Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения
Почти никто не заметил, но в прошлом году в стиме вышла ZERO ~Tsukihami no Kamen~, также известная как Fatal Frame 4: Mask of the Lunar Eclipse. Я влюблён в эту франшизу с нулевых, поэтому после некоторых раздумий забашлял на сайте с ключами несусветные три тыщи рублей.
Fatal Frame — это весьма специфические хорроры. В их основе лежат традиционные кайданы про призраков. Это медленные, созерцательные игры. В них нет гротеска, психологизма и блокбастерных сюжетов. Зато здесь весьма необычная, если не сказать странная, боёвка. В процессе игры нужно «экзорцировать» призраков, фотографируя их антикварной фотокамерой. Процесс выглядит так: героиня (это обязательно молодая девушка в красивом платьице) смотрит в видоискатель антикварной камеры, и игрок от первого лица целится в призраков и щёлкает затвором.
Призрак от фотографирования получает урон, у него убавляется шкала хитпоинтов, а в игрока с яркими спецэффектами и радостными цифрами на экране летят очки, которые можно тратить на апгрейд камеры. То есть традиционно-ориентальная и очень сдержанная стилистика смешивается с несуразно аркадной боёвкой.
История рассказывается через видения и образы призраков и многочисленные записки. Чтобы разобраться в сюжете, нужно эти записки внимательно читать и собирать в голове историю как пазл.
Записки от конкретных персонажей могут быть не подписаны, но как-то приметно выделены во внутриигровом архиве — например, несколько пронумерованных «Блокнот, обёрнутый чёрной кожей №1, 2, 3». И игроку нужно провести детективную работу и разобраться, кому какие записки принадлежат.
На всё это можно забить, но подача истории такова, что только усердные и пытливые смогут полноценно разобраться в происходящем. В расследовании истории немалая часть кайфа, и если вас от такого тошнит, то фатал фреймы вам возможно не зайдут.
Такая схема подачи истории и правда не для всех, но речь не о том, что нужно душно вчитываться в записки и продираться сквозь недосказанности. Просто история не держит игрока за идиота, которого нужно вести за ручку, что на мой взгляд на вес золота. Это детективные истории без разжёвываний и с умелым нагнетанием интриги. А без интриги в хорроре никуда.
Fatal Frame 4 изначально вышла 16 лет назад, ещё на оригинальную Wii, и только в Японии. Характерно, что полноценная номерная часть добиралась до Запада невообразимые 15 лет, а спин-офф для 3DS Spirit Camera получил локализацию чуть ли не сразу — это была очень неконвенционная игра с AR прибамбасом в виде прилагавшейся к картриджу книжечки, которую если нидайбох потеряешь, то дальше пролога не пройдёшь.
Пека-версия Fatal Frame 4 представляет собой мультиплатформенный ремастер. Как и в ремастере Fatal Frame 2, здесь слегка состарили героинь и добавили освещения.
Fatal Frame 4 примечательна тем, что над ней работал небезызвестный Гоичи Суда ака Suda51.
На это мягко намекает лунный мотив, а более конкретно: присутствие в сюжете игры болезни под названием Moonlight Syndrome — точно как название игры-режиссёрского дебюта Суды, вышедшей в 1997м. Отец Silent Hill Кеичиро Тояма неоднократно называл Moonlight Syndrome своей любимой хоррор-игрой.
Отмечу, что игра Суды так и называлась «Moonlight Syndrome» японской транслитерацией — ムーンライトシンドローム. А в Fatal Frame 4 болезнь в оригинале называется 月幽病, что в нюансах не одно и то же и переводится примерно как "синдром лунной отрешённости".
Бессменный режиссёр франшизы Макото Шибата описывает начало коллаборации с Судой так:
Я впервые встретил Суду, кажется, в 2005м. Когда мы обсуждали игры друг друга, он заявил мне: "Я бы подвинул камеру ближе к героине в следующем Fatal Frame. Хочу слышать запах девочки!" Это натурально совпадало с моим видением следующей Fatal Frame на тот момент.
В середине нулевых Wii набирал популярность как платформа с дешёвым из-за слабого железа продакшеном и интересной схемой управления. Туда набежала целая плеяда нишевых и рисковых игр, включая Silent Hill Shattered Memories и абсолютно бриллиантную Fragile Dreams: Farewell Ruins of the Moon. Tecmo тоже решили, что Fatal Frame не потянет переезд с PS2 на PS3, и много следующих лет франшиза оставалась эксклюзивом нинтендо-платформ. Так или иначе, нужно было ловить волну и выпускать на Wii новый фатал фрейм, а Шибата был поглощён прочими проектами. Тогда и понадобился Суда. Задача написания сценария была разделена между Шибатой, Судой и друганом Суды — Масахиро Юки.
Когда Шибата получил кусок сценария от Суды, он отправил распечатку в шредер, ворвался к Суде в кабинет и принялся ожесточённо пиздить его ногами. Потому что Суда даже в чужую франшизу до последнего пытался пропихнуть свою метавселенную Kill the Past — с кровищей, нуарно-комиксовыми противостояниями злодеев и детективов и простынями экспозиции. Видимо у него уже какой-то спортивный интерес.
Когда Суду выписали из больницы, Шибата помирился с ним, но заставил переписать сценарий под устоявшийся стиль франшизы. Следы старого сценария всё равно остались, включая ёбаные гигатонны текста в главах за детектива Киришиму, которые Суда и писал. И местами в игре невооружённым глазом видны швы, где Шибата перерубал фантазии Суды топориком.
Надо сказать, Шибата заслуживает уважения за исключительную, почти фанатичную консервативность: Fatal Frame — чуть ли не единственная хоррор-франшиза нулевых, которая не только дожила до наших дней, но и сохранила свою идентичность.
Из инноваций Fatal Frame 4 предложила целую плеяду главных героев вместо одного, как было раньше. Игра разделена на 12 глав, и в каждой главе игрок играет за одного из четверых персонажей — включая упомянутого выше детектива Чоширо Киришиму, который внезапно мужик. Эта схема повторяется в Fatal Frame 5.
Из-за новой схемы управления фиксированные углы камеры убрали. Камера современная — из-за плеча, и располагается достаточно близко, чтобы оператор мог уловить запах героини. Всё как и задумывали.
Отвечать за звук здесь пригласили Масафуми Такаду — ещё одного другана Суды, который больше всего известен бодрячковым электронным музлом в Danganronpa. Здешний саундтрек похож на данганронпу примерно никак. Такада написал густой эмбиент, местами со злым нойзом. До Акиры Ямаоки как хм до луны, но звучит всё равно достойно и как-то даже непривычно зловеще.
Однако, хоррор просел. Игры франшизы никогда и не пытались напугать до усрачки. Но если сравнивать с Fatal Frame 2, то местным призракам не хватает продуманности дизайна и режиссуры, а в паре мест они как-то даже комичненько выглядят, что для такой игры трагедия. Вдобавок на Normal сложности игра откровенно простая. А Hard открывается только на втором прохождении.
С хоррором здесь вообще неоднозначно. Чуваки, которые делали эту игру, с жанром работают с 90х и разбираются в нём отменно. Они мастерски умеют работать с хоррорным левелдизайном, разбивая геометрию комнат и коридоров поворотами, стенами и деталями интерьера — так, чтобы игрок не мог окинуть взором всё помещение. Добиться этого в четвёртой части было сложнее из-за отказа от фиксированных углов камеры, но разработчикам удалось. И это важная штука, которая очень способствует нагнетанию тревоги.
В Fatal Frame 2 и 3 появление призраков старались как-то эффектно обставить. Это были либо катсцены, либо просто срежиссированные сценки, например, ме-е-едленно вылезающий из сундука призрак женщины в начале Fatal Frame 2. В Fatal Frame 4 такое есть, но меньше. Тут катсцены нередко лишены вдохновения и представляют собой просто клоузап на лице призрака. Почти всегда такие клоузапы подчёркиваются резким тревожным звуковым сопровождением, что однозначно моветон в жанре.
Хочу отметить, что Шибата в детстве пережил встречу с процессией призраков — по крайней мере он не раз про это рассказывал на полном серьёзе. Согласно Шибате, призраки «звучат» особым образом, и в играх он стремился воссоздать своё детское впечатление. Но Шибата-то рассказывал про ультразвуковой писк, а в игре конкретно такие узнаваемые клишированные струнные семплы. В те моменты, когда призрак появляется в относительной тишине, получается куда более жутко.
Из непонятных геймплейных квирков: разбросанные на локациях предметы нужно в странной манере обнаруживать. При приближении к предмету на экране в углу загорается лампочка. Если развернуть камеру к предмету, то лампочка горит сильнее. Для того, чтобы предмет наконец появился, надо посветить на него фонариком. Целая мини-игра. Но и фонарик, и лампочка работают как-то странно, и порой приходится по минуте вращать камерой по сторонам, что в конечном счёте только раздражает.
Но игра так-то не плохая ни разу. Во-первых, она отлично выглядит. Да, текстуры тут местами в уж очень низком разрешении, но светотень, огромное количество деталей и в целом работа художников на высоком уровне. Это не графонистая игра, а именно красивая.
И на этой ноте нужно вернуться к девушкам. Как я уже упомянул, непременный атрибут франшизы: бисёдзё героини. За прохождение игры открываются дополнительные костюмы — эта традиция идёт ещё с самой первой игры, вышедшей в 2001м году. Silent Hill 3 и Silent Hill 4 вроде как позаимствовали фичу с костюмами именно из фатал фреймов. Фансервис здесь очень скромный, жопой в экран никто не тычет, как в какой-нибудь Atelier Ryza, но не упомянуть про него в разговоре про франшизу нельзя.
Короче, отлично выглядящая игра с отлично выглядящими девушками. Это во-первых.
Во-вторых, история. Первые три фатал фрейма не выходили за рамки традиционных кайданов и рассказывали про некий регулярно проводимый ритуал, запечатывающий путь в загробный мир. В какой-то момент ритуал шёл не так, и в этом и был замут сюжета. Вокруг этой несложной фабулы строились вполне серьёзные истории персонажей: семейные драмы, трагедии любви, печальные финалы амбиций.
В Fatal Frame 4 вся эта тема с ритуалом тоже есть, но фокус сюжета переносится с покойников на живых. В центре истории эпонимический Moonlight Syndrome — паранормальная болезнь, эндемичная для удалённого острова в Японии. Болезнь по-разному проявляется у больных и может вызывать потерю памяти, деиндивидуализацию, делирий, галлюцинации, сомнамбулизм. На более поздних стадиях симптомы становятся ещё более кошмарными. На острове находится клиника-санаторий, занимающаяся изучением и лечением синдрома — это и есть место действия игры.
У сценаристов получилось построить убедительный и детальный мир. У острова есть многоэтажная мифология, где прослеживается переход от диковатых верований прошлого к современным традициям. Задаётся интересный вопрос: стоит ли слепо следовать традициям предков, и если стоит, то где предел фанатизма?
Для каждого призрака на острове прописан лор, с которым можно ознакомиться в альбомчике в меню.
Описывается быт врачей местной клиники. Безуспешные эксперименты директора и старшего врачебного персонала, их постепенное разочарование в академических методах лечения. Мытарства медсестёр, с риском для жизни ухаживающих за психически нестабильными и порой опасными пациентами — как взрослыми, так и детьми. Смерть одного за другим пациентов и персонала и погружение острова в кошмар.
Неизлечимая болезнь, приводящая к постепенной гибели сознания и личности — куда более страшный и интригующий концепт, чем перспектива быть "унесённым призраками", как в прочих частях. Пациенты пытаются противостоять синдрому своими собственными силами, и их борьбу с болезнью увлекательно и жутко исследовать. Например, одна из девочек-пациенток клиники цеплялась за собственное "я" через акты садизма. Издевательства над одногодками переросли в нападения на медсестёр, и девочка превратилась в психопатку.
Даже небрежно следящего за историей игрока ждёт парочка шокирующих твистов. А для внимательных и пытливых в записках кроются разгадки занимательных тайн пациентов и персонала клиники.
Fatal Frame 4 связана с предыдущими играми франшизы только упоминанием изобретателя фотокамеры, которой мы изгоняем призраков. Поэтому можно смело знакомиться с франшизой с этой игры. Она менее крутая, чем Fatal Frame 2 и Fatal Frame 3, но в остальные игры франшизы лучше всё же играть с самой первой и по порядку.
Порт хорошо оптимизирован и работает без нареканий. Можно играть на клавомыши. Русека нет.
Fatal Frame 4 и франшизу в целом однозначно можно рекомендовать любым фанатам классических сурвайвл хорроров и любителям японщины. Но она разочарует тех, кто не терпит неторопливый темп, предпочитает лёгкие для восприятия сюжеты и не обладает навыком подавления недоверия. В России игра не продаётся, как и прочие игры от Koei Tecmo, но её можно приобрести на сайте с ключами или сходить на рутрекер.