"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Во время первого прохождения S.T.A.L.K.E.R. "Тень Чернобыля" я периодически задавал себе экзистенциальный вопрос: зачем все это? Ходишь по зоне, собираешь хабар, стреляешь в таких же сталкеров как и ты, уничтожаешь местную живность. И вот в какой-то момент парень у костра говорит: "Да у меня от местной жратвы скоро кишки в узелок завяжутся". И действительно, в условной GTA после прохождения можно гонять по местности на шикарной машине или летать на самолете. В Battlefield и ему подобных идет сражение с великим врагом ради великой победы. Но в S.T.A.L.K.E.R. достаточно вступить в "Свободу", и вчерашние агрессивные бандиты станут нормальными пацанами. Так зачем устраивать геноцид себе подобных? Ни хорошей еды, ни авто, ни женщин там нет. Максимум борешься ради места в странной таблице рейтинга сталкеров. Основной целью игры заявлен поиск монолита, как исполнение абстрактной мечты, находка которого приводит… к довольно спорным последствиям. Хотя со временем мне посчастливилось втянуться в игру, поначалу очень хотелось найти во всем этом смысл. Чтобы понять местную философию, я решил обратиться к первоисточнику, а именно к повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" и разобраться в заложенных в ней идеях. А заодно пройтись по другим произведениям расширившейся мультивселенной.

В оригинальной повести еще не произошла авария на Чернобыльской АЭС. Зоны отчуждения — некие пространства, на территорию которых было совершено вторжение инопланетян. После того, как пришельцы ушли, так же внезапно как и пришли, в местах пришествия стали появляться аномальные зоны. В них регулярно происходили опасные для жизни явления и появлялись ценные артефакты. Эти предметы обладали особыми свойствами, которые искажают законы физики. За ними началась охота как официальных ученых, так и сталкеров-контрабандистов. Соответственно, со временем образовался чёрный рынок. Территории вокруг аномальных зон обросли городами и жителями, как ранчо в Калифорнии во время золотой лихорадки. Но помимо расходников полезных для физики и медицины, шел поиск редких артефактов, главный из которых — золотой шар, по легенде исполняющий любые желания.

Однако, за все в этой жизни нужно платить. Также берет свою плату зона. У главного героя книги "Пикник на обочине" сталкера Рэдрика Шухарта по прозвищу Рэд (рыжий) родилась дочь, которая постепенно превращалась в инопланетное существо. Если в детстве она была похожа на обычного ребенка, то с возрастом покрылась волосяным покровом и потеряла облик человека. Ее настоящее имя Мария, но родители в шутку называли ее мартышкой, что уже звучит странно.

И вот Рэдрик идет в одно из укромных мест зоны, чтобы найти золотой шар и вернуть дочери человеческий облик. Проблема в том, что шар исполняет только самые заветные желания человека, о которых тот может и не догадываться…

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Есть тип героев, которые считаются чуть ли не классическими для многих фантастических книг. Это такой суровый мужик, настроенный на радикальное решение задач с помощью автомата и кулаков. Но в целом неплохой парень. Он даже может быть немного сентиментальным и не чуждым благородству. Но не дайте себя обмануть — в Рихарде этого нет, хотя, казалось бы, сначала книга говорит нам об обратном.

В его жизни много сомнительных решений — начиная от самого занятия сталкерством, заканчивая убийством своего попутчика во время экспедиции к золотому шару. На их пути была аномалия "мясорубка", и чтобы её пройти понадобилась человеческая жертва. Он сознательно подставил сына своего бывшего компаньона Стервятника — хрестоматийного подонка. Тот успешнее всех занимался сталкерством, поскольку всегда бросал своих напарников на произвол судьбы. Однажды Рэдрик пошел с ним на дело, и в этот раз в неприятность попал сам Стервятник. Рэд вытащил напарника с раздробленными ногами из зоны, но спустя время решил проучить и взял его сына на смертельно задание. Сын этого подонка, Артур, как ни странно, был идеалистом и в силу юного возраста хотел "счастья всем и бесплатно". И был уничтожен зоной.

(Интересный момент: Артур желает счастья всем и даром, и в каком-то смысле Рэдрик действительно обретает счастье в конце таймлайна, когда пьянствует со своим отцом-мертвяком. На языке игры можно сказать, что он сам под конец “зомбанулся”, только из-за бессмысленности жизни, а не по вине выжигателя или контролера.)

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Вот, что Рэдрик сам говорит про себя:

Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать.

На первых страницах книги очень явно показано как Рэд тянется к знакомому ученому, по своему стремится к знаниям. Но после трагической гибели последнего, Шухарт постепенно деградирует. А затем окружение, все эти стервятники, утягивают его с собой в болото. Похоже, именно в этом заключается трагедия — человека оторвали от знаний, и он постепенно оскотинился. Есть символичный момент — в начале повести ему предлагают мигрировать, а в конце авторы специально делают акцент на том, что теперь выезд из зоны под запретом. В зоне нет радиации, но она все равно берет плату за пользование своими дарами, поэтому вслед за мигрантами в новом месте начинаются катастрофы. Как знать, может оставь Рэдрик свое ремесло, его дочь не превратилась бы в "мартышку".

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Если резюмировать, книга показывает историю падения Рихарда, который постепенно отвернулся от знаний и дал зоне поглотить себя. Как показал золотой шар в середине его пути, Рэд просто не знал, чего хочет, а в конце жизни был вполне доволен происходящим.

Переходим к главному вопросу — насколько мир из игры "Сталкер" похож на мир "Пикника на обочине"? С одной стороны, основную идею взяли из повести. В игру перекочевали названия артефактов, которые ничего не дают просто так и, как правило, обладают дополнительным негативным воздействием. Зону вторжения инопланетян заменили на зону отчуждения Чернобыльской АЭС, а в остальном мир игры сделан по канонам книги в смысле идей. Например, читавший повесть точно призадумается, нужно ли ему прямиком идти к монолиту. Но судьба главного героя в игре совсем другая.

Люди Борова тоже порой задумывались над философией Зоны
Люди Борова тоже порой задумывались над философией Зоны

Кинофильм "Сталкер"

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Кинокартина является переосмыслением повести, а не точной экранизацией. В некотором смысле она исказила (или дополнила) первоначальную идею книги. Поэтому, когда во время обсуждения повести люди делают выводы по фильму, это в корне неверно. Сталкер в исполнении Кайдановского водит людей в зону, где по легенде есть тайная комната. У посетившего комнату исполняются самые заветные желания. Проводник берет с собой двух персонажей, которых условно назвали "ученым" и "писателем". У каждого из них есть своя мечта, и каждый на момент похода порядком устал от происходящего вокруг. В итоге они так и не зашли в заветную комнату. Их желания сбылись по дороге, но конечно не так, как планировали визитеры. Писатель буквально примерил терновый венец и получил признание, а ученый смог отомстить своему коллеге. Комната оказалось пустышкой — Зона сама исполняет желания, а чудесного исполнителя желаний, как оказалось, не существует.

Хотя вокруг фильма Сталкера много домыслов в духе "Антон Чигур никого не убивал", есть интересная версия, которую частично подтвердил сам Тарковский. Во время пути сталкер рассказывает, что ходить в зону его научил Дикобраз, а потом повесился. Режиссер говорил, нужно оставить намек, может и не было никакого Дикобраза. Все выглядит так, будто сталкер повел своего брата в зону, и тот погиб в мясорубке, как помощник Рэдрика из повести. А когда сталкер попросил воскресить его, то получил то, чего на самом деле хотел — денег. Поэтому его жена ходит в дорогой дубленке, а сам сталкер скрывает след от веревки повязкой на шее.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

В фильме каждый из персонажей озвучил свои мысли о зоне. Приведу сокращенные цитаты.

Откуда мне знать, как назвать то, чего я хочу. Сознание мое хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса. А чего же хочу я? я?

Писатель

И вот возникли слухи, что зона может исполнять желания. И стали ее охранять как зеницу ока. Мало ли какие у кого желания

Ученый

Это зона. Может показаться, что она капризная, но в каждый момент она такова, какой мы сами ее сделали, своим состоянием. Все, что в ней происходит зависит от нас.

Сталкер

Тарковский говорил о первоочередной важности веры и убрал из фильма все научно-фантастические наработки авторов. Тем не менее, Стругацкие согласились многократно переписывать сценарий, видимо понимая, какую известность им принесет кино. А может быть им интересно было посмотреть как другой творец будет развивать их мысль.

Вернемся к связям с игрой. На первый взгляд у неё мало общего с фильмом. В кино нет привычных аномалий, мутантов, люди не собирают артефакты, не стреляют из оружия. Но если присмотреться, сходства постепенно начинают проявляться.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Вероятно, Меченый неспроста зовется меченым. Он похож на героя фильма, а не Рихтера из повести Стругацких. У героя Кайдановского буквально две отметины — седое пятно на голове и шрам. Сталкер из игры понимал ответственность за нахождение на зоне, в настоящей концовке он не пошел к "монолиту".

Рихтер — опустившийся человек в отличии от Меченого, у которого есть свобода выбора. Герой фильма понимает зону и старается своим ремеслом вдохнуть жизнь в тех, кому уже нечего терять. Поэтому сталкер из кинокартины ближе к Меченому, чем герой книги, которая на самом деле очень и очень грустная.

Если говорить о точных заимствованиях, то тоннели и собаки перекочевали в игру из фильма.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Книжная серия "Сталкер"

После успеха игры как грибы после дождя начали появляться книги из одноименной серии. У каждого писателя получилась своя зона, а также свои Сидорович и Бармен, которых они нещадно эксплуатировали, а иногда, такие злодеи, даже убивали. Есть мнение, что хорошо бы объединить книги в одну вселенную, но тогда создателям "не хватило бы места" для всех.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Чтобы посмотреть как разные авторы воспринимают данную историю, я решил прочесть три книги из серии Сталкер.

Понимаю скептическое отношение многих к такой литературе, поэтому дам краткое описание каждой из них в паре абзацев. Так можно оценить насколько разные произведения входят в серию.
Бустер

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Первая книга называется "Бустер" из серии "Питерская зона". Выбрал ее исключительно из-за необычного антуража. Написана она с использованием пролетарских выражений и лексическими ошибками в тексте. ГГ Бустер – крутой, сильный и с юмором, его помощники: безмолвный юноша, язвительный закомплексованный карлик (чтоб гг выглядел солидно) и красавица в облегающем военном костюме (с ней есть чем заняться). Компания идет по питерским локациям и забавно переругивается. Карлик все время юморит, ворчит и безуспешно пристает к девушке, которая с юмором его отшивает. Бустер естественно легко вступает с ней в любовную связь, хотя у него жена, дети. При этом совсем уж примитивная история разбавляется достаточно неплохими замечаниями о природе зоны. На уставшую голову почитать можно, особенно, если хочется что-то про Санкт-Петербург.

Ставлю 5 сталкеров из 10.
Песочные часы

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Вторая книга – "Песочные часы", одна из самых популярных в серии. Это тот случай, когда название выбрано только потому, что других не осталось. Книга написана живым и легким языком, история постоянно держит в напряжении, с героями все время что-то происходит. Присутствует обязательная в таких книгах интрига и неожиданные сюжетные повороты. Но у этой повести есть еще одно неоспоримое преимущество – сюжет идет параллельно с событиями игры. Локации сменяются по порядку: Темная долина, озеро Янтарь, саркофаг ЧАЭС. Читаешь и вспоминаешь – о, да я тут был, а вот здесь от бандитов отстреливался.

В книге очень много отсылок на игру – это одновременно и плюс, и минус. Дурацкая радость узнавания работает, главное не встречать их слишком часто. Например, когда один из героев спрашивает, как использовать аптечку, а второй отвечает – наведи на персонажа и нажми F, это вроде и смешно, и too much.
По итогу можно резюмировать, что фанатам игры в целом будет интересно почитать книгу, даже несмотря на все "но". Хотя бы чтоб еще раз окунуться в атмосферу первого Сталкера. Могу дать баллов 6 за легкий стиль описания и забавные отсылки, в остальном большой литературной ценности повесть не имеет.

Дезертир

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Повесть коренным образом отличается буквально от всего цикла. В книге реализована очень интересная финансовая система. Каждый раз, когда человеку оказывают услугу, благодетель называет свою цену в местных рублях. Но эти деньги не нужно отдавать наличкой – они засчитываются на внутренний счет человека. Он обязан вернуть их помогавшему, иначе на его совести образуется "долг". У кого накапливается много не отданных долгов, тот становится "крысой" и зона сама расправляется с таким персонажем. Если перевести это на язык нашей жизни, то судьба наказывает за плохие поступки. Не знаю, верите ли вы в кармический бумеранг, но такая система кажется интересной.

За идею даю 6.5 баллов, в остальном все довольно предсказуемо.
У книги есть продолжение "Сердце дезертира", в котором автор отбросил интересную финансовую систему, "темную" атмосферу и перевел фокус внимания на новых гипертрофированно нелепых героев. Внезапно, получилось хорошо – наблюдать за беззлобными фриками интереснее, чем за супергероями. К слову, по книгам хотели снять фильм, но из-за начала войны его пришлось отменить. Осталось только фото с очень колоритным Сидоровичем, которого в этих повестях не было вообще ._.

Резюмируя, можно сказать, что каждый крутит идею Зоны как хочет. Если вы дочитали до этого момента, то сейчас покажу кое-что более безумное, но не менее осмысленное.
Аниме "Пикник в Потусторонье"
По "Пикнику на обочине" в 2021 было снято аниме. В нем Зона — это потусторонний мир, населенный духами. Идея совместить синтоизм и Зону замечательная, но реализация получилась очень слабая. В аниме нет ни захватывающей мистики, ни ужаса, ни философии. Только проблемы 15-летних девочек. Если хочется посмотреть что-то похожее на повесть Стругацких, рекомендую Евангелион — там есть что-то кроме проблем школьниц.

Переходим к народному творчеству
MillenniaThinker — автор, который использует изображение Wojak для создания своих историй. Несмотря на примитивную графику, его сюжеты здорово продуманы. В мультфильме люди ходят в зону, чтобы найти себя и бороться с одиночеством. Это небольшая зарисовка с действительно хорошими внутриигровыми шутками и рассуждениями о жизни. Есть продолжение про S.T.A.L.K.E.R. 2 и комнату желаний, которая, конечно же, делает все наоборот.

Самая отбитая, но не самая глупая вариация

Примерно 8 лет назад в СНГ шумели мультики со спрайтовыми человечками в стиле Wojak от Миши МК. Самой большой работой, которая была интерпретацией Пикника или S.T.A.L.K.E.R., стало "Туманное говно". Сюжет таков — один город был построен вокруг горы (читай Зоны) в центре который, в хорошо охраняемом бункере лежит некая энергетическая масса (шар желаний), ее охраняют фанатики (монолитовцы). Один ученый отправляется в бункер, чтобы узнать о ней. Я не смогу пересказать сюжет более иронично, чем автор мульта, ведь шар желаний, который все ищут, — это буквально говно (в целом канон). Несмотря на обсценную лексику и обилие шуточек, мульт получился отличным. Автор даже смог подвести историю под философскую базу и сделать вывод — 2.1 миллиона просмотров под мультиком не дадут соврать. Ко всему прочему его можно смотреть многократно, поскольку с первого раза получится уловить только общий сюжет без деталей, а их там как в хорошем фильме.

Каждый автор развивал задумку волшебной комнаты по-своему, некоторые очень наглядно. Однако у всех есть нечто общее — в итоге комната оказывается не тем, чем кажется на первый взгляд.
Большие идеи не появляются внезапно и ниоткуда, конечно Стругацкие не сами придумали эту концепцию. Достаточно вспомнить легенду о джинах, которые исполняют желания людей, но не так, как их об этом просят. Эта задумка объединяет все хорошие произведения из вселенной — нет никакой волшебной комнаты и ничего не дается просто так.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Итог
Так что же такое Зона?
Зона весьма успешно копирует нашу жизнь, и между тем добавляет в нее что-то опасное, мистическое, экстремальное. Это очень удачная аллегория, она позволяет формировать огромное множество миров в зависимости от цели и фантазии авторов. Например, в оригинальной повести речь шла о вторжении пришельцев, а в игре Зона — порождение ноосферы, некоего информационного поля, хранящего мысли всех существ на земле.

Если проводить совсем простое сравнение — то все мы сталкеры, которые бредут по жизни (Зоне) и ищут свое счастье. За все она берет плату в размере времени, здоровья, состояния окружающих. За них мы покупаем удовольствия, признание, эмоции.
Но к этим выводам можно прийти и без полотна текста. Здесь читатель может спросить — зачем я потратил время, если узнал то, что и так было понятно. Тогда скажу о менее очевидной вещи, о которой не говорится напрямую.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Наши желания сбываются они не в одно мгновение в волшебной комнате, а постепенно шаг за шагом. Тут уместно вспомнить "Тень Чернобыля" — Меченый становится богатым не в момент падения на него железной балки возле монолита, а в то время пока копит деньги и ресурсы. Также и в остальном. Вопрос в том, что стоят ли желания того, чтобы толкать ближнего в мясорубку, если в итоге можно получить пустую комнату.
Каждый идет по Зоне как может. И каждый несет ответ за свои поступки. Нет универсально правильного пути и нет дороги, подходящей для всех. Тем не менее, существуют правила, которые не стоит нарушать, иначе жизнь может посчитается. Не крысить, не быть кровожадным и не делать особых подлостей. Такие штуки работают даже на уровне здравого смысла.

"Пикник на обочине" или история появления серии S.T.A.L.K.E.R.

Хороша жизнь у парней, играющих на гитарке у костра. Не они ли самые счастливые люди? Могут радоваться общению пока их не одолеет алчность или не убьет безумный наемник. Но ведь все время у костра не просидишь — вот и приходится наслаждаться моментами.
Пожалуй, я перечислил основные мысли о произведениях. Не удивлюсь, если повесть Стругацких будет перерабатываться далее другими авторами. С развитием науки ноосферу и зону вторжения могут заменить на что-то более современное. Но основная идея о мечте и плате за свои поступки навсегда останется прежней. Иначе это будет совсем другая история.

1919
11
11
37 комментариев

""Переходим к главному вопросу — насколько мир из игры "Сталкер" похож на мир "Пикника на обочине"?""
ну, как по мне от книги там осталась просто идея зоны и сбора артов..
да и то это уже в ЗП было реализовано хоть как то отдельными зонами аномалий, да и смысл был искать. мир уже был более похож на то что в книге, с оговорками.
в ТГ и ЧН, и СЧ(сталкер 2) ну если по пути валялось чтото, то подбирал, они были просто научная фантастика-боевик. с книгой вообще общего не имеют.
хз, куда как по мне ближе к книге into the radius 1. и тоже конечно с оговорками. по крайне мере есть это ощущение опасности, где ходить нужно, где враги, высматривать аномалии и тд.

3

Я бы сказал, что Сталкер как игра отошла от инопланетной нф из книги и заменила её местами на хорор как в ТЧ, местами на жёсткий выживач как в Сталкер 2.

1

Если бы они скопировали идею книги 1 в 1, то получилась бы очень странная смесь Сапера и Сайлент Хилла)

1

"В оригинальной повести нет Чернобыльской АЭС" и другие ломающие новости. И потом они ноют что их лонги никому не нужны

2

Но в оригинальной повести зона вторжения была в неком англоговорящем городе Хармонте.

2

А разве была?

1

так что не так то?

1