История сталкерского моддинга: фан-сайты

История сталкерского моддинга: фан-сайты

Модификации всегда были неразрывно связанны с различными сталкерскими форумами, на которых очень много активностей, от браузерных игр по вселенной, до встреч пользователей в реальной жизни. Люди знакомились на них, находили друзей, вместе обсуждали насколько хорошим или плохим получился тот или иной мод. По состоянию на уходящий 2020 год активность таких сайтов просела, но не угасла.

К сожалению, многие ранее популярные сталкерские сайты сейчас либо «умерли», либо находятся при смерти из-за отсутствия активности, поэтому мы связывались с известными и самыми популярными порталами, чтобы они рассказали, вкратце, историю своих проектов.

Во время работы над статьёй мы несколько раз обращались к администраторам и модераторам таких порталов, которые с радостью откликались на наши просьбы, за что большое спасибо Murarius с AMK, Glomar с Sigerous, Wolfstalker с Ap-Pro и администратору Stalkerportaal Антону. Вы потрясающие!

Форум АМК Team

Нынешний дизайн AMK
Нынешний дизайн AMK

Форум мода АМК – это, по-сути, отдельная от самой модификации, очень интересная история. В своё время этот сайт внёс в развитие сталкерского комьюнити огромный вклад. Он был основан, если верить записям 25.02.2008 года, а до этого почти год функционировал просто сайт AMK-Team.ru. Для более детального разбора я решил связаться с администрацией AMK Team Forum и на мои вопросы любезно согласился ответить Murarius:

Роль форума AMK в моддинге "Сталкера", конечно, очень значительна. Специалистов, создающих и развивающих модификации, было очень много, особенно на первых порах. Кто-то просто изменял конфиги под себя (одной из первых и самых простых задач для многих будущих мододелов стала правка роста ГГ), кто-то шел дальше - в правку и написание скриптов, маппинг и моделлинг, программисты - в редактирование движка, в общем, кто на что учился. К слову, об учебе: немалая часть ныне известных и уважаемых мододелов до увлечения "Сталкером" не имели серьезного понятия ни о редакторах, ни о программировании - они просто хотели сделать то, что им казалось правильным. И учились на ходу. Разумеется, самообразование без диалогов с коллегами по цеху очень затруднительно, поэтому создание и развитие форума мододелов было неизбежным. _And_ создал форум как дом для мода AMK, но выросло все в модификации любого уровня сложности и продуманности на любой вкус

Murarius, Администратор AMK

Когда я рассказывал о самом моде АМК нельзя было пройти мимо истории с развалом команды и закрытием проекта. Эта ситуация в модострое была далеко не единственной, моды часто закрываются так и не будучи доделанными. Ярким примером служит недавнее закрытие RBSS Team, разработчики модификации «Камень преткновения. Пролог», у которых была классная идея с потенциально такой же реализацией. Но что-то не заладилось, команда развалилась, а разработку полной версии «Камня Преткновения» закрыли. И, конечно, такое не могло пройти незамеченным для форума:

Одно время — это явление [закрытие анонсированных модов – авт.] приняло столь массовый характер, что на форуме даже было правило: "нет мода - нет темы". То есть, тема для обсуждения того или иного проекта не открывается до тех пор, пока не будет хотя бы бета-версии мода. Позже от этой практики отказались по причине того, что средний уровень квалификации разработчиков упал, глобальные моды они потянуть уже не могли, и во избежание исчезновения серьезного моддинга решили давать свет даже незначительным разработкам в надежде на то, что интерес будет поддерживаться и кто-нибудь из неизвестных, но талантливых людей, подхватит знамя. Такая политика оправдалась лишь отчасти: все современные крупные моды все равно созданы людьми, которые давно варятся в сообществе. Но моддинг как явление не угас, неофиты все равно регулярно появляются на форуме... пусть пока и лишь затем, чтобы "поправить рост ГГ", то есть, чтобы сделать что-то незначительное. Но они все равно так или иначе учатся, и в будущем это может дать хороший результат. Правда, многое зависит от выхода "Сталкер-2". Если игра выйдет в ближайшее время и будет более дружелюбна к моддингу, чем предыдущие игры, то интерес к созданию модов для ТЧ/ЧН/ЗП может сильно упасть

Murarius, Администратор AMK

Вам может ошибочно показаться, что раз уж сайт посвящён АМК, то другие известные проекты на нём не зарождались. Это в корне не так, ведь именно на форуме АМК появились впервые ещё несколько проектов, которые были на слуху долгое время и продолжают будоражить фанатов и сейчас:

Что касается ТЧ, то для примера можно назвать New Level Changer (до версии 5.08, затем он переехал на собственный сайт), и, разумеется, главный и самый известный (после AMK) мод для ТЧ - "Народная Солянка". Оба мода сейчас - усыновленные сироты. Авторы, Сяк и Arhara соответственно, моддинг покинули, но их творения развиваются энтузиастами, причем по разным направлениям. У NLC седьмой версии есть основной релиз и "Переосмысление" (модификация одного из участников команды NLC), а у "Солянки" - так называемая "Диетическая" версия (облегченная и, по заявлению автора, одного из участников команды "НС-2016", оптимизированная). Плюс, разумеется, многочисленные сторонние аддоны для всех этих версий, разной степени глобальности и качества. Словом, моддинг моддинга. Из "Солянки" вырос Объединенный Пак 2", однако это немного другая история. Разработчики делали его, будучи участниками нашего форума, но незадолго до релиза решили уйти на собственную площадку. Мод оказался очень популярным, и немало способствовал развитию моддинга в целом, хотя и вынужденно: слишком много было в нем того, что играющим хотелось править под собственные нужды. Но разработчики в помощи отказывали, и наиболее целеустремленным играющим волей-неволей приходилось что-то осваивать самостоятельно. Как следствие, мод активно обсуждается и здесь, на исторически самой известной площадке сталкерских модостроителей

Murarius, Администратор AMK

Sigerous.ru

Нынешний дизайн Sigerous.ru
Нынешний дизайн Sigerous.ru

Если для Теней Чернобыля АМК был одной из первых действительно впечатляющих глобальных модификаций, то Sigerous стал таковым для Зова Припяти. И по сей день он считается самой крутой модификацией для этой платформы. Интересно заметить, что изначально названием мода планировали дать «Dangerous», но Николаю Болотову показалось более интересным название «Sigerous». Как отмечает Glomar: «Первые свои моды Болотов Николай в основном делал сам».

При этом, за 2010 год вышло внушительное количество различных версий Sigerous для ЗП, которые были объединены в версию 1.7, о чём упоминает и Glomar: «финальная версия линейки СГМ модов 1.7 состоялась 26.08.2010. Точные даты выхода всех версий линейки СГМ 1.7 не помню, но точно 2010 год».

В этом же году, вышли и версии модификации для других платформ - Теней Чернобыля и Чистого Неба.

Релиз SGM мода на S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl состоялся в 2010 году. Много фанатов игры Тени Чернобыля с удовольствием прошли мод. Относительно мода SGM S.T.A.L.K.E.R. - Clear Sky скажу мод удался. Аналогично моду на ТЧ можно было бы выпустить новые версии - сюжетные. Очень жалко что Николай Болотов не продолжил разработку новых версий на ТЧ и ЧН.

Glomar, Модератор Sigerous

И также, как и в случае с АМК, пользователи сайта Sigerous создавали собственные известные проекты, такие как Время Альянса, В Западне и Смерти Вопреки.

Пиком активности сайта, Glomar считает 2010-12 года: «Пик активности на сайте был с 2010 по 2012 год. После информации о том что Сталкер 2 заморожен, активность начала быстро угасать».

Сейчас Sigerous далеко не так популярен, как в те времена, а вспоминают о нем больше старожилы.

Stalkerportaal

Обновлённый SpAa
Обновлённый SpAa

В отличии от Sigerous сайт Stalkerportaal в гораздо лучшей форме. В этом году на нём произошло очень много положительных изменений, которые пользователи встретили с одобрением и поддержкой. Например, переход с ucoz на собственную платформу.

История SPAa начиналась не совсем со S.T.A.L.K.E.R., на его появление повлиял главный шедевр Valve, который знаком каждому геймеру, как Half-Life.

В 2008 году у меня была установлена мультиплеерная версия игры Half-Life 1, а все синглплеерные карты были оттуда удалены. Мне был интересен основной сюжет, поэтому я начал искать решение этой проблемы в интернете, забрел на тематический форум, нашел ICQ одного из участников, связавшись с ним там он мне отправил нужные мне файлы. Через некоторое время он же рассказал мне о своем сайте, который был сделан на UCOZ, так я и познакомился с данной платформой. Так как создать сайт там было просто - я сразу же завел 5 различных проектов, которые быстро забросил

Антон, Администратор SpAa

Через год Антон натыкается на S.T.A.L.K.E.R., запуск которого также не обошёлся без проблем.

Сталкер у меня не работал т.к. в компьютере стояла видеокарта Radeon 9200, пришлось пользоваться костылем в виде 3d analyze, которая позволяла эмулировать шейдеры 1.4, 2.0 на старом железе.

Антон, Администратор SpAa

Справившись с проблемой и всё-таки поиграв в шедевр от GSC, он понял, что игра ему нравится, и вспомнив о 5 заброшенных ucoz проектах, решил попробовать ещё раз, создав 10 марта 2010 сайт проекта.

Домен был взят https://stalkerportaal.ru/, т.к. Stalkerportal.ucoz.ru был занят, я не придумал ничего лучше, чем продублировать последнюю A. Позже была придумала аббревиатура SpAa(StalkerPortAal). В 2011 году SpAa познакомился с Шкреком (у Андрея тогда было ~200-500 подписчиков). С того момента мы и начали с ним сотрудничать.

Антон, Администратор SpAa

Шкрек – это один из популярных ютуберов по Сталкеру, который и по сей день продолжает это плодотворное сотрудничество со SpAa.

Изначально сайт ничем не отличался от других, но уже тогда мы старались залить все доступные материалы на Народ (сейчас Яндекс Диск), в то время как многие грешили Depositfiles и прочими Летитбитами.

Антон, Администратор SpAa

Однако, если, например, на АМК зародились такие моды как NLC и Народная Солянка, то с эксклюзивными модами на SpAa ситуация гораздо скуднее. Антон смог выделить только первую Игру Душ, которая впервые появилась именно тут и Lost Alpha Extended, который ещё распространяется через официальные ресурсы LA. Зачастую, если открыть тот же Ютуб, то многие блогеры ссылаются для скачивания модификаций на этот сайт, а не, к примеру, популярный Ap-pro или Stalkermod. А если обратится к статистике, то по количеству уникальных посетителей этот ресурс самый посещаемый.

В 2015 году под лейблом SpAa была озвучена книга “Признаки Жизни” Сергея Недоруба (свой голос данной книге подарил ARhelon). К 2017 году Администрации стало ясно, что обычной публикацией материалов пользователей не увлечь, поэтому мы начали создавать различные сервисы в рамках нашего сайта (система опыта, достижений для поощрения пользователей за активность. Система иконок для отображения рангов пользователей в чате, профиле и на форме. Все перечисленные системы написал Администратор под ником Макс) В 2018 году администратором под ником Mr_morphine был реализован новый дизайн (основа которого и сейчас используется на сайте). Макс оставил проект, а после все системы сайта (тесты на знание вселенной Сталкер, избранные материалы, уведомления о ответах на комментарии, магазин иконок, ежедневные бонусы) реализовывал пользователь Admin. Под конец 2019 года было выпущено Андроид приложение с тестами по вселенной Сталкер.

Антон, Администратор SpAa

Ресурс продолжает развиваться и совершенствоваться, в чём желаю ему удачи.

AP-Pro

Новый дизайн главной страницы AP-Pro
Новый дизайн главной страницы AP-Pro

Сайт Ap-Pro без сомнения является важным для популяризации сталкерского моддинга. Настолько, что даже GSC сделали его официальным фан-сообществом игры, вместо собственной сталкерской социальной сети «Я Сталкер». Название Ap-Pro появилось благодаря инициалам его создателя (Алексея Просандеева), с которым нам также удалось пообщаться.

Алексей делал полную историю сайта Ap-Pro на своём YouTube канале «Wolfstalker» в преддверье 7 годовщины.

Вместе с тем, Алексей делал серию роликов в схожей со статьёй тематике, под названием «Истоки модостроя» с которыми мы также рекомендуем ознакомиться.

Интервью получилось по большей части о самом Алексее, поэтому выложим его полный пересказ:

В: Предлагаю начать наш диалог с разговора о вас. Скажите, пожалуйста, пару слов о себе.

О: Если пару слов, то меня зовут Алексей, мне 28 лет, я играю в модификации и люблю рассказывать о них другим игрокам.

В: При просмотре ваших работ, как на YouTube канале "Wolfstalker", так и на сайте Ap-pro, действительно чувствуется довольное сильное увлечение, как модификациями, так и вселенной в целом. Вряд ли оно появилось просто так, как же вы впервые узнали о играх серии? И, может быть, есть фаворит среди трилогии?

О: О Сталкере я узнал от друга в 2006 году, и уже тогда, после рассказа об игре, добавил ее в список ожидаемых игр. Как-то в 2007 году я внезапно увидел диск с игрой на обычном рынке. Решил поиграть. Не с первого раза, но игра очень понравилась. А дальше начали выходить первые моды, и с каждым днем интерес только возрастал. Конечно же любимой частью серии считаю Тень Чернобыля, поскольку именно с нее все начиналось.

В: В то же время Сталкер известен не только как видеоигра. По ней выпустили довольное внушительное количество книг. Да и сама игра появилась под влиянием повести «Пикник на обочине». Знакомы ли вы с ней?

О: Да. Прочел с большим удовольствием.

В: А читали ли когда-нибудь саму книжную серию Сталкер? И, возможно, какая-то из них надолго запомнилась?

О: Конечно. Понравились книги Холодная кровь, Пустые земли, Мечта на поражение

Алексей Просандеев
Алексей Просандеев

В: На ваших стримах можно было не раз наблюдать не только прохождения модификаций, но и других игр, зачастую в схожем со Сталкером сеттинге постапокалипсиса, вроде Metro, Chernobylite и DayZ. Интересуетесь игровой индустрией и есть ли любимые серии, кроме самого Сталкера?)

О: За игровой индустрией конечно же слежу. Помимо упомянутых в вопросе игр могу еще отметить Xenus, Cyberpunk 2077, 7 days to die

В: Ещё, думаю, многим будет интересно узнать, есть ли модификации, которые вы можете назвать своими любимыми?

О: Пространственная аномалия, Call of Chernobyl, Lost Alpha, Золотой Шар

В: Сталкер появился в вашем листе ожиданий ещё до выхода, а когда же появилась идея заняться YouTube карьерой и создать фан-сайт? Если я не ошибаюсь, Ap-pro в ноябре отпраздновал 11-ти летие!

О: Наверно я всегда об этом мечтал. В 2009 году попробовал записать первый ролик, и пошло поехало.

В: За 11 лет наверняка произошло немало событий, можете рассказать о становлении ап-про?

О: Если кому-то интересна полная история, у меня как раз на канале есть ролик. Делал его еще на седьмую годовщину со дня образования. А если вкратце - началось с нескольких роликов. Затем требовалось создать место, где можно публиковать текстовые версии материалов по модам и скачивать модификации. Так родился сайт и группа ВКонтакте.

В: Спасибо за наводку на видеоисторию, обязательно с ней ознакомимся. Сейчас команда Ap-pro занимается разработкой модификации True Stalker. Можно сказать, она является эксклюзивом для Ap-Pro, как моды AMK и Sigerous для одноименных порталов. Это первый такой проект для сайта или были и другие?

О: Мод не является эксклюзивом для AP-PRO. Его могут распространять и выкладывать после выхода любые сайты. Разве что техподдержку будем вести только у нас. Это первый наш проект.

В: Спасибо за уделенное время! Было приятно пообщаться, надеемся, что Ap-pro и вы будете радовать фанатов модификаций ещё не раз!)

О: Вам спасибо.

Как вы сами видите, сталкерские форумы - это ещё один наглядный пример популярности S.T.A.L.K.E.R., который сыграл немалую роль в поддержке вселенной после тяжелого закрытия S.T.A.L.K.E.R. 2 в 2011 году. Надеемся, что после выхода долгожданного сиквела их популярность только вырастет и нынешний упадок пройдёт, на этой ноте хотелось бы ещё раз поблагодарить всех, кто помогал нам со статьей о истории моддинга и дополнения о форумах!

С вами был Андрей Чебанков, в соавторстве с Александром Штоль, спасибо за внимание. Оригинальная статья написана для украиноязычного Телеграмм-канала Stalker2news! Статья является дополнением к истории сталкерского моддинга.

2020
6 комментариев

Написать про сайты о сталкера и не сказать ничего про gameru.net/forum/. С него же шли сливы всех старых билдов "того самого" сталкера.

2
Ответить

Потому, что мы написали о тех порталах, с представителями которых нам удалось связаться.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо за теплые слова и рад, что статья вызвала приятное чувство ностальгии :)

2
Ответить

Лол только вчера перепрошел СТАЛКЕР ТЧ

Ответить

Теперь есть повод перепройти ещё и с модами :)

1
Ответить