Краткая история финских компьютерных игр. Часть I

История пользователя Skäpädi Pöy с сайта FRGCB (Finnish Retero Game Comparison Blog), где он рассказывает, какими были финские игры, а точнее, какими он их помнит. Ниже приведен текст с сайта от первого лица.

Краткая история финских компьютерных игр. Часть I

Знаете, я действительно горжусь тем, что живу в Финляндии и, поэтому, почему бы немного не рассказать людям о наших видеоиграх? И почему бы не начать с платформы, которая рекламировалась под слоганом «Национальный Компьютер»? Это не шутка, можете сами посмотреть на скриншоте. И я решил написать об этом для того, чтобы люди из других стран смогли узнать о чем-то новом, о чем-то необычном. Быть может, мой труд вдохновит людей по всему миру рассказать о чем-то подобном и про свою родину.

Моим первым домашним компьютером стал 48k ZX Spectrum, и он был очень крут, несмотря на довольно слабые возможности по звуку, резиновую клавиатуру и своеобразно работающую загрузку с аудиокассет. Самой ранней игрой на Speccy, которую я могу вспомнить, была Kultakuume (Gold Rush) Marko Aho и Kari Aaltonen, разработанную в 1985 и изданную Triosoft в 1986 году. У проекта был очень ограниченный тираж, где-то порядка 50 копий. На данный момент, практически невозможно найти физическую копию, даже в архивах Word Of Spectrum она отсутствует, но можете попробовать поискать ее на сайте автора - Marko Aho.

ZX Spectrum: Kultakuume (Triosoft, 1986)
ZX Spectrum: Kultakuume (Triosoft, 1986)

Разумеется, это не самая первая финская игра вообще, так что, кто-нибудь, может попробовать провести свое расследование. Niila T. Rautanen поддерживает сайт, посвященный ретро-компьютерам, где имеется архив финского ПО для Commodore и Atari. Архив неплохо структурирован, и в нем довольно просто отыскать то, что вам нужно.

Сейчас уже не удивительно, что после выпуска C64 в конце 1982 года, первые релизы стали появляться в Финляндии уже начиная с 1983 года, в основном в виде листинга исходного кода в журналах. Успех компьютера был настолько велик, что приложение Mikro2000 для компьютерного журнала Tietokone, отделилось и трансформировалось в полноценный журнал MikroBITTI, который надолго время стал самый продаваемым журналом о компьютерах в Финляндии. Ближайшим конкурентам C64 - ZX Spectrum и MSX - было очень далеко до лидера.

Наряду с журналами, Amersoft стал первым финским издателем игр на физических носителях. Одними из первых релизов, выпущенными на дискетах и аудиокассетах, которые я могу вспомнить, были Raharuhtinas (примерно можно перевести как Moneyprince) и Yleisurheilu (Athletics).

Raharuhtinas, на мой взгляд, была попыткой создать нечто похожее на Dungeon Master, хотя, на самом деле, я все еще не совсем понимаю, как в это играть... Yleisurheilu была стандартной спортивной игрой с 13 видами соревнований: 6 дистанций забегов, метание молота, метание диска, прыжки в длину, тройной прыжок, метание копья, прыжок в высоту и толкание ядра. Помимо C64, Yleisurheilu была выпущена на платформе VIC-20.

Commodore 64: RahaRuhtinas (Amersoft, 1984)
Commodore 64: RahaRuhtinas (Amersoft, 1984)

Википедия сообщает, что C64 версия Afrikan Tähti (The Star of Africa, конверсия настольной игры) была издана в 1983 году, но все остальные источники утверждают обратное. К тому же, игра была издана Amersoft, а они начали свою деятельность уже после 1984 года, так что... Тем не менее, это, на удивление, хорошая игра, созданная Kari Mannerla, Jari Heikkinen и Otso Pakarinen.

Первой C64 викториной, утолившей жажду финнов к интеллектуальным развлечениям, стала, изданная Weilin+Göös в 1984 году и локализованная Ivan Berg Software’s Quizmaster. Игра, сейчас более известная как Tietomestari так же имела порт на VIC-20, но никто не знает, сохранились ли копии для этой платформы.

В конце 1984 года вышел первый релиз от известного финского программиста под C64 — The Odyssey. Игра и по сей день не слишком известна, но это была одна из тех вещей, позволявшая почувствовать гордость за страну, которая смогла добиться чего-то значимого на поле видеоигр. The Odyssey представляет собой action, основанный на мифологии Гомера, по крайней мере, так было написано на экране рейтинга. Музыка чудесна, графика на удивление хороша, а перемещение по диагонали недоступно. Да, можно перемещаться только по вертикали и горизонтали, и это требует некоторого времени для привыкания. Stavros Fasoulas, начинавший на VIC-20 с написания клона Pac-Man, был создателем этого шедевра.

C64: The Odyssey / VIC-20: Pac-Man (Stavros Fasoulas, 1984)
C64: The Odyssey / VIC-20: Pac-Man (Stavros Fasoulas, 1984)

В 1985 году, голландский издатель Radarsoft начал продавать локализованные версии ПО в некоторых частях Европы, включая Финляндию. Наиболее известными из них были географические игры и адаптация Traffix/Verkeersrally, названной просто Liikennepeli (Traffic Game). Это достаточно известные продукты, поэтому не будем на них подробно останавливаться (упомяну лишь, что Dictator компании dk’tronics так же был переведена на финский в 1983 году).

Еще одни журналом о компьютерах был Floppy Magazine, основанный в марте 1985 года, появление которого внесло некоторое разнообразие в нишу любительских проектов. Самым известным персонажем журнала, по крайней мере, для нас, был Uncle Ilpo, бесславный секретный агент с новыми историями в каждом номере. Среди других известных игр, выпущенных в течение 3-х летнего жизненного цикла журнала, можно упомянуть Viljo, Return to the Home Castle, Sanghai, Space Cards и The Crucible.

Слева направо: 1. Suopon agentti Ilpo Piipponen & kirjeisiin kätketty kuolema, 2. Viljo, 3. Sanghai, 4. The Crucible (всё C64)
Слева направо: 1. Suopon agentti Ilpo Piipponen & kirjeisiin kätketty kuolema, 2. Viljo, 3. Sanghai, 4. The Crucible (всё C64)

Со временем, учебные заведения начали приобретать все больше компьютеров C64, и, разумеется, им нужна была компания, которые занималась бы поддержкой и разработкой программного обеспечения. Так, на горизонте появилась фирма Koulun Erityispalvelu Oy, создавшая обучающие программы по чтению, письму, основам математике и бог знает чему еще. Большинство из этих продуктов использовали синтезатор речи PS-64, так что, если вы хотели обучаться при помощи данного ПО на дому, приобретение этих программ встало бы вам в кругленькую сумму. Разумеется, делать этого не хотел никто. Чуть позже, компания Kielinauhat Ky выпустила свой набор обучающих программ, объединенных в серию под общим названием Treenari, куда входили уроки по математике, английскому, финскому и шведскому языку. Их софт работал без PS-64, что снижало цену конечного продукта, но, все равно, купить его было довольно сложно.

Слева: Treenari Ruotsi & Matematiikka (Kielinauhat Ky, C64); Справа: Joe the Whizz Kid (1985, ATA Software, C64)
Слева: Treenari Ruotsi & Matematiikka (Kielinauhat Ky, C64); Справа: Joe the Whizz Kid (1985, ATA Software, C64)

Stavros Fasoulas, первый финский программист, ставший известным, заканчивает разработку своей второй игры и самостоятельно выпускает ее. Конечно, от этого он не становится крупным паблишером, но уже кое-что. Joe the Whizz Kid — аркадная игра про большой супермаркет, с мелодией песни That’s All группы Genesis в качестве заглавной темы. Мне никогда не удавалось пройти в ней достаточно далеко, возможно у меня была предварительная версия игры, или же она была просто записана на турбо-ленты, я не знаю.

1986 год открыл миру еще одного разработчика — Jukka Tapanimäki. Его первыми играм были простенький 3D-шутер Monoliitti (Monolith), распространяемый через журнал MikroBITTI, и interactife fiction Aikaetsivä (Time Detective), изданная Triosoft.

Слева: Monolith (MikroBITTI, 1986); В центре и справа: Aikaetsivä (Triosoft, 1986)
Слева: Monolith (MikroBITTI, 1986); В центре и справа: Aikaetsivä (Triosoft, 1986)

Первый большой хит Stavros’а — Sanxion, был издан компанией Thalamus в 1986 году. Это был side-scroller shoot’em-up, где экран разделялся на две части — в одной был вид сверху, а в другой классический вид сбоку. По сути, это был 3D-шутер — ваш мозг просто должен был преобразовать две картинки с экрана в 3D. Кто-то мог слышать о порте (или ремейке, как его назвали создатели) этой игры для Spectrum, изданной в 1989 году группой людей, объединенных названием Softstorm Developments, куда входили Dave Thompson, Jarrod Bentley, Dennis Mulliner, Wally Beben и Rob Hubbard. Музыка к ремейку заслужила приз как лучший саундтрек года, но сама игра осталась относительно неизвестной, в основном из-за ненадлежащего качества исполнения.

Sanxion (Stavros Fasoulas/Thalamus) - слева: C64/1986 , справа: Spectrum/1989
Sanxion (Stavros Fasoulas/Thalamus) - слева: C64/1986 , справа: Spectrum/1989

Тем временем, фанаты компьютера MSX самостоятельно выпускали свои проекты. Teknopiste представила трилогию приключенческих игр Bomulus и аркаду Mr. Seek. Ikesoft выпустила Diamond Luis — упрощенную и замедленную версию Boulder Dash, а Boss Company издала свой мегахит, Miner Machine, позже переизданный двумя другими компаниями, а в 1987 году был выпущен сборник. Сейчас физические копии всех этих игр чрезвычайно тяжело достать.

Слева: Mr. Seek Kaivosseikkailu (MSX, Teknopiste 1985); Справа: Miner Machine (MSX, Boss Company 1986/Eaglesoft 1987)
Слева: Mr. Seek Kaivosseikkailu (MSX, Teknopiste 1985); Справа: Miner Machine (MSX, Boss Company 1986/Eaglesoft 1987)

Но у поклонников C64 было секретное оружие: игры по лицензиям. Chart Top Design, совместно с Tikkurila, крупнейшей финской лакокрасочной компанией, разработала компьютерную игру для продвижения бренда Tikkurila. Ею стала Painterboy, одна из самых известных игр во всем мире, даже не смотря на то, что очень маленький процент людей понимает, что в ней вообще происходит.

Что ж, сейчас объясню: вы играете за Сына (Poika!), чья работа заключается в выборе правильного типа краски для окрашивания здания. У вас есть пять банок с краской, и, если все сделать правильно, то вы сможете продвинуться далее, не выслушивая критику вашего отца, настоящего мастера Йода покрасочных работ. Следующим шагом станет необходимость добраться до места назначения, ориентируясь по компасу. Управление автомобилем реализовано в полу-реалистичном режиме: кнопка вверх увеличивает скорость, кнопка вниз уменьшает, кнопка влево делает поворот на 45 градусов против часовой стрелки, а кнопка вправо поворот на 45 градусов по часовой стрелке.

Когда вы прибудете на место, вам нужно будет покрасить синие части здания в красный цвет, попутно пытаясь не отвлекаться на посторонние вещи: девушек, собак, птиц и даже гранд мастера покрасочных работ собственной персоной, который иногда будет встречаться на вашем пути. К счастью, вам нужно лишь следить за тем, что случайно не покрасить его, когда он будет проходить мимо. Совершите две ошибки — и вы уволены. Три жизни на всю игру, и, да, это все что у вас есть. Звучит не слишком увлекательно, но это гораздо лучше другой игры по лицензии: Uuno Turhapuro Muuttaa Maalle.

Commodore 64: Painterboy (Chart Top Design, 1986)
Commodore 64: Painterboy (Chart Top Design, 1986)

Финский аналог Джеймса Бонда по количеству фильмов в серии, Uuno Turhapuro, это ничего не делающий ленивый засранец, который носит рваные майки, выглядит как самый упоротый бомж во всем мире и ведет себя словно звезда. Согласно IMDb, фильм получил, какой-никакой мировой релиз, и вышел под названием «Numbskull Emptybrook Back In The Country». В те времена это был большой хит, и вслед за Рембо и Коброй, Uuno стал первой игрой по фильму на C64.

Сама игра представляет собой side-scroller с неплохой графикой, где вам даются 4 жизни, три адски длинных уровня и забагованная логика по обнаружению столкновений (hit detection). Я никогда не мог пройти дальше второго уровня, но даже первый был до идиотизма длинным и сложным. Что интересно, вступительная заставка игры отлично демонстрирует начало фильма: жена Uuno поняла, что больше не может так жить и решила уйти от него. В холодильнике ничего нет, кроме записки от жены Uuno, Элизабет...

Игровой процесс представляет собой аркаду, в которой реализованы три небольших эпизода из фильма: отличный саундтрек и забавные эффекты прилагаются. Персонаж Uuno, на удивление, детально анимирован: вы можете управлять скоростью передвижения, нажимая на кнопку и перемещая джойстик вверх или вниз, в тот момент, когда Uuno поднимает или опускает свою руку. Pasi Hytönen написал прилично выглядящую игру с отличным игровым процессом, даже несмотря на его идиотскую сложность, а Jori Olkkonen (Yip) сопроводил все это стоящим саундтреком. В номере 6-7/1988 журнала MikroBITTI упоминался сиквел Uuno Turhapuro, но, судя по всему, он так и не был никогда выпущен.

Commodore 64: Uuno Turhapuro muuttaa maalle (Amersoft, 1986)
Commodore 64: Uuno Turhapuro muuttaa maalle (Amersoft, 1986)

1987 год — середина жизненного цикла C64 — отметился выходом игры Delta, за авторством Stavros Fasoulas’a. Это один из величайших side-scroller шутеров на C64. Определенно, достойный соперник Nemesis. Ничего сверхъестественного, но просто отлично выполненный современный космический action. Экран загрузки, однако, имел свои особенности. Вы могли настроить музыкальное сопровождение под свой вкус с помощью тюнера, добавляя или убирая определенные дорожки. Чумовая штука, но реализована она была Робом Хаббардом.

В этом же году Stavros выпускает еще одну игру — головоломку Quedex — Quest for the Ultimate Dexterity. Довольно сложно что-то про нее сказать, так как игра разделена на 10 уровней, некоторые из которых имеют собственные подуровни и довольно сильно различающуюся механику. Просто посмотрите сами. Quedex, пожалуй, моя самая любимая игра у Stavros’a. Оба релиза были выпущены компанией Thalamus.

Commodore 64: Quedex & Delta (Stavros Fasoulas/Thalamus, 1987)
Commodore 64: Quedex & Delta (Stavros Fasoulas/Thalamus, 1987)

Еще одной викториной стала Nero 2000 (Genius 2000), но, помимо стандартной для жанра механики, разработчики немного расширили правила игрового процесса. Вы выбираете из 4-х наборов вопросов, и, играете либо против компьютера, либо против второго игрока. На старте у вас есть 100 очков, на которые можно делать ставки. Вы ставите очки на вопросы, и, либо проигрываете, если отвечаете на вопрос не так, как записано в базе данных игры, либо выигрываете с коэффициентом 2, 3 или 4, в зависимости от того, на что поставили. Помимо этого, у вас есть 10 лампочек, перегорающие после каждого неправильного, и загорающихся после каждого правильного ответа, причем, в начале игры, зажжены всего 5 лампочек. Игра была издана на C64 (дискеты и кассеты) и PC, но ходили слухи о портах и на другие платформы.

Nero 2000 (Bio-Syntax Method Oy, 1987) Сверху: PC; Снизу: C64
Nero 2000 (Bio-Syntax Method Oy, 1987) Сверху: PC; Снизу: C64

Не самая известная, но одна из самых популярных финских игр для MSX — Talvisota (или Talvisota 1939, как написано в инструкции и на экране загрузки) была издана в 1987 году. Разработчиком стал Olli Kainulainen, издателем выступила Triosoft. Это стратегия, основанная на событиях Зимней Войны 1939-1940 гг., когда Россия напала на Финляндию без объявления войны. Вот статья в Википедии, если хотите узнать об этом конфликте более подробно.

Под ваше управление попадают финские войска, с помощью которых вы обороняетесь от атак русских. Информация поступает в виде газетных статей и боевых приказов, но, большую часть времени, вы находитесь на экране карты, командуя кучками пикселей. Раздобыть физическую копию игры довольно проблематично, а если вы и найдете Talvisota на каком-нибудь аукционе, она будет стоить целое состояние. К счастью, сохранились некоторые скриншоты, так что кое-что увидеть вы сможете. Да, выглядит не очень, но, минуточку, это же стратегия, чего вы ожидали?

Завершила череду релизов 1987 года игра Sceptre of Bagdad и, лично для меня стало большим сюрпризом узнать тот факт, что игра была сделана в Финляндии. Совсем недавно я приобрел ее порт на C64 за авторством Jon Wells, но оригинальную версию для ZX Spectrum разработала финская компания Productive Playtime. Если судить по экрану загрузки, в нее входили I. Summala, A. Raita и D. R. Tomppe, но в рецензии журнала MikroBITTI (№ 10/1987) сказано, что автором игры является Tomas Westerholm (Dr. Tomppe?) из Лахти. Век живи, век учись.

Sceptre of Bagdad: Слева: ZX Spectrum (Productive Playtime, 1987); Справа: C64 (Jon Wells/Psytronik, 1993)
Sceptre of Bagdad: Слева: ZX Spectrum (Productive Playtime, 1987); Справа: C64 (Jon Wells/Psytronik, 1993)

1988 год порадовал несколькими 16-битными action-играми. WSOY Publishing выпустила Ratco для Commodore Amiga, по сути, являющуюся клоном Scrabble с немного измененными правилами. Судя по всему, игра имела английскую и финскую версию, но я не совсем уверен в этом.

Пользователи Atari ST, через компьютерные журналы, получили игры Birds и Japlish Assault Razor.

Слева: Ratco (Amiga, WSOY 1988); Справа: Birds (Atari ST, Jouko Kulomäki 1988)
Слева: Ratco (Amiga, WSOY 1988); Справа: Birds (Atari ST, Jouko Kulomäki 1988)

Релизы для C64 все еще продолжают выходить и следующими большими хитами стали Netherworld, космический шутер и Zamzara, еще один космический шутер, но с небольшими улучшениями в игровом процессе. Обе игры разработал Jukka Tapanimäki, издателем выступил Hewson.

Слева: Netherworld (C64, Jukka Tapanimäki/Hewson 1988); Справа: Zamzara (C64, Jukka Tapanimäki/Hewson 1988)
Слева: Netherworld (C64, Jukka Tapanimäki/Hewson 1988); Справа: Zamzara (C64, Jukka Tapanimäki/Hewson 1988)

Из новых разработчиков под C64 можно упомянуть Mikko Helevä, сразу заявившим о себе игрой Golf Master, выпущенную Hewson. Помимо нее, упоминание о Mikko можно найти в титрах Space Ace, клона Asteroids, распространяемой, судя по всему, только среди друзей и позже обнаруженную в интернет.

Golf Master (C64, Mikko Helevä/Hewson 1988)
Golf Master (C64, Mikko Helevä/Hewson 1988)

Stavros был призван служить в армию, так что его карьера прервалась на некоторый срок. Годом позже, он выпускает порт Quedex для Amiga, разрабатывает новую игру Mindroll, и очень медленно работает над Galactic — клоном Bubble Bobble, увидевшую свет только в 1993 году в качестве приложения для журнала The One.

Слева: Galactic (Amiga, Stavros Fasoulas/The One coverdisk #64, 1993); Справа: Mindroll (Amiga, Stavros Fasoulas/Thalamus, 1988)
Слева: Galactic (Amiga, Stavros Fasoulas/The One coverdisk #64, 1993); Справа: Mindroll (Amiga, Stavros Fasoulas/Thalamus, 1988)

На закате популярности C64, люди начали чаще обращаться к Amiga, чтобы заработать немного славы и денег. Компания Avesoft была основана в 1989 году, и их первой игрой стала Bloody Afternoon — хоррор-клон Operation Wolf, что было неплохим началом для них. Но больше всего фирма известна своим вторым проектом — Coloris (1990), немного измененным клоном Column’s от Sega, выпущенным в 1989 году.

Сверху: Coloris (Amiga, Avesoft 1990); Снизу: Bloody Afternoon (Amiga, Avesoft 1989)
Сверху: Coloris (Amiga, Avesoft 1990); Снизу: Bloody Afternoon (Amiga, Avesoft 1989)

1991 году Jukka Tapanimäki попытался вдохнуть новую жизнь в уже умирающую C64 сцену своим новым 3D шутером-стратегией-симулятором, и, хотя вам на ум сразу приходит Elite, не спешите — это была совершенно другая игра. Релизом должна была заниматься компания Hewson Consultants, однако, после ее банкротства, Jukka получил только часть положенным ему за разработку денег. Тем не менее, игра все же была выпущена фирмой 21st Century Entertainment Ltd.., которая была, по сути, той же компанией, только с другим названием.

Конечно, для C64 как для игровой платформы было уже слишком поздно, поэтому мы не будем останавливаться на этом промежутке времени подробно, а рассмотрим следующее поколение устройств. Avesoft продолжала разрабатывать и выпускать игры: Smash the Beast — еще один паззл 1992 года, а чуть позже, в 1994 году вышла Moonleague — top-down космическая RPG.

Релизы для Atari ST не радовали своим количеством, но старались брать качеством: клон Тетриса Clintrix, клон Operation Wolf Executioners, финская локализация немецкой версии Wheel of Fortune Güldrach (на финский переводится как Onnenpyörä), и SeePee — змейка.

Но, тем не менее, игр выходило не так много.

2626
8 комментариев

Рассказ про финские игры а на обложке Стокгольм. WTF?

5

Зашел оставить как раз этот комментарий :)

3

С интересом прочёл бы про относительно современную видеоигровую историю Финляндии. Уверен что там найдётся материал не только про Remedy и Rovio.

4

Впереди ещё две части! Возможно, там будет что-то будет такое :)

5