Final Fantasy XVI

(ВНИМАНИЕ: в статье могут быть спойлеры)

”The legacy of the crystals shaped our history for too long enough.”
"Наследие кристаллов формировало нашу историю слишком долго"
Перевод

Как вы можете проследить по моим ранним постам, в конце апреля я должен был начать проходить Stellar Blade. И я действительно начал, однако тут началась распродажа игр в PS Store, и одной из игр по скидке была именно FFXVI. Я очень давно хотел попробовать эту игру, так как мне казались трейлеры очень крутыми и мне нравилась смелость разработчиков, которые были готовы пойти против устоявшихся фичей серии. В итоге, я решил, что «пора» и приобрёл эту игру вместе со всеми DLC, оставив пока что другой слешер на потом. В итоге прошёл месяц, я каждый день заходил в 16-ую Финалку, и я могу сказать, что это, наверное, величайшая игра из всех, которые когда-либо создавались.

Обложка
Обложка

Final Fantasy XVI – это воплощение детских мечт.

Ещё лет 20 назад, когда я только знакомился с миром видеоигр и мог играть только в то, что играл отец – а это были только шутеры от первого лица – я мог лишь представлять то, какими могут стать игры будущего. Представлял то, насколько зрелищными, масштабными и эпичными они могут быть (особенно учитывая, что уже тогда кинематограф имел графику и масштабность намного лучше игр). И на протяжении всех последующих 20-ти лет видеоигры с каждым годом стремились к реализации данных детских мечт.

За всю свою жизнь я прошёл огромное число игр, многие из которых были признанными шедеврами. Какие-то мне нравились больше, какие-то меньше. Однако насколько хорошей и/или реиграбельной не была бы та или иная игра, у всех игр до 8-ого поколения консолей была одна колоссальная проблема – плохая связка кинематографии с повествованием и геймдизайном. Определённым играм удавалось сделать это лучше, чем другим, но даже в них часто была такая проблема, что либо преобладал геймплей (серия Uncharted, кроме 4-ой части), либо преобладал кинематограф (серия Metal Gear, кроме Rising: Revengence). Это происходило в силу разных причин, однако идеального баланса не было, а лично для меня игры, где преобладал геймплей, нравились больше, чем чистый кинематограф. Игры 8-ого поколения попытались эту связку сделать получше, но в итоге всё равно натыкались на различные грабли (так, например, Uncharted 4 слишком ушёл в кинематограф из-за чего сильно страдала геймплейная часть игры). И в итоге, спустя 20 лет с того момента, как я вошёл в мир видеоигр, я наконец-то могу сказать, что появилась игра, которая практически идеально совмещает эти два трудносовместимых феномена – это Final Fantasy XVI.

Начинается всё с достаточно обильного количества катсцен и мгновенного бросания в сюжет. У меня, по опыту с Final Fantasy VII Remake, были опасения, что в игре, во-первых, будет обильное количество необъяснимой информации, пояснение к которой надо искать в Интернете, а во-вторых, я боялся, что катсцены будут излишне долгими и наполнены каким-то непонятным фан-сервисом. И как же я был рад тому, что это всё оказалось не так – да, в первые 5-10 минут у вас появляется куча вопросов, но все они быстро отпадают, когда вас перемещают в прошлое и знакомят с четырьмя ключевыми персонажами истории, дают предельно избыточную информацию о том, кто они, что происходит в мире, как вообще выглядит мир и т.д. И когда вы возвращаетесь в настоящее, у вас уже не остаётся вопросов типа «Что за чертовщина здесь творится?», так как вам последовательно и небольшими кусками подавали (и будут подавать) элементы сюжета, а не как было в FFVIIR, где инфу подавали достаточно рвано, разделяя ещё и обильными филлерами.

Когда я смотрел эту катсцену в первый раз, у меня были жёсткие ассоциации с первым Assassin's Creed. Как же круто выглядит эта катсцена до сих пор 

Final Fantasy XVI – это Толкиен от мира видеоигр

Кстати, по поводу информации. По-моему, мир FFXVI - это один из самых проработанных видеоигровых миров, которые когда-либо создавались. Конечно, можно привести в пример многие другие франшизы, где есть миры и с большим объёмом сюжета, однако здесь нужно уточнить: весь мир FFXVI описан только В ОДНОЙ игре, и он не имеет литературного источника. Assassin’s Creed, The Witcher, Mass Effect и многие другие – все эти франшизы выпускались не в формате только одной игры, а у некоторых были книжные источники, как у The Witcher. Конечно, это не значит, что мир FFXVI полностью оригинален, но интерпретация всего того, что происходит в мире действительно необычна, да и сюжет игры настолько гибок, что ты даже не успеваешь сравнить игру с чем-то ещё, ведь здесь постоянно что-то меняется.

Final Fantasy XVI

Сама же информация о мире и сюжете здесь настолько большая, что даже излишне избыточна. Если вы откроете «Тысячетомник» - местный архив – или же если вы начнёте изучать политические изменения в мире, а также взаимоотношения персонажей в каждый определённый промежуток времени, то вы получите столько много информации, что игра превратится в настоящий симулятор библиотеки. Именно это и даёт чувство того, что разработчики пытались дать вызов чуть ли не самому Толкиену в плане проработки всего мира и обилия информации.

Final Fantasy XVI
Final Fantasy XVI

Однако помимо этого, разработчики понимали, что не всем нравится жанр фентези из-за устоявшихся паттернов, которые используются почти везде. Поэтому, они решили полностью изменить подход к типичной подаче сюжета и обратились к более современному жанру.

Final Fantasy XVI – это научно-фантастическое политическое дарк-фентези

Именно так можно полноценно охарактеризовать сюжет игры. Первое, что ты замечаешь, когда начинаешь проходить игру - это то, что здесь очень часто поднимается тема политики. Глаголить о ней персонажи будут почти что 2/3 игры, потому что она действительно очень сильно влияет на все события в мире. Ведь у вас здесь целых 5 (изначально 6) государств с различными формами правления, административно-территориальным устройством, образом жизни и экономической позицией на мировой арене. Неизменно здесь одно: борьба всех государств за территории, «обожествлённые дарами кристаллов» - это главная причина того, почему происходят все войны. А также, это одна из главных причин, из-за которых главный герой стремится изменить весь мир.

Final Fantasy XVI

Научно-фантастический окрас игра приобретает за счёт двух вещей: манеры речи и рационализации всего, что есть в мире. В игре даже было описание Мосса Летописца в котором говорилось, что ведущие исследователи критиковали данного историка за чрезмерную поэтичность слога. И это действительно так: в игре очень много вещей, имеющих чёткую причинно-следственную связь и описаны они в прозаическом виде. К примеру, в игре разъясняется, что есть магия, что есть кристаллы, кто такие носители и т.д. Выделяет всё это ещё и характерный для всех персонажей глубокий акцент, более устаревшая форма английского (например, они говорят shall с I/we, а не will), и более высокая прозаическая манера речи. К этому ещё добавляется достаточно современно выглядящий игровой интерфейс (да, он тоже влияет) – он не пытается быть похожим на ранние фентезийные игры, а старается быть более современным и при этом выглядит достаточно стильно.

Дарк-фентезийность игра приобретает за счёт мрачного сюжета и жестокой структуры мира, построенной на рабстве и постоянных войнах. Это является, пожалуй, главным отличием игры от всех предыдущих частей серии: она хочет выглядеть взрослой и преподносит более жёсткую и конкретную историю, имеющую чёткое начало и конец. У FFVIIR при всём своём геймплейном великолепии были чрезмерные перепады рейтинга игры: то она была достаточно серьёзной, то превращалась в настоящий детский сад. Здесь же такого нет или же по крайней мере происходит не столь явно.

Метка носильщика
Метка носильщика

Кстати, хотелось бы ещё отметить, что сюжет игры, как мне показалось, является большой отсылкой на самую первую часть серии, правда с сюжетом наоборот. В первой части были маленькие кристаллы, которыми владели главные герои, и крупные кристаллы, которые надо было активировать – в этой же части также есть маленькие кристаллы и огромные исходные кристаллы, которые нужно разрушить. В первой части был корабль, впоследствии мы получали дирижабль – в этой части мы собираем корабль, а в конце будет сайд-квест, где мы постараемся сделать летающий корабль. А ещё отсылками на старые игры серии является наличие анимированных пиксельных иконок многих персонажей – они достаточно прикольные и милые, что достаточно сильно контрастирует с тёмными тонами показываемого сюжета.

Final Fantasy XVI

Но разработчики смогли не только показать мрачность истории, но и самую главную вещь, которую FFXVI удаётся создать лучше всего и именно из-за которой я купил игру – это эстетика.

Final Fantasy XVI – это эстетика в чистом виде.

Эстетика является одной из ключевых показателей в любой видеоигре. В игре может отсутствовать сюжет, может состоять геймплей из перекликивания текста по экрану, однако у игры не может отсутствовать эстетика, так как она создаёт такое красочное впечатление от игры, которое как раз и заставляет вас испытывать удовольствие от неё. Эстетика достаточно субъективное понятие, и у каждого человека есть своё представление о красоте. Всё ограничивается графикой или же там есть ещё завораживающие пейзажи? Всё ограничивается сеттингом или же там постоянно сеттинг меняется? Однако условно, в любой игре есть определённое «количество» эстетики, которое в неё вложено. И Final Fantasy XVI – это пример игры, где эстетика прельщает из всех углов.

Игра невероятно красивая во всех смыслах, которые только можно подобрать. В игре красивые персонажи, красивая графика, красивые пейзажи, красивый сюжет, красивые диалоги, красивые сцены, красивые города, поля, деревья, природа – да просто всё! Эстетика прельщает здесь повсюду, ты просто смотришь на картинку, смотришь на все события в игре, и ты получаешь неизгладимое удовольствие вне зависимости от события в игре.

Стоит отметить, что на 4К телике игра выглядит лучше, всё-таки при создании скриншотов сжимается разрешение, поэтому кажется, что картинка хуже, но поверьте, в самой игре картинка великолепна
Стоит отметить, что на 4К телике игра выглядит лучше, всё-таки при создании скриншотов сжимается разрешение, поэтому кажется, что картинка хуже, но поверьте, в самой игре картинка великолепна
Final Fantasy XVI
Final Fantasy XVI
Final Fantasy XVI
Торгал :3
Торгал :3
Даже концептуальные арты выглядят невероятно круто, они в том числе стали одной из причин купить игру
Даже концептуальные арты выглядят невероятно круто, они в том числе стали одной из причин купить игру

Конечно, такое нельзя сказать про абсолютно всю игру – как минимум половина сайд-квестов, о которых мы поговорим ниже, подобным аспектом не обладает. Но всё, что касается геймдизайна и основного сюжета – выше всяких похвал. Причём в момент, когда тебе кажется, что игра уже не может ничем тебя впечатлить, она сразу даёт ещё больше красоты. И эта красота идёт от начала и до конца сюжета. То же можно сказать и про DLC: и Echoes Of The Fallen, и The Rising Tide – и особенно The Rising Tide – они безумно впечатляют своей музыкой, своими пейзажами, своей масштабностью, своей красотой. Я не побоюсь этой фразы, если скажу, что Final Fantasy XVI – это возможно самая красивая игра из когда-либо созданных. Потому что в ней не просто есть крутая графика, в ней есть всё, чтобы человек получал удовольствие от каждой минуты, проведённой в игре.

А ещё здесь очень милые отношения Джилл и Клайва, боже. Романтические моменты с ними возможно выглядят клишировано, но как же чёрт возьми красиво! Правда, здесь хотелось бы сказать, что Джилл мне показалась немного недоработанной - с ней слишком мало сцен и всего одна миссия, которая касается её прошлого. Я чувствую, что она хороший персонаж, но у неё как-то слишком мало экранного времени, как будто разработчики не придумали ещё, как её можно развивать

Final Fantasy XVI – это история о вере в идею.

Все предыдущие части можно было описать одной фразой: «Команда молодых героев объединяется для того, чтобы спасти мир от зла». При этом все персонажи данных частей объединялись, не имея чёткой мотивации этого делать. У них как правило действовал простой принцип дружбы и «один за всех и все за одного». Однако FFXVI старается разрушить этот принцип, объединяя всех персонажей не путём дружбы, а путём общей идеи. Каждый из присоединившихся к Клайву героев так или иначе прошёл через несправедливость и страдания, которые были обусловлены властью, гонящейся за «дарами кристаллов». Да, были правители, пытающиеся изменить устои в мире, однако их либо презирали, либо они мало чего достигали. Так не могло продолжаться вечно, нужно было что-то менять. Стремление изменить мир, где носители и простые люди могут свободно жить в мире, где власть имущие не гонятся за территории, обожествлённые дарами кристаллов, где люди при создании предметов полагаются не на кристаллы, а на технологии, созданные простыми руками – это и есть идея, которой придерживается вся команда Клайва. Но это и не единственное, что их объединяет. Все те, кто шли рядом с Клайвом на протяжении его путешествия, верили в него, надеялись, что он вернётся и стали ему той семьёй, которой у него никогда не было. В финале игры в разговоре с Ультимой, Клайв утверждает, что он "никогда бы не прошёл весь путь в одиночку" и "несёт надёжды и мечты своих братьев и сестёр". И это ощущается очень мощно, ведь сколько бы зла не принёс ему или другим его соратникам этот мир, он сражался не за весь мир, а за тех, кого он любит, кто ему ценен и прошёл весь путь вместе с ним.

Final Fantasy XVI – это мега-эпичное зрелище

Если не по количеству эпичных сцен, то по постановке это определённо самая эпичная видеоигра из всех, что я проходил. У меня всегда две игры ассоциировались с мега-драйвовыми и эпичными сценами – это Bayonetta и Tomb Raider 2013. Однако в Байонетте игра тупо бросала кучу зрелищных сцен, но при этом страдала во многих других аспектах, которые не позволяли эти сцены оценить полностью, а Ларка 2013-ого, при всём своём геймплейном великолепии, выходила 10 лет назад и имела логический недочёт, в котором девушка 21-ого года сражается с тремя сотнями мужиков в одиночку, попутно взрывая и уничтожая всё на своём пути. В FFXVI же все события имеют явное логическое обоснование и подкрепление, игра не старается бездумно бросить вас в очередное зрелище, а старается сделать это в соотвествии с лором игры и при этом максимально красиво. При этом в данном случае речь идёт не только о расхайпленных сражениях с айконами, которые безусловно очень классные, зрелищные и целиком и полностью оплачивают ваши кровные 80 баксов, но и о простых боях за Клайва, в которых игрок начинает круто комбинировать все способности для наилучшего подавления врага. Всё это в совокупности даёт один из лучших видеоигровых опытов из всех, которые у меня когда-либо были.

Это конечно всё хорошо, но что геймплей?

А геймплей вот:

Признаюсь, я так круто не умею, поэтому это не моя запись геймплея, однако я очень стремлюсь научиться делать также

Здесь разработчики не прогадали. Наняв специалистов из Platinum Games, которые помогали им в реализации боевой системы, создатели решили уйти в чистый экшн в реальном времени, полностью отказавшись от гибридной системы рил-тайма и пошаговки, которая присутствовала в той или иной мере во многих предыдущих частях. FFVIIR ближе всего подошла к тому, чтобы отказаться от этой системы, добавив возможность совершения многих атак в реальном времени, а также наличие быстрых приказов. FFXVI же следует более классическому принципу слешеров из-за этого её многие и называют слешером. Однако по мне это будет немного некорректно, так как в слешерах присутствует широкий спектр комбинаций. В FFXVI же комбинация по сути всего одна, но вот экшеновость геймплея достигается за счёт большого количества способностей, которые главный герой способен комбинировать для наиболее эффективного подавления врага, либо же для получения наибольшего числа очков в Аркаде/Вратах Кайроса. Всего их около 50, и это исключая базовые навыки. Недостаток всего этого только один – способности Клайв получает постепенно, а полноценное билдостроение возможно сделать только при максимальном улучшении большинства способностей. Разработчики предполагали, что игроки будут самостоятельно искать возможности для наибыстрейшего убийства врага с теми возможностями, которые у них были, и за счёт этого строили различные тактики – именно тогда игра совершенно не кажется скучной. Но при этом за геймплей с тупым прожиманием квадратика разработчики не наказывают, в отличие от других слешеров, где неиспользование различных комбинаций карается достаточно сильно. Именно из-за этого некоторые игроки посчитали, что у игры скучный геймплей, завязанный на бесконечном нажимании квадратика до получения способности, которую ты используешь. На самом же деле я бы никогда не назвал, что этот геймплей кажется скучным.

Единственное, с чем разработчики прогадали – это практически полное отсутствие RPG элементов. Это не то чтобы минус, скорее несоответствие подаваемого разработчиком жанра игры, как Action-RPG, но здесь действительно практически полностью отсутствуют какие-либо ролевые элементы. Прокачка оружия всегда линейная (кстати, ни в коем случае НЕ ПРОДАВАЙТЕ «РАГНАРЁК» в своём прохождении, иначе вы не сделаете Гибель Богов, необходимый для получения платины), достойных вещей на покупку почти нет, вариантов ответа на тот или иной диалог в игре кот наплакал, а вся ролевая система сводится только к линейной многоуровневой системе прокачки, да и наличия полуоткрытого мира, который пусть и поражает своей красотой, но достаточно маленький и линейный. Игру можно было бы с чистой совестью сделать полностью линейной и это бы даже пошло ей в плюс, так как сюжет игры настолько постоянно держит в тонусе, что, когда тебя прерывают на какие-то сайд-квесты или левые вещи, подобное падение темпа повествования ощущается очень остро.

Кстати, о сайд-квестах.

Очень много споров было на эту тему. Многие говорят, что сайд-квесты в игре сделаны на коленке, абсолютно лишние и бессмысленные, и рекомендуют проходить их только на НГ+. Я же скажу так: половина сайд-квестов в игре – в основном до середины игры – в целом действительно слабые. Первый сайд – это вообще побыть официантом и разнести три тарелки еды, чтооо. Но при этом впоследствии у вас будут сайд-квесты, которые раскрывают сюжетные линии каждого из 5 дружественных к Клайву городов, дают больше информации о прошлом товарищей главного героя, а также некоторые имеют пре-рендеровые катсцены, которые подчёркивают определённую важность событий. Тем не менее, основная проблема сайд-квестов даже не в их содержании, а в том, что основной сюжет настолько зрелищный, красивый и эпичный, а главное - постоянно держит в напряжении – что игроку тупо не хочется прерываться на выполнение сайд-квестов.

Final Fantasy XVI

Эта проблема проявляется не только в обычных сайд-квестах, но и в так называемых «сюжетных сайд-квестах», например, по сборке двигателя для Энтерпрайза. Но особенно сильно эта проблема проявляется перед финальной миссией в игре: разработчики такие «блин, у нас уже конец игры, а мы ещё даже половину сюжетных арок не раскрыли, засунем-ка мы 20 штук сайдов прямо перед финалом, понадеемся игроки оценят». И нет, не оценили. Всё хорошо и замечательно с этим было бы, если бы игрок не испытывал предвкушения от финала. Однако учитывая насколько игра под конец поднимает градус накала, игрок тупо не захочет себя сдерживать. А если и сдержит, то получит обильное количество сайдов, некоторые из которых могут показаться филлерными, которые не дают настолько же вау-впечатлений, как от основного сюжета, что испортит впечатления от игры. Такая же проблема касается и двух DLC, которые открываются только после двух сайд-квестов на Джошуа и Джилл, и которые также приостанавливают сюжет. По этой причине, я хочу раз и навсегда поставить точку и согласиться с мнением большинства: действительно, сайд-квесты нужно проходить ТОЛЬКО после прохождения основного сюжета. Когда вы пройдёте основной сюжет, начнёте NG+ и начнёте выполнять все сайд-квесты, возможно даже, что ощущения от финальных катсцен и фраз только усилятся, ведь к тому моменту вы узнаете уже много информации о различных персонажах, послушаете их истории и мнения, а также получите всевозможные трофеи на стене воспоминаний. Это даст вам ощущение прохождения долгого и тернистого пути, во время которого вы помогли многим и узнали, что с ними стало, что в свою очередь позволит глубже ощутить всю веру в них и вызовет слёзы от осознания того, что будет дальше.

Когда я первый раз увидел эту катсцену, увидел всех тех, с кем Клайв прошёл весь путь... я начал понимать, каким будет конец

А что же NG+?

Полноценным NG+ в этой игре можно назвать только если вы начинаете игру на уровне сложности «Последняя фантазия». По правде говоря, NG+ в этой игре будет послабее в плане разнообразия, чем NG+ в FF7R. Основное отличие NG+ от обычного NG в том, что вы здесь получаете очень много опыта, очков способностей и денег. Причём дофига опыта вы получаете даже за простейшие бои и действия, что честно говоря сбивает немного баланс у игры. Сложность у игры возрастает несильно: да, врагам нужно нанести больше урона, а в некоторых местах добавлены или заменены старые враги на более сильных, однако у них такая же степень оглушаемости, такой же набор анимаций и не шибко увеличенный урон. Более того, может даже показаться, что игра на Последней Фантазии будет проще вашего первого прохождения, так как вам уже доступны все способности айконов, а также многие полезные аксессуары, радикально меняющие геймплей (к примеру конструкт, позволяющий увеличить максимальный бонус к урону при ошеломлении с x1.5 до x2.0, что значительно увеличивает урон). В этом плане NG+ немного расстроил, однако так как мне в целом игра нравится, проходить всё заново мне было несложно.

Final Fantasy XVI

Главная причина начинать NG+, помимо выполнения сайд-квестов, если вы их раньше не выполняли, по сути всего одна – расширенные режимы «Аркада» и «Врата Кайроса». Теперь результаты ваших прохождений «Аркады» и «Врат» сохраняются в мировом рейтинге, а сама сложность режимов ЗНАЧИТЕЛЬНО возрастает. Если сложность Врат возрастает сильно, но в целом враги ещё дерутся как на Последней Фантазии, то если вы в режиме «Аркада» выберете уровень сложности Ультималий, то готовьтесь к возможно первым за всю игру настоящим проблемам даже с самыми простейшими врагами: степень оглушаемости врагов значительно выросла, теперь они оглушаются только от атак айконов, словно на них наложена способность «Отвага», убивают враги за 3 удара, и это самые простые враги, при этом зелий у вас всего 6 штук (3 обычных зелья, 2 сильных, 1 зелье защиты), требования для получения ранга S за бой невероятно высокие и требуют совершенно другого подхода к тому, чтобы проходить миссии, в отличие от того, который вы постоянно использовали в кампании. В обоих этих режимах подход к боям полностью меняется: теперь вы должны не убить врага как можно скорее, а делать как можно больше ударов в секунду, постоянно комбинируя различные атаки и способности айконов.

Теперь немного поговорим про дополнения

Echoes of The Fallen

Достаточно короткое дополнение, добавляющее по своей сути всего одну новую, но достаточно длинную миссию. Перед ней будет подводка, идущая где-то полчаса, затем сама миссия, идущая где-то полтора часа. Казалось бы, мало, но зато КАКАЯ миссия – очень масштабные и красивые пейзажи, красивый эмбиент на фоне, красивая напряжная музыка на предпоследнем этаже башни, игрок также получает на протяжении миссии конструкты, которые радикально меняют структуру геймплея, правда самый лучший конструкт определённо Наступательный. Ну и в завершении вас ожидает самое эпичное и, если вы не проходили второе дополнение первым, сложное сражение за обычного Клайва с Омегой. Сначала всё покажется простым, но затем вас затягивает в какое-то кибернетическое пространство, запускается электронно-роковый саундтрек и сражение в мгновение становится намного более динамичным, зрелищным, а главное сложным – вы определённо здесь будете тратить все зелья и возможно проходить его заново не один раз. А в самом конце он запускает какую-то чёрную дыру, экран буквально начинает наполняться тысячей эффектов, всё горит, у вас ограниченное время на его убийство, и вы бьёте, бьёте, бьёте пока в конечном счёте не делаете финальный удар и эпично завершаете бой. Такой градус накала в геймплее за Клайва можно прямиком сравнить со сражениями с айконами, и это ощущается мега-эпично. По итогу, вы получаете мощное снаряжение (и оружие, которое мощнее Гибели Богов), получаете красивую и эпичную миссию, а также намёк, указывающий на следующее дополнение. Одним словом – окупилось полностью!

Final Fantasy XVI
Final Fantasy XVI

The Rising Tide

Это дополнение разрабатывали явно дольше, и стоит оно также побольше. На сей раз разработчики решили нас одарить целым новым регионом, хотя по размерам он явно уступает тем, что даны в основной игре. НО КАКИЕ ЖЕ В НЁМ ПЕЙЗАЖИ, БОЖЕЧКИ! Первый раз, когда я вошёл в Мисидию, я испытал такой огромный эстетический оргазм, что мне это дополнение понравилось ещё только в начале его сюжета. Я уже видел то, насколько красивыми могут быть локации и пейзажи в этой игре, но здесь разработчики достигли вершины всего, чего можно достичь. Это, наверное, самая красивая локация из всех, которые я когда-либо видел.

Final Fantasy XVI
Final Fantasy XVI
Final Fantasy XVI

Впоследствии, мы встречаемся с ещё одними символами франшизы – Тонберри – а также получаем нового айкона – Левиафана. Честно говоря, спорный айкон, но у него действительно мощные способности, особенно если атакуют группами. А вот сюжет дополнения не то, чтобы плохой, но слишком не выдающийся относительно того, что было в основной игре. На самом деле такое же чувство у меня было и в Echoes of The Fallen, но я свалил это на то, что это преимущественно геймплейное дополнение. Здесь же скорее слегка страдает постановка и структура сюжета, нежели сам сюжет. Типа, на концептуальном арте Клайв вместе со своей командой выступали против Левиафана, однако в дополнении по итогу он выходит туда один. Плюс, я ожидал, что мы наконец-таки получим хоть какую-то информацию о прошлом Джилл, всё-таки она северянка, а события происходят на севере, да и лор племени Шулы связан также с северянами. И всё же ничего из этого мы не получили. Тем не менее, локации невероятно красивые, музыка ещё больше доставляет, а финальное сражение с Левиафаном честно говоря ощущается словно это реально финальный босс игры. Это определённо самый сложный босс в игре – на всех уровнях сложности он наносит огромный урон, имеет очень широкий спектр атак и много здоровья. Ко всему прочему у нас очень ограниченные возможности для лечения, поэтому с первого раза Левиафана определённо не пройти. Особенно сильно бесит его накопление сил для проведения ван-шотящего Цунами – в этот момент вам нужно его атаковать почти постоянно всеми возможными способами, потому что урон вы наносите почти всё время впритык. Но после этого начинается как бы последний этап боя с ним и запускается эпичный и очень запоминающийся саундртек «Каскад Левиафана», который отсылает на самый первый трейлер игры в 2020-ом году. Благодаря этому саундтреку бой запоминается на всё время, при том, что сам он по постановке явно уступает почти всем боям из основной игры.

После прохождение основного сюжета дополнения вы можете выполнить оставшиеся сайд-квесты, последнее из которых связывает сюжет этого дополнения с Echoes of the Fallen и заканчивает его пре-рендеровой катсценой и полноценно завершает сюжет дополнения. Вместе с этим, если вы хорошо исследовали локацию, то вы можете сделать для себя ещё один «меч» под названием Нож Тонберри. В отличие от всего остального «последнего» оружия, Нож Тонберри делает приоритетом шанс оглушения, что делает его самым мощным оружием для оглушения врагов в игре (400 ед. урона и 700 ед. оглушаемости на обычном НГ, и 500 ед. урона и 1000 ед. оглушаемости на НГ+).

Ещё немного плюсов

- Саундтрек - огонь, в прямом и переносном смысле и абсолютно неудивительно, что игра получила награду на TGA за музыку. В принципе во всех финалках хороший саундтрек, и эта игра не исключение. Он запоминающийся, он отлично подобран и великолепно звучит под ситуацию, некоторые композиции улетели мне в плейлист. Однако хотелось бы отметить, что в игре есть слишком часто повторяющиеся саундтреки. К примеру, боевой саундтрек вне миссий всё время один и тот же, а ещё на многих боссах часто звучит, по крайней мере в первой фазе, также один и тот же саундтрек. И это не то, чтобы минус, но на 100-ый раз прослушивания уже слегка раздражает. Хотя опять же повторюсь, что сама музыка отличная, просто как будто слегка не хватило сил, чтобы придумать саундтрек для каждой из локаций, как было например в ремейке 7-ой финалки сделано, это улучшило бы ситуацию.

Саундтрек с главного экрана ("Земля айконов"). По одному его звучанию уже полноценно создаётся впечатление того, о чём будет игра.

- Эта первая игра, которая максимально экономит время игрока. Да, я знаю, что это "богоподобный SSD PS5", но если серьёзно, это очень круто, когда через 20 секунд после включения консоли ты уже находишься в самой игре. А ещё это позволяет делать постоянные быстрые перемещения, порой даже на небольшие расстояния, ибо если раньше ты не хотел перемещаться, потому что загрузка шла долго, к примеру, то теперь тебе проще переместиться поближе и добежать. Отдельным плюсом к этому можно добавить возможность мгновенно переместиться к квесто-дателю после его выполнения. Не то, чтобы это не значило, что персонаж находился очень далеко от ближайшей точки быстрого перемещения, но это всё равно очень приятно.

Подводя итоги

В конце, я бы хотел ещё сказать одну вещь: Final Fantasy XVI – это настоящий феномен, который сейчас почти нигде не встретишь. Эта часть серии бросила вызов современной индустрии, пойдя наперекор всем устоявшимся маркетинговым привычкам. Она полностью ушла от той жанровой принадлежности, которая была в предыдущих частях серии; она подняла рейтинг сюжета и при этом сделала это качественно и вдумчиво, а не просто, чтобы похвастаться, что может; она вышла абсолютно целостной и законченной, имеющей чёткое начало и АБСОЛЮТНЫЙ конец – такой, у которого точно не будет продолжения. Трагичная, но очень завораживающая, мрачная, но очень красивая, эмоциональная и эпичная одновременно – всё это и есть описание Final Fantasy XVI. У игры есть определённо недочёты, но все они меркнут в сравнении с тем, что эта игра может предложить. Играя в эту игру, я получил настолько неизгладимое удовольствие, которое не получал уже очень давно, впечатление, которое останется со мной навсегда, и персонажей, которых я запомнил и полюбил.

”The only fantasy here is yours. And we shall be its final witness.”
Разработчики даже название игры в сюжете обыграли
«Единственная фантазия здесь – твоя. И мы станем её последними свидетелями.»
Трейлер для закрепления. А теперь представьте: ВСЕ сцены, которые здесь показаны, есть и в игре
Как всё было
Как всё было
И как всё стало
И как всё стало
Левиафан
Левиафан
Все трофеи
Все трофеи

Я почти никогда не ставлю играм высочайший балл, потому что как бы мне игра не нравилась, я всегда понимаю, что, объективно говоря ни одна игра не идеальна. Однако это тот случай, когда я готов сделать исключение. Потому что это тот пример настоящей некст-ген игры, который встречается в современной индустрии крайне редко, а то и не встречается вовсе. По мне, это та игра, на которую должны равняться все, когда речь идёт о 70-и или более баксов и это определённо на данный момент лучшая игра из всех, которые я проходил.

Оценка: 10/10

P.S. Так уж вышло, что я дописал этот пост прямо под первую годовщину этой игры. А посему хочу заранее поздравить Creative Business Unit III, всех актёров озвучки, а также Square Enix за то, что создали эту великолепную игру

22
22 комментария

Да добавить то и нечего.
Игра отличная. Бой с багамутом это БУКВАЛЬНО ПИК боссбатлов в жанре. Не знаю. Разве что асура где то рядом стоит. Но там графон уже того.
На НГ+ сейчас прохожу из за того что новый телек купил и звук. Это отвал пизды.

3
Ответить

с отвисшей пачкой сидел весь бой
я даже не знаю что может быть ещё эпичней. Разве что Asuras Wrath может конкурировать ещё

3
Ответить

для меня это был пик игры, просто атомный разъеб

2
Ответить

Я вообще удивлен, как за одно это сражение игра не получила звание игры года, просто почему. Такого уровня постановки в современной игровой индустрии почти не встретишь

Ответить

Бля, я как раз на днях скупился, ещё не открывал, ждут очереди)

3
Ответить

Комплект мужчины.

Ответить

Игра топчик. Взял на релизе, делюкс коробочку. Потом дополнения все. Сколько видосов было просмотрено до релиза, всякие брифинги разрабов и прочее.
Игру и первый допник прошел, теперь вот думаю Левиафана пора одолеть.

2
Ответить