Игры дружественных стран. Иран. Часть 2
Игры Ирана
Из-за особенностей летоисчисления Ирана, я, западные источники, сами иранцы, дружно можем путаться в годе выхода какой-то бы то ни было игры. Иранцы пользуются Персидским календарём и поэтому, там сейчас идёт 1403 год. Июнь у нас, например, шестой месяц, а у них это Хордад – третий месяц. Ну и начала года в Иране – Навруз, для нас же это день весеннего равноденствия.
Ali baba
Оригинальное название: علی بابا
Разработчик: Ramin Zafar Azizi
Год выхода: 1995
В первой части мы уже выяснили, что Ali Baba, судя по всему, первая игра в истории Ирана. По крайней мере, её разработчик, Рамин Зафар Азизи, предоставил все возможные доказательства этого. Он, кстати, заглядывал и в русскоязычный сегмент интернета, чтобы попиарить свою новую игру. Его комментарий можно найти на всем известном сайте про старые игры.
Он же предоставил там и shareware-версию своего первого творения. По его же словам, полную он потерял. Но вот что интересно. Доказательства авторства и, скажем так, первородности Ali Baba Рамин предоставил одному иранскому товарищу Арашу Хакими, который пишет про иранские же игры на английском. Ну и находится он, скорей всего, за пределами Ирана. Так вот, по словам этого журналиста, Разим предоставил ему полную копию игры. И статья с её обзорам вышла в мае 2023-го года. В российский же интернет Разим заглянул в феврале 2022-го. Так что или он нашёл полную версию где-то у себя на полке, либо пожадничал. На его совести, в общем.
В любом случае, в свободном доступе можно найти как раз эту shareware-версию с одним уровнем. В который можно поиграть аж пять минут. Если порыться на сайте MobyGames, видеоигровом аналоге IMDB, то там Рамин Зафар Азизи у Ali Baba значится в роли программиста. А вот некто Фаррохзад Мусаи (Farrokhzad Mousaei) взял на себя цветокорр, анимацию, покраску и рисовку иллюстраций.
Из интервью Рамина можно узнать, что Фаррохзад, всё же, она, и роль её ограничивалась консультацией по цветокоррекции и рисовке. В любом случае, игра добралась до релиза и даже получила несколько рецензий в научно-популярных журналах Ирана.
Как не сложно догадаться, сама игра – клон Prince of Persia. Того самого, который вышел ещё в 1989 году. И судя по анимациям, господин Зафар Азизи занимался обратной разработкой детища Джордана Мехнера. Не все они прям совпадают точь-в-точь, но некоторые прям неотличимы.
При этом игра довольно неплохо выглядит. Лично у меня почему-то местная графика навевает воспоминания о Hocus Pocus. В неё мы рубились всем классом на уроках информатики, а вышла она в далёком 1994 году. И не сказать, что графически выглядит прям сильно лучше иранского пионера.
Игровой процесс, опять же, калька с Принца. Прыгаем, бегаем, избегаем ловушек, которых на единственном доступном уровне толком и нет. Так же пьём зелья, которые, правда, Али Баба пихает себе в инвентарь. Так же махаемся на мечах. Только вместо стражников, тут какие-то демоны. В целом, для первого блина очень даже недурно. Единственное, игра, скорей всего, очень короткая. Потому что даже пяти минут хватает, чтобы спокойно пробежать демку.
Сам Рамин Зафар Азизи на страницах моего эпоса об иранской игровой индустрии больше не появится. Ну по крайней мере, в этой части. Напомню, что за его первую игру свои кровные отдали только 130 человек. Но огонёк Рамина потух только в 1998-ом, когда он бросил делать свой клон топ-даун шутера Raptor: Call of the Shadows под названием Big War.
Игра так и не вышла. И где-то четверть века Рамин занимался чем-то другим. И вот опять вернулся к разработке игр. Как я уже упоминал, он рекламировал своё новое творение даже в Рунете. Называется оно Zoono. На ютуб-канале господина Зафара Азизи можно найти довольно много геймплейных роликов.
И, судя по тому же каналу, Рамин переключился с Zoono и теперь делает какую-то побегульку для мобилок и компьютеров под лаконичным названием Run. Пожелаем ему удачи.
Tank Hunter
Оригинальное название: شکارچی تانک
Разработчик: Honafa Studio
Год выхода: 1995
Tank Hunter могла быть первой иранской игрой. Но создатель Ali Baba подсуетился, и предоставил убедительные доказательства первенства своей разработки. Представляет из себя, по сути, тир. Если вы вдруг играли в Рэмбо 3, то вот очень похоже на сегмент с боссом-вертолётом/боссом-танком.
Игра восхваляет мужество солдат Ирана, защищавших персидские земли от иракских захватчиков. Скорей всего, какие-то такие слова мы и видим в начальной заставке.
После небольшого вступления нас сразу бросают в бой. Есть безымянный иранский солдат с РПГ. Есть пустое пространство. Вдалеке виднеются горы. Боец прячется в каком-то естественном укрытии. Управление никто объяснять не собирается, но методом тыка я выяснил, что наш подчинённый может перемещаться влево-вправо на стрелочки, а стреляет на CTRL.
Слева направо куда-то важно едут танки, очень похожие на Т-55. Одновременно на экране их может быть не больше трёх. Кто-то едет быстро. Кто-то медленно. Но все, периодически, останавливаются и открывают огонь по тушке иранца. Товарищ может выдержать одно прямое попадание. Ну а если снаряд прилетает недалеко от бойца, то полоска здоровья падает не так заметно.
После неминуемой смерти я обнаружил, что игра показывает во время записи твоего счёта несколько вариаций ландшафта. Смекнув, что в Tank Hunter есть и другие уровни, я постарался пройти хотя бы первый. Как ни странно, чтобы сделать это, надо просто не умереть. Танки взрывать необязательно. Попадания по ним влияют только на твои очки. А вот по прошествии определенного времени игрок переходит на следующий этап. На котором ничего не меняется, кроме визуального оформления местности.
Сам процесс убиения врагов, на удивление, не совсем спиномозглый. Спокойно поливать танчики ракетами не получится. Наш доблестный воин очень уж долго перезаряжает своё РПГ. И во время сего действа двигаться он не может, потому и превращается в удобную мишень для вражеской техники. Так что, почти как в реальности, стоит стрелять по одиноко едущему в авангарде танку. Или в арьергарде.
В целом, могло быть и хуже. Уместней это было бы выпускать на каком-нибудь аркадном автомате, но, насколько я знаю, в Иране они почти отсутствовали.
Piper 2.0
Оригинальное название: لوله کش
Разработчик: Farhad Dadgostar
Год выхода: 1995
Если смешать в правильной пропорции Джорджа Лукаса и водопровод, то, по идее, должен получиться Марио. Но стоит чуть-чуть ошибиться в дозировке и вот мы уже получаем сантехника из Магнитогорска.
Но если ещё раз взболтать получившуюся субстанцию, то есть вероятность стать обладателем видеоигрового хита. Не такого калибра, конечно, как японские приключения итальянского водопроводчика. Зато тоже про трубы.
Pipe Dream или Pipe Mania, детище некой The Assembly Line. А вот издавало её и портировало, зачастую чужими руками, на многочисленные платформы Lucasfilm Games. Смысл в ней прост. Есть игровое поле. Есть точка, из которой начинает течь жидкость, к этой точки ставишь трубы, которые игра тебе подбрасывает рандомно. Если вдруг следующая секция трубы не подходит, то можно на её место всунуть другую. В начальных уровнях, обычно, нужно просто построить трубопровод определенной длины. Потом уже появляются временные условия, определённая точка, в которую нужно вывести трубу, всякие бонусы.
Всё это дело прогрессивный и не очень запад увидел где-то 1989-ом году. Возможно, в то же время игрой прониклись и жители Ирана. А один из них проникся настолько, что сделал её клон под прекрасным названием Piper 2.0. Почему вдруг в названии появились цифры, доподлинно неизвестно. Вероятно, это вторая версия или сиквел предыдущего клона. В интернете можно действительно найти игру с названием Piper, но это FMV-приключение про Гамельнского крысолова. Причём главную роль играет не абы кто, а Зелёный Рейнджер Джейсон Дэвид Фрэнк из, вы не поверите, Power Rangers!
Что интересно, Piper 2.0 вообще не упоминается в ирано-английских статьях о заре персидского игропрома. Я, опять же, нашёл её на сайте про старые игрули. Год выхода там указан, как 1995-ый, откуда взялась такая информация – неизвестно. Поверим на слово. Возможно, на самом деле Piper 2.0 – первая иранская игра, но кто ж теперь это подтвердит.
В скачанной версии игра, почему-то, начинается аж с 12-го уровня. Геймплей никак не отличается от прародителя в лице Pipe Dream. А вот графически всё выглядит достаточно бедно, даже на фоне коллег-однолеток из Ирана.
Зато в меню можно выбрать аж несколько мелодий. И, в общем-то, всё.
При этом играется Piper 2.0 приятно, спасибо аддиктивному оригиналу. Плюс, ещё служит отличным стимулом для поиска информации. Когда бы я ещё узнал, что в Магнитогорске есть свой Джордж Лукас, а Зелёный Рейнджер подрабатывает крысоловом?
Devil's Death
Оригинальное название: مرگ شیطان
Разработчик: Honafa Studio
Год выхода: 1998
Санкции, конечно, вещь неприятная, но, на самом деле, это отнюдь не главная проблема Ирана. Первенство в этой незавидной категории упорно удерживают наркотики. Только по официальным данным в стране насчитывается три миллиона человек, которые употребляют разные виды паскудной отравы. По неофициальным – порядка десяти миллионов. Это при населении в восемьдесят один.
Усугубляется это всё тем, что употребление наркоты ещё в далеком 19-ом веке было в Иране чуть ли национальным интересом. Тогда страной заправляла династия Каджаров и при них главной экспортной продукцией стал опиум. Ну и логично, что внутри страны он стоил местные копейки. Чего бы и не попробовать? В итоге, к началу двадцатого века около 11 процентов населения регулярно отправлялось в царство дурмана.
Лишь после прихода к власти рода Пехлеви, государство начало заниматься этой проблемой. Да и то, только когда сменился первый правитель этой династии. Последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви в 1955 году запретил выращивание и распространение опиума. Помогло не особо. Впрочем, после Исламской революции 1979 года курс на борьбу с наркотиками остался тем же. Правда, сначала пришлось долгих восемь лет бодаться в бессмысленной войне с Ираком.
Поэтому и закон о "борьбе с употреблением наркотиков" был принят в 1988 году. Но работает он до сих пор. Теперь за производство, хранение, торговлю и перевозку более 30 грамм губительной отравы предусмотрена смертная казнь. Плюс, профильные силовые ведомства развязали войну с местными наркошахами. И победили. Производство наркотиков на территории страны упало до мизерных значений. Ну это по официальным данным.
Но всегда есть весёлые соседи. На этот раз спокойно жить иранцем не дал Афганистан. Как наверно, слышали, производство наркотиков там, мягко говоря, процветает. Но надо же всё это как-то сбывать. И желательно в Европу. Ну и по версии местных активистов самый удобный путь в Старый Свет пролегает через Иран. Ну и понеслось.
С 1981 по 2011 в борьбе с наркоторговцами были убиты 3700 иранских пограничников и полицейских. В том числе и ценой их жизни 89 процентов всего конфискованного опиума в мире и 41 процент героина приходятся на Иран. Но не только агрессией страна пытается забороть эту проблему. Даже по версии DRUGREPORTER здесь используется прогрессивные для региона методы реабилитации наркоманов. Но методы методами, а три грамма опиума в Иране можно приобрести всего за доллар.
Ещё до введения реабилитации (это произойдёт в нулевых) местная Служба по контролю за оборотом наркотиков заказала у создателей Tank Hunter игру про борьбу с контрабандой. Да, вот так, в стиле Теда Мосби я, наконец, подвёл свой рассказ к Devil's Death.
Это игра, скажем так, не говорит, что наркотики – это плохо. А прямым текстом заявляет, что контрабандистов можно и нужно убивать. Желательно на мотоцикле. И, несмотря на то, что мы рассекаем на двухколёсном гробике, игра является скролл-шутером. Просто вместо самолётика или космического кораблика у нас есть эта небезопасная фиговина.
Цель – доехать до босса уровня. Путь к нему преграждают многочисленные деревья, брошенные автомобили и другие особенности ландшафта. Всех их можно уничтожить выстрелами с мотика. А вот канавки нельзя, как и любые возвышенности.
Враги тут рассекают, скорей всего, на Хайлюксах, потому что все мы знаем, кто главный спонсор терроризма/революций/наркокартелей в мире.
Помимо машинок с пушками и без, нам встречаются, внезапно, и стационарные противотанковые (в данном случае, противомотоцикловые) орудия. Врежишься во всё это – будет бо-бо. Так что нужно или уворачиваться или расстреливать. Если не зажимать стрелочку назад, то наш мотоциклист будет лететь как угорелый. Хотя даже с замедлением всё ощущается довольно быстрым.
Как я уже говорил, в конце уровня нас встретит босс. Это особо крупная машинка, которая в считанные секунды разносит двухколёсное недоразумение игрока. Мне пришлось к нему добираться раз пять, чтобы, наконец, разгадать метод устранения этого босса.
Впрочем, на втором уровне я уже сдался. При желании, конечно, и его можно легко пройти. Так как все враги и препятствия всегда появляются в определенное время в определённой точке. Даже бонусы. Среди них: два вида небесконечного оружия (тяжёлый пулемёт и ракетница), лечилка и какой-то свиток. Что он даёт, кроме выскакивающего текста, непонятно.
В принципе, игра бы не затерялась где-нибудь на NES. Картинка приятная, стрелять весело, мотоцикл весело бодается с машинками.
Но Devil's Death вышла для MS-DOS аж в 1998-ом году, да и пиратские копии западных релизов, пусть и не 98-го года выпуска, стоили сущие иранские копейки. Да и в игровых кафе в неё не поиграешь, так что никакого внимания игра в Иране не получила.
War at Home
Оригинальное название: جنگ در خانه
Разработчик: DAF Multimedia
Год выхода: 2001
Война с Ираком, наверное, самая популярная тема в иранском игропроме годов так до 2010-ых. Ничего удивительного в этом нет. Ирак вторгся на территорию персов в 1980-ом, когда только-только начали затихать потрясения после исламской революции, а закончились боевые действия только в 1988-ом.
Не буду копаться в причинах конфликтах, а просто изложу пару фактов. Хоть Ирак и был агрессором, но большую часть времени война шла именно на его территории. Иран уже в 1982-ом году отбросил солдат Садама Хусейна к границам, а потом уже перешёл и в наступление.
Но в Иране, в основном, вспоминают первые годы. Военные преступления, атаки химическим оружием, бомбардировку городов. Преимущество в технике, в первую очередь в авиации, – на стороне Ирака. И была она, в основном, советской. А вот Иран воевал на технике западного образца, оставшейся с королевских времён. Поэтому и запчастей толком не было. А лётчики считались ещё и ненадёжными товарищами в политическом плане.
Но у Ирана было большое преимущество в людском ресурсе. Отсюда и серьёзные человеческие потери. Чтобы как-то восполнять ряды регулярной армии, ополчения и Корпуса Стражей Исламской Революции призывали даже мальчишек.
Один из них – Реза Иранманеш. Товарищ в 14 лет ушёл на фронт, то есть застал ещё боевые действия на территории Ирана в 1981-ом.
Мало того, он участвовал во множестве наступательных операций, угодил под химическую атаку. Ужасы войны Резу не сломили. Наоборот, после окончания резни он решил стать актёром. Чтобы рассказывать и показывать молодому поколению иранцев о доблести солдат и зверствах врага. Так что в начале девяностых он был вполне заметным героем иранских боевиков категории C.
В 2001-ом ему пришлось ещё раз взять руки бутафорское оружие. По крайней мере, я надеюсь, что оно было бутафорским. Некто DAF Miltimedia попросили его исполнить главную роль в FMV-шутере War at Home. Что интересно, англо-иранские исследователи персидского игропрома его игнорируют, хотя игру можно спокойно найти на персидском аналоге нашего Old-Games.
Что такое FMV-шутер? Да просто ребята снимают фильмец, а игрок вертит во время него мышкой, отстреливая врагов. В случае с War at Home киноделы не поленились, записали почти для каждого врага как сцену смерти, так и сцены искренней радости от убиения главного героя.
Реза Иранманеш, хоть и товарищ служивый, почему-то стреляет из своего автомата, чаще всего, как герой боевиков золотой эпохи. Ну, его дело красиво выглядеть в кадре, ведь целится и нажимает на спусковой крючок за него игрок.
Сюжет, собственно, прост. В начале нам на очень слабом английском объясняют диспозицию.
США и Израиль натравили своего агента Садама Хусейна на молодую исламскую республику Иран. Солдаты Ирака громят города, убивают мирных жителей. Собственно, с расстрела иранцев и начинается игра. Это прискорбное действо фиксирует молодой парнишка на свой фотоаппарат.
По закону жанра, его тут же замечает иракский офицер. Но Реза Иранманеш оказывается тут как тут и спасает фотографа.
Дальше их пути расходятся. Реза без особого сожаления расстреливает толпы иракских солдат, пару раз стреляет из РПГ и грустит из-за золотой рыбки. Я серьёзно.
Устланная трупами иракцев дорога опять приводит Резу к парнишке. Тот попал в плен. Не беда. Мистер Иранманеш спасает товарища и уже лично сопровождает до ожидающего того вертолёта. А потом уезжает в закат на джипе. Идиллия.
Возможно, в этой истории есть ещё какие-то нюансы, но фарси – не мой конёк. А вот снято, в принципе, достойно. Декорации натуральные, даже настоящий танчик катается. Всё взрывается, солдатики выглядят прилично. Не поленились даже записать пару сцен со смертью главного героя.
Есть несколько неплохих секвенций, когда герой не сидит на месте, а идёт, допустим, по коридору и на ходу отстреливает врагов.
Помимо рыбки, есть ещё одна абсурдная сцена. Наш герой, зачем-то залезает на дрезину или что-то подобное, встаёт в полный рост и начинает методично отстреливать врагов, пока его свежеобнаруженная техника мирно катится по рельсам.
У игры две сложности. Лёгкая и тяжёлая. На харде каждая смерть тебя отбрасывает в начало. А вот на лёгкой к моменту появления убившего тебя врага. Поэтому игра проходится, примерно, за полчаса. И я даже получил удовольствие. Ну а что? Когда я ещё посмотрю иранский боевичок?
The Seven Trials of Rostam
Оригинальное название: هفت محاکمه رستم
Разработчик: Hamkelasi
Год выхода: 2003
Если вы росли в девяностые, то, может, видели пару раз, а может, даже и играли в такие таксебешные сборники раскрасок и других детских увлечений, перенесённых на экраны мониторов. Дети Ирана тоже были не обделены этой радостью. Точно известно, что диск с таким форматом развлечений вышел в 1998-ом году. Назывался он Rainbow или, если вам угодно, رنگارنگ в оригинале.
Я не стал его включать в список иранских игр, ну потому что это уж совсем не то. Но краем глаза просматривал аналоги такого сборника. И, о чудо, в одном из них наткнулся на игру. Причём сам сборник очень качественный, если не смотреть на год его выхода. Называется он Shahnameh. Если вы вдруг знакомы с культурой Ирана, то уж точно знаете, что Шахнаме – это национальный эпос персидского народа.
Издательство Hamkelasi решило познакомить совсем юное поколение с этим монументальным произведением. Специализировалось оно на детских книгах, но в случае с Шахнаме (на русский, кстати, это переводится как Книга Царей) решило пойти ещё дальше и сделало вот такой крупный мультимедийный проект, который уместился на одном CD. Но чтобы добраться до него, нужно сначала посмотреть самый длинный в истории человечества открывающий ролик.
В первом меню мы можем выбрать аж четыре языка. Английский, арабский, французский и, конечно, персидский. Потом нас пускают в основную секцию. В ней есть возможность ещё раз посмотреть открывающий ролик, вдруг что упустили. Ещё есть видео про Хакима Абулькасима Фирдоуси Туси. Это, как раз, автор Книги Царей.
Сразу на четырёх языках можно познакомиться уже с самим эпосом. Тут собраны 12 историй. Каждая иллюстрирована, причём у меня сложилось такое впечатление, что рисовали это какие-то европейцы. Разумеется, картинки сопровождаются текстом. Его язык, как озвучку можно меня на лету. Забавно.
Но собрались мы здесь ради игр. И в сборнике есть одна. Называется она, как уже можно было догадаться, The Seven Trials of Rostam. Её герой, вы не поверите, носит привычное русскому уху имя Рустам. Ну, во всяком случае, Рустамов я знаю гораздо больше, чем Иванов.
В Шахнаме Рустам только один из трёх ключевых героев. Но разработчики, почему-то решили посвятить игру именно ему. Нас сразу предупреждают, что в игре семь уровней, что логично, но никто не говорит, что дальше первого пройти не удастся. По крайней мере, у меня не получилось.
Что же нас ждёт? Очень странно нарисованный Рустам. Ему в первом уровне предлагается набрать 6500 очков и собрать какие-то шмотки. Причём часть этих шмоток герой и так носит с собой. Например меч и булаву. Ну да ладно.
Ещё нужно ответить на вопрос и победить льва. Что за вопрос – непонятно. А вот схватка со львом, как раз и есть первое испытание Рустама. Ну, этого страшного зверя мне удалось забороть в просто потрясающей битве, о которой будут слагать легенды потомки.
Но после победы надо львом игра меня дальше не пустила. Говорит, собери ещё шмотки. Видел, что у дохлого льва был подсвечен хвост, но труп зверюги пропал. Начал уровень заново – вообще всё, что собирал пропало и очки, к тому же, обнулились. Перезагрузил игру. Обнаружил несколько новых предметов, но до некоторых герой ну ни в какую не хотел добираться.
Так я и шатался по карте, безуспешно тыкаясь в каждый угол. Причём даже ходьба даётся Рустаму с трудом. Он реагирует на нажатие кнопок с чудовищной задержкой. Понятно, что это игра для детей, но в отличие от всех предыдущих в этой статье, в неё попросту невозможно играть. Поэтому я оставил Рустама в лесу слушать музыку, отдалённо напоминающую музыкальное сопровождение Готики.
Это далеко не все игры Ирана. Я прошёлся только по начальному этапу становления персидской игровой индустрии. Уже в следующей части расскажу о более крупных проектах, которые, наконец, перешли в третье измерение. Произошло это впервые в 2005-ом году. Печально.
This is long 👍
Понимаю что на сирыми смеяться нельзя.
Но я буду.
да, над собой :)
"Наша" Indika это от людей, которые ВСУ донатят?
Как грамотно подпечь дтфера - сказать, что Индика ближе наша, чем игры Оулкэт. Профит, наблюдайте за шкварчанием
Хех, тут договор на транзит российского газа в Европу через территорию Украины заканчивается (и то не факт) в конце 2024-го, так что вообще кругом враги. Национал-патриот всегда эмигрант, получается.
Ни какого противоречия нет