Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами
От стимуляторов из Fallout до чудо-трав из Resident Evil — пытаемся угадать состав и ищем лечебные аналоги в реальном мире.
Зелья могут спасти тебе жизнь, путешественник. Правильное зелье в нужный момент – это разница между жизнью и смертью.
В виртуальных мирах даже поломанные рёбра и многочисленные ссадины можно вылечить в одно мгновение, приняв порошок из красной и зелёной травы. В жизни на такое понадобится несколько месяцев и что-то большее, чем просто смесь лечебных растений.
В этой статье попробуем исследовать что общего между видеоигровыми и реальными таблетками. Попытаемся понять из чего состоят игровые лечебные средства и найдём их аналоги в настоящей аптеке. А главное постараемся разобраться почему реальная фармакология и виртуальная алхимия на самом деле даже близки.
Это развлекательный материал! Ни в коем случае не стоит воспринимать найденные медицинские и фармакологические параллели всерьёз. Тем более не стоит пробовать аналоги игровых лекарств из реальной жизни на собственном опыте. Как говорится, перед приёмом проконсультируйтесь у специалиста.
Береги «хэлс поинты» смолоду!
При создании виртуальных аптечек разработчики часто берут знакомые по реальной жизни формы, названия и препараты. Это почти всегда классические медицинские наборы, шприцы с растворами, марлевые бинты, инъекторы с адреналином, флаконы, пузырьки, лекарственные растения и прочие около-аптечные штуки.
В отдельных случаях даже наименования и составы игровых лекарств остаются идентичны существующим аналогам. Весь спектр «медицины» из DayZ идеальный тому пример. Для выживания игроки используют кодеин (болеутоляющее/наркотический анальгетик), тетрациклин (антибиотик), хлорные таблетки, активированный уголь при отравлении, морфин, адреналин, йод и пакеты с физраствором. Хоть сейчас иди в аптеку, а потом в лес сидеть в кустах и прятаться от зомби...
Стимпак из серии игр Fallout
В мире, где ядерный генератор когда-то победил микросхему с транзистором, никогда не меняется не только война, но и медицина.
Человечество, обуздавшее атомную энергию, но в итоге этой энергии проигравшее, в попытках сохранить немногочисленные остатки цивилизации использует множество чудес инженерной мысли довоенного периода. Одно из самых эффективных — стимпак.
По факту, это стимулятор, наполненный смесью питательных, восстанавливающих и лечебных веществ. Химическая основа препарата открывает для человека возможность практически моментально повышать регенеративные свойства организма. Правда, на непродолжительный отрезок времени.
Механическим строением стимпак напоминает устройство карпульного шприца. У обоих медицинских инструментов можно выделить схожие детали: корпус, шток, карпулу с вводимой жидкостью, пробку-поршень, иглу и переходник для иглы.
К слову, особенно результативно применение стимпака оказывается в сочетании с опиумным анальгетиком Med-X. Однако частое применение обезболивающих на основе опиума, и тем более морфина, вызовет наркотическую зависимость.
Принцип действия стимпака заключается в улучшенном заживлении ран и исцелении не особо серьёзных болезней за счёт активации механизмов ускоренного восстановления клеток. К сожалению, точный состав препарата в игре не указывается.
Частичное содержание карпулы медицинского чудо-прибора мы можем узнать благодаря механике крафта из Fallout 4. Чтобы создать один шприц герою необходимо соединить три единицы антисептиков, два пакета с кровью и сталь. Последнее, очевидно, необходимо для выплавки корпуса.
В таком случае встаёт несколько закономерных вопросов: как подобное средство может спасать от серьёзных ранений, если в его основе лежит терпентинное масло (Turpentine), то есть банальный скипидар? А также чистая ли кровь в пакетах, и вообще подходит ли она по группе для использования?
Впрочем, если отстраниться от особенностей крафта четвёртой части, то исходя из эффектов и сокращённого описания препарата, небезосновательно будет предположить, что стимпак работает как сочетание обезболивающих препаратов, регенерирующих тканных агентов, а также стимуляторов кроветворения. В таком союзе от него становится как-будто чуть больше смысла.
В настоящей фармакологии существует множество различных представителей каждой из упомянутых лекарственных групп. Одних только анальгетиков, исходя из принципа их действия, можно насчитать, как минимум, штук семь. А самих стимпаков и того больше.
В связи с этим очень сложно провести какие-то определённые параллели реальности и вымысла. Поэтому попробуем взять за основу наиболее подходящие именно миру игры варианты.
На примере Med-X мы уже знаем, что обезболивающие опиоидного ряда точно могут существовать во вселенной Fallout. Также нельзя исключать распространение нестероидных противовоспалительных препаратов (кетопрофен, аспирин, нурофен, ибупрофен и т.д.), сохранившихся ещё с довоенных времён и банального парацетамола благодаря простоте его производства и всеобщей доступности.
Относительно регенерирующих агентов ситуация противоположная. На самом деле сложно представить, что в условиях постъядерной пустоши повсеместно могут быть распространены стволовые клетки или коллагеновые стимуляторы с матриксными белками. Если это не подземная лаборатория Института или Анклава, а также не технологии доступные Братству Стали, то вряд ли обычные рейдеры или минитмены располагают чем-то вроде препарата Sculptra. Который, к слову, в реальности применяется в борьбе против морщин.
Для стимуляции кроветворения жители пустоши могут использовать внутримышечные инъекции эритропоэтина (гормон, контролирующий образование эритроцитов), а также применять препараты на основе железа и витаминов группы B. Последние могут не только быть частью лечебной жидкости стимпака, но и выступать в качестве рядовых пищевых добавок. Что особенно важно в мире, где существует дефицит продуктов питания.
В первые несколько минут после использования стимпака человек получает несколько выраженных эффектов.
Временно снижаются болевые ощущения благодаря подавлению ферментов, участвующих в передаче болевых нервных импульсов.
Клетки организма начинают делиться быстрее, за счёт чего ускоряется восстановление повреждённых тканей. В зависимости от объёмов раневого покрытия, заживление происходит либо первичным, либо вторичным натяжением. Первый тип образуется, если рана чистая и небольшая. Характеризуется проявлением соединительнотканной организации грануляционной ткани, прочно соединяющей стенки раны. Рубец при этом практически незаметен. Второй тип, наоборот, берёт главенство, если рана обширна и содержит в себе нежизнеспособные ткани, а также инфекцию. Рубец будет тем грубее, чем больше была рана.
Увеличивается продуцирование клеток крови (в частности эритроцитов — переносчиков кислорода), что способствует улучшенному поступлению питательных веществ к повреждённым местам и опять же их ускоренному заживлению.
Конечно, в реальной жизни подобное невозможно. Даже самые передовые препараты, направленные на регенерацию ткани, не способны к такой скорости заживления.
Это чтобы затянулась царапина, полученная после столкновения с Когтём Смерти, очередному Избранному с Пустоши потребуется, чтобы в рюкзаке просто лежал стимпак. В реальности даже обычная царапина, полученная, допустим, после неудачной игры с кошкой, заживать будет от одной до трёх недель.
Лечебная трава из серии игр Resident Evil
Восстанавливать здоровье травами человечество научилось давным-давно. Задолго до появления фармакологии, как науки, древние люди экспериментировали с различными растениями, пытаясь выявлять полезные свойства каждого из них.
Например, в Египте времён фараонов жрецы раздавали населению шалфей, называя его «священной травой». Отвар на его основе помогал рабочим быстрее восстанавливать силы после тяжёлого трудового дня.
В видеоигровой индустрии примеров «священной травы» не меньше. Первый и, пожалуй, самый яркий, который приходит в голову — лечебные травы из широко известной серии игр про зомби от Capcom.
Всего во вселенной Resident Evil существует три основных и два дополнительных вида лечебных растений. Классические зелёная, красная и синяя, а также реже встречающиеся жёлтая и фиолетовая травы.
Согласно лору «Обители Зла» большинство из указанных трав произрастают в регионе американского среднего Запада — горах Арклей, где расположен злополучный Раккун-Сити. В зависимости от цвета у растений отличаются лечебные свойства. В зависимости от части франшизы отличается набор доступных к использованию трав.
В Resident Evil каждое растение имеет строго определенное действие: зелёная трава восстанавливает здоровье, синяя лечит от ядов, а красная усиливает эффект других трав. В свою очередь фиолетовая трава сочетает в себе свойства синей и зелёной, одновременно восстанавливая физическую силу и выводя токсины из организма. Жёлтая трава повышает стойкость, но только в сочетании с зелёной.
Эти свойства напоминают те, которые приписываются травам в фитотерапии, где каждое растение обладает своей «специализацией». Ромашка снижает воспаление, тысячелистник или алоэ вера способствуют более быстрому заживлению ран, а мята успокаивает. Женьшень, например, вообще является природным адаптогеном, улучшающим эффекты почти всех других растений.
То, как устроено лечение в Resident Evil, больше всего напоминает реалии народной медицины. В зомби-франшизе от Синдзи Миками травы обладают мощным, и что ещё важнее, моментальным действием, как если бы они были идеализированными вариантами народных средств — чем-то вроде «зелья мгновенного исцеления», к которому всегда стремились лекари прошлого.
Известно, что в Resident Evil при смешивании трав образуется порошок с усиленным эффектом восстановления здоровья. Как и в жизни отдельные свойства отдельных растений в сочетании могут кратно увеличивать лечебное действие друг друга.
Если заварить настой из мяты с ромашкой, добавив туда, например, зверобой, то наложение полезного свойства каждого из компонентов смеси в сумме даст более качественный результат.
Особые виды растений традиционной медицины широко распространены в качестве средств, необходимых для антибактериальной обработки и дезинфекции ран. Другие применяются для лечения отравлений и токсических воздействий. Не считая того, что многие привычные таблетки тоже делаются на основе природных даров, использование трав в чистом виде и по сей день не теряет своей актуальности.
А ещё в игре есть лечебный спрей. Действует моментально, наружно дезинфицируя повреждённые участки. И хоть он имеет мало что общего со средствами растительного происхождения, его эффект аналогичен спиртовым настойкам и природным антисептикам по типу чистотела.
Вообще спрей из Resident Evil является довольно необычным лечебным средством как по применению, так и относительно действия на организм. В поисках подробностей стоит взглянуть на обратную сторону баллончика.
Производитель Umbrella Corporation утверждает, что лечебный спрей, изготавливающийся на основе зелёной и красной травы с гор Арклей, способен вылечивать раны лёгкой и средней степени тяжести, путём очищения повреждённого участка и последующего нахождения в ране. Последнее, конечно, вполне нормально, но одним своим присутствием антисептический раствор не лечит повреждения — он их только обеззараживает.
Предположу, что в описании имеется виду пролонгированное действие спрея, когда эффект от нескольких применений накапливается и со временем оказывает влияние на организм уже без предварительного нанесения на рану. Возможно это за счёт постепенного высвобождения действующего вещества. Молекулы спрея имеют свойство задерживаться на коже и слизистой оболочке, что продлевает и усиливает эффект, но опять же не лечит, несмотря на заявления производителя. Хотя когда в последний раз было хорошим тоном верить Амбрелле?
Также на упаковке указано, что спрей стоит держать подальше от детей и от прямых солнечных лучей, что стандартно для подобного типа лекарственных препаратов. Ребёнок из любопытства может куда-то не туда что-то не то забрызгать, а прямое солнце не из любопытства, а просто так может изменить структуру препарата, тем самым лишив его полезных свойств. Umbrella Corporation перестраховывается! К слову, небезосновательно, учитывая, что попадание спрея в глаза или внутрь может вызвать ожоги, а в худшем случае летальный исход.
Самое интересное, однако, что по утверждению производителя спрей не помогает от укусов зомби. Во-первых, любой персонаж Resident Evil с этим бы поспорил, а во-вторых, зачем вообще писать подобное на этикетке лечебного препарата? Или Umbrella заранее понимала когда и почему актуальность спрея может возрасти...
На противоположном берегу от спрея находится синяя трава. Грубо говоря, тоже дезинфицирует организм, но только изнутри — выводит токсины. В отличие от спрея полностью является средством растительного происхождения. А учитывая, что народная медицина издревле использовала травы для лечения различных отравлений, следует предположить, что это растение вбирает в свой образ полезные свойства чертополоха, листьев малины, череды и на крайний случай коры дуба и угля.
Жёлтую траву, встречающуюся в четвёртой и пятой частях Resident Evil скорее всего можно сравнить с листьями лимонника и, опять же, женьшенем, так как их действие направлено больше на поддержание здоровья и укрепления сил организма.
Пожалуй, единственное, что заставляет скептически относиться к тому, как устроено лечение в «Обители Зла» в контексте реальной медицины — это способ употребления лекарств.
Одно дело, когда Леон Кеннеди использует на себе спрей, что можно сравнить с применением стандартного антисептика для рук (опустим, что он распыляет спрей через одежду). Другое — когда всё тот же Леон... Ест траву из горшка? Или просто обмазывается ей? Надеюсь порошок он запивает водой. Правда, не помню, чтобы герои Resident Evil носили с собой воду.
Основное сходство между лечебными травами из Resident Evil и народными средствами из жизни предельно очевидно. Оба варианта используют природные источники для быстрого облегчения симптомов отравления или обработки ранений, предотвращая возможность летального исхода.
Различий безусловно больше. Как и в случае со стимпаком из Fallout, главное из них — время. В отличие от реальности, где лечение природными средствами протекает медленно, а действие наступает постепенно, в игре использование лекарственных растений даёт незамедлительный эффект и почти всегда полностью излечивает персонажа за доли секунды.
К тому же в рамках народной медицины практически невозможно достичь настолько успешного и быстрого исцеления одной дозой, как когда герои игры единственной комбинацией трав могут мгновенно поднять себя на ноги.
Capcom, конечно, предпринимали попытку исправить ситуацию с эффективностью фитотерапии в 2021 году, но идея не получила дальнейшего развития. Да и вообще это была соль для ванн.
Болеутоляющие из серии игр Max Payne
Все они были здоровы. Последняя таблетка поставила жирную точку в этой истории. Я снял палец с коробки нурофена, всё было кончено.
Если бы Макс Пэйн не был полицейским, он мог бы стать отличным врачом. С той частотой, ответственностью и, главное, эффективностью, с которыми он лечит себя при помощи болеутоляющих, трагичный коп из Нью-Йорка точно прижился бы на месте участкового терапевта в любой районной поликлинике.
Лекарственные средства в Max Payne являются одним из немногих наиболее приближенных к реальности примеров игровых аптечек. Для восстановления здоровья Макс не жуёт траву, не колет себе в тело огромные шприцы и не отсиживается в углу — он просто пьёт таблетки. Но и тут есть некоторые нюансы.
Аптечки в игре про потрёпанного жизнью полицейского представлены в форме пузырьков с капсулами или классическими круглыми таблетками, какие аналогичны типичным рецептурным болеутоляющим препаратам.
В рамках игровой серии фигурируют болеутоляющие «Interfectum», полу-наркотическое обезболивающее средство с дозировкой 600 мг на таблетку, что достаточно много для анальгетика. При сравнении с реальными препаратами ближе всего находятся опиоидные анальгетики по типу морфина или фентанила. Очень мощные и требующие жесткого контроля препараты. Также можно провести параллель с нестероидными противовоспалительными средствами: ибупрофен, нимесулид, мелоксикам и т.д. Типичные «обезболы» из аптеки.
Принцип действия таких лекарств основывается на блокировке болевых рецепторов за счёт чего, грубо говоря, останавливается передача «знаний о боли» в мозг. При приёме анальгетиков человеческий организм не перестаёт испытывать боль, просто на уровне сознания человек перестаёт понимать, что он испытывает боль.
А так как болевой синдром является одной из важнейших составляющих инстинкта самосохранения, в первую очередь сигнализируя человеку о том, что с его телом что-то не в порядке, постоянное направленное «притупление» боли может сыграть очень злую шутку в самый неподходящий момент.
Именно в этом и заключается основное отличие реальной жизни и игровых условностей, за счёт которых Макс Пэйн не умер ещё в самом начале своего пути. Не особо понятно с помощью какого фармакодинамического механизма, но анальгетики в игре не только глушат ощущение боли, но и способствуют физическому восстановлению.
В действительности обезболивающие не могут лечить повреждения. Даже наоборот: регулярное применение желудочнорастворимых НПВС (обычно в желудке растворяются таблетки, а в кишечнике капсулы, прочности которых хватает, чтобы подвинуться по ЖКТ чуть дальше) увеличивает риск развития язвы желудка. К тому же, частое употребление подобных препаратов может вызвать привыкание, и в худшем случае привести к тому, что любимые таблетки банально перестанут работать.
С разной долей вероятности без применения лекарств больной начнёт испытывать слабость, бессонницу, судороги, повышенную потливость, галлюцинации и ломоту в теле. В наркомании такое состояние называется «ломкой». Но даже если всего этого с телом происходить не будет, самое «безобидное», что ожидает человека — сохранение боли вне зависимости от приёма препаратов.
Таким образом вырисовывается следующая картина. Учитывая, что Макс Пэйн безостановочно принимает анальгетики при первой же потребности, его организм скорее всего находится в серьёзной зависимости, и более того, вообще не реагирует на обезболивающие агенты. В рамках персонажа это даже плюс — Макс Пэйн обязан превозмогать боль и нести эту ношу на плечах, но относительно физиологии Макса как живого существа — мужику не позавидуешь.
Ещё сильнее ухудшает ситуацию пристрастие Макса к алкоголю. Злоупотребление спиртным само по себе оказывает пагубное действие на здоровье, а в сочетании с анальгетиками отрицательный эффект усиливается в разы.
Сильнее всех при этом страдает печень, так как большинство обезболивающих перерабатываются именно в ней. Усиленная фоновая нагрузка со стороны алкоголя может привести к токсическому гепатиту, а в худшем случае к циррозу и смерти.
Также опиоидные анальгетики в сочетании с алкоголем угнетают дыхательный центр в головном мозге, что может привести к критическому замедлению дыхания, коме и опять — смерти. Вместе с тем смерть может стать результатом желудочного кровотечения или банального нарушения координации всё от того же адского коктейля. Смерть всегда где-то рядом с Максом.
Пожалуй, главный парадокс заключается в том, что при всей реалистичности того, как в играх про Макса Пэйна репрезентованы аптечки, их фармакодинамика совершенно не отвечает строгой логике жизни.
В итоге получается, что в невероятные лечебные свойства технически сложного медицинского шприца или волшебной травы с гор, покрытых ореолом мистики, оказывается поверить чуть проще, чем в простые таблетки. А всё потому что внешний вид, закладываемый в предметы смысл и воздействие на организм первых контрастируют между собой не так явно.
Изучать то, как устроены игровые системы относительно реалий жизни, очень увлекательно. Окунувшись в несколько наглядных примеров виртуальных «таблеток», надеюсь, вы смогли проникнуться изучением такой близкой, и одновременно такой далёкой игровой фармакологии. Буду рад, если при удобном случае вы сами теперь не побоитесь подметить в ваших любимых играх что-то, на что раньше не обращали внимание.
А ещё, каждый раз когда в видеоиграх вы будете применять аптечку, вкалывать в своего персонажа очередной шприц, поить его магическим зельем или заставлять есть траву, подумайте, а хватит ли у героя здоровья вынести всё это лечение. Ну и не забывайте предъявлять скидочную карту в аптеках. Берегите себя!