Скиф из S.T.A.L.K.E.R. 2 — идеальный герой для игры с открытым миром

Не то что Геральт, Довакин или Элой...

Написал Васильев
Специально для блога биржи FunPay

Cyberpunk 2077 — это сто с лишним часов приключений в открытом мире. Большую часть от ста и целиком все «лишние» часы мы убиваем за необязательным сюжетом: поиском секретов, прохождением «побочек», да просто поездками-гулянками по улочкам-закоулочкам. Красиво же. Тем временем Ви с начала игры смертельно болен (или больна, по версии Fortnite), счёт идёт на дни, лекарство может и есть, но настолько засекречено, что приходится по всем хакерам, фиксерам и группировкам Найт-Сити ходить, просить помощи или подсказок.

Skyrim — те же сто с лишним часов путешествий по лесам, горам, городам, пещерам, винокурням, пилорамам... А то и в пень эти пилорамы, лучше завалиться в книжный и неделю-другую посвятить литературе Тамриэля и ближнего зарубежья. Или в топку книги, кирку на плечо и айда за рудой, а с рудой — в кузню. Пускай бог-дракон Алдуин прилетел уничтожить реальность вместе со всеми точками интереса, «Подлинными Барензиями» в пяти томах и корундовыми латами — не горит.

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3406981616&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Brokko</a>
Скриншот Brokko

Или представьте, на вашу деревню напали чужеземцы, после себя оставили пожарища и горе. А самое гадкое — убили близкого вам человека. После такого у вас просто нет выбора — оружие в руки и вперёд, прокачивать инвентарь, разгадывать головоломки, переодеваться в новую одежду. Может я сказал про Fable, может про Horizon, может про Kingdom Come, решайте сами.

А Baldur's Gate 3 подселяет вам в голову паразита, который ещё чуть-чуть и выживет вас из вас. Звучит опасно, звучит тревожно — такую болячку лучше не запускать. Промедлишь, и ты уже не ты. Но на самом деле ты не ты, когда ты не находишь необязательный подземный мир на пяток часов разборок с монстрами и говорящими грибами. Паразит пусть сделает паузу, скушает «Твикс».

Уловили мысль?

У игровых сценаристов странная мания давать главному герою мотивацию, от которой отвлечётся только негодяй или придурок. Как ещё объяснить Геральта, который ищет старухе сковородку, позабыв о приёмной дочери? Или Джона Марстона, который беззаботно сушит гербарий, пока его семья в заложниках, а он в шаге от смертного приговора? Или Джейсона Броди, который забивает акул ради пошива бумажника повместительнее, пока его друзья в плену у террористов, его брата только прикончили у него на глазах, да и он сам в западне на диком острове?

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D296206823&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lord Commander</a>
Скриншот Lord Commander

Каждый раз, когда ты вспоминаешь об основном сюжете в этих играх, ты чувствуешь себя неловко. Геймдизайнеры говорят «Бегай, стреляй, развлекайся...», сценаристы добавляют «...если тебе плевать на семью, друзей и мир». Вот зачем ставить игрока в такое положение? Неужели нельзя придумать сюжетную затравку такой, чтобы выгул на необязательные миссии не казался дуростью?

S.T.A.L.K.E.R. 2 говорит «да можно, конечно». Ведь там есть Скиф — идеальный герой для игры в открытом мире.

Предыстория Скифа простая и недраматичная: бывший военный приторговывал артефактами, пока один из них не взорвался у него в квартире. Взрыв не убил его жену, дочку или любимого щенка. Даже не украл его машину. Он просто разнёс в клочья кухню. Поэтому Скиф отправился в Зону — чтобы подзаработать.

Артефакт сделал «бум»
Артефакт сделал «бум»

Первоначальный план — поднять бабла по быстрому, потому что тот злосчастный взорвавшийся артефакт к счастью оказался каким-то особенным и ценным. Если правильно с ним повозиться, можно будет загнать за хорошие деньги — хватит не просто на ремонт, на новую квартиру!

Но план идёт не по плану, а по Пизанской башне, артефакт отбирают, Скиф получает по зубам — заходи и задерживайся в Зоне, сталкер. Основной сюжет дальше как бы есть: найти, кто отобрал артефакт, отобрать его обратно и всё-таки продать подороже. Ну, или проникнуться за время приключения духом сталкерского братства и поучаствовать со спойлерами в спойлерах, влияющими на спойлеры. Но груз спойлерной ответственности ляжет на плечи Скифа далеко не в начале игры.

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3371801109&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">HappyBird</a>
Скриншот HappyBird

В начале Скиф — безденежный мужичок, которому нужно разобраться, куда он попал, прежде, чем разбираться с теми, кто попал прикладом по его зубам. Победоносной поступью ходить по Зоне, чтобы помогать вольным сталкерам всей округи не кажется абсурдом.

Искать в заброшках тайники с оружием и резаться-жечься-шокироваться об аномалии, чтоб достать артефакт и загнать его потом подороже — естественное поведение не только для игрока, но и для Скифа, который так-то и пришёл сюда на заработок.

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3378318932&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Queensland</a>
Скриншот Queensland

Причины относиться к приключению серьёзнее появляются по мере самого приключения. Крутое решение, к которому мало кто в индустрии игр с открытым миром приходит — да и разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 только с четвёртой попытки до него догадались.

В «Тенях Чернобыля» герой потерял память, потерял личность. Откладывать на потом самые буквальные поиски себя — сомнительный приоритет. В «Чистом небе», как в Cyberpunk 2077, герой тоже в первый час игры заболевает ужасной болезнью, которая вот-вот с ним расправится, и весь сюжет — про поиски лекарства. Ну, или волшебной водки для случайного прохожего, если ты не в своём уме. В «Зове Припяти» вы солдат с чётким приказом, дисциплинированный офицер с ответственной задачей. Но даже на аномалии не падало столько болтов, сколько у Дегтярёва на миссию.

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D1208041550&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Глухаря</a>
Скриншот Глухаря

Конечно, я не говорю, что Скиф — единственный «герой открытых миров» без поведенческого диссонанса. Есть и другие примеры: в том же Red Dead Redemption 2 уже нет абсурда Марстона-гербария, Артур Морган находит приключения на задницу, потому что так устроена жизнь в лагере Датча: бандиты кто во что горазд ищут на чём подзаработать. Вот Артур и бродит по 108 квадратным километрам, вдруг где хрустящим долларом разживётся.

А в Hogwarts Legacy наш ученик школы чародейства и волшебства слоняется по округе и мается фигнёй, как и пристало школьнику. Плюс, некоторые задачки можно назвать «домашкой», ведь мы практикуемся в магии...

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3403882515&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">МИСТЕРИОНЫЧа</a>
Скриншот МИСТЕРИОНЫЧа

Но абсурдных Геральтов, Ви, Крейнов, Довакинов, Элой и остальных ассасинов куда больше. Почему? Попробуй пойми. В перезапущенном God of War, например, если вы свернёте с сюжетной тропы, то Атрей спросит, а Кратос ответит, зачем. Мелочь, две реплики на две секунды, но сценаристы не поленились дать это мелочное объяснение. Так что я считаю, что в тех играх, где такого объяснения нет, сценаристы или лентяи, или проблему за проблему не считают. А зря.

Мне вот кажется, если бы Геральт в «Ведьмаке 3» прежде, чем узнать, что Цири в опасности и рвануть на её поиски, в менее драматичной, больше бытовой обстановке поработал над заказами в открытом мире, игра б только выиграла.

Причём знаете, что иронично? Книжный Геральт именно так и начинал свой путь. Первые две книги, «Последнее желание» и «Меч предназначения» — это сборники рассказов. Россыпь квестов Геральта то тут, то там, то для этих, то для тех. Только с третьей книги цикла, с романа «Кровь эльфов», сюжет окончательно фокусируется на саге о Цири.

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3293178179&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">yStyleOX</a>
Скриншот yStyleOX

Выходит так, что игровые версии геймпейно хотят, чтобы вы были ведьмаком, наёмником, бродягой и убийцей чудовищ, но сюжетно заставляют быть именно Геральтом, приёмным отцом, сердцеедом и остриём меча предназначения. Пока геймдизайнеры придумывают правила для игры, сценаристы зачем-то сочиняют героя для кино или сериала.

Скиф же — типичный сталкер без драмы, наступающей на пятки. С ним можно пережить опыт типичного сталкера и тебе не покажется, что это бессовестно и глупо. Помочь забулдыгам разнести водку по тайникам? Поможем, ведь за это платят. Вмешаться в конкурентные разборки торгашей? Вмешаемся, ведь за это платят. Принести любимый автомат из опасного подземелья? Принесём, ведь за это платят.

Скриншот <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3374154026&postId=3367483" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">BAY ARENA</a>
Скриншот BAY ARENA

И этого хочу не только я, игрок, Скиф тоже не против. Наша цель, озолотиться, совпадает. А быть с героем на одной волне дорогого стоит.

Ведь открытый мир не должен запирать в сюжете, наоборот, сюжет должен подталкивать тебя к открытиям — и никто не подтолкнёт лучше, чем герой, открытый миру.

267267
168168
99
88
55
33
22
22
11
11
11
11
348 комментариев

Именно поэтому сталкер 2 просто средняя игра, а скифоскуф как не был никому интересен кроме пригоршни сталкербоев за 40, так и не будет. У тупой мотивации хотябы в конце есть развязка это окупающая, а то что тебе не хватает реалистичности в тайм менеджменте то скачай игры атлусов. Или заведи ипотеку)

125
13
2
1

Лол, ну это тебе вот не интересен настолько, что ты ещё взял и навесил на тех, кому интересен, целый ярлык сталкероебов. А что мешает мне навесить на тебя ярлык псевдоинтеллектуального диванного критика с магией чсв, которому просто хочется быть правым, независимо от адекватности позиции? Пожалуй, я так и сделаю, чел.

58
23
1
1

Развязка основного сюжета — уже другой разговор и о другом.

А вот про Атлусов верно сказано. Там несюжетные шатания героя здорово заперты в рамки времени и вообще распределены по хронометражу — тоже крутое решение.

Ты не можешь забыть о сюжете и провалиться в побочки надолго, потому что новые побочки не появятся, пока ты не двинешься по основе, а между тобой и продолжением основы всегда несколько дней, которые в любом случае надо на что-то тратить, вот и тратишь их на побочки.

10

сталкер 2 просто средняя играФакт.

2

не хватает реалистичности в тайм менеджментеЛучше стардью, там вообще жопа горит от того, что ничего не успеваешь.

1

Пусть в хойку сыгранет там не то что тайм менеджмент, там и микро и макро менеджмент, и в случае с онлайном пояснительная бригада будет 🙃

1