Лор Halo
Все как обычно в моих лонгридах. Пробегаюсь по сюжету, разгребаю все, что вышло - игры, книги, комиксы, мульты, кино.
Вступление
Во-вторых, киносериал по Halo - неканон. Плюс он ужасен, я его не смотрел, не буду и вам не рекомендую. Поэтому я его пропускаю. А так же две книги - Halo: Epitaph и Halo: Empty Throne, потому что они недавно вышли, и там не совсем удобно их читать пока еще. С другой стороны я проштудировал Halo Encyclopedia последней (2022 года) редакции, и я думаю что она до сих пор актуальна. Так же я пропускаю некоторые сборники рассказов и прямые новеллизации игр - Halo: Tales from Slipspace, Halo: The Flood, Halo: First Strike, Halo: Evolutions – Essential Tales of the Halo Universe. И книги Halo: Battle Born, Halo: Meridian Divide, так как они совсем детские филлеры.
В-третьих, про названия. В серии некоторая задница с официальными переводами названий на русский, больше всего путаницы с Форанерами и Прекурсорами, которые две разных расы, при этом их названия синонимы, и в разных играх и книгах они переводятся по разному. Плюс в Хало вот ОЧЕНЬ МНОГО библейских аллюзий, собственно само по себе Halo значит "нимб" (в том числе), Flood - "потоп", Ark - "ковчег" и так далее и тому подобное, больше только в Матрице. В результате я подавляющее большинство названий и терминов буду не переводить, а транслитерировать, но при первом их упоминании в тексте в скобках дам вероятный перевод(ы).
В-четвертых, Хало это одна из немногих игровых вселенных, в событиях которой совершенно невозможно разобраться, не читая книг (в первую очередь The Forerunner Saga), ну или вики/энциклопедий, подход это конечно сомнительный, но вот что поделать.
В-пятых, этот лонгрид - апдейт текста, который я писал в 2012 году (я раз в пять лет примерно смотрю, как там живут разные игровые вселенные). В нем могут быть ошибки чисто из-за того, что я много где ориентируюсь по собственным же старым пометкам.
Наконец в-шестых, я иду по хронологии мира, а не по порядку выпуска.
Эпоха прекурсоров
Давным давно в далекой-далекой галактике жила раса прекурсоров (предшественников, предшествующих, предтеч). Нам вообще крайне мало что о ней известно. И вообще в сюжетах встречается ровно один прекурсор, да и тот порядком мутировавший (о нем будет ниже). Однако судя по всему прекурсоры были такими лавкрафтовского типа ктулхами, мотивы их не до конца понятны, однако известно, что прекурсоры активно создавали другие расы и потом уничтожали их.
Ну и людей тоже. И прочее всякое.
Не до конца понятно, что это такое, толи философия, толи артефакт, толи электронная сеть, однако, если сильно упрощать - Мантия (или "Путь Мантии") это вера в то, что самая гуманная и продвинутая цивилизация должна управлять вселенной.
Подразумевается, что прекурсоры сами себя таковой цивилизацией не считали, и пытались ее генетически вывести. И собственно для этого и создавали прочие расы.
Во всяком случае это одна из трактовок. Есть теории, что самоуничтожение (или самоизгнание) было частью длинного хитрого прекурсорского плана.
Эпоха форанеров
Я не буду вдаваться в подробности, но флуд это прямо вот худшая вариация зомбей, они не только бегают, используют автоматическое оружие и боевые линкоры, они заглатывают целые планеты и миры, превращая их в единые гипермозги, известные как Грейвмайнды (могильные разумы), и воевать с ними вообще никак невозможно, они тупо умнее людей и всех на свете.
И вобщем люди с саншумами прямо вот очень быстро оказываются на грани уничтожения. И идут прямо вот на отчаянные меры - они заражают треть собственного населения чем-то типо анти-флудовой сыворотки, так что получаются зомби, которые сами заражают болезнью других зомбей. Клин клином вышибают короче.
(Но это только одна из версией, есть мнения что все это тоже часть хитрого прекурсорского плана, и возможно как раз флуд по мнению прекурсоров и был той самой высшей расой, достойной владения миром. Так же есть версии, что прекурсоры считали флуд таким подарком миру, они считали что зомбификация есть хорошо.)
И людей они просто вот выносят, а остатками (сведенными до уровня троглодитов) заселяют Землю. А Саншум запирают на своей планете.
Первый руководит войной с людьми и так же, опасаясь возвращения флуда - начинает постройку шилдворлдов (щит миров, миров-крепостей). Рассчитывая их как последние форпосты.
Дидакту в форанерском правительстве противостоит еще один мужик по имени Мастер-Билдер, который со своей стороны строит сеть хало (нимбов, обелисков, колец) - инсталляций для полного уничтожения сектора космоса, фактически предлагая аналог ядерной доктрины взаимного уничтожения в случае войны с флудом. Между Ур-Дидактом и Билдером идет гражданская война, в результате которой личные войска Дидакта - прометейцы (или прометеанцы) - разогнаны, а сам он закладывается в криосон (криптум).
The Forerunner Saga
В первой книге Halo: Cryptum Ур-Дидакт пробуждается на Земле, как раз в то время, когда Мастер Билдер воюет за власть с местным форанерским правительством, они пытаются уничтожить хало, но управляющий инсталляциями робот (монитор) сведенный ээ с ума Примордиалом (не спрашивайте) все эти хало разом активирует, и там прямо ипическая сцена битвы десятка хало с защитой столицы форанеров. В результате все правительство форанеров вынесено к хренам собачьим.
Во второй (Halo: Primordium) начинается полномасштабная война флуда с остатками форанеров под началом Дидактов (к тому времени их двое Уд-Дидакт и его какбы генетическая мутация-копия Изо-Дидакт, я здесь пропускаю тонну деталей, но форанеры постоянно подвергают себя мутациям, это нормально для них). Примордиал сам толи присоединяется к флуду, толи зомбифицирован. Короче он теперь зомби-ктулху и его называют Грейвмайндом (при том, что вообще любой гигантский мыслящий комок флуда это тоже грейвмайнд).
И завершается трилогия на Halo: Silentium, где форанеры активируют все вообще хало, выжигают вселенную, сохранив отдельные расы на хало/ковчегах/щилдворлдах, причем часть в оцифрованном состоянии.
Из дидактов один оцифрован и сильно позже еще пробудится в игре Halo 4, а второй в последнем рассказе сборника Halo: Fractures: Extraordinary Tales from the Halo Canon живет с Библиотекарем на краю вселенной и растит сына. И я так понимаю что их история там еще будет продолжена где-то.
Коротенькая история этого периода в комиксе Halo 3 - The Cradle of Life.
Эпоха саншум и сангхейли
После экстерминатуса неким образом идет расселение рас, видимо роботы их развозят по домам (этот момент мельком упоминается в энциклопедии, и больше нигде). Но сильнее всех везет сангхейли (на картинке выше, они же элиты или сауриане), потому что у них родной мир перезабит форанерскими артефактами. И таким образом сангхейли получают серьезный скачок в развитии и быстро нагибают другие расы.
Сангхейли натыкаются на перезагруженную расу саншум, которая тоже сохранила кое-что из технологий, и между ними проходит война.
В культуре саншум доминирует идея, что они Избранные, и специально созданы богами чтобы активировать все хало, что освободит их души от бренной плоти и десантирует в Рай. Проблема в том, что активировать как сами хало так и многие прочие форанерские инсталляции ни у саншум ни у сангхейли не получается, ключи не подходят, что вообще поднимает вопрос "а ты действительно избранный", но фанатика такой мелочью не остановишь.
Под конец войны обе расы объединяются в единую космическую империю - Ковенант (завет, договор) и продолжают экспансию вместе.
И все вроде бы у Ковенанта идет прекрасно - пока они не натыкаются на человеков гребаных.
Война ковенантов с людьми
К этому времени люди уже вышли в космос, открыли технологии сверхсветового перемещения и у них даже прошла (была прервана ковенантами) война центра (Земли) с колониями.
У Кэтрин большая бэкстори, она вечно страдает, что многие дети, участвовавшие в программе, умерли, сильно позже ее вообще объявят военным преступником.
Так же комикс Halo: Collateral Damage и книги Halo: Silent Storm и Halo: Oblivion - они о программе.
Еще ранние бои с ковенантами показаны в комиксе Halo Wars: Genesis, а тема спартанских арморов раскрыта в комиксе Halo Graphic Novel - Armor Testing
К этому времени ковенанты уверенно теснят людей по всем фронтам, но вдруг понимают - что странным образом на прикосновения людей отзываются форанерские артефакты, что очевидно влияние Библиотекаря (есть еще версии, что люди изначально были той самой ультимативной расой по мнению прекурсоров, а форанерские технологии во многом базируются на прекурсорских, короче все это хитрый план ктулху).
Это чуть меняет ход войны, потому что люди и сами начинают активно искать артефакты и запускать их, однако общее направление не меняется - человечество продолжает терять планеты одну за другой.
Событиям этого времени посвящена большая часть короткометражек Halo Legends, комиксы Halo: Helljumper и Halo: Blood Line и книга Halo: The Cole Protocol (приключения персонажей которой еще позже продолжаются в Halo: Envoy).
Люди лишаются своей предпоследней планеты (Рич) и стягиваются к Земле. Одновременно Халси находит координаты одного из хало.
Далее Халси передает и робота и координаты Мастеру Чифу и направляет его разбираться.
Где Чиф оттарабанивается на все деньги - он обнаруживает на хало недобитый флуд и начинает таким образом новое нашествие зомби. Спасибо, друг, как говорится. (Одновременно идут события книги Halo: Fireteam Raven и комикса Halo: Lone Wolf с филлерными сайдстори других спартанцев).
Где идет битва за Землю. Мало того оказывается что на планете закопан один из ковчегов, откуда можно запустить все вообще хало. В результате люди забивают Грейвмайнда (того самого) и оказывается, что этого достаточно для остановки всего нашествия флуда, форанеры тупые не доперли просто. И далее до зубов увешанное древними артефактами человечество вынуждает Ковенант сдаться. И выигрывает в войне. Хотя казалось бы.
2554-2557 - переходный период
Так же здесь комикс Halo: Initiation, кино Halo: HightFall и игра Halo: Spartan Assault.
Здесь добивание и развал остатков Ковенанта, переформирование земной конфедерации, перестройка программы спартанцев (там тонна деталей о разных поколениях суперсолдат, которые я пропускаю).
В это время большая часть сангхейли и саншум уже воюют совместно с людьми, чему посвящена, в частности, книга Halo: Hunters in the Dark. Однако поднимают голову и ковенантские культисты, которые сдаваться не собираются.
Halo 4
Он вместе с оцифрованными прометейцами (форанерским кланом воинов) пытается добраться до Мантии и хочет запустить гардианов (хранителей) - армию боевых роботов, чтобы сделать форанеров грейт эгейн. Заканчивается все это предсказуемо пулей в лобешник.
Частично события игры продолжаются в комиксе Halo: Escalation и параллельно идет игра Halo: Spartan Strike. Там у землян возобновляется вялотекущая война с колониями, короче все как обычно.
Halo 5: Guardians
Которая решает что вот эта самая высшая раса - это гоботы, то есть она и есть высшая раса, приятно познакомиться, царь. Она делает попытки наводить порядок в недалекой галактике, и разные персонажи с ней бьются с переменным успехом.
К этому времени в серии пытаются вводить новое поколение главных героев, которые какбы тоже спартанцы, но более прокачанные, им еще посвящены книжки Halo: New Blood и Halo: Bad Blood, но понятно что всем интересен только Мастер Чиф.
Война с Изгнанниками
(А бэкстори персонажей серии Halo Wars - посвящена книжная трилогия Halo: Smoke and Shadow, Halo: Renegades и Halo: Point of Light)
Стоит этакое бурление говн, все воюют со всеми, земляне между собой, с другой стороны изгнанники, с третьей Кортана никак не узбагоится, еще книга Halo: Shadows of Reach тоже посвящена этому процессу.
Где Изгнанники прорываются к одному из хало и хотят его запустить, Кортана убивает (удаляет?) себя в попытке их остановить. Правда там оставляет нейродевочку-бекап, так что все в порядке. Изгнанники в финале огребают
Эти Бесконечные выделяются тем, что они единственная раса, которая может выжить после запуска хало. И судя по всему, далее мы будем воевать с ними.
Но пока еще нет, на этом месте лор (на конец 2024 года) остановился.
Зато я останавливаться не планирую, так что здесь список, какие лонгриды от меня имеет смысл ждать в будущем.