Ностальгия: Reforged — почему игровой индустрии следует задуматься о своей истории

Ностальгия: Reforged — почему игровой индустрии следует задуматься о своей истории

На отгремевшем недавно Blizzcon’е важнейшими стали две новости — расширение франшизы Diablo на мобильный рынок и ремастер Warcraft III. В этих анонсах просматриваются две тенденции игровой индустрии, которые могут кого-то печалить, а кого-то и радовать. Но одна из них угрожает нанести серьезный урон, от которого индустрии будет сложно оправиться.

Выход на мобильный рынок окупается с лихвой, особенно если подключить китайскую аудиторию. Blizzard было бы глупо игнорировать такую беспроигрышную опцию — недовольством особо преданных фанатов можно пренебречь: их много меньше, чем людей, которые в итоге будут играть в Diablo Immortal. Здесь ничего страшного нет, в отличие от драгоценного Warcraft III.

Версия Reforged анонсирована и выйдет в следующем году, а пока появились первые отзывы журналистов. Статья Polygon разбудила во мне уже давно дремлющий страх: компьютерные игры стремительно движутся к потере своей истории. Но бить в набат еще не поздно.

Warcraft III: Reforged
Warcraft III: Reforged

Warcraft III: Reforged не просто одевает игру в новое платье, осовременивая графику. Грядут так же изменения баланса и изменения в сюжете. Последнее делается для того, что бы ближе подогнать историю Warcraft III к лору World of Warcraft, который развился после выхода оригинальной игры. Определенные герои будут больше раскрыты, а некоторые карты полностью изменены — например, Стратхольм, который в оригинальном Warcraft III выглядел совершенно не так, как потом предстал в WoW. Игравший в демо-версию Reforged журналист Polygon, описывая свои впечатления в статье, написал очень важную фразу: «Reforged ощущается как Warcraft III, который мы помним, а не тот, который стоит на пылящемся винчестере старого компьютера». Иными словами, Reforged — это Warcraft III, в который мы хотели бы играть, но не тот, в который по факту играли.

В этом вся суть ностальгии — искаженное памятью прошлое притягивает тоскующие сердца, склонные идеализировать воспоминания. Отрывки прошлого складываются в радужное панно, прикрывающее потертую штукатурку на стене. Память не делится на категории, а хранится временными пластами. Вспоминая игры, в которые мы играли в молодости, невозможно объективно оценить пережитый опыт, так как к нему постоянно примешиваются не связанные к самой игре вещи — беззаботность детства, вкус бабушкиного «Наполеона», первый поцелуй. На этом фоне легко забываются неудобства интерфейса, несовершенства графики и прочие скучные недостатки настоящих компьютерных игр, коих напрочь лишены предметы ностальгии — игры воображаемые.

Warcraft III: Reign of Chaos
Warcraft III: Reign of Chaos

Поэтому ностальгия манипулятивна. Неужели кто-то сможет отказаться от предложения вернуть хоть частичку того утерянного безоблачно счастливого опыта детства? Этим вовсю пользуются корпорации. Одни продают один и тот же продукт по несколько раз (каждой платформе по Скайриму), другие создают симулякры: Warcraft III: Reforged дарит игрокам воплощение воспоминаний, замещая собой реальный оригинал — Warcraft III забывается, исчезает.

Так, в рыночной погоне за ностальгией гибнет история. Какими бы приторными ни были наши воспоминания о прошлом, сохранение реальной картины со всеми своими нюансами — это важная задача любого вида искусства. В музыке, кино и живописи прошлое бережно хранится в архивах, а утраченное горько оплакивается. Архивы истории компьютерных игр разрушаются, не успев толком сформироваться. В условиях дигитальной дистрибуции, снаряженной DRM, лишающей пользователя правами обладания продуктом, сохранение оригинала становится практически невозможным.

P.T.
P.T.

В следствие закулисных бизнес-решений могут теряться как малозначительные нюансы (музыка в GTA IV), так и важные ступени развития жанра. То, что случилось с PT можно расценивать как невосполнимую утрату для истории. С тех пор, как игра исчезла из PlaystationStore, были предприняты многочисленные попытки возродить ее руками независимых умельцев. Но неважно насколько эти попытки будут близки к цели, они не возродят утраченный оригинал.

С другой стороны, важно отметить, что ремастеры и переиздания — действенный способ не только убийства, но и сохранения истории. Грань проходит по нюансам. Переиздания первых частей серии The Monkey Island, например, лишь способствуют сохранению оригинала как в человеческой памяти, так и на памяти жестких дисков. Техническая модернизация в купе с повышением удобства интерфейса приглашает к игре более молодую аудиторию, а возможность в два счета переключиться между новой версией и оригиналом выполняет важную миссию сохранения первозданного оригинала. Более того, такой способ умудряется обрезать крылья витающей в облаках ностальгии, подчеркивая, насколько удобнее на самом деле играть в ремастер, нежели оригинал. Такие переиздания наглядно демонстрируют эволюцию искусства компьютерных игр, отрезвляя от опьянения ностальгией, сохраняя первозданный оригинал и модернизируют продукт для современного использования.

The Secret of Monkey Island: Special Edition
The Secret of Monkey Island: Special Edition

Но если этот способ идеально подходит для квестов, другим, более сложным механически жанрам, нужен чуть иной подход. Ничего нельзя поделать с тем, что некоторые игры выходят не в том состоянии, как хотелось бы разработчикам. Лечение багов, улучшение баланса, введение новых механик — все это нужные процессы для поддержания жизни игры. Иногда, такие изменения встречают негативный отклик в среде игроков, ведь с ними меняются важные аспекты игры. Но в любом случае меняется первозданность. Поэтому возможность откатить патч или отключить новую опцию обязательна.

Baldur's Gate II: Enhanced Edition
Baldur's Gate II: Enhanced Edition

В случае же больших переизданий не только с графическими изменениями, но и добавлением контента (например, введение новых сюжетных линий), важна доступность оригинала. Переиздания от Beamdog можно любить и ненавидеть, но они остаются полностью безвредными для истории, так как оригинальные версии всех переизданных игр до сих пор доступны. Выпуск Enhanced Edition для Divinity: Original Sin от Larian тоже не только исправил несовершенства оригинала, но и сохранил их отдельно для истории — оригинальная версия до сих пор доступна для установки.

Эта оптимистическая картина, к сожалению, резко меняется, когда речь заходит о мультиплеерных играх. Когда весь контент находится на серверах, а в руках у пользователя остается лишь клиент для подключения, потеря для истории индустрии неминуема. Компании разоряются, сервера отключаются, игры уходят в небытие. Происходит это не только с мертворожденными, изначально неудачными проектами, но и с успешными играми, собравшими немалую аудиторию. Закрывшаяся City of Heroes, например, просуществовала почти 8 лет, показав неплохие результаты на старте (300,000 проданных экземпляров) и сформировав армию преданных поклонников. Теперь же она живет лишь в обманчивой памяти игроков, и объективно оценить ее вклад в историю компьютерных игр уже невозможно.

City of Heroes
City of Heroes

Но и даже игры долгожители теряют свою историю. Ни одна из ныне существующих MMO не стоит на месте, постоянно меняясь и отдаляясь от своего оригинала все дальше и дальше. Это неизбежно и необходимо, но в то же время печально. Так же в онлайновых мирах происходят одноразовые события, которые больше никогда не повторятся. Единственным способом сохранить эти исторические моменты — обратиться к помощи других медиа. Видео на Youtube, например. Но и сервера Google так же не вечны, и страшно подумать, сколько всего может быть утеряно для истории в случае одного из худших сценариев.

Именно поэтому игровая индустрия должна задуматься о собственной истории. Неидеальные, а порой даже и неиграбельные игры — тоже немаловажная ее часть, нуждающаяся в сохранении. No Man’s Sky, превратившаяся с момента выхода в более богатую на события игру, это прекрасный пример эволюции проекта и важный урок разработчикам. Но со временем блеклость и тусклость оригинальной версии забудется, и урок потеряет свою наглядность.

World of Warcraft Classic
World of Warcraft Classic

World of Warcraft Classic, от тех же Blizzard, заменяющих сейчас Warcraft III — это исключение из правил. Только такой мастодонт игростроя может поддерживать отдельные серверы с оригинальной версии игры, только что бы сохранить для истории все ее шероховатости. Для более широкого охвата нужен более обширный подход.

Интернет-архив давно уже начал сохранять не только веб-страницы, но и софт. Там можно найти игры, которых нет в продаже на дигитальных площадках. Пусть зачастую там всего лишь демо-версии, это лучше, чем ничего. Но и это самое «ничего» является ничем лишь в легальном плане.

Black & White
Black & White

По иронии судьбы, именно то явление, которое считалось одним из виновников будущей гибели игровой индустрии, сейчас является одним из главных ее спасителей. Об этом в настоящее время не принято говорить, но именно благодаря усилиям пиратов можно до сих пор поиграть в Black & White. Только благодаря эмуляции можно частично восстановить опыт игры на старых консолях — и не рыночно-манипулятивным способом, ограниченным малой выборкой игр, а с полноценным каталогом и полностью бесплатно. Пока элита игровой индустрии будет игнорировать проблемы сохранения игрового исторического наследия, пиратство не лишится своего этического оправдания и будучи незаконным, в некоторых случаях останется как минимум оправданным, а как максимум морально верным решением этих проблем.

7373
124 комментария

дигитальной дистрибуции ААААААААААААААААААААААААААААААААААА

44
Ответить

ЭТО ЖЕ ПРОСТО РЕЙДЖОВЫЙ КРИНЖ!!!

12
Ответить

Обычный мозг: цифровое распространение.
Мегамозг: цифровая дистрибуция.
Надмозг: дигитальная дистрибуция.

1
Ответить

REEEEEEEEEEEEEEEEE

Ответить

Я озверел просто от таких слов

Ответить
Комментарий удалён модератором

С варкрафт3 похожая история, в него играет больше людей, чем в официальный Старкрафт 2.

Извините, что?

5
Ответить