Как игры меняли мою жизнь в течение 20 лет
Ибо когда я пишу свои статьи, я стараюсь не включать в текст свою собственную предысторию, как игрока с ограниченными возможностями, за исключением некоторых обзоров.
Мне всегда было некомфортно обсуждать личные истории, особенно с тех пор, как я начал писать на DTF и услышал про Котов Кокосов. Но в некоторых случаях я думаю, что делиться личными историями очень важно, поэтому вперёд! За Енота!
Урок первый: Адаптация
Как наверное можно было понять, я игрок с ограниченными возможностями. У меня генетическое заболевание, спинальная мышечная атрофия, СМА, — заболевание, из-за которого атрофируются мышцы всего тела. Я не могу стоять, вытягивать руки вперед, поднять и поднести к уху телефон, нажимать на тугие кнопки. Также есть проблемы с речью. В остальном я жил и живу обычной и счастливой жизнью!
Но не всё так легко в моей жизни, иногда бывают трудные времена. Примерно с пяти-шести лет у меня появилось непреодолимое желание — двигаться. Это было не просто мимолётное желание побегать или поиграть, это было что-то большее, будто сама природа моего тела требовала движения, словно энергия внутри меня хотела вырваться наружу.
В детском саду нас почти каждый день выводили гулять в маленький садик. Там все дети играли, бегали и гоняли мяч. А я... Я сидел на стульчике и смотрел на них. Это было моей реальностью — быть наблюдателем, а не участником.
Трудно передать словами, что я чувствовал. Это было не просто скука или зависть. Это было ощущение, будто внутри тебя что-то пылает, кричит, зовёт к действию, а ты прикован к месту. Моя потребность двигаться была настолько сильной, что, казалось, она исходила из самой глубины моей сущности.
Прошло несколько месяцев, и это стало невыносимо. Я начал нервничать. Раздражение становилось моим постоянным спутником. Я злился на себя, на ситуацию, на окружающий мир. Сидеть и просто наблюдать за тем, как другие делают то, что так хотелось делать мне самому, стало пыткой.
Но в этой истории была и светлая сторона. К счастью, я рос в любящей и понимающей семье. Они всегда старались сделать мою жизнь лучше, а ещё у нас дома был компьютер.
Сначала мне разрешали играть только в развивающие игры по математике и логике. Они были полезными, но быстро надоели. И вот однажды произошло событие, которое изменило всё: мне дали попробовать «активные» игры. Моими первыми играми стали «Кузя» и «Розовая Пантера: Наследство Дядюшки Кука».
Я до сих пор помню те чувства. Это было невероятно! Брать под контроль персонажа, мчаться от злого охранника с украденным сэндвичем или лететь на вагонетке через тёмные пещеры — это было как глоток свежего воздуха для меня.
Каждый уровень позволял мне сбрасывать всю свою детскую энергию.
Игры дали мне то, чего я так жаждал в реальной жизни. Бегать, прыгать — пусть это происходило на экране, но ощущения были настолько живыми, что были не отличимы для меня.
Это стало началом моего пути к тому, чтобы научиться адаптироваться, находить радость и возможности даже в самых ограниченных обстоятельствах.
Этот опыт научил меня, что мир полон альтернатив, нужно только научиться их видеть.
Урок второй: Искусство это интересно!
Нельзя сказать, что я не любил читать в детстве. Но в свои десять лет я читал мало и в основном только то, что мне давали родственники. При всём моем уважении к мифам Древней Греции, истории Руси и приключениям Чиполлино, эти книги меня не особо увлекали. Они были интересными, но не вызывали настоящего восторга, не заставляли меня погружаться в них с головой.
Тут нужно немного отойти в сторону. У нас с мамой была традиция: каждый поход по магазинам одежды в торговом центре сопровождался небольшой наградой для меня. Если я смирно ждал её в примерочных или не жаловался на долгие прогулки по бутикам, мне позволяли выбрать что-то для себя — игрушку или DVD-диск с фильмами. Это были маленькие моменты радости, которые делали даже самый скучный день особенным.
Но однажды всё произошло иначе. В тот день мама решила оставить меня в маленьком магазинчике видеоигр, чтобы я сам выбрал себе что-то, пока она занималась покупками. Магазин был небольшим, но уютным, с тёплой атмосферой. Там работала милая продавщица — готка с тёмной помадой и чёрными волосами. Она заметила, что я растерянно пялюсь в полки с видеоиграми, и подошла предложить помощь.
Мне было стыдно, сказать, что мой игровой опыт ограничен Кузей, поэтому попросил что-то похожее на фильм Властилин Колец, который я тоже не смотрел на тот момент
— Попробуй Dragon Age: Origins, — сказала она с лёгкой улыбкой. — Думаю, тебе понравится.
Я согласился, не зная, что этот выбор изменит многое в моей жизни.
Я влюбился! Нет, не в девушку (наверное?), а в саму игру. Dragon Age: Origins стал для меня настоящим открытием, даже культурным шоком. Я даже не подозревал, что игры могут быть такими!
Оказалось, что в играх могут быть диалоги, которые не уступают фильмам и книгам. Диалоги, в которых каждое слово имеет значение, а твой выбор определяет не только судьбу персонажей, но и целого мира. Глубокие, сложные персонажи с мотивами, историей, эмоциями... Это было что-то невероятное.
Всё в мире Dragon Age, Тедаса, заставляло меня жадно читать страницы внутриигрового кодекса. Мне хотелось узнать всё об этом новом, загадочном мире. Я зачитывался описаниями истории, религии и мифов вымышленной вселенной так, как никогда раньше не читал книги.
Dragon Age пробудил во мне не только любовь к играм, но и интерес к чтению. Теперь я хотел узнавать больше — не только о мире Тедаса, но и о других вымышленных мирах. После этой игры я потянулся не только к новым играм, как например Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, но и к литературе, которая раньше мне казалась слишком нудной и сложной. Роулинг, Толкиен, Сапковский, Эдгар По — все они стали моими спутниками по чтению на долгие годы.
И теперь я понимаю, что Dragon Age: Origins научила меня видеть глубину и сложность в искусстве. Тот случайный визит в маленький магазинчик с продавщицей-готкой был поворотным моментом в моей жизни и стал отправной точкой к нынешнему мне, который обожает с головой погружаться в новые миры.
Урок третий: Общение не имеет границ!
Будучи подростком, я начал немного соприкасаться с ММОРПГ. Почему? Всё довольно тривиально, мои старшие братья также в этот период времени много времени играли в онлайн игры, и я втянулся с ними за компанию.
Это было весело, но я всё ещё предпочитал стог сена в Assassin's Creed.
Ведь довольно долго я избегал игр с онлайн-элементами: боялся, что не смогу соревноваться или играть наравне с другими игроками.
Сталкивался ли я в мультиплеерных играх с оскорблениями и грубой критикой? Да. Бывало ли мне обидно? Тоже да
Правда, меня это не сильно задевала, когда я читал сообщения, что криворукий. У меня правда кривые руки……
Но иногда жизнь преподносит нам неожиданные повороты, которые полностью меняют привычное существование. Так получилось и со мной, когда я был вынужден уехать жить в другую страну. Новый дом, совершенно чуждая мне культура, отсутствие друзей и незнание иностранного языка — всё это было мягко говоря, тяжело.
Именно тогда я нашёл поддержку в мире онлайн-игр, а точнее в Аллоды Онлайн.
Это была моя первая ММОRPG и всё было очень новым для меня. Я учился взаимодействовать с другими игроками, проходить сложные задания, объединяться в команды. Это было нечто совершенно новое и невероятно захватывающее.
До сих пор вспоминаю, как мы долгое время пытались победить Босса белку, собирая пати, пока около нас сидел высокоуровневый игрок, который просто наблюдал за нашим неудачными “траями”, рассказывая параллельно крайне сомнительные анекдоты про тёщ.
С каждой минутой я всё глубже погружался в этот мир, и, что самое невероятное, я начал находить людей, с которыми чувствовал себя по-настоящему весело.
Мы могли часами обсуждать наши приключения в игре, пока я варил “пиво” для рейда или просто болтали о жизни после сложного боя. Это были не просто случайные игроки, это было сообщество, где мы делились историями и переживаниями, своего рода помогая друг другу.
Эти игры поменяли мой взгляд на дружбу и общение. В мультиплеерных играх: люди не догадываются, кто по другую сторону экрана. Для них я игрок ilikok, с которым может быть просто приятно играть, пока он смешно или не очень шутит в чате и редко реально помогает в игре.
Я понял, что в любом мире, реальном или виртуальном, можно найти близких по духу людей!
Урок четвёртый: Не сдаваться!
До 16 лет я играл преимущественно на компьютере: на геймпаде я не мог использовать кнопки R3 и L3, а на ПК можно удобно переназначить кнопки, назначить целую комбинацию на одну клавишу и подкрутить дополнительные настройки, даже не предусмотренные разработчиками. Но из-за ухудшения здоровья, так как моё заболевание прогрессирует, я уже не могу достаточно быстро нажимать на клавиатуре, поэтому например, в серию Total War: Warhammer приходится играть с помощью экранной клавиатуры.
Поэтому теперь я почти полностью перешел на консоль со своим геймпадом. Но и там были нюансы. Самой большой проблемой в играх для меня всегда были QTE — моменты, где нужно быстро и вовремя прожимать определенные кнопки.
Приходилось просить помощи у других людей, а God of War III я из-за этих этапов вообще не прошел дальше пролога.
Вообще мои отношения с играми были черно-белыми. Я либо мог играть, либо нет. Но всё поменялась с Bloodborne. Это игра научившая меня не сдаваться.
Эта история началась в далёком 2016 году в красивом городе Лиссабон в Португалии. В торговом центре я увидел диск с этой игрой.
Тогда ваш покорный слуга не читал ДТФ, не слишком следил за игровыми новостями и вообще выбирал игры по рекомендации продавцов и по обложкам игр. А обложка у Bloodborne это чистое искусство!
Что такое soulslike я не знал, но мне сказали в магазине на “отличном” английском, что это отличное RPG, а такое я люблю.
С первых же минут игры, я почувствовал себя выброшенным в мрачный и неприветливый мир, полный страшных чудовищ.
Bloodborne не церемонится с игроком.
Если вы не можете победить двух оборотней в первые два часа игры. Ну, понизить сложность нельзя, поэтому ПРОСТО БУДЬ ЛУЧШЕ!
Первое время я чувствовал только растерянность. Я умирал снова и снова, не понимая, как вообще можно победить этих монстров, как можно продвинуться дальше.
Усложняло ещё то, что на обычном DualShock 4 я мог использовать только 6 кнопок…… Поэтому дополнительные предметы типо огненного праха, лок камери или парирование было недоступно для меня.
Можно было бы просто перестать играть, не мучить себя, но вот чём смысл. Я знал, что возможно пройти игру, в ней нет никаких гнилых QTE или спорных механик, мне просто нужно стать лучше. Нельзя сдаваться, если перед тобой малейшие трудности, их нужно преодолевать, и неважно игра это или реальная жизнь.
Особенно запомнилась битва с боссом Отец Гаскойн. Я пытался победить его под сотню раз. Я очень злился на себя, и то какой я немощный. Но с каждой попыткой я успокаивался и стал замечать, что становлюсь чуть лучше. Понимал, когда уворачиваться и когда выбирать момент для удара.
Когда я наконец победил его, я испытал не просто радость. Это было чувство гордости за себя, за то, что я не сдался, за то, что смог преодолеть то, что казалось буквально вчера невозможным.
Bloodborne показала мне, что, даже когда, кажется, что всё безнадёжно, когда ты снова и снова терпишь поражение, это не повод сдаваться.
Это урок, который остался со мной даже за пределами игры. В жизни, как и в Bloodborne, мы часто сталкиваемся с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Мы часто чувствуем себя беспомощными перед проблемами, что сваливаются на нас словно цунами.
Но если продолжать двигаться вперёд и не сдаваться, в конце концов приходит момент, триумфа!
Заключение
Игры постоянно вдохновляли и поддерживали меня. Подобно литературе, кино, музыке или любому другому виду искусства, они становились неотъемлемой частью моего жизненного пути.
Игры не только развлекали, но и учили — они помогали мне лучше понимать других, а иногда даже самого себя.
Именно через Nier Replicant я понял, насколько многогранной и глубокой может быть любовь, и как она может проявляться в самых неожиданных формах.
Я — это я, в том числе благодаря играм. Они повлияли на то, каким человеком я стал, и на то, о чем я пишу для вас.
Лучший Кок DTF!
Я рассказываю Иликоку, как мне тяжело вспомнить, как я играл в пасфайндер
"Люблю сидеть" лучше уже не будет.
Всегда, кстати, поражало как люди помнят что-то из детского сада. Я из школы то с трудом могу пару моментов вспомнить, а раньше