Нажми «5»! Поколение мобильных игр

Саморефлексия – вещь сложная. Думая, с чего начать историю о том, как игры влияли на мою жизнь, я выбирал разные «точки входа». Может это была первая PlayStation? Возможно – до сих пор помню тот ламповый клуб, заполненный старыми телевизорами. Кажется, однажды у меня там чуть телефон не отжали…

Хотя нет, сначала был опыт на ПК – правда я не знаю, что за игра это была. Уже лет двадцать, временами, пытаюсь найти её по ключевым словам: ледомёт, бьющиеся стёкла, красные бочки и враги, что кидают в тебя своими кишками. Безуспешно – прямо как ту старую игру с отцовского Samsung, про пингвина и яйца.

Хм, а может это был третий Thief? Да, определённо – тогда, придя в мою жизнь с пиратского «6 в 1» диска, эта игра определила игровые привычки на следующие десять лет. Но… нет. По крайней мере, поговорим мы про мастера Вора в другой раз. Было что-то до него. И, думаю, вы уже поняли, о чём я.

Знаете, я был одиноким ребёнком. Мало друзей, не было соседей моего возраста, с которыми можно поделиться своими увлечениями. Долгие годы моим лучшим другом были книги – и игры стали их идейным продолжением.

В третьих героях, находясь один, в чужом доме и чужой стране, я придумывал истории для своих похождений. В QuackShot на Sega, не понимая английский, мы пытались додумать сюжет сами. В Thief, кстати, тоже была такая история – пираты выпилили с диска все рендеры с кат-сценами, и в полноценную версию сыграть мне так и не довелось.

Но, всё это было лишь мимолётным впечатлением – тогда в счастливой юности, возможность сыграть представлялась раз в несколько месяцев, если не лет. А вот мобильные телефоны… да, это было уже личное. За 30 лет, в моих руках побывали самые разные устройства: и раскладушки (Motorola Razr навсегда в сердечке, дядя до самой недавней смерти с такой ходил), и уже упомянутый отцовский Samsung SGH-N620. Была легендарная Nokia 3310, с затёртым до дыр Space Impact – оказывается, там целая франшиза была в своё время.

До того, как все смартфоны стали однотипным унылым говном, успел подержать в руках «вай, какой хороший», по словам продавца, Windows Phone, одну из его первых итераций. Та ещё была срань, но дизайн всего там до сих пор лучше, чем на современных смартфонах. Но, пожалуй, самым знаковым из устройств в моей жизни была Nokia E51.

Нажми «5»! Поколение мобильных игр

Как правильно заметили в одной хорошей статье на Habr, Nokia пугающе точно умела предугадывать будущие тренды игровой индустрии – но никогда не брала в расчёт ограничения своего времени. Прежде чем мне в руки попала E51, в них уже побывала Nokia 6300 – отцовский подарок на день рождения. В сравнении со всем до этого, тот телефон был «впечатлением», особенно когда юный, тогда ещё не Зерон, понял, что на него можно поставить и другие игры, кроме Tower Bloxx: возможность проигрывать музыку, смотреть видео, полноценно выходить в интернет. Но, когда я взял в руки «Ешку»…

Ну знаете, наитие такое появилось – вроде бы ты и не понимаешь точно, в чём разница, но чувствуешь, что в твоих руках аппарат совсем иного толка. И, чёрт возьми – я ни разу не пожалел, что тогда обменял их. Для людей в теме – владельцем E51 был водитель дальнего следования, который хотел аппарат «попроще».

Итак, возвращаясь к теме Nokia и её инноваций – возможно не для всех здесь название Symbian вообще знакомо. Удивлением было и для меня, что эта мобильная OS существует ещё с конца девяностых – до того, как рынок поделили между собой IOS и Android, этот моторчик был под капотом примерно 70% устройств на рынке.

Первая половина двухтысячных, на которую пришёлся пик популярности Nokia, для нас с вами примечателен в том ключе, что эта компания очень хорошо видела будущие тренды мобильных устройств – если смотреть на старые концепты, ещё от 1999 года, то уже в них можно заметить упор на мультиплеер, сенсорные дисплеи и, в целом, развитие сферы в сторону полноценных портативных игровых устройств.

Тот самый Nokia N-gage. В миру «чебурашка»
Тот самый Nokia N-gage. В миру «чебурашка»

Не буду особо затрагивать первый N-gage и его ошеломительный провал – опять же, есть куда более развёрнутая статья, да и я не застал этого устройства (хотя хотел бы его в свою коллекцию). Но вот Nokia E51… да, она занимает важное место в моей жизни.

Для начала – это был мой первый компьютер. Фактически, полноценным ПК я обзавёлся лишь в 2012, поступив в университет, но именно Symbian дал мне понимание устройства операционной системы и разделения пространства внутри неё. Видите ли, в отличии от других «осей» того времени, дававших пользователю крайне мало доступа к своему ядру, Symbian делали для нетакусиков: энтузиасты до сих пор активно пилят под платформу различные утилиты, вплоть до возможности полностью заменить родную прошивку более продвинутой.

Впрочем, это уже техномагия – мне, в 2008, взрывало мозг уже просто наличие X-plore: файлового менеджера, который позволял влезть даже в скрытые системные диски (хорошо, что я ничего оттуда не удалил) или разархивировать установщики для java-игры.

До сих пор помню, как, первый и единственный раз в своей жизни, «взломал» через него приложение без готовых решений – это был мобильный S.T.A.L.K.E.R. Дистрибутив, доставшийся мне, был с защитой – после первой пары перестрелок игра требовала покупки полной версии. Тогда, вскрыв её через X-plore, я обнаружил в нём папку с защитой, удалил её, сохранил результат… после чего игра начала вылетать с ошибкой. НО! Не закрывалась после неё, а продолжалась дальше. Кстати, S.T.A.L.K.E.R. для телефонов оказался таким себе – унылый рельсовый шутер на полчаса, с «якобы» привязкой к началу первой части.

Грузится игра дольше, чем идут перестрелки

Впрочем, сегодня я мало буду касаться java-игр: всё же, на Symbian OS, в ретроспективе, выходили вещи и поинтереснее – в том числе эмуляторы. На самом деле, в этом есть своя ирония: в 2003 году N-gage был похоронен в попытке конкурировать с Game Boy Advance, а в 2008 его преемник уже умел эту консоль эмулировать. Да и не только её: вспоминается и эмулятор Sega, а вместе с ним и моя личная боль – невозможность сыграть в The Story of Thor, потому что та не запускалась. Одна из первых игр, запущенных мною потом на ПК – если не пробовали, то очень советую.

QuackShot. Надо бы перепройти

На самом деле, знакомство с эмуляторами определило одну из моих важных игровых привычек – нет ничего лучше для ретро-игр, чем портативные устройства. Как бы я не пытался играть в классику с PS1 на компьютере, как бы апскейлы и удобства не привносила эмуляция – куда приятнее трогать старину на прошитом Nintendo Switch, развалившись на кровати перед сном. Ещё один тренд, который предсказала Nokia, а может и разработчики в девяностые – хотя, скорее это история сделала виток, когда появилось инди.

А ещё на телефонах был первый Half-life!

Тут должен был быть wad Paranoia, но я не понял, как его запустить. Вот...

Да, это Doom, Symbian умел воспроизводить карты с него. Фанаты, помнится, наклепали великое множество различных wad-ов: помимо Half-life, как минимум, видел полноценную модификацию на тему Звёздных войн.

Если не ошибаюсь, C2Doom, через который запускались эти карты, был и моим первым знакомством с понятием читов – да, IDDQD там работал. Если бы не он, дилогию бы я не осилил: играя в это сейчас, не понимаю, как вообще играл в это с таким управлением. Помню только, что очень любил изучать карты, запуская IDCLIP – забавно, что этот код полностью вырубал скрипты на карте, из-за чего я абсолютно не понимал структуру уровней. Забавно, что это была моя единственная успешная попытка сыграть в классический Doom – до сих не воспринимаю эту игру, сколько бы раз не пытался её пройти.

Впрочем, была на Symbian одна вещь, обнаружив которую, я заново открыл для себя мобильные игры. И имя ей…

N-gage 2.0

Если всмотреться в историю «второй Гаги» чуть подробнее – она станцевала на тех же граблях, о которые споткнулась Nokia, создавая первый N-gage: малое количество игр (всего около 30), довольно большая, хоть и куда более демократичная цена на них – если картриджи в 2003 стоили порядка 40 долларов, то одна игра в сервисе в районе 6-10 евро, в зависимости от региона. Были и другие претензии – например, приобретённая копия намертво привязывалась не к аккаунту владельца в сервисе, а к железу устройства, что вызывало большой вал недовольства.

Хотя, что-то я припустил коней – а что вообще такое N-gage 2.0?

Интерфейс сервиса

История такая: после 2003 года, несмотря на провал Nokia N-gage, как отдельного игрового устройства, компания не отказалась от идеи создания собственной мобильной игровой платформы – просто теперь, уже в 2007, взяла её же принципы, и попыталась превратить это в полноценный сервис, без привязки к конкретному устройству.

Смотря на это сейчас, я понимаю, что ноги N-gage 2.0 росли из идей старших консолей, Xbox live, если конкретнее: отдельное приложение-хаб, где можно было завести свой аккаунт, с новостными рассылками, установкой игр через интернет, списками друзей и, о боже – игровыми достижениями! Да, страсть к получению бессмысленных игровых подсолнухов у меня, возможно, именно оттуда – игр было мало, отпускать их не хотелось, а достижения были рассчитаны на то, что игрок выжмет свою покупку досуха (я, конечно, был честным капером, но не суть). Если смотреть на это из 2025 года, то в перечисленном нет ничего особенного, но тогда идея взрывала мозг – особенно с учётом того, какие игры были представлены на платформе.

Эта часть истории остаётся, на самом деле, для меня загадочной – конечно, в играх по лицензиям не было ничего нового даже тогда, но… Resident Evil, Metal Gear, Tomb Raider? А ещё Brothers in Arms, Crash и Звёздные войны – игры по куче популярных франшиз, причём сделанные вполне добротно. Вспоминая, что на первую N-gage выходила эксклюзивная часть TES и даже, внезапно, игра по Вархаммеру – разработчики, в платформу, похоже, верили, раз действительно вкладывали в неё ресурсы.

Мобильная Brothers in Arms

Что же до меня – в 2008 году я был человеком, который очень хотел, но не мог. Привычка составлять списки игр, которые я пройду, облизываясь на их страницы на Википедии, сейчас переросла в составление подобных списков уже не на бумаге, но тогда у меня не было ни денег, ни железа, чтобы прикоснуться к полноценным играм. И мобильный телефон был тем самым «окном в мир», который позволяет преодолеть эту преграду: через java-игры я познакомился тогда с Silent Hill и Prince of Persia, Assassins Creed и Need for Speed – с теми играми, бэклог по которым я нагоняю уже 17 лет, и всё никак до конца не нагоню.

Пожалуй, одним из самых ярких примеров такой игры был Star Wars: the Force Unleashed. Честно говоря, я никогда не был большим фанатом Звёздных воин – посмотрел однажды залпом все шесть частей, одолжив их у друга на кассете, но не проникся. Те же «Войны клонов», посмотренные уже в сознательном возрасте, оставили куда больший след, т.к. они, во многом, чинят трилогию приквелов.

Но вот «сила освобождённая» была другим делом: не одного меня, думаю, заворожили те рекламные ролики, где главный герой утягивает с орбиты планеты целый звездолёт. Конечно, сама игра, в будущем, оказалась разочарованием – довольно скверный слешер, да ещё и с багом, который размывал всю картинку в двадцати метрах от главного героя. Надо бы пройти её ещё раз, чтобы хоть полюбоваться на декорации, потому что…

А мобильная версия ведь очень красиво выглядит до сих пор.

Всё ещё динамичнее битвы с Беном Кеноби

Конечно, это такое же читерство, как в ремейке первого Resident Evil: всё окружение, кроме главного героя и врагов, тут отрисовано, а размер экрана скрывает графические огрехи, но тем не менее – красиво. Сюжетно мобильные Звёздные войны были урезанной версией первой части – как и там, тайный ученик Дарта Вейдера, Старкиллер, вершил тайные операции по свержению Императора, которые, на деле, оказывались лишь частью другого, более амбициозного плана. Мобильная версия лишилась части событий и персонажей, как например, Прокси – учебного дройда-ассасина, но, в целом, была довольно крепкой историей. Но вот геймплейно это был, внезапно, не слешер, а… хм, надо пояснить.

В каком-то роде, это была помесь слешера, стратегии и менеджмент-игры: на протяжении всего прохождения наш Гален Марек ходил от одной арены до другой, сталкиваясь с волнами противников. Атаковать напрямую игрок не мог: позволялось лишь отбивать выстрелы врагов обратно, что могло случайно убить их, но, по мере прохождения, у героя открывались новые способности, которые надо было кастовать «глифами». Иначе говоря, выводя на клавиатуре специальный символ, в зависимости от способности.

На высокой сложности игра заставляет использовать весь арсенал

И, во-первых – механика бы отлично залетела на современные смартфоны, благодаря их сенсорному управлению. Я не играл в «Тургор», но слышал, что там боевая механика была построена примерно по такому же принципу. А во-вторых – такое управление, по мере прохождения, ставило перед игроком прикольные задачи: какие-то места можно было пройти, только правильно скомбинировав способности (битвы с боссами были полностью построены на этом), в других местах игра давала простор для фантазии, а менеджмент заключался в «выносливости» главного героя, которую надо было постоянно рассчитывать, чтобы не оказаться посреди боя без своих джедайских трюков. Ну и Дарт Вейдер в мобильной версии был реально страшным, в отличии от ПК-релиза, в котором бедного деда разбирали на металлолом.

На самом деле, многие игры с N-gage 2.0 заигрывались с форматом устройства, на котором выходили: взять тот же MGS. Насколько я понимаю, мобильная итерация похождений Снейка брала за основу первую Solid, но накладывала поверх её механик свой сюжет, связанный с виртуальным пространством – по крайней мере, это была та часть, которую я понял тогда, со своим знанием английского. Конечно, про Кодзиму, в 2008 году, юный неЗерон и не слыхивал, но твист в финале мне запомнился.

Фича прикольная, но работает так себе

Зато что мне не запомнилось, так это привязка местного прицеливания к камере: было неожиданно включить вид от первого лица и обнаружить, что прицел перемещается с учётом движения самого телефона. Помнится, данная функция использовалась ещё и для голографического камуфляжа – наведя объектив на нужный объект, можно было щеголять по базе розовым Снейком, но, вроде бы, практического применения фича особо не имела. Когда закончу одну вещь, связанную с Silent Hill, которую вынашиваю уже с год, надо будет, наконец, прикоснуться к приключениям Старой Змеюки – потом расскажу, гений Кодзима или нет.

Кстати, далеко не отходя от темы хорроров – Resident Evil. До того, как я углубился в серию, примерно в 2019 году, Degeneration был моим первым знакомством как с франшизой, так и самим жанром – причём напугала меня тогда игра настолько, что я панически боялся хорроров вплоть до того… как меня не исцелил от этого страха ремейк первой части. Конечно, тогда я ещё и понятия не имел, что существовал какой-то RE4, с которого мобильная Обитель Зла откровенно слизала геймплей, поэтому играл в него максимально медленно и осторожно – что имело смысл, ведь звук в хоррорах решает. Возможно, когда-нибудь я напишу лонг про одну единственную комнату в Resident Evil 1, которая вызывает у меня панический ужас – не обилием монстров, ловушкой или окружением, а скрипом одной единственной верёвки, на которой покачивается висельник. Ведь именно такой ужас я и испытывал в ночи, укрывшись одеялом и бродя по залам разрушенного аэропорта.

Про геймплей я уже сказал – это чистая калька с RE4, разве что чуть более медленная. Сюжетно же мобильная Обитель Зла втискивается в события одноимённого фильма: в нём Леону Кеннеди было поручено вытащить VIP-персону из аэропорта, внезапно заполненного зомби после акта терроризма.

Конечно, создатели картины забыли рассказать нам, что, в процессе этой миссии, Леон успел победить трёх прото-тиранов, купить расширения для чемодана и устроить себе челлендж по отстрелу зомби, но простим им это – всё же, бюджет у фильма был не резиновый.

Знаете, побегав в эту игру сейчас – а неплохая, в целом вещь. Конечно, очень неудобная из-за кнопочного управления, да и звуковое сопровождение, за исключением действительно пугающих стонов зомби, в игре довольно скверное, но игра не скупится на кат-сцены, в ней есть несколько битв с боссами… в целом, пойдёт. Правда, конечно, не сравнится с другой игрой, куда больше запавшей в моё сердце.

Независимые проекты на Symbian

Честно говоря, китайская Nokia N95, прибывшая с Китая за 3000 рублей, была куплена мной когда-то из-за ностальгии по мобильным играм – хотелось ещё раз, нативно, побродить по знакомым местам. И не затрагиваю я в этом тексте тему java только потому, что… состарилась она довольно плохо. Разумеется, всегда есть исключения из правил, вроде Doom RPG, Orcs & Elves или Zombie Infection – последнюю даже портировали на современные смартфоны, в рамках классической линейки проектов Gameloft. Но моя память оставила лишь хорошее, совсем забыв про то, какая производительность, зачастую, была у мобильных игр.

Аллоды. Приятно, имея нынешний игровой опыт, обнаружить то, что «Исцеление» ранит нежить. А ещё диалоги тут написаны лучше «Смуты»

И тем непонятнее, как тогда, так и сейчас, для меня было явление .sysx проектов – приложений, разработанных специально под Symbian OS. Ведь работали они, несмотря на полное 3D, гораздо лучше. Сейчас, имея доступ к интернету, я узнаю про вещи, которых не было на тех локальных форумах, на которых я скачивал такие игры – например, про Lament Island, выглядящую даже сейчас не хуже, чем некоторые инди-проекты. Тогда же, в 2008-2012, через такие самостоятельные игры я узнал про Prince of Persia 2008 – до сих пор считаю, что эта часть незаслуженно попрана фанатами. Была ещё Need for Speed Undercover – чуть ли не единственная гонка, пройденная мною за всю жизнь, и, конечно, Assassins Creed: Altairs Chronicles. За последнюю особенно обидно – затёр её, в своё время, до дыр, с нетерпением ожидал продолжения этой истории в основной линейке игр… а потом прошёл первую часть, но не нашёл там даже упоминания Хроник. Как потом оказалось, оно там всё же было – двумя строчками, в рандомном терминале, где ветка любви Альтаира и Адхи просто обрубалась.

Но даже эта история моей юности меркнет перед… 7 Days Salvation. Про эту игру, когда-то, я уже немного рассказывал – небольшой проект от безвестной китайской команды, который стал их лебединой песней, несмотря на значительный успех. Сейчас даже как-то обидно от того, что я сам, пиратя её в молодые годы, был частью их провала.

Так вот… из всего перечисленного за сегодня, именно эта игра была краеугольным камнем той эпохи: ведь именно она определила многие ценности, которых я придерживаюсь в прохождении сюжетных игр до сих пор. Благодаря школе 7 Days я не побоялся влезть в болото сюжетов игр Миядзаки – и даже больше, считаю его методы подачи сюжета «почти» идеальными, если смотреть на них с определённой стороны. 7 Days, помимо фанатских романов Георгия Старкова, пробудила мой интерес к франшизе Silent Hill, который я пронёс вплоть до прошлого года, наконец осилив всю эту прекрасную серию. Наконец, 7 Days научила меня ценить сюжеты в видеоиграх, окончательно поставив их на один ряд с книжными. А всё дело в том, что…

Так вот как выглядит ПТСР

7 Days Salvation была на китайском. Конечно, в последнюю пару лет, силами фанатов, игра обзавелась полноценным переводом на английский язык, но тогда, в конце дремучих нулевых, было тем ещё испытанием просто скачать полностью рабочую версию этого приложения – по сети гуляло огромное множество демо-версий, которые заканчивались на первом, втором или четвёртом дне. С учётом того, что каждый мегабайт интернета был для меня, в то время, на вес золота – каждый раз это был кот в мешке. Но оно того стоило.

Конечно, у меня было подспорье в прохождении – текстовый гайд, приложенный к архиву с установщиком, к которому я обращался, когда совсем заходил в тупик. Но даже без него, теряя нить происходящего, хотелось обежать всё поместье Кена Сальватора в поисках подсказок, потому что история интриговала. Ты не понимал содержания записок (к счастью, важный текст там был подсвечен), ты не понимал значения диалогов между героями, но это не уменьшало желания, на основе сюрреалистичных образов и безумия, творившегося с протагонистом, самому себе додумать историю. Страшное дело – чтобы разобраться в происходящем я полез на родной мне форум, впервые создал там тему и заобщался с другим человеком (!) в ИНТЕРНЕТЕ (!!!), делясь с ним своими догадками о происходящем. Даже больше – коллективным разумом мы нашли пути к получению другой концовки, причём лучшей, не указанной в мануале.

Кстати, всё ещё крутой проект, если заинтересованы – под Symbian уже запилили эмулятор, и игру можно полностью пройти на ПК. Поверьте, оно того стоит. Ну, или хотя бы запомните её название – может китайцы всё же выпустят обещанные ремейк, слухи о котором появились пару лет назад.

Когда у тебя нет ресурсов, но есть талант. А ведь у RPG-линейки от ID был свой сквозною сюжет, и это приквел Doom RPG

Что же в итоге, какой вклад мобильные игры внесли в то, кем я есть сейчас? Ну, наверное, они были одним из трёх столпов, определивших весь мой игровой опыт – детской увлечение переросло в юношеское, в котором появился Thief, появились Ассасины, и появилась любовь к сюжетным RPG. А юношеская любовь переросла в токсичное болото Dark Souls, которое затянула всё вышеперечисленное, превратив это в токсичную смесь того, кем я являюсь сейчас.

В 2008 году у меня не было нормального интернета, не было нормально опыта. Но была страсть, которая поддерживает меня в трудные серые будни даже спустя почти 20 лет. Может когда-то я расскажу и про другие её столпы.

Всем пис.

20
9 комментариев