Прошёл, значит, «Subnautica» — игру в сеттинге одного из моих самых больших кошмаров.

И она оказалась ровно такой, какой я ожидал. Талассофобия? Субмеханофобия? Мегалофобия? Сюда!

Прошёл, значит, «Subnautica» — игру в сеттинге одного из моих самых больших кошмаров.

Сперва наперво — все перечисленные страхи у меня не развиты прям до паники, даже наоборот, я с интересом просматриваю картинки и видосы по теме, в худших случаях испытывая лишь лёгких холод по телу от крипоты. Да и вообще считаю эти фобии казуальными, ведь это общечеловеческие страхи перед неизвестным и потенциально опасным для жизни. Но мне всегда было любопытно взглянуть на свою физиономию, столкнувшуюся с подобным от первого лица, хотя бы в игре.

Про игру, к слову, узнал как раз из ролика про талассофобию, где автор, рассказывая про суть явления, упомянул Subnautica как один из превосходных игровых образцов, по-полной эксплуатирующих этот и прочие страхи. Тогда я этим не заинтересовался, но название тайтла отложилось. И вот несколько лет спустя мои руки дошли, вернее догребли до этой игры.

флинн родимый

Одним из самых страшных для себя сценариев всегда рисую такую картину — в ходе катастрофы/крушения/несчастного случая прихожу в сознание, открываю глаза и после непродолжительного непонимания нахожу себя на каком-то дрейфующем посреди бесконечной воды куске материала (допустим, корпуса судна), а на 360 градусов ни намёка на сушу, только неестественно ровная водная гладь с эффектом полуденного ужаса. А сколько километров воды подо мной и представить страшно.

первое погружение
первое погружение

И это ровно то, с чего начинается Сабнавтика (или сабнаутика... или сабнотика... или...). После вступительной катсцены и небольшого интерактива гг должен высунуться из спасательной капсулы, чтобы столкнуться с жуткой картиной — бесконечная вода во все стороны и тлеющий на горизонте космический корабль, до момента бывший нашим транспортом. Вдобавок крушение произошло ночью, поэтому чёрные толщи водной глади мгновенно побудили меня задаться вопросом "что бы я не делал, я уверен, что это стоит того?".

я туда не полезу
я туда не полезу

ЕСТЕСТВЕННО я зассал и подождал до рассвета, но до сих пор помню тот приятный ужас, который испытал при одном только взгляде на эту непроглядную воду на фоне практически полного мрака. Это буквально то как меня встретила игра, и она уже застала меня врасплох. Я в душе не знаю что там плавает и как долго оно не обедало, потому что по традиции всячески избегал любой информации об игре до запуска, тотал иммёршен и фулл экспириенс типа.

эта капсула - буквально всё, что у тебя есть
эта капсула - буквально всё, что у тебя есть

С наступлением дня я с радостью обнаружил, что подо мной не Марианский Желоб местного разлива, а мелководье, следовательно можно выдохнуть (но не сильно, а то придётся всплывать и снова набирать воздуха). По такому поводу начал интенсивно исследовать округу: трогать рыбок, пылесосить дно и знакомиться со здешними правилами и установками. До Сабнавтики я несколько часов трогал Grounded, поэтому все механики мне были знакомы, от сканирования чертежей и объектов до справочника и устройства инвентаря.

Прошёл, значит, «Subnautica» — игру в сеттинге одного из моих самых больших кошмаров.

Адаптировался как к атмосфере игры, так и к геймплею я довольно быстро. Очень старался не лезть в интернет за подсказками, поскольку моральная награда за "дааа, я САААААААМ додумался" уж очень вкусная. Но пару моментов всё таки было, так как вопросы по типу "есть ли возможность в игре после смерти вернуться и забрать свои вещи?" Сабнавтика оставляла открытыми.

Общий игровой процесс в Subnautica занял у меня почти 60 часов. Естественно, сюда входит детальное изучение мира, гринд, путешествия туда-сюда, неудачные заплывы (- мотылёк, - краб и т.д.), а так же строительство базы и менеджмент ресурсов. Пробежать игру можно часов за 20 наверное, но у меня не стояла такая цель. Мне искренне понравился мир и я хотел пожить в нём подольше, поэтому не спешил торопить сюжет, переплетая его прохождение с изучением местности и бытом.

домик у моря
домик у моря

Сюжет здесь ненавязчивый, но его в основном нужно двигать вперёд самому. Про лор вообще молчу, ты можешь проигнорировать большую его часть и даже глазом не моргнуть, ведь обязательная только линия с радио (и далее от неё), которое нужно ещё додуматься починить, потому что игра лишь даст тебе намёк в виде искр и чертежа инструмента, прямой карты заданий (как и в целом карты) здесь нет. Ты можешь очень долго плавать и не понимать что тебе делать, пока не залезешь в заметки и не прочитаешь про локации, которых тебе нужно достичь. И для такой игры это огромный плюс, умножающий интенсивность погружения в мир на два.

извините радио но я не говорю по-китайски
извините радио но я не говорю по-китайски

Но самое жирное в игре это далеко не сюжет и не геймплей, а ✨ощущееееенияяя✨. В этом плане я получил от игры максимум эмоций, потому что именно этого мне и хотелось — прожить свой кошмар. Да, с нюансами, ведь никакой толщи воды подо мной на старте не было, пока что... Чем дальше от капсулы ты заплываешь в своих исследованиях, тем быстрее понимаешь, что не нужны никакие километры воды чтобы ввести тебя в состоянии ужаса перед еле проглядным водным пространством. "Впереди реально ничего нет или это прорисовка низкая? А внизу? Встречу ли я что-нибудь по пути или так и буду плыть вперёд? А если не что-нибудь, а... кого-нибудь?"

ой, там какая-то рыбка вдали. интересно, она кусается?
ой, там какая-то рыбка вдали. интересно, она кусается?
кусается! после того как мой Мотылёк был с аппетитным хрустом съеден местным красным забулдыгой, он получил новое наименование
кусается! после того как мой Мотылёк был с аппетитным хрустом съеден местным красным забулдыгой, он получил новое наименование

Со временем степень изученности карты и местности растёт и ты потихоньку перестаёшь напрягаться по всем этим вопросам, потому что просто знаешь на них ответы. Биомность успешно замедляет этот процесс, а наличие огромных хищников сохраняет в тебе зерно ужаса перед водным пространством до конца игры. Но у меня это самое "привыкание" длилось большую часть игрового времени, в какой-то момент я даже поймал себя на мысли, что по делам между надводными точками интереса плаваю по поверхности, чтобы ни на сантиметр не увидеть что находится подо мной — настолько было жутко передвигаться по карте, всё из-за дна под ногами, которое после 250 метров мутирует в бездну, а при косом солнечном освещении этот показатель ещё на сотню меньше.

только так и никак иначе
только так и никак иначе
иначе
иначе

Звуки в игре работают потрясающе. На поверхности слышно только воду и её соприкосновение с атмосферой, но под водой тебя ждёт богатая палитра из трескота, клацанья, улюлюканья, гула, рокота и (самое страшное) рёва. Тут тоже надо привыкнуть и научиться идентифицировать опасные для себя звуки (ибо много что в игре звучит угрожающе), но то самое чувство, когда ещё не знаком с миром и, услышав "пение" газобрюхов, мгновенно оцепенел и начал оглядываться по сторонам, просто невероятно.

ням
ням

Выглядит игра тоже великолепно. Подводный мир насыщен красками и контрастами, дизайнеры и художники подобрали достаточно сочную и пёструю визуальную стилистику, чтобы залипать на происходящее и постоянно делать скриншоты, но при этом достаточно реалистичную, чтобы относиться к происходящему серьёзно. Невероятной красоты подводные биомы скрываются в самых глубинах, где потенциал их люминесцентных обитателей (существ и растительности) выкручивается на полную. Это целые отдельные миры, магия которых достаточно сильна, чтобы путешествовать к ним вновь и вновь через сотни метров океанической толщи.

если это не вау, то что тогда вообще вау
если это не вау, то что тогда вообще вау

И да, я тут всё про талассофобию, а где проявление двух других упомянутых фобий? Я думаю здесь их гораздо больше (та же боязнь темноты), но конкретно меня триггерят именно выделенные ранее. Субмеханофобия преследует игрока через обломки Авроры, некоторый из которых прям огромные и залегают на такой глубине, на которой на бэкграунде будет чёрная пустота. Комплексы предтеч тоже вызывают очень некомфортное чувство, а именно осознание существование этих футуристичных подводных структур, вопросы об их назначении, процессе строительства, как глубоко они простираются и что скрывают. Транспорт, создаваемый игроком, тоже в эту категорию, особенно подводное судно Циклоп. Ну и сама Аврора до и особенно после взрыва под водой в гнетущих цветах и тенях от обломков выглядит крайне жутко.

ну какова жуть
ну какова жуть
Прошёл, значит, «Subnautica» — игру в сеттинге одного из моих самых больших кошмаров.
это непонятное месиво с щупальцами - физическая постройка
это непонятное месиво с щупальцами - физическая постройка

При этом именно космический корабль является главным триггером мегалофобии. На расстоянии спасательной капсулы он видится огромным объектом, но только при попытке подплыть к нему ты осознаёшь НАСКОЛЬКО он огромен. Я поначалу даже подумал, что до него невозможно доплыть, ведь я очевидно двигаюсь в его сторону, а он не увеличивается. В настоящее же оцепенение впадаешь, когда, подплыв к Авроре вплотную, она начинает угрожающе сотрясаться, что является причиной тряски не только персонажа, но и будто планеты в целом.

махина
махина

Ранее упомянутый подводный Циклоп хоть и не такой исполинский, но по сравнению с Мотыльком выглядит крайне внушительно. Перед тобой целая плавучая база, масштаб которой изящно подчёркивается тяжёлым ходом судна, его неповоротливостью и слабой манёвренностью, а запуск двигателя вызывает очередной приступ внешней и внутренней тряски. Ну и ракета Нептун сюда же, она просто огромна.

мне даже находиться в нём было не по себе, а он ещё и взорваться может
мне даже находиться в нём было не по себе, а он ещё и взорваться может

С альтернативной стороны тема мегалофобии раскрывается через превосходящие размеры персонажа сущности. Класс Левиафан буквально одним своим названием даёт понять, что игра уже разработала бизнес-план как поиметь с тебя кирпичей, и когда ты самонадеянно думаешь, что "ну больше ЭТОЙ РЫБКИ здесь точно ничего не будет" — будет. Сюда же до кучи невероятно жуткие кальмаро-крабы, склизкие крабозмеи, надоедливые электрические угри и дальше по списку.

а Райли выйдет?
а Райли выйдет?
не знаю кто ты, но спасибо что вымер
не знаю кто ты, но спасибо что вымер
как дела?
как дела?

По итогу хоть мне и очень понравился здешний мир, под конец игры я был очень рад свалить с этой мокрой планеты, потому что сколько бы я не играл, страх перед непроглядной толщей воды (в какую бы сторону она не была), вбирающий в себя страх перед огромными техногенными объектами и гигантскими сущностями, всегда оставался со мной. Это была одна из самых приятных и полностью заслуженных трат нервных клеток, которую я переживал. Сеттинг океанического кошмара пугает столь же сильно сколь и манит, затягивая тебя всё глубже, глубже и глубже в свои пучины.

радость моего персонажа от того, что мы наконец улетаем, была также отражена в названии Нептуна
радость моего персонажа от того, что мы наконец улетаем, была также отражена в названии Нептуна

Чуть не забыл про рум-тур! Скромно, зато своё и отдельно от родителей.

Я получил огромное удовольствие от прохождения и изучения «Subnautica» и считаю, что это не просто достойно траты времени, это настоящий маст хэв. Приятного погружения!

337337
264 комментария

Одна из лучших игр своего десятилетия.

90

Комментарий недоступен

23

но я под конец что-то задушился(
уж больно много возни с ресурсами получается
но по началу прям восторг

15

Полностью согласен, bro. Игра подарила кучу положительных эмоций, начиная от иксплоринга до ахуенного сюжета и работы со звуком. Без преувеличения одна из лучших игр десятилетия.

2

Соевого*
Исправил

1

Но как так.
Это же сжв кал, в котором отменили и уволили дизайнера за базированное мнение.

Да ко всему прочему разработчики эко-веган террористы, которые не добавили в игру оружие и лут, чтобы не поощрять распространение мнение о нормальности ношения оружия.

Дтф должен быть в ярости. Там же герои НЕГРЫ, а одна даже БАБА.

Я помню как в день релиза горел Барнаул.

Талассофобия? Субмеханофобия? Мегалофобия?

понаколются и понабирудмывают слов, потом за гаражами долбятся

53