Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

И почему соревновательного онлайн-шутера лучше попросту не существует.

Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

Пару дней назад на DTF вышел пост, в котором пользователь неиронично (а может и иронично) интересовался, почему в Counter-Strike 2 играет так много людей. Почему при всей его механической «топорности» и непростительном устаревании игрового процесса в шутер от Valve ежедневно заходят больше миллиона человек.

Можно предположить, что это самый обычный наброс из серии «Неужели никто вокруг кроме меня не видит, что игра откровенное дерьм... не очень хорошая», но подтасовывать выводы, исходя из личной выгоды и обвинять кого бы то ни было в чём либо я не намерен. Каждый имеет право на собственное мнение вне зависимости от подачи и характера выражения мыслей. Лучшее, что остаётся другим — не брать ничего близко к сердцу.

Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

Рассуждения в вышеупомянутом посте подтолкнули меня ни сколько на попытку оспорить иную точку зрения, сколько самолично задаться вопросом: «Действительно, почему я, как и многие-многие геймеры по всему миру, продолжаю играть в CS, когда есть куда более привлекательные и "удобные" альтернативы?».

В этой небольшой импровизационной статье попробую поразмышлять о феномене «контры». О том, почему даже спустя столько лет с релиза первой части серии, Counter-Strike остаётся одной из самых популярных и востребованных игр в индустрии.

Текст выстрою, основываясь на нескольких тезисных, во многом субъективных, утверждениях, касающихся места «контры» в игровом опыте многих геймеров.

Counter-Strike — это жизнь. Да, как Minecraft

Для многих Counter-Strike это не просто игра, а то, вокруг чего они выстраивают свои жизни. За себя не могу утверждать, что CS стала основой моей жизни, но в определённый период эта игра точно была весьма заметной её частью. Да и остаётся до сих пор, пусть и снизив градус влияния.

В бесконечно далёком и столь же бесконечно бородатом году конца нулевых-начала десятых CS 1.6 стала для меня второй онлайн игрой, к которой я в принципе приобщился. Обогнать старушку смогла только Point Blank из лаунчера с величайшим названием «Запускатор». Именно благодаря этому лаунчеру PB оказалось установить в разы легче, чем скачивать разные версии «контры» с интернета, пытаясь подобрать подходящую. То есть ту, которая будет нормально работать. Сейчас я понимаю, что это было не так уж и сложно, но мелкий я поспорил бы.

«Джокер: Безумие на двоих», 2024, реж. Тодд Филлипс

В версию 1.6 играл довольно долго. Вплоть до выхода Counter-Strike: Global Offensive. Последнюю, к слову, даже предзаказывал за — сейчас такая сумма кажется нереальной — каких-то 500 рублей. Ещё и AWP в Team Fortress 2 накинули. В Source играл немного. Что называется, только по праздникам и когда мы компанией друзей увлекались забегами на deathrun-серверах. Конечно же Source качался в виде православной версии V34.

В конечном итоге именно CS:GO стала для меня той самой «контрой», в которой я оставил больше всего времени и которая подарила больше всего воспоминаний как хороших, так и поучительных. Counter-Strike 2 сейчас лишь переняла эстафетную палочку, продолжив дело Global Offensive, так как сама Global Offensive ушла на покой.

Без малого десять лет назад увлекался созданием мувиков по CS:GO. Этим горжусь в особенности 

Я никогда не был по-настоящему скилловым игроком. Не брал 3к elo на FACEIT и почти не участвовал в серьёзных полупрофессиональных турнирах. Только вместе с командой смог занять третье место на турнире попроще — от профкома среди работников производства в прошлом году, о чём написано где-то тут. В этом году подобный турнир уже организовывал. Краткий вывод: участвовать легче и интереснее, чем проводить, но плюшки приятнее за последнее.

Чаще стараюсь просто получать удовольствие от процесса, даже если что-то не получается. Свой уровень игры всегда оценивал как «хороший, но без изысков». Знаете, такой уровень, когда в одном матче можешь играть так, что хоть завтра подписывай контракт со Spirit или FaZe, а в другом сливаешь настолько позорно, что самому за себя стыдно. Стиль, в основе которого лежит идея «Сейчас как пропрусь».

Так и выходит, что в среднем по палате я средний игрок. Обманывать ни вас, ни себя не буду. Простой парень, который играет то хорошо, то не очень. Особенно сейчас, когда провожу в игре куда меньше времени, чем раньше.

Да нормально я держу «А»! (Вообще на Мираже я отыгрываю роль опорника «B») 
Да нормально я держу «А»! (Вообще на Мираже я отыгрываю роль опорника «B») 

Уверен, люди продолжают заходить в Counter-Strike, потому что он и по сей день не перестаёт быть частью их жизни, храня воспоминания о чём-то приятном из прошлого.

Counter-Strike — это безумно требовательная к навыкам игра, но этим она и привлекательна

Тут впору упомянуть, что CS предъявляет ощутимо высокие требования к скиллу, если вы хотите играть хорошо и показывать достойные результаты. Это совершенно не тот тип игры, «дверь» в которую можно выбить с ноги и уже через 10-15 минут быть самым крутым на сервере.

Без понимания механик и того как устроен игровой процесс хотя бы на базовом уровне вы будете самым крутым на сервере ровно те самые 10-15 минут, но не больше, пока на вас не найдётся рыба покрупнее. Counter-Strike — идеальный пример выражения «Easy to learn, hard to master». Иными словами, легко освоить, но сложно овладеть сполна.

ohnePixel поражается механическому скиллу малыша donk'а

На собственном примере могу сказать, что главное, чего зачастую не хватает, чтобы играть хорошо — это стабильность. Стабильность во многом достигается регулярной практикой и, что ещё лучше, регулярными тренировками. Да, Counter-Strike это та игра, в которой нужно тренироваться, если хочешь развиваться и улучшать игровые навыки.

Но как вообще можно тренироваться в видеоигре? Ровно также как и в обычном спорте. Только вместо отрабатывания одних и тех же действий с мячом или собственным телом здесь доводятся до идеала одни и те же действия с мышкой, клавиатурой и моделькой персонажа. Что на самом деле очень важно, ведь основные механики игры не так просты, какими кажутся со стороны.

Во время тренировок игроки обычно практикуют наводку, правильную постановку прицела, стрейфы и контр-стрейфы (особенности движения), «плавность» мувмента, пики по ближней/дальней стенке и тайминги различных действий, связанных с перемещением по карте. Отдельным столбом стоят гранаты. Изучению того, какие гранаты, как и с какой точки они кидаются всегда отводится много времени.

Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

Сам я не занимаюсь постоянными тренировками. Мой максимум это пострелять ботов, побегать минут десять на deathmatch-сервере (в идеале с зачитыванием убийств только в голову) и время от времени повторить или подучить новые гранаты на разных картах.

Я люблю играть в Counter-Strike, но это не единственная игра моей геймерской рутины, а поэтому уделять ей всё свободное время бессмысленно. Тем более, что периодически пальму первенства перехватывает Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege. К слову, прекрасный пример крутого соревновательного шутера. Беда только в том, что Ubisoft... просто «что Ubisoft» .

Всегда приятно дать парочку таких фликов (Нет, не муравьёв. Да, я играю на растянутом 4:3, кс же)

А ещё Counter-Strike это чуть ли не единственная игра в индустрии, чтобы хорошо играть в которую вам должно быть комфортно сидеть за столом. Звучит смешно, но это действительно так. Успешность игры в Counter-Strike во многом зависит от удобства посадки за компом! В сочетании с правильным лично для вас подбором чувствительности мыши два этих параметра оказывают определяющее воздействие на то как вы будете играть.

Порой эта особенность раздражает слишком сильно. А порой веселит, когда смотришь в каких нелепых (не осуждаю) позах сидят некоторые киберкотлеты.

Во времена CS:GO fмериканский игрок jdm64 был популярен в том числе благодаря своей «расслабленной» посадке 
Во времена CS:GO fмериканский игрок jdm64 был популярен в том числе благодаря своей «расслабленной» посадке 
Ему так удобно 
Ему так удобно 

Уверен, люди продолжают заходить в Counter-Strike, потому что эта игра предоставляет идеальные условия, если человек хочет чего-то по-настоящему соревновательного, где в основе победы лежит чистый скилл.

Как, к слову, и наоборот. Невысокий порог вхождения и разнообразие режимов прекрасно справляются с задачей разделения (нет) людей по навыкам, и делают CS доступной и для тех, кто каждый вечер заходит просто «постреляться».

Counter-Strike — это шахматы

Как неоднократно подметили люди в комментариях к посту из начала текста, CS впору сравнивать с шахматами, тогда как той же Call of Duty лучше подходит сравнение с аттракционами из парка развлечений.

База
База

Сравнение удачное ещё и потому, что несмотря на простоту и ограниченный пул механик, Counter-Strike открывает огромное количество тактических возможностей. Парадокс, но именно простота и ограниченность механик позволяют делают CS идеальной соревновательной площадкой. Здесь на первое место выходит не количество, а качество.

Механически (не путать с технически) игра отточена настолько хорошо, что попытка придумать что-то кардинально новое скорее не улучшит, а сломает устоявшуюся геймплейную формулу. Это можно делать в сторонних проектах, берущих за основу геймплейное ядро «контры» — смотрим в сторону Spectre Divide от shroud'а — но точно не с самой «контрой».

На самом деле классная игра. Жаль, что она не смогла найти должную популярность. Попробуйте, если ещё нет 

Cо стороны кажется, что каждый матч в Counter-Strike это повторение одних и тех же раундов с бросанием одних и тех же гранат и заниманием одних и тех же позиций.

Но на деле существует чуть ли не бесконечная комбинациях разыгровок и взаимодействий внутри команды. Просто подобные вещи присущи более скилловым ребятам. К тому же не даром в киберспорте существует отдельная позиция тренера команды, как человека, передвигающего игроков словно фигуры на шахматной доске.

Тренер состава NAVI по Counter-Strike 2 Андрей «Blad3» Городенский во время первого дня RMR квалификации к Perfect World Shanghai Major 2024 
Тренер состава NAVI по Counter-Strike 2 Андрей «Blad3» Городенский во время первого дня RMR квалификации к Perfect World Shanghai Major 2024 

Уверен, люди продолжают заходить в Counter-Strike ровно по той же причине, по которой они не перестают играть в шахматы. Доведённая до идеала геймплейная формула и её простота не позволяют игре надоесть. У Call of Duty тоже всё хорошо и в неё тоже не бросают играть, только в этом случае каждый раз приходится брать новую колоду карт.

Counter-Strike — это зубодробительный киберспорт и широкое поле для развития

Сейчас уже никак нельзя отделить киберспорт и Counter-Strike. Тут всё совсем просто. Как когда-то мелкие пацаны, следящие за игрой Марадонны, хотели стать футболистами, теперь другие мелкие пацаны смотрят за Симплом, Нико, Монеси и Донком и хотят стать киберспортсменами.

Это не значит, что в футбол или хоккей идти уже не хотят, да и CS не становится единственной дорогой киберспортивной карьеры, но в общем представлении дела обстоят именно так.

Классический Илья «m0NESY» Осипов

За год в CS проходят десятки больших и сотни чемпионатов поменьше, на которых собираются самые лучшие игроки мира. Киберспорт развивается невероятными темпами, забирая внимание зрителей у обычных видов спорта.

Люди следят за турнирами и командами, находят своих кумиров, болеют за любимые составы или отдельных игроков, интересуются индустрией и от этого сами хотят играть хотя бы на уровне соревновательного режима. Кто-то впрочем ограничивает взаимодействие с «контрой» исключительно просмотром матчей. А кто-то реально пробивается в киберспорт.

Что уж греха таить, я сам в определённый период жизни хотел стать киберспортсменом в Counter-Strike, но то были просто детские мечты, основанные на максимализме, вере в лучшее и идее, что было бы круто получать деньги за то что играешь в игру. Не получилось. Оказалось не всё так просто, но попробуй объясни это двенадцатилетнему мальчугану.

Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

Если не через киберспорт, то многие люди строят карьеру в CS через создание контента, стриминг, комментирование, аналитику и даже создание команд! Ярчайший пример: самая народная из всех самых народных команд — Insilio. Проект простого парня, когда-то работавшего продавцом в «Связном», Олега «RachelR» Тюрькаева. За пару лет созданный обычным стримером тег смог дорасти до полноценной конкурентоспособной организации, которую любят фанаты и с которой считаются оппоненты.

Сейчас состав совсем другой, но это именно те ребята, с которых началось становление Insilio как организации 
Сейчас состав совсем другой, но это именно те ребята, с которых началось становление Insilio как организации 

Ровным счётом, как Counter-Strike объединяет вокруг себя огромнейших масштабов комьюнити, состоящее из миллионов людей по всему земному шару, в первую очередь шутер от Valve каждый вечер объединяет вокруг себя как минимум несколько человек — команду друзей, заходящих в игру пообщаться и провести время с удовольствием.

Бывает и так, что дружеские посиделки ради болтовни перерастают во что-то большее. Отношение к игре становится серьёзнее и вот ребята уже разучивают гранаты и вместе тренируются. Потом берут свои первые 2000+ elo на Faceit. Начинают принимать участие в местных турнирах. Выходят на уровень выше, продолжая набираться опыта. Через время завоёвывают свои первые титулы и кубки.

По ходу меняются игроки, меняются команды, но всегда остаётся стремление добиться поставленной цели. И вот спустя несколько лет хотя бы один человек из той группы друзей, которые заходили в CS просто расслабиться и поугорать, играет в финале самого крупного турнира в году. В идеале выигрывает его.

Уверен, люди продолжают заходить в Counter-Strike, потому что всегда есть шанс, что такое возможно.

Counter-Strike — игра не без проблем, но это всё ещё лучший соревновательный сетевой шутер

Да, лучше так и не придумали. Гейб опять всех уделал. На этом можно закрыть вопрос. Или всё таки нет.

На самом деле лучшего соревновательного онлайн шутера для всех не существует. У каждого найдутся свои предпочтения и варианты. Как не бывает одинаковых на вкус фломастеров, так ни в какой из сфер нет чего-то однозначно лучшего. Однако Counter-Strike имеет полное право считаться одним из самых почитаемых примеров среди подобных игр.

Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

То, почему CS глобально не меняется уже больше двадцати лет можно объяснить одним простым, но очень полезным правилом: «Не стоит чинить, то что работает». Вот Valve и не чинит. Тем более, что вносить какие-либо серьёзные и частые изменения в игру нет возможности банально из-за того, что CS намертво привязана к киберспортивной сцене. Чаще всего про-игроки очень больно воспринимают любые масштабные изменения.

Особенно, если Valve вносит их накануне или посреди турнира, как произошло буквально на днях, когда в середине предмажорного RMR-цикла (закрытая стадия отборочных на главный турнир конца года) разработчики резко изменили правила подсчёта очков и распределения команд в турнирной стеке. Valve извинились за нерасторопность, но возвращать как было не стали.

Некоторые уже сыгранные важные матчи вдруг стали не такими и нужными, а отдельные команды потеряли уже полученные места в следующих стадиях и оказались вынуждены спуститься на этап ниже, исходя из общего рейтинга. Valve и их отношение к киберспорту во всей красе, несмотря какие деньги приносит отрасль. Правда, скины и кейсы приносят всё равно больше, поэтому неудивительно.

Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

Однако вещи, которые точно бы стоило починить в Counter-Strike безусловно есть. Если в общей картине CS кажется идеальной игрой, то относительно частностей воздушные замки рушатся сразу. Главная проблема — читы и читеры. Да, там где присутствует высокая соревновательная конкуренция всегда будет много нечестных игроков.

«Контру» всегда преследовала эта напасть, но в случает с CS2 ситуация ухудшилась кратно. В соревновательных режимах, доступных внутри игры читеры попадаются стабильно раз в два-три матча. Причём, чем ранг выше, тем это происходит чаще. Valve, конечно, уверяют что в поте лица работают на усовершенствованной системой VAC Live, основанной на работе ИИ, но особых результатов чуть больше чем за год с релиза так и не видно.

Какой сильный игрок! 

Другая проблема — регистрация попаданий. Новомодная система sub-tick, пришедшая на замену классическому тикрейту оказалась больше просто названием, оставив за собой принцип работы старых версий системы. К тому же плавность работы sub-tick привязали к пингу. Ребятам с Дальнего Востока соболезнуем. За год ситуация слегка исправилась и игра стала лучше засчитывать попадания по противникам, как и в целом стала более отзывчивой, но ещё есть куда стремиться.

Про вылеты, рассинхроны с сервером, ломаные текстуры, отсутствие баланса в подборе команд, не самую качественную оптимизацию под слабое железо промолчу. Касается не так часто и на фоне фундаментальных проблем всё это кажется не таким уж и важным. Конечно, по мелочи разработчики стараются исправлять косяки. Единственное, хочется, чтобы они делали это побыстрее.

В сухом остатке получается, что при всех своих недочётах, которые были, которые есть и которые обязательно ещё будут, Counter-Strike остаётся чистейшей в своём роде киберспортивной соревновательной дисциплиной, доступной как простым работягам, желающим расслабиться после работы, так и открывающая двери игрокам, стремящимся добиться особых, очень сложно досягаемых вершин. Это уникальное сочетание простоты технического исполнения и тяжести механического выполнения — внутреннего устройства и внешней адаптации.

Каждый, кто из полутора миллионов ежедневного онлайна запускает CS, точно знает, что эта игра будет процветать ещё долгие-долгие годы, если только Valve не дёрнут рубильник от серверов.

Что до меня. Уверен, я продолжаю заходить в Counter-Strike, потому что просто люблю эту игру. А может это всё эффект, сравнимый со Стокгольмским синдромом.

Пойду, пожалуй, зарегаю катку...

Также советую почитать статью о том, как простой беженец из Вьетнама смог подарить миру одну из величайших игр в индустрии.

Почему я продолжаю заходить в Counter-Strike даже спустя тысячи наигранных часов

Подпишись на мой DTF-блог, для меня это очень важно. Не забудь поставить «🔔». Отличного тебе дня!

246246
7878
77
66
44
33
33
22
11
11
11
290 комментариев

Функция с выводом самого популярного коммента под пост слишком шикарна. Часто она добавляет столько аутентичности, что нарочно не придумаешь!

76
8
1
Ответить

кс говно.

231
20
8
3
3
1
1
1
1
Ответить

Я ждал этот комментарий

30
Ответить

Просто пришёл, просто высрал базу

9
Ответить

кс и дота норм, вот ФИФА говно!

2
Ответить

База. В первые годы кс играл в мульт первой халвы, квейк и анрил и не понимал почему все в это уг залипают.

2
Ответить