Nier Replicant - разочарование и восторг

Nier Replicant - разочарование и восторг

Скажу сразу - я не питаю к Йоко Таро каких-то нежных чувств. Да, многие его называют гением, но я всегда считал его человеком с очень странным подходом к геймдизайну. Знаменитая “финальная битва” в Drakengard 3 тому пример. Но однажды я обратил внимания на Nier Automata. Не знаю, что мне понравилось там больше всего - то ли привлекательная героиня, то ли динамичная боевка, то ли атмосфера постапока и дизельпанка. Но взяться за неё я пока не мог - на горизонте замаячил Nier Replicant, который по хронологии предшествовал событиям Automata, а значит сперва нужно было пройти его.

Nier Replicant я проходил 2 года. Не потому, что я какой-то тормоз (хотя были моменты, где я откровенно тупил), а потому что игра геймплейно невыносима. Серьезно, на моей памяти это самая противоречивая игра. Плюсы и минусы здесь настолько гармонируют друг с другом, что вынести здесь какой-либо определенный вердикт невозможно. Назвать Replicant шедевром или уникальным повествовательным откровением я не могу; как и не могу назвать его откровенным провалом.

Nier Replicant - разочарование и восторг

Но одно я понял точно - Таро прекрасный рассказчик, но как к геймдизайнеру у меня появилось много неудобных вопросов.

История мне понравилась. Она нестандартная. Большую часть времени игра прикидывается типичным приключенческим экшеном, где герой превозмогает трудности ради спасения сестры (сначала от болезни, потом из плена “Повелителя Теней”). Тут есть и традиционные таймскипы, после которого герой значительно прокачивается; есть личная драма персонажей, есть и хэппи-энд (с нюансом).

Разве что персонажи не такие уж классические рыцари без страха и упрека. Главный герой - имя которого задает сам игрок (да, в этом есть смысл) - хоть и преследует благородную цель, методы у него прямолинейные; если надо кого-то убить - он убьет, даже не задумываясь; но друзьям до смерти верен. Компанию ему составит скелетообразный маг по имени Эмиль, необычайно добрый, но имеющий за багажом пачку психологических проблем.

Ну и главная звезда - Кайне. Мало того, что она щеголяет по миру в откровенном наряде, так ещё матерится, как сапожник (предтеча Зеро из третьего Дракенгарда?). На деле же она - самый трагичный персонаж игры. Тяжелое детство, одиночество, вынужденное сотрудничество с демоном, и в итоге - абсолютная ненависть к окружающим и нежелание открыть сердце своим друзьям.

Nier Replicant - разочарование и восторг

Но вернемся к сюжету. Буквально за полчаса до финальных титров, игра делает резкий ход конем и переворачивает повествование с ног на голову. То, что раньше казалось очевидным, теперь кажется безумным и невозможным - но логичным. Мир, в котором жили герои, полон обмана, сам квест по спасению сестры оборачивается тайным планом, исход которого сулит катастрофическим последствиям. Но если вы решитесь пройти игру раз, всего этого вы не узнаете.

Дело в том, что в Nier пять концовок. Точнее, не так - концовка одна, но разбитая на четыре прохождения (притом, что две концовки противоречат друг другу и строятся на финальном выборе героя). Каноничной считается концовка D (а в переиздании ещё и E).

Сюрприз же в том, что каждое прохождение глубже раскрывает сюжет. Например, линия Б рассказывает нам о природе Теней. Да так, что прежнее представление о черно-белой морали уже кажется неуместной. Серьезно, я мало знаю игр, которые резко бы меняли контраст истории, когда герои оказываются злодеями, а злодеи - героями. И не просто контраст, а самое настоящее философское откровение о невозможности принятия иной точки зрения и невозможности человечества её постичь впринципе. В итоге окажется, что в мире Replicant нет явных героев или злодеев - они лишь жертвы обстоятельств и вынуждены играть свои непростые роли.

Nier Replicant - разочарование и восторг

Но беда в том, что постичь истинную суть игры очень тяжело. И я не говорю про геймплей - а про сюжет. Дело в том, что поиграв в Replicant на все концовки, вы всё равно останетесь неудовлетворенными. Вам будет кажется, что от вас всё равно что-то скрыли. И будете правы. Посетив местный вики я увидел кучу ссылок на книги, рассказы и статьи, которые, сюрприз-сюрприз, канонически раскрывают мир и природу персонажей. Так я узнал, что спутница героя Кайне является гермафродитом, хотя в игре об этом лишь намекают, но очень тонко (присмотритесь к её трусикам).

Да и сама идея разбить одну концовку на несколько прохождений так же кажется мне излишней. Напомню, что в том же Drakengard - приквеле Nier - каждая из прохождений вела историю по своему пути. В итоге мы имели несколько абсолютно непохожих, но дополняющих друг друга концовок. Тоже самое и в третьей части. Вы могли пройти условно на концовку А и В и дальше прожить счастливо.

Nier Replicant - разочарование и восторг

Здесь же ради полноценного финала вам придется терпеть одно и то же несколько раз. Да, во втором прохождений вам покажут множество новых катсцен, но вот на третьем или четвертом их станет значительно меньше; настолько, что их можно и не заметить. Игру не придется проходить целиком и полностью, а лишь со второй половины (с момента “пробуждения” Кайне), но легче от этого не станет. Раз за разом вам придется пробегать одни и те же уровни, сражаться с одними и теми же боссами, слушать одни и те же диалоги. Что мешало Таро хотя бы разнообразить это действо вопрос открытый. Злые языки намекают на отсутствие бюджета. Допустим, но зачем тогда пять концовок?

Да, пятая концовка. После того, как вы достигните концовки D - тяжелой не сколько с точки зрения геймплея, сколько с точки зрения морали - вас выкинет в слегка измененное главное меню. Все сохранения пропадут - в этом и заключается смысл концовки - так что у вас не останется выбора, кроме как начать всё сначала. Да, с самого начала. Но вот нюанс - прежнее имя уже нельзя будет выбрать. Баг? Фича!

Первые два часа игра будет стойко прикидываться самой обычной и до боли знакомой. Но как только вы поможете Кайне убить огромную тень в Орлином Гнезде (город такой) начнётся концовка E. Честно, если играть без гугла и подсказок, то можно словить нехилый диссонанс. Что происходит?!

Концовка Е по своей структуре мне напомнила DLC. Играть будем за Кайне - она сильная, быстрая, ловкая; то есть боевка значительно преобразится. Потом же нам представят абсолютно новый уровень, а сам сюжет, внезапно, обернется в сторону Nier Automata. Сия концовка была добавлена только в переиздании ради более явной связи Automata и Replicant. И на мой взгляд - это самая лучшая часть игры.

Nier Replicant - разочарование и восторг

Сегмент, длинною в час, умудрился вызвать у меня куда больше эмоций, чем все предыдущие концовки. В нём Кайне предстоит не только вернуть близкого человека, но и побороть собственных демонов, и всё это под пристальным наблюдением таинственных машин (подозрительно похожих на героев Automata). Сегмент, который не только выводит историю Replicant на новый уровень, но и ставит в ней окончательную точку - глубокую, эмоциональную и поэтичную.

Резюмирую: сюжет игры мне понравился, но необходимость проходить одно и тоже ради полной концовки и лезть в гугл и Ютуб ради лора мне не очень по душе.

***

Теперь геймплей - вот тут, к сожалению, я никаких плюсов не вижу. Nier Replicant - кастрированный слэшер с 2,5 комбо атаками и сомнительными RPG элементами. С каждым новым приобретенным уровнем герой становится сильнее, а его здоровье увеличивается - в итоге мы можем зайти разряд гигачадов, который выносит даже самых нудных врагов с полтычка. Вот только ради такого придется реально постараться, с головой погрузиться в местную систему гринда и почувствовать себя обманутым игроком дешевого корейского ММО.

Хотите прокачать меч? Топайте на другой конец карты, чтобы собрать n-ое количество ресурсов, которые в рандомном порядке появляются на карте. Их может быть полно, может и вообще не быть. Пылесосить один и тот же участок раз за разом - удовольствие сомнительное и до боли тягомотное. Куда более тягомотно бегать по огромному пустому миру, населенному толпами врагов туда-сюда и иногда по несколько раз в рамках одного задания.

Nier Replicant - разочарование и восторг

Плюс имеется дикий бэктрекинг. Одни и те же локаций вы будете посещать по несколько раз по абсолютно надуманной сюжетной причине. И ладно, если это по-настоящему атмосферная и завораживающая локация, как особняк, но ведь есть до ужаса коридорная и одномерная свалка, по которой вам предстоит бродить до второго пришествия (или ещё дольше ради редких ресурсов).

Конечно, иногда игра преподносит сюрпризы - тут Таро большое спасибо. Хоть большую часть времени вы проведете на пару с мечом, есть и мелкие геймплейные приколюхи. Где-то камера поднимется к потолку и выстроит перспективу аля Диабло; где-то камера возьмет вид сбоку, и игра превратится в аркаду времен SNES; а где-то и вовсе вас ждет самый настоящий текстовый квест или визуальная новелла. Таких моментов немного, но они искренне радуют.

К самому дизайну уровней у меня вопросов нет - здесь всё красивое, атмосферное. Есть поистине душевные локаций, вроде Приморья с его лазурным горизонтом и чувством легкости; есть милая спокойная деревушка героя, где жители ведут размеренную жизнь и знать не знают ни про какие тени; да даже пустыня, где за занавесью песчаного ветра игрока ждет неизвестность, удивляет своим отчуждением.

И ведь действительно, после монотонной беготни и одинаковых драк хочется просто встать где-нибудь на краю локации, да впериться вдаль, в бесконечность, и гадать, что же за ним скрывается за горизонтом. А на фоне, кстати, всегда будет играть душевная фэнтезийная мелодия. Да, саундтрек тут прекрасен.

Nier Replicant - разочарование и восторг

Вот и получается, что Nier Replicant состоит из компромиссов. Если вы хотите насладиться удивительной, нестандартной историей, проникнуться уважением и сочувствием к персонажам, хотите познать на себе давящее чувство потери чего-то прекрасного, то готовьтесь терпеть скучную боевку, скачки по пустому миру, постоянный бэктрекинг и однообразие. Звучит не страшно, но когда вас вынудят заново проходить игру, вы поймете, насколько это пресное неинтересное занятие. Добрые люди говорят, что можно забить на всё и посмотреть концовки на ютубе, но тогда вы не прочувствуете эмоциональность сегмента Е.

В любом случае, я отношусь к Nier Replicant как к необычному опыту. Но будь игра увлекательной и разнообразной, претензий бы рассеялись, как сон.

5959
66 комментариев

Но однажды я обратил внимания на Nier Automata. Не знаю, что мне понравилось там больше всего

18
Ответить

Хехехехе, ах ты шалунишка

Ответить

Про гермофрадитство Кайне намекают, но жирно в игре при начале второго прохождения. Там целый сегмент описывается как ее булят за то "мальчик или девочка" и булит вся деревня. Именно по этому и бабушкой и жила и именно по этому деревня ее остерегалась задолго до одержимости.

Тут пример я приведу другой. Кто такой Тиран.

В игре эт просто дух, которым она одержима с события Х. Но когда понимаешь что дух - это тоже чья то душа и пытаешься понять кто он и откуда. Тут игра дает ноль инфы.

А вот открываешь вики и там буквально описание части проекта Гештальта, организация Хамеллин, связь с бабушкой Кайне.... И это охуеть какой важный персонаж для лора, где в игре о нем тупо не говорят.

Кайне, в целом, самая не порезанная героиня для игры, как и Эмиль. Их истории из прошлого рассказываются толково, а мини истории их душ в прошлом из рассказов имеют не столь важное значение.

То ли дело Нир, чья предыстория буквально важна для драматизма всего конфликта в игре и понимания почему именно он - ключевая фигура проэкта Репликант на в событиях игры. В самой игре это тупо данность с многоточием мол "не важно, вы и так по образу, локации и гриммуару поймете что ктот важный для мира", хотя у него предыстория чертовски важна и драматична на столько, что зная ее и обычные финалы заработают куда сильнее.

И тут не могу не повториться - у ремастера НЕТ оправданий, что он не добавил части с новеллами или хотяб записок, чтобы рассказать об этом т.к. легально вне вики часть информации больше НЕ получить.

7
Ответить
Автор

Я так думаю, что Таро не принимал участия в создании ремастера. Где-то я про это читал

1
Ответить

Согласен, очень нужная хрень, пока играешь прям чувствуешь как сосут твое время просто так. Как бы прекрасен ни был сюжет, но терпеть не хочется. Игра очень сильно состарилась геймплейно

2
Ответить

Интересно, что у меня не так с компом, что Автомата тормазила и показывала по кадрам

Ответить
Автор

На моей 3060 она постоянно до 50 фпс дропалась

3
Ответить