14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

От набегов викингов и гуннов до Вьетнама и Холодной войны.

Написал Олег Орлов
Специально для блога FunPay
14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Реальная история, без драматического упрощения или прикрас, легко становится крепкой и самобытной основой для игр — и помогает не только увлечь геймплеем, но и заинтересовать настоящими событиями.

Конечно, чрезмерно дотошно, подобно научным трудам, игры историю не пересказывают. Всё-таки какие-то допущения они себе позволяют, чтобы игровой процесс не становился рутинным.

Но когда разработчиков вправду волнует достоверность описываемых событий, и когда за нарративом стоит научная база, а не одна лишь фантазия, то получается не просто игра — учебник. Погружающий и интерактивный. Такой, какой похлеще школьных книжек заразит и ребёнка, и взрослого историческим энтузиазмом.

История Древнего мира

Total War Saga: Troy

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Total War Saga: Troy отлично демонстрирует Бронзовый век, как с экономической, так и с военно-исторической и литературно-повествовательной точки зрения.

Отличный компромисс для аудиторий, которые любят художественный (мифологический) тип игры, исторически-достоверный или что-то среднее.

Через особые способности и индивидуальную сюжетную линию игрок может узнать характер каждого героя — лидера фракции, описанный прежде в произведениях Гомера и Вергилия.

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Например, Эней, как писал Вергилий в «Энеиде», умеет разговаривать с умершими для получения важной информации.

Данная механика является ключевой для развития сюжета Энея и для достижения победы по условиям Гомера. Ахиллес же может вызывать противника на дуэль, и пока дуэль не состоится, герой не будет находить себе покоя. Это явная отсылка к фрагменту «Илиады», где Ахиллес не находит себе места после гибели своего друга Патрокла от копья Гектора Троянского и жаждет последнему отомстить.

Стоит также отметить самое главное и ключевое нововведение в серии Total War, а именно внедрение иных ресурсов (бронзы, камня, дерева, провизии), помимо денег (золота).

Нововведение заставляет игрока гораздо плотнее взаимодействовать с другими фракциями из-за необходимости в ресурсах, как для строительства и найма отрядов в армию, так и для сохранения положительного баланса провизии.

Последнее условие очень важно, так как баланс этого ресурса при наличии трёх армий долгое время будет отрицательным. Такая реконструкция экономики Бронзового века достаточно исторична и подтверждается переводами глиняных табличек, найденных в Малой Азии и на Аравийском полуострове. Конечно, для полного воссоздания экономических отношений не хватает лишь механик страхового договора и займа.

Снаряжение и доспехи солдат изображены в соответствии с археологическими находками, которые находятся в музеях Турции, Греции, Великобритании, стран Аравийского полуострова и США.

Отдельно стоит отметить «бронзовый» интерфейс, арты, стилизованные под греческую роспись ваз и музыку, навеянную одновременно художественным фильмом «Троя» (2004) и историческими свидетельствами о командовании армии посредством ударных и духовых инструментов. Подобный подход к дизайну позволяет игроку проникнуться атмосферой блеска, и, в тоже самое время, надвигающегося упадка Бронзового века.

Последнее особенно ярко отражается в ситуациях, когда практически все фракции участвуют в какой-либо войне по своей воле или по воле союзников, а ресурсы на карте заканчиваются.

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Вид строений максимально приближен к реконструкциям сооружений того периода. Тип войск в игре, как и в истории, распределяется на лёгких, средних, тяжёлых пехотинцев со щитами или без, с дробящим, колющим и рубящим оружием. Конница в игре представлена преимущественно в виде группы колесниц, что достаточно достоверно.

Малочисленные отряды всадников «кентавров» (более поздние историки, такие как Павел Орозий и Исидор Севильский считали, что этимология слова Centaurus» означает «человек, соединенный с лошадью») очень редко появляются на полях сражений при прохождении кампании.

Именно в этой части серии Total War уменьшенный масштаб в количестве солдат в армиях идёт игре на пользу.

Ведь в реальной истории войны того периода являлись чаще всего набегами (до 10 000 человек) отдельных народов.

Война данаев с Троей была по меркам того времени масштабной кампанией, где количество участников в сумме с обеих сторон могло быть более 60 000.

Отдельным достоинством Total War Saga: Troy являются грамотно срежиссированные дуэли полководцев. Анимации дуэлей можно считать достоверными, так как дуэль между солдатами или полководцами в период Бронзового века и Античности представляла собой зрелище и носила сугубо сакральный характер «воли богов».

Total War: Rome 2

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Уже в античный период при ведении войны народы стали отходить от полной её сакрализации, обосновывая предстоящие сражения более практичными целями и используя прагматичные методы в военных кампаниях. В подтверждении вышесказанного идеально подойдут другие части серии Total War, а именно Rome 2 и Attila.

В Rome 2 игрок может увидеть не только разнообразие культур и методов управления народами, но и понять, почему именно этот период является основополагающим для сформировавшихся принципов цивилизации и ведения войны.

Яркие краски символов фракций и доспехов, стилизация иконок отрядов под фрески, впечатляющее оркестровое музыкальное сопровождение способны навсегда врезаться в память игрока.

Хоть и в упрощённой форме, игрок может ощутить существенную разницу между монархиями Востока, племенным строем северных народов и республиканскими режимами полисов.

До введения в игру семейного древа, в Римской Республике главную роль в политике играли не личности, а партии различных семей в Сенате. Для сохранения Республики игроку необходимо было активно чередовать полководцев при их участии в битвах для сохранения политического баланса внутри Рима. Угроза возникновения недовольства в провинциях и начала гражданской войны заставляет игрока активнее следить как за настроением населения в городах, так и за амбициями патрицианских семей в Сенате.

Rome 2 даёт отличную возможность повторить тактику великих полководцев Античности: Ганнибала, Квинта Фабия Максима, Пирра, — и поэкспериментировать в сражениях с применением смешанного контингента из разных родов войск.

Самым главным нововведение в битвах стала возможность участия флота в береговых битвах посредством обстрела отрядов противника и высадки десанта на берег.

Помимо вышесказанного, игрок, играя за Рим с DLC, может проследить все этапы эволюции римской армии (тактики и снаряжения) и политической системы с заката периода Ранней республики (396 г. до н. э.) вплоть до узурпирования власти самопровозглашённым императором Евгением (303 г. н.э.).

Вышесказанное основано на археологических находках, реконструкциях, на трудах историков Античности и современных учёных.

Total War: Attila

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Attila дополняет и расширяет основы, созданные в Rome 2.

Основная кампания игры начинается с 370 г. н. э. – с начала Великого переселения народов. Механика кочевых фракций позволяет игроку понять, каким образом жили и воевали народы без наличия постоянных селений.

Вопросы о плодородии почв, санитария, болезни и эпидемии действительно являлись главными для государств и стояли наравне с последствиями Великого перенаселения народов.

Болезни в игре, как и в реальной истории, активно распространялись через торговые пути и дороги.

Нередко солдаты армии двух противоборствующих сторон чаще погибали от болезней и эпидемий (Юстинианова чума — первая известная нам пандемия чумы, длившееся около 200 лет, с 541-го до середины VIII века, — охватила всю территорию Европы вплоть до Британских островов, унесла жизни более 100 миллионов человек).

Впервые в серии города стали полностью разрушаемыми, а территория вокруг — полностью выжженной. Разработчики правильно показали тактику и стратегию набегов кочевников (гуннов) на государства.

Нападения происходили с регулярной периодичностью и волнами. Как и в реальной истории, государства теперь могут переходить из одной религии в другую. Завершает таймлайн игры дополнение про Карла Великого, т. е. – VIII в. н.э.

Total War: Attila в сообществе игроков считается недооценённой частью с большим количеством механик и с детальной проработанностью исторического сеттинга.

По итогу стоит сказать, что разработчики из Creative Assembly вложили много труда и времени, чтобы воссоздать образ далёкого прошлого. И если Troy достигла вершины в повествовательном аспекте и по разнообразию режимов, то Rome 2 и Attila стали отличной реконструкцией Античности с возможностью воплотить на экране все мечты, которые возникли ещё во времена учёбы в школе на уроках по истории Древнего мира.

Именно после знакомства с Rome 2 и с одновременным прочтением трудов Николо Макиавелли («Трактат о военном искусстве и Рассуждение о первой декаде Тита Ливия») я начал активное изучение истории Римской республики и Римского государства в целом.

Средние века и эпоха Великих географических открытий

Ancestors Legacy

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Эпоху «Тёмных» и Средних веков, а именно появление и период активного участия викингов в событиях и войнах тогдашней Европы, отлично раскрывает проект от польских разработчиков из Destructive Creations — Ancestors Legasy.

Как бы это цинично не прозвучало, но одним из главных достоинств игры является практически реальное отображение жестокости тех времён (насилие осуждаю).

Уже с изображений, сделанных в стиле комиксов, нам показывают разорванные тела, полуголых воинов в крови, с топорами возле останков человеческих тел и горящих деревянных строений.

И это исторически достоверно, ведь если брать информацию о викингах из разных источников и сопоставлять с исследованиями останков людей того периода, то выяснится, что никто из стран Европы того периода не мог сравниться с жестокими методами убийств и пыток с народами, прибывшими с Севера (если не знаете, то и не советую узнавать, что такое «Кровавый орел»).

В Ancestors Legasy разработчики сразу заявляют, что игра основана на исторических событиях, а 6 кампаний (по 2 каждая) посвящены 4 народам: викингам (вымышленный Ульф Железнобородый и Рюрик), англосаксам (Эдуард Исповедник и Гарольд II Годвинсон), германцам (Рудольф I и Конрад фон Тирберг Старший-Геркус Мантас), славянам (Мешко I и Бореслав Храбрый).

В DLC добавлена ещё одна кампания и фракция — там сможете поиграть за сарацин (Салах ад-Дин Юсуф).

Разработчики из Destructive Creations детально подошли к изучению первоисточников и смогли образцово заполнить пробелы реальной истории, хоть и частично вымышленными персонажами и обстоятельствами. При этом канва сюжета и историческая основа из первоисточников не ломается, а наоборот, отображает весь колорит Средневековой эпохи и особенности взаимоотношений между предполагаемыми действующими лицами.

Особенно профессиональный подход к истории виден уже в первой кампании про вымышленного викинга Ульфа Железнобородого, который прибыл с тремя кораблями на территорию Британии. В данном сюжете викинги показаны жестокими захватчиками, убийцами и мародёрами, для которых война скорее является развлечением и главным методом дохода, нежели методом захвата новых территорий.

На славу, с исторической точки зрения, удался и геймплей.

Командование отрядами, где в сумме может находиться до 10-15 человек, в стиле, схожим с Company of Heroes, позволяет игроку не только увидеть быт, в котором жили сами викинги и их противники, но и увидеть истинный масштаб набегов «полчищ» дикарей с Севера.

В реальности в разграблении Нортумбрии и в частности – собора Линдисфарна (5 июня 793 г.), могло принять участие не более нескольких сотен викингов. Методичное разграбление округи и массовые убийства местных жителей вокруг монастыря также отлично отображают контекст реальной истории, ведь, по сведениям британских хронистов, нападению на собор Линдисфарн предшествовали голод и малые рейды со стороны воинов Севера.

Тактика набегов является самой эффективной и достаточно серьёзно истощает силы противников викингов. Отрицательный баланс в производстве еды, как и в реальности, мотивирует игрока грабить и захватывать деревни, не отсиживаясь и копя силы в своём лагере. До момента захвата деревни, попавшие в зону атаки воинов, местные жители тут же убиваются, а их жилища и главное строение поджигаются и, вскоре, сгорают дотла. Единственным серьёзным допущением можно считать топографическую неточность игровых локаций по отношению к реальным местам действия игры в угоду балансу.

Тёмные тона, огромное количество трупов после битв-стычек, отличные анимации боя, всё это даёт возможность похвалить разработчиков из Destructive Creations, а саму Ancestors Legacy назвать образцом того, как надо по-взрослому преподносить и отображать историю в играх.

Knights and Merchants

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Другим, не менее интересным проектом по эпохе Средних веков, можно назвать Knights and Merchants 1998 года выпуска или в русском переводе более известную, как «Война и Мир». Несмотря на то, что королевства в игре вымышленные, проект максимально иммерсивен и достоверен с точки зрения быта феодальных хозяйств, существовавших на территории нынешней Германии в XII-XIII вв.

Из экономической части проекта игрок может узнать о различных видах юнитов (для каждой профессии необходим свой тип поданного), видах профессий, необходимых для поддержания благосостояния королевства, и о максимально приближенной к истории системе логистики и строительства зданий и сооружений.

В отличие от той же самой Stronghold, в Knights and Merchants каждый подданный является отдельной единицей с индивидуальной шкалой сытости. Для того, чтобы накормить королевство, необходимо сначала построить Харчевню, а затем строения или цепочку строений по производству еды (винодельня, скотобойня и др.) и принести произведённую еду в Харчевню.

Главным условием для функционирования сооружений и строений являются дороги.

Некоторые из строений (например, скотобойня) выполняют функцию не только производства еды, но и поставляют кожевеннику ресурс для создания кожаных доспехов. Воины, так же, как и мирные подданные, периодически нуждаются в еде. Последнюю приносят солдатам носильщики-разнорабочие. Данная механика даёт тактическую возможность нарушить поставку еды солдатам, убив носильщиков противника, и, тем самым, оставить армию врага умирать от голода.

Отдельной похвалы достоин восхитительный саундтрек, созданный на основе произведений классической музыки XVIII–XIX веков. Он невероятно удачно адаптирован под сеттинг Средневековья.

Сейчас энтузиасты работают над ремейком Knights and Merchants и это, вероятно, неслучайно. Насколько мне известно, ни один проект про Средневековую эпоху не достиг подобного уровня погружения. Поэтому бесплатный ремейк с открытым кодом стоит ждать старым игрокам ради возвращения ностальгических чувств, а новым — ради знакомства со столь детализированным и ныне подзабытым проектом.

Expeditions: Conquistador

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Серия Expeditions получила всемирную известность после выпуска игр с подзаголовками Vikings и Rome.

Но началось всё со сбора средств на Kickstarter и последующего выхода Conquistador.

Игра относится к жанру тактических стратегий и полностью посвящена экспедиции испанских конкистадоров на О. Эспаньола (Худ) и в Мексику в 1518–1520 годах.

Игроку даётся роль предводителя отряда наёмников-исследователей, целью которого является личное обогащение за счёт найденных сокровищ и покорения местных племён.

В глобальном режиме присутствует множество параметров и особенностей, которые в реальных походах конкистадоров имели место быть. Например, выстраивание взаимоотношений с местным населением.

Отряд игрока может всех аборигенов убить и ограбить поселение, а может договориться. Expeditions: Conquistador неподготовленному игроку даёт понять, что его спутники это не верные соратники, а такие же как и он сам охотники за наживой, готовые предательски воткнуть нож спящему в спину или сбежать из лагеря ради личных целей.

Всё вышеперечисленное в реальной истории подтверждается дневниками настоящих конкистадоров. Через личную экспедицию игрок сможет не только прочувствовать опасность окружения, но и осознать, каким образом в ту эпоху происходило освоение новых земель.

Считаю, что несмотря на некоторую кривоватость и бюджетность, проект достоин внимания, особенно интересующихся колонизацией Южной и Северной Америк.

Гражданские войны

Ultimate General: Civil War

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Гражданская война в США (война Севера и Юга) и в настоящее время является самым кровопролитным конфликтом для Соединённых Штатов Америки. Но удивляет то, что немало игровых проектов посвящено этому для нас малознакомому событию.

Одним из таких является стратегия в реальном времени под наименованием Ultimate General: Civil War. Ранее, разработчики из студии Game-Labs выпускали отдельную игру, полностью посвящённую одному единственному сражению при Геттисберге (1—3 июля 1863 г.). В Civil War они не ограничились одним сражением и выпустили игру, полностью посвященную всей Гражданской войне, происходившей с 1861 по 1865 гг.

Главными заслугами данного проекта являются воссозданные с топографической точностью места битв; количество участников битвы, приближенное к реальному; параметры влияния морали, типов вооружения, поставки снабжения и настроения населения.

Последнее зависит не только от побед в сражениях, но и от количества потерь, как и было в реальной истории. В битвах игрок сможет узнать об основных особенностях ведения тактики и стратегии в условиях, максимально приближенных к реальному контексту вышеуказанного конфликта в истории.

Ultimate General: Civil War — это яркий пример, когда инди-студия может создать исторически-достоверный и интересный проект о сражениях на земле, практически на уровне Total War: Empire.

Продвинутый искусственный интеллект действительно адаптируется под действия игрока, при этом не имея исходных данных о местоположении и численности войск противника. Все подразделения в битвах пронумерованы в соответствии с данными из исторических источников.

Revolution Under Siege

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Эта игра не слишком зрелищная, но её детальная проработанность и исторический контекст не могли позволить мне не включить её в этот список.

Это тот пример из прошлого, когда для понимания принципов и работ механик игры необходимо изучить 96-страничное проиллюстрированное руководство пользователя. Называется игра Reds! Revolution Under Siege («Герои Гражданской: Красные против Белых 1918-1923») или просто Revolution Under Siege.

4 сценария мини-кампаний, 1 короткая кампания, 1 компания, 1 гипотетическая кампания и 1 основная кампания позволяют в деталях изучить всю ситуацию на фронтах Гражданской войны в России как в целом, так и в частности.

Вставай, проклятьем заклеймённый,

Весь мир голодных и рабов!
Игра встречает игрока этой цитатой

Достаточно непривычно, что разработчики из Франции настолько дотошно подошли к подбору саундтрека игры, что туда входят песни «Интернационал», «Красная армия, Чёрный барон», иные революционные песни, гимн Российской Империи, различные дореволюционные марши и песни и др.

Общий дизайн, картины и плакаты того периода истории России, стилизация окон событий и принятия решений под настоящие газетные вырезки и документы тех времён соответственно, ещё больше способны погрузить в контекст Гражданской войны в России.

Игрок с помощью Reds! Revolution Under Siege может узнать наименования, номера и особенности военных соединений и их реальное расположение в определённые периоды войны, местоположение и старые названия населённых пунктов, имена известных деятелей Красного и Белого движения, таких как: Л.Д. Троцкий, А.И. Деникин, М.Н. Тухачевский, А.В. Колчак, И.И. Вацетис, П.Н. Врангель и др.

Игра детально проработана с точки зрения руководства соединениями, их ролью в боях, морального состояния армии и народа, состояния транспортной инфраструктуры, типа местности и погодных особенностей определённой территории. Если разобраться во всех вышеперечисленных тонкостях игры, то можно определённо получить удовольствие как от процесса ведения боевых действий, так и от непосредственного участия в ключевых событиях того периода.

Конечно, из-за сложности освоения Reds! Revolution Under Siege является нишевым проектом, но это вовсе не повод не давать ему шанс раскрыться.

Вторая мировая и Великая Отечественная

Серия «Искусство войны» (Theatre of War)

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Серия Theatre Of War не получила такой популярности, как серии «В тылу врага» и «Блицкриг», но её игры, в особенности с подзаголовками «Курская дуга» и «Африка 1943», оказались весьма хорошими и самобытными проектами.

По реализму, зрелищности и динамике они стоят между хардкорной серией Graviteam Tactics и более упрощённой версией варгейма — серией Steel Division.

Главная польза, которую может принести эта игра, заключается в детально проработанных исторически достоверных кампаниях (вплоть до количества техники, номеров подразделений и топографической точности карт).

Богатая на визуальный и текстовый материал энциклопедия позволяет в деталях рассмотреть типы и особенности строения военной техники, прочитать подробное описание тактико-технических характеристик и узнать историю её создания, применения.

В данной игре взрывы и эффекты не столь зрелищны (танки взрываются очень редко, а вот экипажи покидают подбитые машины достаточно часто), но это не мешает игре быть исторической реконструкцией важнейших битв Великой Отечественной войны и Второй мировой войны без перекосов в «ура-патриотизм».

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad на данный момент является самым реалистичным и исторически-достоверным шутером-симулятором о ключевых сражениях за Сталинград с лета 1942 по зиму 1943 г.

Поразительно, что американская студия, основанная мододелами в 2004 году, смогла к 2011 году сделать детализированную во всех смыслах игру о чужой культуре и чужом конфликте, который и сейчас является животрепещущим.

Одиночная часть игры состоит из двух кампаний: за нацистскую Германию (нацизм и фашизм осуждаю) и за СССР. Перед каждой миссией игроку демонстрируют видеоряд с основными целями миссий, созданный из агитационных плакатов каждой стороны с идеологическими аудио-воззваниями. Последнее особенно даёт понять, какое мышление и идеи были у противоборствующих сторон конфликта.

Освещение в игре, как и сами локации, проработаны отлично. На некоторых картах, той же самой Спартановке, можно с помощью артиллерии полностью уничтожить дома, находящиеся в середине локации.

Полуразрушенный элеватор и вокзал, разрушенные кварталы Сталинграда, остатки разрушенных строений в виде с печей с дымоходами, частями стен и окон отображают весь реализм ужаса тех крайне тяжёлых дней и месяцев для нашей страны.

Крики советских солдат «За Родину! За Сталина!» и дружное 30 советских участников боя «Ура!!!» поражают своей слаженностью.

На мой взгляд, именно такие проекты, как Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad, максимально приближены к историческим реалиям и дают возможность игроку прочувствовать весь спектр эмоций без манипуляций и пропагандистских приёмов.

Company of Heroes 1 с DLC

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Много игр использовали высадку на Омаха-Бич в качестве начала кампании по высадке союзников в Нормандии. Но максимально достоверно и зрелищно пока удалось это сделать лишь одной — стратегии в реальном времени Company of Heroes 1.

Игра вместе с дополнениями посвящена таким знаковым в истории Второй мировой войны событиям, как высадка и освобождение Нормандии, операции по попытке освобождения Голландии, «Маркет Гарден» и Фалезской операции.

Практически покадровое копирование основанного на реальных событиях фильма «Спасти рядового Райана» и мини-сериала «Братья по оружию» позволяет зрелищно и одновременно поучительно отобразить условия и окружение, в которых солдатам Союзников приходилось освобождать Западную Европу от нацизма.

В Company of Heroes 1 созданы очень реалистичные модели взрывов (с подбросом и разбросом земли), разрушения зданий и техники. И звуковой дизайн достоин отдельной похвалы: ни в одной другой игре свист снарядов от разных артиллерийских установок не звучал так угрожающе и реалистично.

Самое главное, что может получить игрок в данном проекте, так это сведения о подразделениях сторон с точными датами ключевых вышеперечисленных событий и опыт управления подразделением со строительством полевой базы. Последнее сделано тоже на достаточно достоверном уровне, за исключением сбора новой техники в полевых мастерских.

Различные роли отрядов пехотинцев позволяют осознать, как в реальности подобные отряды взаимодействовали друг с другом.

Company of Heroes 1 — это эталонный образец того, как зрелищно и доступно преподнести исторический материал с минимальными игровыми условностями.

И я считаю, что, к сожалению, на данный момент ни одна стратегия не смогла достичь подобной вершины качества и проработки в жанре RTS.

Послевоенные годы и Холодная война

L.A. Noire

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Хороших игр, сочетающих в себе одновременно шутер, погони и расследования практически нет.

L.A. Noire же попадает под вышеуказанную категорию и является ярким примером того, как сильная сюжетная и детально проработанная сюжетно-историческая основа сочетается с достаточно упрощённым игровым процессом и пустым открытым миром.

Игра 2011 года от австралийской студии Team Bondi позволяет погрузиться и исследовать дотошно проработанный Лос-Анжелес послевоенной эпохи, а также узнать тогдашнее положение дел в органах правопорядка и в преступных кругах.

Главный антагонист игры, глава итальянской мафии Микки Коэн, полностью скопирован с самого себя в реальности. Он также, как и жизни, был замешан в преступлениях, связанных с убийствами, наркотиками, борделями и др.

Большинство дел в убойном отделе имели место быть в реальной истории и, с небольшими изменениями, отражены в игре. Дело в отделе поджогов «Николсон Электроплейтинг» полностью основано на реальном следственном материале. Правда, вместо дипломированного учёного создать реактивное топливо пытался химик-энтузиаст, что и привело к взрыву, напоминающему взрыв водородной бомбы.

Одежда, автомобили, манера речи, рекламные билборды и листовки, газеты — всё это создано на основе реально существовавших предметов.

Разработчики из Team Bondi очень ответственно подошли к достаточно острым темам того периода, а именно: нетерпимость к темнокожим, неприязнь к евреям и к меньшинствам, доходящие до паранойи поиски агентов Красных и др.

Очень жаль, что подобные игровые студии не выживают со своими самобытными и исторически-достоверными проектами в условиях конкуренции с играми-сервисами и безыдейными, но крайне популярными проектами-жвачками.

Air Сonflict: Vietnam

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Air Conflict: Vietnam многие игроки пропустили из-за монотонного игрового процесса; ужасных, по меркам 2013 года графики и оптимизации; наличия критических ошибок (на ПК до сих пор неисправленных); отсутствия рекламного позиционирования проекта.

В 2014 на PS4 вышло полное исправленное издание с дополнением «Потерянные письма», повествование которого ведётся от вьетнамского лётчика и освещает войну во Вьетнаме с другой стороны.

Историческая ценность данной игры состоит прежде всего в реконструкции практически всех операций и сражений войны США с Вьетнамом: от Инцидента в Тонкийском заливе до эвакуации войск и гражданских из Сайгона.

Несмотря на примитивность графики и чрезмерную простоту геймплея, именно в Air Conflict: Vietnam игрок сможет узнать о таких событиях вышеназванного конфликта, как сброс американцами смеси дефолиантов и гербицидов на территорию Вьетнама (операция «Ranch Head», 10 августа 1961 г.), осаде американцами базы северовьетнамцев в Кхесани (операция «Ниагара»), битва за высоту «Гамбург» и др.

Исторический контекст игры детально проработан. Через брифинги и видеоролики в конце каждой главы рассказываются реально произошедшие события, а посредством писем главного героя (американского лётчика) можно узнать о настроениях, царивших в самих США.

Модели самолётов и вертолётов хоть и малодетализированы, но сделаны на хорошем графическом уровне, а их описание позволяет понять сколько было произведено экземпляров техники, когда и где она использовалась и сколько было утрачено в следствии ведения боевых действий во Вьетнаме.

У Air Conflict: Vietnam отличные сценаристы и исторические консультанты.

Игре не хватает толковых геймдизайнеров, хорошего бюджета и разнообразного саундтрека. Будеу надеяться, что подобные проекты будут выходить и своевременно доводиться до хорошего технического состояния без потери контента и его качества.

Phantom Doctrine

14 игр, по которым я советую учить историю — настолько они дотошные и реалистичные

Phantom Doctrine — это тот случай, когда разработчики смогли точно воспроизвести исторический сеттинг шпионских заговоров времён завершения Холодной войны (1980-е гг.).

Сюжет и персонажи в проекте полностью вымышлены, но всё происходящее в игре основано на реальных событиях.

Методы ведения шпионской деятельности также максимально приближены к реальным: вербовка новых агентов, их обучение, поиск улик и проведение расследований на специальной доске, спасение соратников и выполнение тайных миссий на территории вражеских и союзных государств — всё это отсылает к настоящим методам ведения шпионской деятельности того периода.

Рейд в Пакистан для изучения ядерной программы страны отсылает нас к реальным планируемым разведками Израиля, СССР и США операциям по получению информации о ядерной программе Пакистана.

Миссии по поиску улик очень хорошо адаптированы под реалии США или СССР того времени. Например, когда есть необходимость выяснения информации о взятках среди сотрудников милиции одного из городов, агент узнаёт, что оказывается начальник отделения берёт взятки за подработку его подчинённых в качестве вышибал в валюте и за её хранение может быть арестован. Данное обстоятельство, согласно реальным законам СССР того периода, действительно могло произойти.

Постоянная слежка за агентами противника, смена документов у агентов, контроль их безопасности, выполнение заданий внутри страны органа-разведки по заказу правительства для получения финансирования, участие в боевых операциях с ограниченным контингентом по всему миру — всё это входит в перечень обязанностей игрока, как лидера отдела по разведке и контрразведке КГБ или ЦРУ.

Снаряжение, оружие, музыка, локации, автомобили в игре максимально приближены к реальности той эпохи. Проект о тайной стороне государств периода Холодной войны у создателей не менее культовой Hard West вышел отличным и комплексным.

А когда игры заинтересуют вас темой, то подробнее о ней сможете прочитать уже в исторической литературе.

Лично я по упомянутым играм и эпохам советую почитать это.

Древний мир:

  • «Илиада» и «Одиссея», Гомер;
  • «Энеида», Вергилий;
  • «1177 год до н.э. Год, когда пала цивилизация», Э. Клайн;
  • «Кембриджская история древнего мира», т. 2, 7, 8;
  • «Воины Карфагена», Е. Родионов.

Средние века и эпоха Великих географических открытий:

  • «Кембриджская история средних веков», т. 1, 2;
  • «Предвестники викингов. Северная Европа в I-VIII веках», А.А. Хлевов;
  • «Викинги. Первая иллюстрированная энциклопедия», С. Жарков;
  • «Повседневный быт Средневековья», К.А. Иванов;
  • «Ангел во всеоружии. Повествование о конкистадоре Франциско Писарро», Е. Чернова;
  • «Под покровительством Сантьяго. Испанское завоевание Америки и судьбы знаменитых конкистадоров», А. Кофман.

Гражданские войны:

  • «История Гражданской войны в США. 1861 – 1865», Дж. Форд Родс;
  • «Танненберг Танненберг – 1914», журнал «100 битв, которые изменили мир», выпуск 84 ;
  • «Правда о Первой Мировой войне», Б. Л. Гарт;
  • «Пехота наступает», Э. Роммель;
  • «Русские революции и Гражданская война», А.А. Герман;
  • «Россия в Гражданской войне. 1918-1922 : Энциклопедия : в 3 т.», А.В. Сорокин.

Вторая мировая и Великая Отечественная:

  • «Великая оболганная война», И. Стукалин;
  • «Катуков против Гудериана», В. Прудников;
  • «Стратегия непрямых действий, По другую сторону холма», Б.Л. Гарт;
  • «Боевые операции в Северной Африке и на Западном фронте в Европе. 1940–1944», Э. Роммель;
  • «Битва за Нормандию. Взгляд побежденных»;
  • «Энциклопедия Второй мировой войны. Открытие Второго фронта, Последние битвы. 1944-1945».

Послевоенные годы и Холодная война:

  • «Мафия в США», Р. Иванов;
  • «Мафия, ЦРУ, Уотергейт: Очерки об организованной преступности и политических нравах в США», д.и.н. И.А. Геевский;
  • «Вьетнам: История трагедии. 1945-1975», М. Хейстингс;
  • «Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама», Р. Макнамара;
  • «ЦРУ против КГБ. Искусство шпионажа», А. Даллес;
  • «Записки контрразведчика. Взгляд изнутри на противоборство КГБ и ЦРУ, и не только...», В.Г. Клименко.

Подборка могла быть и больше, но придержу коней, а то на эту тему мне только дай поговорить — не умолкну.

И да, список немного субъективный, потому что я перечислял не только подходящие теме, но и одновременно с тем лично мне симпатичные игры, которые я советую просто, как геймер.

Но что объективно: именно так нужно добиваться в своих проектах баланса между развлекательной зрелищностью и дотошным реализмом. Исторический контекст тут сделан на отличном уровне, и благодаря этому история буквально оживает в геймплее, привлекает масштабом и постановкой, не оставляет с лапшой на ушах.

Побольше бы подобных самобытных проектов выходило в наше время.

А если хотите учить историю не по играм, а по статьям на DTF — заглядывайте в наш огромный лонг про самураев.

316
2
1
1
236 комментариев

Спасибо @VkontextHistory за новый урок истории!

Тоже понравился текст? Лайкните!
Ждёте другие? Подпишитесь на блог!

9
Ответить

вот мой топ 14 исторических игр:
Assassin’s Creed
Assassin’s Creed II
Assassin’s Creed Brotherhood
Assassin’s Creed Revelations
Assassin’s Creed III
Assassin’s Creed IV Black Flag
Assassin’s Creed Rogue
Assassin’s Creed Unity
Assassin’s Creed Syndicate
Assassin’s Creed Origins
Assassin’s Creed Odyssey
Assassin’s Creed Valhalla
Assassin’s Creed Mirage
Assassin’s Creed Chronicles

146
Ответить

А это лучший исторический канал!👆

127
1
Ответить

В МГУ ещё не позвали лекции читать?

9
Ответить

Прав! Ни одного ассассина в статье и игры от параходов нету

2
Ответить

Самую историчную часть забыл Shadows

Ответить

Смута где?

103
1
Ответить