Запоздалый благодарности пост. Beholder

Посвящается @Yuriy –легендарному устроителю розыгрышей – и щедрому @Shamaniac, предоставившему ключ от Beholder'а<br />
Посвящается @Yuriy –легендарному устроителю розыгрышей – и щедрому @Shamaniac, предоставившему ключ от Beholder'а

Знаете, есть такие неприятные люди, которые в розыгрышах побеждают? Эт я)

А знаете, есть ещё совсем отбитые, которые мало того, что побеждают, так ещё и не по одному разу! Эт тоже я :)

Запоздалый благодарности пост. Beholder

Один отчёт по халяве уже был, сегодня принесла второй, древний, посвящённый моей первой удаче – Beholder

Beholder – небольшая индюшка от российских разработчиков и издателей, тематически и по духу очень близкая таким играм как Papers, Please; Orwell: Keeping an Eye On You и This War of Mine.

Больше всего сходства у неё, на мой взгляд, с Papers, Please. И там и там речь идёт о сложностях выживания в тоталитарном государстве. И об ужасах такого режима, соответственно. Герои – маленькие госслужащие «шестёрки», обычные в прошлом люди, которых «попросили» потрудиться на благо родине. В наличии много сложных моральных выборов, часто приходится решать, что важнее: чистая совесть или жизнь-здоровье членов семьи. Есть таймеры (везде) и жёсткая нехватка денег (постоянно). Давление по ходу игры по-настоящему чувствуется.

Сюжет. Не знаю, можно ли считать это спойлером, но если вы проходили Papers, Please, то сюжет покажется вам до боли знакомым. Главного героя – Карла Штейна – назначают на должность управляющего доходным домом, куда он тут же переезжает с семьёй. На месте он застаёт предыдущего управляющего, которого жестоко избивают сотрудники правоохранительных органов и затем увозят в неизвестном направлении, а также своего нового начальника из Министерства Порядка – Бруно Хемпфа.

Едем на новое место работы. Ещё полны надежд. А в это время в подвале на Крушвице 6 начали допрашивать предыдущего управляющего

Главного героя вводят в курс дела (обучение), обрисовывают круг его новых обязанностей: наблюдать за жителями дома, писать характеристики, следить, чтобы никто не нарушал закон (новые директивы выходят регулярно), чуть что – доносить. Это не совсем то, что наш герой ожидал от должности управляющего, но деваться некуда. Перспектива оказаться на месте предшественника пугает, быть стукачом не хочется, но семью надо как-то кормить. Может, всё ещё обойдётся?

Начальник обучает самым азам. Установлены первые камеры в общей столовой
Начальник обучает самым азам. Установлены первые камеры в общей столовой
Новые директивы выходят регулярно. «Все яблоки подлежат немедленному уничтожению! Хранить и употреблять их запрещено!»
Новые директивы выходят регулярно. «Все яблоки подлежат немедленному уничтожению! Хранить и употреблять их запрещено!»

Довольно скоро на нашего героя наваливается куча проблем: нужны деньги на учёбу сыну, ещё больше денег на лекарства для больной дочери, на еду, на отопление... А начальство в это время требует, чтобы мы выселили жильцов из первой квартиры – интеллигентного старичка (бывшего владельца дома) и его супругу – тихую, доброжелательную учительницу литературы. Которые, между прочим, несколькими днями ранее выручили нас с учебниками для сына и достали кастрюлю жене.

Дочурка, кажется, приболела
Дочурка, кажется, приболела

Вот и думай, как поступить. По-свински: обыскать квартиру в отсутствие хозяев, найти запрещённую литературу, написать донос и ждать, когда приедет «воронок» и люди с дубинками. Начальству такое понравится, за это, собственно, и платят. Или по-человечески: попытаться помочь супругам выехать из страны, путём сложных манипуляций и взаимодействий с другими жильцами достав открепительные листы и билеты. Во втором случае никакого финансового поощрения не будет, шансов на спасение дочери станет ещё меньше... но может, когда-нибудь за это воздастся?

Обыскивая квартиру №1, можно узнать, что г-жа Шиммер – заядлый театрал и гурман, предпочитает зерновой кофе, а также ведёт переписку с кем-то за рубежом
Обыскивая квартиру №1, можно узнать, что г-жа Шиммер – заядлый театрал и гурман, предпочитает зерновой кофе, а также ведёт переписку с кем-то за рубежом

Через некоторое время на Карла выйдут члены оппозиционного движения «Новое завтра», и тут уже совсем всё закрутится. Что делать нашему герою? Попробовать помочь революционерам в борьбе за светлое будущее, всячески мешать им или каждый раз поступать по ситуации, лавируя меж двух огней?..

Беспорядки в городе. Уж не приложили ли к этому руку участники движения «Новое завтра»?
Беспорядки в городе. Уж не приложили ли к этому руку участники движения «Новое завтра»?

В игре несколько сюжетных линий, и у каждой несколько финалов, зависящих от принятых ранее решений.

Концовки прячу под спойлер.

К какому исходу приведут наши действия или бездействие? Сможем ли мы укрепить власть Великого Вождя или, наоборот, свергнуть правительство, выполнив большую часть «революционных» заданий? Остановить войну с соседним государством или растянуть её на долгие годы? Спасти семью Карла или потерять всех? Остаться в стране или сбежать за границу?.. Также есть несколько «геймоверных» преждевременных концовок, в которых Карл либо погибает от руки одного из жильцов, либо оказывается за решёткой. Вариантов много, что очень радует.

Запоздалый благодарности пост. Beholder

Геймплей, на первый взгляд, кажется не очень разнообразным, но и теми скудными (якобы) средствами можно многое провернуть.

  • Поговорите с каждым из жильцов – вдруг расскажут что-нибудь интересное о себе или о своих соседях.
  • Развесьте в квартирах камеры слежения, чтобы узнать, кто чем втихаря занимается: кто выпивает, кто производит наркотики, кто рисует агитационные плакаты...
  • Когда обитатели дома уедут на работу, не забудьте обыскать квартиры.
  • Напишите и отправьте на жильцов характеристики, используя собранные сведения. Или даже рапорт, когда поймаете их за противозаконными действиями – чтением книг! – или когда найдёте у них запрещёнку.
  • Если очень хочется кого-то выселить, но никаких улик найти не удалось – не беда! – подбросьте компромат в квартиру жертве и тогда уже пишите донос в Министерство Порядка.
  • А можно ни в какие министерства не писать, а тихо-мирно-благородно шантажировать бедняг-нарушителей. Пусть платят за ваше молчание.
  • Лучший способ заработать – это не доносы и не шантажи, а банальное воровство. Особенно ценится на чёрном рынке та самая запрещёнка. Только совсем уж не наглейте, обчищая квартиры жильцов, а то придут стражи правопорядка, и придётся откупаться от них деньгами или очками репутации.
  • А когда и это надоест, попробуйте написать донос на собственную жену или сына или даже малолетнюю дочь и понаблюдайте за результатами (порой неожиданными). Короче, дерзайте и экспериментируйте, игра этому способствует.
Подсматриваем
Подсматриваем
Во время обыска в квартире у старичков нашла бальзам «Звёздочка» и словила пару флешбэков
Во время обыска в квартире у старичков нашла бальзам «Звёздочка» и словила пару флешбэков

Графика. Мне понравилась. Маленькие чёрные фигурки с белыми, будто горящими глазами навевают воспоминания о Limbo. Правда, здесь ч/б персонажи помещены в цветное окружение, но это и неплохо. Мне кажется, Beholder получился в итоге стильным и узнаваемым.

Запоздалый благодарности пост. Beholder
Чаще всего картинка в игре выглядит как-то так, на крупные планы переключаешься в основном ради скринов<br />
Чаще всего картинка в игре выглядит как-то так, на крупные планы переключаешься в основном ради скринов

К плюсам игры, помимо графики и увлекательного геймплея, я бы отнесла большое количество пасхалок и культурных отсылок.

  • Время действия – год 1984-й (привет, Оруэлл).
  • Наш начальник Бруно Хемпф и пара жильцов Георг Драйман и Криста-Мария носят имена персонажей фильма «Жизнь других». В кино главный герой – сотрудник Штази – следил за Георгом и Криста-Марией по приказу Хемпфа, напичкав их квартиру жучками. В Beholder'е происходит то же самое (привет, Хенкель фон Доннерсмарк).
  • Из рассказов Георга Драймана понятно, что в прошлом он работал на КПП. И не просто на КПП, а на *том самом* в Арстотцке (привет, Papers, please).
  • Главного героя зовут Карл Штейн, и разрабы воспользовались этим случаем, чтобы впихнуть мемасик про Карла
Запоздалый благодарности пост. Beholder

Продолжать список можно ещё долго, здесь есть где покопаться и в чём поковыряться.

К минусам Beholder'а я бы отнесла низкую реиграбельность. Несмотря на наличие нескольких концовок и относительно небольшую продолжительность, меня хватило только на два полных прохождения. (Ну и ещё на парочку заваленных в самом начале или в середине, но это не в счёт). Все события происходят в строго определённой последовательности, жильцы поселяются всегда в одном и том же порядке и дают одни и те же задания, проходить это по третьему кругу... заломало.

– И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!
– И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!
Или всё--таки стоит?<br />
Или всё--таки стоит?

Ручных сохранений нет, есть только один автосейв – после каждого завершённого квеста. Обычно этого достаточно, хотя однажды сохранение пришлось на очень неудачный момент: буквально за несколько часов до звонка из министерства с требованием немедленно выплатить штраф. У меня таких денег не было, как и возможности собрать нужную сумму в промежуток от сейва до звонка. В итоге тюрьма, и начинаем всё сначала. Или не начинаем, а сразу же переходим к DLC.

Дополнение. Покупка дополнения даже не ставилась под вопрос – настолько понравилась и не отпускала базовая версия.

DLC «Блаженный сон» – это приквел с историей предыдущего управляющего, из которого можно узнать много нового о первых обитателях дома по адресу Крушвице 6, о самой государственной системе, а главное, о том, куда повезли предшественника Карла Штейна, и всё ли так однозначно в его концовке.

Дополнение оказалось короче и проще основной версии. С точки зрения геймплея – копия базы. Основное достоинство – есть пушистый котик. Основной недостаток – диссонанс трагической завязки, в которой главному герою предстоит отправиться на эвтаназию, и смехуёчков, щедро рассыпанных по всему дополнению.

DLC тоже радует пасхалками. *Пламенный* привет Мартину.
DLC тоже радует пасхалками. *Пламенный* привет Мартину.

В любом случае советую обратить на него внимание. А на базовую версию тем более. В steam на них регулярные скидки, получите много удовольствия за копейки.

Меня же ждут вторая и третья части – Beholder 2 и 3. С новыми персонажами и местом действия, а также обновлённой графикой. Попробую обязательно, но вряд ли в ближайшее время. Всё-таки антиутопии надо употреблять в строго дозированных количествах. Даже если они хорошие. Особенно если они хорошие.

На этом всё. Спасибо, если прочитали. В качестве бонуса официальная короткометражка по игре.

3636
21 комментарий

Первая крутая. Проходил с удовольствием. Вторая показалась намного слабее, поэтому к третьей и не приступал.

5
Ответить
Автор

Слышала, что третью ругают :( Вторая пока графикой немного отпугивает –всё-таки тёплое ламповое 2D как-то ближе, – но шанс ей точно дам, всё равно в библиотеке уже лежит.
А в чём слабее? Сюжет не зашёл?

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Литерали 1984

2
Ответить
Автор

Вот это скорость! :D Я сама после публикации ещё не успела открыть пост, а тут уже коммент)

1
Ответить

Хорошая игра, первая чет прям зацепила. Про плохую реиграбельность - факт, что расстроило, когда во второй раз проходил игру. Типа, какой-то зачаток её есть, но кардинально ничего не меняется. Все события, которые не зависят от игрока, повторяются в строгой последовательности, хотелось больше взаимодействия оказывать на эти же события. Хотя это можно было бы развить, но мб это слишком большие требования для небольшой инди игры. Но истории, что есть в игре, запоминаются, как и персонажи

Во вторую не играл, только демо, но, насколько я помню, игру ругали за ещё большее отсутствие реиграбельности и урезание вариативности. Что-то из разряда, что игрока чаще заставляют совершать именно плохие действия

1
Ответить
Автор

Хотя это можно было бы развить, но мб это слишком большие требования для небольшой инди игры.Мне кажется, игра иначе стала бы непроходимой. Много манипуляций завязаны на строго определённых персонажах, и если б их не было в нужный момент, всё бы поломалось.
Но это не отменяет того, что проходить игру в третий, четвёртый и более разы, чтобы посмотреть на другие концовки, не очень весело. Особенно вначале.
Что-то из разряда, что игрока чаще заставляют совершать именно плохие действияНу вот я тоже слышала, что там плохие действия гораздо сильнее поощряются. Надо самой чекать)

1
Ответить