Burn My Dread. Обзор Persona 3 Reload
Обзор содержит некритичные спойлеры к некоторым второстепенным сюжетам и механикам. Спойлеры к основному сюжету отсутствуют. Приятного чтения!
Кто я и с чем пришел?
Я не являюсь фанатом jrpg, но игры серии Persona давно нашли место в моем сердце. Бэклог по серии имеется следующий: Persona 3/FES/Portable/Reload, 4/Golden, 5/Royal
Проходил Reload на Project Xcloud (Xbox Series S)
Техническое состояние
Пожалуй, главное изменение ремейка
С технической точки зрения к ремейку претензий практически нет. На фоне предыдущих частей Reload выглядит великолепно
Несмотря на невысокие требования, с графикой в игре все в полном порядке. Не пугайтесь если вдруг не увидите шедевральную картинку в городе, достаточно лишь зайти в Тартар и вы поймете над чем работали разработчики из Atlus все эти годы, особенно, если вы играли в оригинал 20-летней давности.
Значительным изменениям подвергся также интерфейс, который по-прежнему максимально стильный, а также невероятно плавный. Имплементация интерфейса в этой игре - образец подражания для других разработчиков
Титаническая работа также была проделана над катсценами. В Reload имеются эффектные трехмерные постановочные сцены с полноценной анимацией
Однако, несмотря на все мои почести графике, есть и некоторые огрехи. Например: в игре невозможно принудительно включить SSR без использования трассировки лучей. Из-за этого некоторые сцены значительно теряют глубину на Xbox Series S и других устройствах не поддерживающих трассировку лучей. Также имеются проблемы с SSAO в некоторых локациях. Но все это - лишь маленькие огрехи, нисколько не портящие общую картину
За все 50 часов игры я не встретил ни одного бага. Пожалуй, это один из самых отточенных релизов последних лет.
Геймплей
Социальные элементы в Reload подверглись лишь небольшим изменениям. Новые части серии принесли в ремейк быстрое перемещение и отказ от механики состояния членов SEES, благодаря чему исследовать Тартар с комфортом стало возможно в любое время. Также появились взаимодействия с членами команды вне социальных связей, дающие определенные преимущества в бою. Тем не менее, скелет социальной жизни остался прежним: вы все также прокачиваете социальные связи и личные характеристики, стараясь максимально эффективно распределять собственное время.
Гораздо более значимым изменениям подвергся Тартар
Теперь у вас есть возможность управлять действиями членов команды. Для незнающих и игравших лишь в Portable поведаю: в оригинале и FES версии не было возможности управлять товарищами, что очень часто приводило к фрустрационным моментам.
Но главным изменением Тартара стала вовсе не возможность управлять спутниками, а 3 новые геймплейные механики
Засада позволяет взаимодействовать с врагами еще до прямого столкновения. Как и в оригинале игроку для получения преимущества необходимо ударить противника со спины. Reload принесла в эту механику возможность наложить статус до битвы, что в купе с камерой от третьего лица отлично разбавляет пошаговый геймплей
Теургия значительно повышает степень вовлеченности в битву, создает интересные комбинации, которые были ранее невозможны, а также практически полностью меняет баланс в игре. Очень важная для ремейка механика, меняющая само ядро геймплея
На мой взгляд, передача хода - важнейшая механика ремейка, полностью изменившая геймплей. Она не ломает баланс, как в Persona 5, а лишь направляет игрока на более рациональный и интересный геймплей. Сочетание передачи хода и теургии создает самые разнообразные ситуации в битвах, которые особенно хорошо ощущаются на максимальном уровне сложности
Кроме механик, перечисленных выше, в игру также были добавлены Монады (дополнительные этажи с особыми наградами, ускоряющие прохождение Тартара), Жадные Руки (тени, позволяющие собрать все награды по этажу без прямого исследования) и Великие часы ( ускоритель прокачки товарищей, отставших по уровню)
В целом, Тартар более не ощущается столь скучно как в оригинале. Новые механики значительно освежили 250 этажей гринда, если вы не стали давать игре шанс только из-за этого рудимента оригинала - не бойтесь, в ремейке с этим все куда лучше
Сюжет и персонажи
Сюжет в игре по сравнению с оригиналом не изменился, это все та же история о смерти и нигилизме, приправленная проблемой прошлых ошибок. Многие диалоги перезаписаны с новыми актерами, но оставлены в первоначальном виде. Были лишь дополнены некоторые сцены, чтобы новым игрокам было легче освоиться в происходящем
Социальные связи также не подверглись серьезным изменениям, хотя некоторые элементы и диалоги все же были изменены.
Помните, как в геймплейной секции я упомянул о взаимодействиях с товарищами вне социальных связей? Они стали главным изменением истории
Этот аспект ремейка помогает частично решить проблему с отсутствием социальных связей для мужской части команды SEES в оригинале
Также такие взаимодействия помогают игроку понять персонажей, которых сценаристу не удалось раскрыть во время основного сюжета
В итоге, сюжет остался прежним, но мелкие улучшения из Reload помогли закрыть многие дыры оригинала
Музыка
Моя любимая часть
Музыка - одна из важнейших частей игр серии Persona. На мой взгляд, без хорошего саундтрека выдержать 100 часов гринда было бы невозможно. Оригинальная Persona 3 имела в себе шикарные Burn My Dread, Mass Destruction, Master of Shadows, Iwatodai Dorm и другие не менее приятные композиции.
Что же на это может предложить Reload?
Зайдем сразу с козырей: трек к новому опенингу Full Moon Full Life просто шедеврален. Важной частью нового опенинга стал вокал Азуми Такаши и рэп легендарного Лотуса Джуйса. Трек настолько хорош, что я даже начал сомневаться в величии оригинального Burn My Dread
(Go)
Stop living dead when your heart's beating still
(Hope)
No slowing down for me, I'm never gonna chill
(Go)
Every low phase, I ride it like a drill
I'll abide by the rules, but outshine and prove
Color Your Night - один из главных новых треков ремейка с наипрекраснейшей мелодией. Благодаря этой композиции каждый виртуальный вечер будет украшен нежным, загадочным вайбом
I look up in the sky (Sky)
Asking lotta, "Why?" (Why?)
But never let it phase me, I'm keeping good vibes
When I'm on the road, I watch out for all surprises
What it provides us
Good and bad but nothing unties us
It’s Going Down Now - новая тема сражений в Тартаре, на мой взгляд, превзошедшая оригинальную Mass Destruction. Оригинальная тема была неплоха, но постоянное: ''BABYBABYBABYBABY'' очень сильно надоедало. В новой теме у авторов получилось сохранить дух оригинальной Mass Destruction и при этом сделать её ненадоедающей. Особенно эффектно проходят битвы, в которых игрок попадает в ритм новой темы сражений.
Disturbing the peace
Look into my eyes
Now tell me the things
You blabbing about behind my back
The tenacity
I hold it's hard to break down
It's too late for apologies
It's going down now
Отдельного упоминания также заслуживают ремиксы и перезаписи оригинальных треков. Разработчикам удалось сохранить оригинальный посыл и при этом значительно обновить старые треки. Ниже приведено несколько примеров
К сожалению, некоторые треки подверглись изменениям, испортившим оригинальное звучание. Особенно обидно за Mass Dectruction, которую новая вокалистка просто не вытянула
Некоторые треки не были записаны в полном варианте. Я надеялся, что Enduring Bonds из оригинала и Meaning of Armbands из первого трейлера Reload получат полные версии, но увы, этому не суждено было сбыться. Тем не менее, эти треки в игре присутствуют, они настолько хороши, что я не буду их спойлерить, а лишь порекомендую послушать в игре самостоятельно;)
Треки из Portable версии включены не были. Очень хотелось услышать обновленные Wiping All Out, Time, Way Of Life, но этого не случилось. Насладитесь оригинальными версиями, приведенными ниже
Несмотря на все минусы, музыка в игре все такая же шикарная как и 20 лет назад. Как классно, что каждый новый альбом моей любимой группы ATLUS Sound Team содержит игру внутри себя!
Итоги
Persona 3 Reload - отличный старт для новичков в серии и прекрасное переиздание оригинала для тех, кто уже давно знаком с серией
Новичкам, задающимся вопросом: "С чего начать вкатываться в серию? С Persona 5 Royal или Persona 3 Reload?" отвечу следующим образом: Persona 5 Royal - очень большая игра, рассчитанная на 100 и более часов геймплея. Persona 3 Reload гораздо меньше; её вполне реально пройти за 40-50 часов. Если вы не готовы сразу вкатываться в гигантское приключение, рекомендую начать с Persona 3. Reload починил многие проблемы оригинала, начиная с тартара, заканчивая взаимодействиями с членами SEES. Идеальная игра для начала знакомства с серией.
Знакомым с серией и оригиналом в частности хочу сказать, что Reload - лучшая версия оригинала. Эта игра определённо заслуживает вашего внимания, даже если Вы, как и я, (пере)проходили оригинал совсем недавно
That's all, folks! Спасибо за прочтение, играйте в хорошие игры.
PS: мой первый большой обзор, не судите строго)