Отказ от сложных игр: Как казуалы убивают immersive sim и даже не замечают этого

Я огромный фанат immersive sim. Держите эти в голове при чтении.

Казуалы спок

Всё написанное мной не говорит о том, что казуальные игры плохие. Есть масса хороших. В общем статья несёт совершенно другой посыл и не пытается задеть ваших Ведьмаков и Богов Войны. Думайте.

Трагедия для игр

Если вы когда-либо играли в Deus Ex, Dishonored, Prey (2017) или System Shock, то вы уже знаете, что такое immersive sim. Это игры, которые не ведут игрока за руку, а дают ему инструменты для творчества. Они позволяют решать задачи множеством способов, используя окружение, механику и собственную смекалку. Они требуют внимательности, любопытства и желания исследовать мир, а не просто следовать маркерам.

Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored: Death of the Outsider

Что происходит с жанром сейчас.

Arkane, одна из лучших студий в этой области, уходит в сторону мейнстрима (Redfall !?!?!??!?!?!?!?!?). Deus Ex после Mankind Divided просто исчез. Серия Dishonored, как и Prey провалились в продажах. Даже System Shock 3 был отменён, потому что инвесторы не поверили в коммерческий успех.

Почему это происходит?

Потому что рынок диктует тренды, а казуальные игроки формируют рынок, требуя упрощения. И разработчики, уставшие бороться за свою нишу, вынуждены делать игры для всех.
Это сознательный отказ от сложных игр в пользу казуализации.

Когда в последний раз выходила по-настоящему большая immersive sim-игра, которая не пыталась угодить массовой аудитории? Если не считать ремейка System Shock (который, кстати, больше ретро-эксперимент, чем новая веха жанра), то ответ будет печальным. Arkane (как ведущая студия по созданию immersiv) потерялись в экспериментах и попытках угодить "рынку".
Да и основной костяк из данной команды ушёл во время разработки Redfall.

Казуализация – главный враг глубины

Deus Ex: Mankind Divided
Deus Ex: Mankind Divided

Современные игры должны продаваться. А что лучше всего продаётся? Простые, доступные механики, которые не требуют от игрока особых усилий.
В immersive sim'ах ты должен думать, анализировать окружение, пробовать разные пути, использовать механики на полную катушку. Это не игры, которые ведут тебя за руку.

Ключевая проблема immersive sim в том, что он никогда не был ориентирован на массового игрока.
Это игры, в которых:

Thief
Thief

Ты сам выбираешь путь. Никто не диктует, как действовать – можно проникнуть через крышу, пробраться по вентиляции, попросту взорвать стену и так далее.
Мир живо реагирует на твои решения. Убийство – не всегда лучшее решение, а если захочешь, можно пройти всю игру, не убив ни единой души.
Продуманные механики делают каждое прохождение уникальным. Логика окружения, взаимодействие с предметами – всё это даёт простор для творчества.

Гибель жанра: почему студии больше не хотят делать immersive sim.

Dark Messiah of Might & Magic
Dark Messiah of Might & Magic

Загвоздка №1

Проблема в том, что такие игры сложнее продать.

Если ты выпускаешь "ААА-игра нейм", ты просто даёшь игроку карты с маркерами, взрывы(сражения не мечах) и минимум сложности. Это аттракцион, где игроку не нужно думать – он просто идёт по заданному пути.

Если ты выпускаешь Prey (2017), то ты даёшь игроку свободу, и тут начинается проблема: а что, если он не догадается, как пройти ?
И вот тут маркетологи и продюсеры начинают нервничать. Они просят разработчиков убрать сложные механики, сделать геймплей более линейным и понятным, добавить больше экшн сцен и далее по списку.

Vampire: The Masquerade - Bloodlines
Vampire: The Masquerade - Bloodlines

Благодаря этому мы можем не только увидеть деградацию жанра, но и поиграть в неё. Immersive sim превращается в экшен с элементами RPG. Так мы получили в своё время Deathloop, а затем апогеем такого подхода стала Redfall, которая по итогу является бессмысленным шутером (в лучшем случае).

А что требует аудитория ? Загвоздка №2

Если массовая аудитория требует:
Больше маркеров. Им не хочется задумываться, им удобнее, когда игра сразу показывает, куда идти.Простых решений. Они не хотят искать альтернативные пути, им проще, когда единственный путь очевиден.Киношного сюжета вместо интерактивности. Легче воспринимать линейный сюжет (С ПОДОБИЕМ ВЫБОРА), как в "ААА-игра нейм", чем взаимодействовать с миром и самостоятельно принимать значимые решения в самых базовых квестах.
Увы, но современные тренды идут навстречу этому. Во всех " топовых ААА-нейм играх" последних 20 лет мы можем видеть следующее:
Теперь мы имеем: минимум взаимодействия с окружением.Все решения упрощены, и выборы в диалогах сводятся к очевидным вариантам(хорошо/плохо). Локации уже не создаются как живые, многослойные пространства, а превращаются в коридоры с чередой экшен-моментов.Игроку не дают шанса на ошибку – его постоянно ведут за руку (пожалуйста, не доказывайте в комментариях обратное).

Shadows of Doubt
Shadows of Doubt

Всё это приводит к тому, что immersive sim становится нишевым жанром, который невыгодно разрабатывать.
А ведь именно эта философия геймдизайна давала нам самые интересные и глубокие игры.

Будущее immersive sim: исчезновение или перерождение?

Gloomwood 
Gloomwood 

Вопрос: можно ли спасти жанр?

Ответ: только если разработчики "ААА" снова начнут рисковать.
Пока есть инди-разработчики, immersive sim не умрёт окончательно. Gloomwood, Shadow of doubt, ремейк System Shock – все эти игры показывают, что у аудитории всё ещё есть спрос на "умные" игры.
Но чтобы жанр вернулся на ААА-уровень, нужно другое отношение к игрокам. Нужно показывать, что сложные механики – это не препятствие, а уникальный игровой опыт.
Пока же мы наблюдаем, как один из самых глубоких и интеллектуальных игровых жанров исчезает под давлением индустрии, стремящейся к простоте и массовому успеху.
И если крупные студии продолжат ориентироваться только на массовый рынок, мы потеряем жанр, который когда-то создавал одни из самых умных и глубоких игры.
И через пару лет immersive sim окончательно станет реликтом прошлого, о котором будут вспоминать только олды(на месте?).

Dishonored 2
Dishonored 2

Надежда умирает последней, поэтому надеюсь, что многострадальная The masquerade bloodlines 2 немного улучшит ситуацию,а не вобьёт последний гвоздь.

132
299
24
1
11
3
3
3
706 комментариев