«Геншин» или Гершвин? Проверяем, отличит ли музыковед игровые саундтреки от классической музыки
А ещё рассказываем интересные факты про композиторов и сочинительство мелодий.
Классическая музыка может звучать по-разному. Это не только известные «венские классики» Гайдн, Моцарт и Бетховен: каждый век запомнился своим подходом к сочинительству и выбором жанров. Такую музыку в профессиональных музыкальных кругах принято называть «академической», но в статье я использую более привычный массовому слушателю термин «классическая», под которым понимается любая музыка, не относящаяся к поп-культуре.
Саундтрек же — молодой жанр для музыкального искусства. И этот жанр не стесняется брать лучшие наработки из классики, особенно по части строения мелодии: например, типичные и хорошо запоминающиеся интонации. Поэтому в условиях, когда звучит только мелодия, без гармонического сопровождения и аранжировки, угадать музыкальный жанр становится сложнее.
Я отобрал 14 композиций, семь из которых — это классическая музыка, а другие семь — саундтреки из игр. Из этих композиций я вычленил главную мелодию и сам записал её на фортепиано.
Отличить классику от саундтрека попытается Диана Дубинина — музыковед и преподавательница теоретических дисциплин в детской музыкальной школе. И вы тоже поробуйте — я специально составил текст в формате «угадайки».
Мелодия №1
Ответ музыковеда.
Это мелодия из классической музыки. Не могу представить такие пассажи в саундтреке. Мне кажется, это что-то из музыки эпохи романтизма.
Правильный ответ.
Такие мелодичные пассажи — последовательности звуков в быстром движении — действительно типичны для музыки 19 века.
Композитор Шой Миядзава (Shoi Miyazawa) решил продемонстрировать не только свои сочинительские навыки, но и профессионализм будапештского симфонического оркестра: в оригинальной аранжировке эту мелодию виртуозно исполняет струнная группа (виолончели, альты и скрипки). У меня на фортепиано это звучит уже не так естественно.
Мелодия №2
Ответ музыковеда.
Классика. Как будто тема из какой-то фуги Баха. Ясная, образцовая мелодия, явно не из игры.
Правильный ответ.
Музыка Баха, как и барочная музыка в целом, легко узнаваема за счёт своей «образцовости»: чёткой мелодической структуры, в которой нет места излишествам. Так что здесь наш эксперт точно определила композитора.
В 1726-1731 годах Бах написал шесть сюит для клавира, которые позже были объедены в единый сборник. Среди других сюит этого композитора «Партиты» наиболее сложны в исполнении. Фуга к сюитам не относится: это отдельная форма музыкального произведения, в основе которой лежит тема (выразительная мелодия).
Мелодия №3
Ответ музыковеда.
Точно из игры. В мелодии звучат вопросительные интонации, используются широкие скачки. Есть схожесть с романтической музыкой, но ей не хватает смыслов и фактуры. Вполне возможно, что этот саундтрек описывает одинокого героя, которому обязательно нужно кого-то спасти. В музыке есть что-то архаичное, что-то далёкое.
Правильный ответ.
Диана очень точно попала в описание основы сюжета «Ведьмака». А всё потому, что композитор Марцин Пшибылович (Marcin Przybyłowicz) использовал проверенные временем мелодические приёмы, подходящие под сеттинг игры: широкие скачки и диатонический лад.
Мелодия №4
Ответ музыковеда.
Такая мелодия могла бы подойти для какой-нибудь детской игры. В других случаях её представить сложно, поэтому я всё же склоняюсь к тому, что она из классической музыки.
Правильный ответ.
Композитора Эрика Сати можно считать родоначальником фоновой музыки и музыкальных лупов: в начале 20 века он придумал «меблировочную музыку» (Furniture music) — композицию, построенную на одной или нескольких повторяющихся звуковых ячейках. Такую музыку не нужно было слушать специально: она должна звучать ненавязчиво, где-то на фоне.
Современники Сати не поддержали такой подход к сочинительству. Композитор ушёл из жизни в 1925 году, и лишь в 1960-х его идеи получили признание и легли в основу музыкального минимализма, захватившего умы композиторов того времени.
Мелодия №5
Ответ музыковеда.
Очень похожа на музыку эпохи романтизма. Музыка кантиленная, в мелодии содержатся вопросительные интонации, она звучит беспокойно. Это классическая музыка.
Правильный ответ.
Как и в случае с Сати, Моцарт этим произведением слегка опередил своё время: во-первых, связывать классическую сонату и пьесу-фантазию со свободной формой для 18 века было смелым решением. Во-вторых, музыкальный язык сонаты стал свободнее и лишился привычных классических устоев, типичных для сонатной формы — отсюда и веяния «романтизма».
Мелодия №6
Ответ музыковеда.
Тема русского романтизма. Возможно, это Лядов: напомнило его фортепианную музыку по стилистике. В мелодии чувствуется высказывание, посыл. Это самостоятельное классическое произведение, а не фоновый рисунок.
Правильный ответ.
Музыка Анатолия Константиновича Лядова — это яркие и запоминающиеся миниатюры. Композитор не любил крупную форму: в музыкальных кругах ходит байка, якобы однажды он пошутил о том, что не выносит музыку больше пяти минут. Эта цитата дошла даже до учебников по музыкальной литературе, однако найти первоисточник этих слов мне не удалось.
Мелодия №7
Ответ музыковеда.
Думаю, что из игры. Мелодия акцентируется на элементах пентатоники, а современные композиторы её очень любят. Нет напряженных интонаций. Предположу, что это какой-нибудь исторический сюжет, что-то азиатское, про Японию или Китай.
Правильный ответ.
Саундтрек Genshin Impact поражает своим масштабом: во-первых, он динамический и подвязан к окружающей обстановке и действиям игрока. Во-вторых, он сочетает в себе самые разные музыкальные культуры: один только саундтрек для Сумеру содержит музыкальные элементы Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии.
И ещё один интересный факт: за основу всё того же саундтрека к Сумеру композитор Ю-Пенг Чен взял симфонические сюиты: в частности, сюиту «Шехеразада».
К сожалению, талантливый автор ушёл из HoYoverse и музыкальной студии HOYO-MiX в 2023 году.
Мелодия №8
Ответ музыковеда.
Это саундтрек в стиле регтайм. Мне кажется, такая музыка идеально бы подошла под игру, где нужно готовить еду. Это моя субъективная ассоциация, которую я никак не могу объяснить, но любой джаз-саундтрек у меня ассоциируется с готовкой.
Правильный ответ.
Super Mario 64, конечно, не симулятор готовки, но это действительно мелодия из игрового саундтрека.
К слову, композитор Кеидзи Кондо (Keiji Kondo) не ограничивался одним лишь джазом: в саундтреке Super Mario 64 встречаются и ритмы марша (Koopa's Road), и элементы электронной музыки (Dire Dire Docks), и даже фолк (Lethal Lava Land).
Мелодия №9
Ответ музыковеда.
Однозначно классика, а если быть точнее, то 20-й век. Если не ошибаюсь, это прелюдия Гершвина.
Правильный ответ.
Музыкальный язык Гершвина узнаваем именно за счёт смешения джазовых ритмов и классической музыки. Первая из трёх прелюдий, которую узнала Диана, написана в блюзовом стиле.
Изначально Гершвин планировал сочинить цикл из 24 прелюдий: эта практика среди композиторов классической музыки остаётся актуальной во все времена, и многие крупные авторы, начиная с Фишера и Баха, и заканчивая Шостаковичем и Слонимским, писали свои крупные циклы прелюдий, чаще всего в связке с фугами. Цифра 24 не случайна, ведь именно столько тональностей существует в музыке.
Впрочем, планам Гершвина не суждено было сбыться: композитор написал семь прелюдий, публично исполнил пять из них, а в печать попало лишь три произведения: материал неопубликованных прелюдий позже был использован в других сочинениях композитора.
Мелодия №10
Ответ музыковеда.
Это точно мелодия из игры. Как будто я её даже где-то слышала. Звучание типично для современного саундтрека.
Правильный ответ.
Музыка к Undertale, написанная композитором и разработчиком игр Тоби Фоксом (Toby Fox), уже давно живёт своей жизнью, отдельно от игры: некоторые композиции активно вирусились в Tik-Tok, поэтому не удивительно, что Диана могла слышать эту мелодию.
Саундтрек Undertale — идеальный образец «меблировочной музыки». Зацикленность музыки слышится на всех уровнях, вплоть до повторяющихся интервалов в мелодии. Я уверен, будь Эрик Сати сейчас жив, он бы высоко оценил работу Тоби Фокса.
Мелодия №11
Ответ музыковеда.
Не могу отделаться от чувства, что это мэшап «Феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковского и заглавной темы из «Гарри Поттера». Точно что-то современное. Мелодические обороты не типичны для классической музыки. Это саундтрек.
Правильный ответ.
Музыку ко всем играм серии Fable написал британский композитор, номинант на премию BAFTA, Рассел Шоу (Russell Shaw). Аллюзии на Гарри Поттера навеивают тональность ми минор и мелодические ходы на интервалы кварты и квинты. А схожесть с танцем проявляется, в первую очередь, за счёт «вальсового» размера 3/4.
Мелодия №12
Ответ музыковеда.
Есть отголоски барочной музыки и неоклассицизма. Похоже на музыку Yiruma — современного южнокорейского пианиста и композитора, который пишет нечто похожее. Поэтому склоняюсь к тому, что это классика.
Правильный ответ.
Японский композитор Сёдзи Мэгуро (Shoji Meguro) — мультижанровый автор, известный благодаря саундтреку для серии игр Persona. Он успел попробовать себя и в роке, и в поп-джазе, и в электронной музыке.
Музыка для Metaphor: ReFantazio стала для композитора очередным знакомством с новым жанром: Мэгуро признавался, что работа с симфоническим оркестром и хором была для него чужда, и ему пришлось заново изучить теорию классической музыки. Поэтому совсем не удивительно, что Диана услышала отголоски эпохи барокко и неоклассицизма.
Мелодия №13
Ответ музыковеда.
Мелодия будто бы построена в технике додекафонии, которая вошла в обиход благодаря Нововенской школе в первой половине 20 века. Вряд ли такая мелодия могла бы звучать в саундтреке, поэтому склоняюсь к тому, что это классика.
Правильный ответ.
Действительно, у симфонической поэмы с незамысловатым названием «Летний день в горах» очень специфичная по звучанию мелодия, которая бросается в глаза не так сильно на фоне остального оркестра. Хотя и до додекафонной техники, в которой весь материал строится на 12-ти не повторяющихся звуках, ей ещё далеко: симфония была написана в 1905 году, а композитор Арнольд Шёнберг вывел додекафонную технику лишь в 1923 году.
Мелодия №14
Ответ музыковеда.
Я думаю, что это саундтрек. Мелодия построена по пентатонике, а это всегда выигрышно звучит. Но само по себе звучание будто бы фоновое. У меня в голове рождается образ королевства из какой-то сказочной игры.
Правильный ответ.
Пентатоника — пятиступенный звукоряд — настолько часто используется в саундтреках и популярной музыке, что вызывает соответствующие ассоциации с этими жанрами. Симфония французского композитора была написана на рубеже 19 и 20 веков, в 1900 году. И звучит она очень современно: попробуйте подставить эту музыку в качестве фонового сопровождения какого-нибудь фильма или игры, и зритель не заменит подвоха.
При всём многообразии музыкальных жанров, именно классическая музыка в целом и минимализм в частности оказали влияние на игровой саундтрек. И если произведения барокко и классицизма узнаваемы благодаря их строгости и сдержанности, то мелодии из музыки более поздних эпох сможет отличить только опытный или очень везучий слушатель.
Делитесь своими результатами «угадайки» в комментариях, слушайте только хорошую музыку и подписывайтесь на наш канал в Телеграме, чтобы точно не пропустить будущие статьи.