ты уже скорее всего найдешь броню получше (например, украв в одном из замков)
  • а в-третьих, вишенкой на торте стали дропсы, в которых любой смог за несколько часов просмотра получить сет брони "warhorse studios", которая по статам лучше и смысла использовать броню за предзаказ, кроме внешнего вида просто нет (разве что уникальный кинжал до конца игры был со мной)
Красивый, но слабоватый сет брони
Красивый, но слабоватый сет брони
7. Немного о тряске

Ряд индивидов очень сильно тригернулись на присутствие черного парня в средневековой Чехии и на возможность отыграть кузнечьего сына, предпочитающего чисто мужскую любовь. Причем тригернулись вплоть до попыток отменить игру

Так вот черный NPC в игре только один, очень грамотно вписан в лор и сам по себе является очень интересным и приятным персонажем, став для меня и главного героя настоящим бро. Поэтому, если с головой все в порядке и вас не воспитывали по заветам популярной немецкой идеологии прошлого века, то на этот счет можно не напрягаться- он действительно очень органично и уместно добавлен

Свой среди чужих
Свой среди чужих

Что касается мужской любви. Да, парочку подобных "романов" можно завести, но этот аспект не тыкают в лицо и в 1 клик выбрав реплику без "сердечка" с этого пути можно свернуть, не вспоминая о нем. Есть намеки на нетрадиционные предпочтения некоторых ключевых персонажей, но дальше намеков и догадок главного героя это не идет, и кроме одной романтической сцены за всю игры вы с однополой любовью не столкнетесь (еще есть на задворках мира один третьестепенный NPC, который после проверки навыков скажет пару слов о себе, но на этом все). Так что, если вы сами этого не захотите, то и не увидите

Мне такое не нравится, поэтому я шел только по пути близких отношений с прекрасными средневековыми женщинами. А уж основные романтические интересы главного героя представляют из себя отличнейшие примеры сильных женских персонажей, с которыми развивать отношения одно удовольствие

По итогу одного комплексного прохождения на 310ч - для меня безоговорочная GOTY (как минимум на ПК). Игра прекрасна и заслуживает внимания не только поклонников первой части, улучшая и развивая все, за что ее полюбили, а также решая ряд имевшихся проблем, но и скорее всего понравится всем любителям добротных рпг. Очень надеюсь, что продажи будут отличными и вархорсы сделают продолжение этой шикарной дилогии, тк намеки на это есть
Удача благоволит храбрым
Удача благоволит храбрым
312
46
33
1
1
2
1
2
2
2
365 комментариев