Jazz Jackrabbit 2 - Месть кролика в действительно олдовой игр

Первый свой пост на DTF захотел сделать про свою первую любимую игру. Когда-то давно отец принёс её с ещё десятками игр на старой болванке, где я её впервые попробовал. Однако детский шаловливый ум, найдя мощный редактор уровней, испортил первый уровень и сделал игру непроходимой.

Спустя более чем пятнадцать лет я снова вспомнил про неё и более никогда не переставал перепроходить её по несколько раз в год.

Игра встречает стартовым экраном с артом с тремя главными героями игры
Игра встречает стартовым экраном с артом с тремя главными героями игры

Как игра издавалась и как я её нашёл сейчас

Детище союза студий Epic Megagames ( Ныне известны как Epic Games ) и Orange Games вышло в 1998 году и издавалось непосредственно Epic Megagames. Физическое издание игры, как и пиратской копии, мною найдено не было, поэтому каких-либо подробностей про то, как она распространялась я сказать не могу.

Как уже описал раньше, игру я получил на болванке, которую отец принёс с работы. JJ2 не был звездой той поистине легендарной подборки, но я всё же откопал алмаз среди других драгоценных камней и проникся этой игрой.

В нашем продвинутом будущем я смог найти эту игру уже в магазине GOG, где в своё время её и приобрёл. Однако сейчас ссылка у меня почему-то недоступно, хоть игра и осталась в библиотеке. Но если вы захотите поиграть в неё, то спокойно можете купить её в зелёном магазине, где как раз и распространяются установочники GOG'а.

Сейчас в гоге доступна только первая часть почему-то
Сейчас в гоге доступна только первая часть почему-то

Предыстория игры и сюжет

Вкратце поговорим о мире игры и о лоре конкретно второй части.

Мир, в котором происходит действие игры - это мир, где живут, по меньшей мере, антропоморфные кролики и черепахи. Помимо них мы ещё встретим различных жуков, кумар-гусениц, пчёлок, рыбок, крабов, роботов и различных летающих кибернетических монстров.

Конкретно кролики живут на планете Кэрротус. Главный герой - это зелёный кролик по имени Джазз, вооружённый синим бластером.

Сюжет первой части

Первая часть серии Jazz Jackrabbit обошла меня стороной, но для понимания сюжета второй, как мне кажется, всё же стоит вкратце упомянуть сюжет первой части.

Первая часть рассказывает о последствиях древнего конфликта между кроликами и черепахами, который начался ещё с басни Эзопа "Черепаха и Кролик". Сам конфликт длится уже несколько тысяч лет и, судя по басни, его инициатором вполне могли быть сами кролики.

Лидер черепах-террористов Деван Шелл похитил кроличью принцессу Еву Длинноух и наводнил галактику своими последователями. Наш же главный герой рвётся спасти принцессу и всю галактику. Всё по законам жанра. В конце концов победив всех врагов и Девана Шелла, Джазз спасает принцессу и на этом первая часть заканчивается.

Тот самый главный черепах-террорист по имени Деван Шелл
Тот самый главный черепах-террорист по имени Деван Шелл

Сюжет второй части

Вторая часть стартует сразу после первой. Джазз стал рыцарем планеты Кэрротус и теперь Джазз собрался жениться на спасённой им принцессе Еве Длинноух. Однако во время церемонии бракосочетания появляется Деван Шелл со своими черепахами, крадёт обруальное кольцо и сбегает.

После этого по приказу королевы Длинноух Джазза кидают в темницу и он вынужден сначала сбежать из неё, став видимо преступником на Кэрротусе, а после найти Девана Шелла и вернуть обручальное кольцо.

Таким образом мы сначала выбираемся из темницы и после прыгаем во времени в поисках Девана Шелла.

Начало игры на среднем уровне сложности, где мы сбегаем из темницы
Начало игры на среднем уровне сложности, где мы сбегаем из темницы

Геймплей

Геймплейно вторая часть представляет из себя энергичный и динамичный платформер. По моим собственным ощущениям игра не заставляет играть быстро и позволяет пройти все уровни в спокойном темпе.

Персонажи доступные для игры
Персонажи доступные для игры

О персонажах и вооружении

На выбор игроку предлагается выбрать одного из трёх персонажей. У каждого из персонажей есть возможность быстро перемещаться по карте, а также каждый имеет свой уникальный мувмент при нажатии на прыжок в воздухе и на спец удар ( Кнопка движения вниз + атака ). В остальном персонажи одинаковые.

На выбор игра даёт несколько видов оружия, таких как:

  • Бластер - обычное оружие, самое мощное как по мне, единственный имеет бесконечный боезапас и стреляет по прямой.
  • Отскакивающие снаряды - круглые шарики, которые подчиняются гравитации и отскакивают от пола и стен.
  • Замораживающий бластер - по факту обычный бластер, но только вместо урона временно замораживает врага. Мобов надолго, боссов ан пару мгновений.
  • Ракета с самонаведением - медленный снаряд, который ищет цель сам. Стоит стрелять в направлении врага, так как алгоритм поиска цели не очень качественный.
  • Ракеты без самонаведения - несколько ракет, которые летят в сторону выстрела. Сами не наводятся.
  • Огнемёт - бьёт частицами огня в близи, наносит урон быстро, но бьёт на короткое расстояние.
  • Бомба с таймером - бомба с таймером. Взрывается либо через несколько секунд, либо при столкновении с врагом.
  • Ещё один бластер - более сильный нежели #1, но снаряды летят медленно.

Оружия много, но применение оного сугубо ситуативно. Однако для прохождения всей игры хватит и самого первого бластера.

Дело в том, что все оружия, кроме бластера, имеют ограниченный боезапас и всего два уровня прокачки ( базовый и улучшенный по факту ). Улучшения найти можно в специальных секретных комнатах и в платных комнатах ( об этом дальше ).

Базовый же бластер можно прокачивать только на скорость стрельбы, однако его скорость стрельбы влияет на всё оружие. Прокачка скорости атаки многоуровневая, однако это нивелируется высокой частотой выпадения усиления.

Лори и дорожка из бомб с таймером
Лори и дорожка из бомб с таймером

О структуре игры

Структура игры полностью классическая для представителя жанра платформер.

Уровень -> Уровень -> ... -> Уровень с боссом -> След. глава

Каждый уровень - это платформер с видом с боку, где нужно пройти от точки А до точки Б. Точек старта может быть несколько ( разные для каждого персонажа). Финиш же всегда один для всех персонажей. Также уровни могут незначительно отличаться на разных уровнях сложности.

На скриншотах выше можно увидеть пример начала на лёгком уровне сложности, где по факту уровень стартует с обучения, после средний уровень сложности и высокий, где отличается количество врагов.

О противниках

Основные типы врагов можно условно поделить на 2 вида:

  • Обычные бродячие враги
  • Стационарные враги ( Например дракончик )
  • Бродячие прыгающие враги
  • Летающие враги
  • Боссы

Против первых хорошо работают бластеры и огнемёт. Против вторых прекрасно работают бластеры и самонаводящиеся ракеты. Против третьих прекрасно работают бластеры, прыгающие шарики и бомбы с таймером. Против четвёртых прекрасно работают самонаводящиеся ракеты. Против пятых обычно нужна особая тактика.

Как видите, почти везде хороши бластеры, и это я пишу про самый базовый бластер. Он хорош всегда.

Боссы

С боссами не так интересно, как в современных метроидваниях, но для 1998 года очень неплохо. О боссах по порядку:

1 Босс - Королева Длинноух

Классические отношения с тёщей
Классические отношения с тёщей

Первого босса мы встречаем на выходе с темниц и им оказывается... наша тёща - Королева Длинноух. Она просто кричит, толкая нас на железные шипы и периодически призывает летящие кирпичи сверху. Помимо этого из двух окон по бокам периодически появляются летучие мыши, которые мешают нам.

Самый первый босс немного ставил меня в детстве в тупик, так как не имел полоски здоровья. Дело в том, что её мы не убиваем, а просто сталкиваем и оглушаем. Поэтому полоски нет.

Тактика простая - стреляем пока стреляется попутно уклоняясь от мусора и врагов.

2 босс - Робот Деван Шелла

Справа - Деван, слева робот.
Справа - Деван, слева робот.

Простой босс, просто бегает по арене, пытаясь нас догнать. Периодически стреляет снарядами.

Этого босса просто затыкиваем.

3 Босс - Морская тварь

Спидранерская тактика убийства - управляемыми ракетами и сразу
Спидранерская тактика убийства - управляемыми ракетами и сразу

Данный босс является летающим, спавнит крабов, которые ниже нас и мешают нам передвигаться по арене. Также может спавнить вокруг себя зелёные шарики, которые являются его вторым щитом. Сам может находиться в закрытой стадии и в открытой, урон получает только во второй.

Тактика убийства - затыкать управлямемыи снарядами, когда тот остался без щита.

4 Босс - ????

Он явно намекает, что нужно атаковать сверху
Он явно намекает, что нужно атаковать сверху

Ещё один летающий босс, атакует в основном приближаясь к игроку и цепью снизу. Имеет большую арену.

Самый простой способ убийства - это поймать его когда он будет над тонелем и просто прыгать ему на голову пока можем, либо поймать его на платформе и настрелять в верхнюю часть с ракет или бластера.

5 Босс- Чёрт

Красный чёрт в холодной локации, мне казалось что ему лучше подойдёт огненная.
Красный чёрт в холодной локации, мне казалось что ему лучше подойдёт огненная.

Босс не летающий, но прыгающий по арене. Стоит просто привыкнуть к его мувменту и можно убить простым бластером.

6 Босс - Деван Шелл

2 фаза Девана.
2 фаза Девана.

Единственный босс с двумя фазами - это Деван Шелл. Первая фаза повторяет усложнённую версию битвы с роботом, вторая же чем-то напоминает битву с демоном.

Босс проходится простым заучиванием мувмента и затыкиванием бластером.

Проблема всех боссов

Дело в том, что описанные мной тактики не нужны. Нужно лишь прокачать ракеты до второго уровня и можно просто заходить внутрь босса и за один период бессмертия после получения урона убивать каждого из пяти боссов ( тёща увы без лафйхаков ).

Бонусы и секреты

Игра мне нравится не её боёвкой или ритмом, а больше различными бонусами и секретами.

На каждой локации расположены невидимые порталы, стенки через которые можно пройти и различные коробки, где лежат вкусности.

Пример секрета. Чтобы добраться до ящика сверху, нужно зайти в телепорт снизу. На телепорт конечно же ничего не указывает.
Пример секрета. Чтобы добраться до ящика сверху, нужно зайти в телепорт снизу. На телепорт конечно же ничего не указывает.

Игра сама по себе построена вокруг очков. В конце игры все очки суммируются и выставляется итоговый счёт. Очки можно получать за сбор хилок ( морковь ), сбор дополнительных жизней ( 1up ), сбор обычной еды ( яблоки, сендвичи и т.д. ) и за убийство врагов.

На деле если хотите много очков - держите хп неполным и собирайте морковки.

Помимо обычных бонусов есть драгоценные камни, которые в конце уровня также преобразуются в очки.

Пример самых дешёвых камней. Помимо рубинов есть сапфиры и изумруды.
Пример самых дешёвых камней. Помимо рубинов есть сапфиры и изумруды.

Платные комнаты

Отдельно стоят внимания платные комнаты.

На уровне можно найти серебряные и золотые монеты.

Серебряные монетки на уровнях
Серебряные монетки на уровнях

Собрав достаточное количество монет, на уровне можно найти подобного кролика с лавкой. У него будет написано, сколько ему нужно монет. Если у вас достаточно монет, то он вас телепортирует в комнату с бонусом.

Всего 20 монет хочет
Всего 20 монет хочет
Секретная комната за 20 монет. Птица и апгрейд отскакивающих шариков.
Секретная комната за 20 монет. Птица и апгрейд отскакивающих шариков.

В секретных комнатах могут быть хилки, доп жизни, апгрейд оружия и птица.

Птица - это временное здоровье. Получит вместо вас 1 удар от врага и улетит. Между уровнями она не сохраняется, а вот бонусы оружия сохраняются.

Окружение игры

Сама игра сделана очень живо и ярко. Качественный параллакс на заднем фоне и огромное количество анимаций окружения, врагов и персонажей составляют очень качественную, даже по сегодняшним меркам картинку.

Интерактив на уровне

В качестве интерактива предлагаются различные блоки открывающие секретные двери или блоки, которые можно открыть только определённым видом оружия.

Пример блоков, которые можно сломать только отскакивающими шариками
Пример блоков, которые можно сломать только отскакивающими шариками

Помимо этого ряд объектов можно разрушить и картинка в общем выглядит очень живо.

Музыка и звуки

Звуков очень много. Прыжки, выстрелы, разбег, мультипликационные эффекты, фразы от персонажей. Звуков много и они постоянно окружают игрока во время игрового процесса.

Музыка же в игре, как по мне, очень качественная. На каждом уровне она своя, а также может меняться в зависимости от баффов и дебаффов игрока.

Шикарный саундтрек одного из уровней

Музыка хорошо вписывается в стилистику уровней, иногда даже останавливался, чтобы просто её послушать.

Стилистика уровней

Уровни сделаны в разных стилях с различными отсылками на популярное кино. Например назад в будущее.

Отсылка на фильм назад в будущее в постере к эпизоду игры
Отсылка на фильм назад в будущее в постере к эпизоду игры

Что же после прохождения

После прохождения игру конечно же не стоит забрасывать.

Первое что стоит попробовать - это сплит скрин прохождение на одном ПК. Классический режим для жанра платформеры.

Помимо этого можно проходить пользовательские карты или залипнуть в онлайне.

Вместе с игрой поставляется мощный инструмент для редактирования и создания собственных карт.

Мощь инструмента подтверждает тот факт, что все уровни игры созданы с помощью него.

Редактор карт игры, поставляется вместе с игрой.
Редактор карт игры, поставляется вместе с игрой.

Также можно обратиться к мультиплееру, поставив мод JJ2+, мультиплеер до сих пор жив и можно найти с десяток серверов точно.

Сообщество

На данный момент активно сообщество игроков в JJ2

Здесь вы можете пообщаться на форуме, найти кастомные уровни для прохождения или игроков для совместной игры. Сообщество активное, учитывая возраст игры.

Заключение

Это моя первая статья по моей любимой игре, жду ваши комментарии и замечания, чтобы исправиться в будущих статьях.

13
11 комментариев