Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Вспоминаем еще один суровый, брутальный и довольно сложный шутер старой школы

Нет ничего наивнее, чем вера в патриотизм капитала. Капиталист может быть патриотом, но капитал нет.

© Виктор Камбон

P.S Тут не будет никаких "подтягиваний графона", обычный небольшой обзор.

Iron Storm появилась у меня случайно. Обычный пиратский диск с радиорынка. Я не видел никаких анонсов в журналах, интервью с разработчиками и т.д. Тем не менее, игра оказалась у меня на ПК. С этого самого момента, меня ждало множество часов... страдания. Но оно того стоило.

Iron Storm - Trailer (2002)

Ɨ Общее Ɨ

Внимание: описывая особенности игры я стараюсь учитывать время ее выхода.

Iron Storm вышла осенью 2002-го года. Разработала игру французская студия 4X Studio, которая сейчас называется Kylotonn. Iron Storm это дебютный проект студии.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Ɨ Сюжет Ɨ

В Iron Storm тесно смешалась альтернативная история, в антураже эпохи первой и второй мировых войн, и относительно современные для того времени технологии, типа портативных раций, терминалов, лазеров и т.д.

Первая мировая затянулась аж на 50 лет. С 1918-го года вроде бы все шло по известной схеме с революциями, перемириями, гражданской войной, оккупациями и т.д. Но в один прекрасный день, русский военачальник барон Николай Александрович фон Угенберг (отсылка к Роману Фёдорович Унгерн-Штернбергу), захватил Монголию, вторгся в Россию и уничтожил большевиковъ.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Барон создал огромную Русско-Монгольскую империю, а Западные страны создали Соединенные Штаты Западной Европы, чтобы противостоять Кольке. Вскоре руководители СШЗЕ осознали, что их человеческие ресурсы практически на исходе и доверили военное дело Альянсу. Это позволило инвесторам зарабатывать практически на жизнях простых солдат.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Главным героем выступил лейтенант Джеймс Андерсон, который присоединился к Альянсу чуть ли не с самого начала Первой мировой и за это время стал настоящей легендой среди солдат. Джеймсу дают задание помешать руссо-монголам с разработкой секретного оружия, что позволило бы прорвать их оборону и предоставило шанс окончить наконец эту затянувшуюся войну. Но все ли этого хотят?

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Ɨ Геймплей Ɨ

На самом деле, Iron Storm это не простой "спинномозговой" шутер про войну типа CoD. Вернее сами элементы FPS тут есть, даже имеется небольшой элемент кривенького стелса, но чтобы продвинуться по сюжету, игрок должен выполнять ряд определенных задач, без которых закончить миссию не получится. Скажу сразу, игра непростая! Помимо того, что игроку требуется метко стрелять и ловко уворачиваться от пуль, гранат и ракет, нужно еще и продумывать свои действия, внимательно слушать указания по рации, читать сообщения на терминалах, тщательно изучать локации (никаких указателей тут нет) и поведение врагов. AI врагов очень даже неплох для того времени. Руссо-монгольские солдаты довольно ловко прячутся в укрытиях, кидаются гранатами, уворачиваются от пуль и могут даже поджидать игрока для удобного случая.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Оружия хватает. Есть всяческие штурмовые винтовки, пистолет с глушителем, пистолет-пулемет, гранотометы, гранаты нескольких типов (даже с горчичным газом), мины, снайперская винтовка, дробовик и ракетница. И, что важно, все оно может пригодиться в определенном случае, лишних стволов практически нет. Самое противное, что есть в игре, это автоматические турели. Попили они мне кровушки в свое время. Помимо обычных солдат, есть и более "толстые" экземпляры, вооруженные гранатометами. Очень опасные парни, как и коварные бесячие снайперы. Помимо врагов-людей, в игре будут специально обученные немецкие овчарки, которые взрываются при приближении к игроку. Те еще твари. Ну и конечно же "боссы-вертолеты" никуда не делись.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

По ходу прохождения, в игре будут встречаться специальные терминалы, которые могут содержать полезную информацию для игрока, а так же специальные консоли с монитором. Помимо того, что на них можно смотреть вражеские новостные выпуски, на терминале так же можно активировать некое подобие радара и видеть ближайшее расположение противников.

Ну и приготовьтесь умирать, много и часто... Iron Storm не для чувствительных казуальных дрищей с гуттаперчевыми потными ручонками. Iron Storm это игра для настоящих мужицких мужиков.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Ɨ Локации Ɨ

Локаций в игре не особо много, но они довольно большие, очень разные, атмосферные, часто нелинейные и очень запутанные (кроме локаций в окопах). Все как мы любим. Как было сказано ранее, для успешного окончания миссии, игрок должен выполнить ряд определенных действий. И эти действия не всегда последовательные.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Например нужно подобраться к минометной позиции, чтобы выстрелить в бронированные двери бункера из миномета и продвинуться дальше. Или миссия на поезде, где нужно уничтожить два вертолета, причем ко второму вертолету просто так не подобраться, после уничтожения вертолетов, игрок должен продвинуться дальше в главные вагоны, чтобы найти две замаскированные кнопки, открыть изоляционный корпус и забрать секретный кейс с оружием, который можно взломать только с помощью ключа, который находится у... и т.д. и т.п. Я отлично помню как долго первый раз проходил игру, так как часто не понимал что нужно было делать дальше. Но скажу честно, концепция с выполнением заданий на запутанных локациях лично меня очень сильно погружали в игру.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Ɨ Графика Ɨ

Работает Iron Storm на движке собственной разработки Phoenix3D (DirectX 8.1), который в целом уже тогда выдавал довольно посредственную картину, если сравнивать другие подобные игры в промежутке 2001-2002-х годов. Маленькие размытые текстуры, простенькие модельки персонажей и вообще все выглядит очень консервативно.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Но все же интересные моменты в этом плане у игры были. В Iron Storm отличные спецэффекты. Взрывы, выстрелы, дым, электрические разряды, искры, дождь, снег, туман, все это выглядело отлично и хорошо прибавляло игре атмосферы. А как сочно разрывает тела врагов (и игрока) на мясные ошметки... Глаз радуется. Очень хорошо работало освещение на локациях. Движок так же поддерживает и динамическое освещение, которое работало отлично. А еще очень нравились модели оружия в игре. Все максимально брутальное и простое как молоток, но выглядит при этом отлично и очень хорошо вписывается в общий антураж игры.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Ɨ Звук и музыка Ɨ

С музыкой в игре беда, ее можно сказать и нет вообще. Только какой то невнятный эмбиент трек в меню. Между тем звуковые эффекты очень добротные. Чего-то большего про это сказать не могу. А вот русификация текста от "Новый Диск" просто убогая. Вместо "Сдохни!", мне ласково выкрикивали "Отдохни!". Ну ок.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Ɨ Управление Ɨ

Стрельба в Iron Storm добротная, динамичная и отлично чувствуется. Играть можно как от первого лица (очень мне нравилось что были видны ноги!), так и от третьего. Во втором случае это было полезно в немногочисленных стелс эпизодах. Игрок мог принимать позиции лежа и сидя, которые позволяли стрелять более точно. Так же была возможность выглядывать из-з угла, хотя стрелять с такой позиции не давали. Можно использовать станковые пулеметы и минометы. В целом каких-то проблем у игры в плане управления нет. Все работает плавно и отзывчиво. Разве что плохо, что нет возможности изменить чувствительность мыши при прицеливании.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

Ɨ Заключение Ɨ

Что могу сказать. Лично мне Iron Storm 2002-го года давно запал в душу своим брутальным сеттингом, жестокостью, мрачной атмосферой и отличной иммерсивностью. Чего не скажешь про перевыпуск 2004-го года от Reef Interactive в виде World War Zero (Коммандос: В тылу врага). Какая же это клоунская параша для ссыкливых казуалов, которая растеряла всю атмосферу и геймплейные особенности оригинальной игры. Я ради интереса решил как-то пройти эту поделку и прошел ее за ЧАС! За ЧАС! При этом недавнее прохождение Iron Storm 2002-го года у меня заняло порядка 6-7 часов.

Iron Storm (2002), "Между землей и небом"

А в 2005-ом появилась убогая Bet On Soldier: Blood Sport. Которая вбила последний гвоздь в гроб планировавшейся серии Iron Storm. Да, именно планировавшейся. Так как разработчики хотели продолжить похождения Джеймса Андерсона, но закончилось все парой концепт артов. Очень жаль...

Ɨ Эпилог Ɨ

Iron Storm (2002) есть в Steam, но я сделал свою СБОРКУ:

- На основное Steam-версии

- Добавлен патч для Widescreen экранов (16x9)

P.S К сожалению, с патчем съезжает HUD. Правится это через Cheat Engine:

1) Запускаем Iron Storm и "альттабаемся"

2) Запускаем Cheat Engine

3) Открываем там файл "IronStorm - HUD F1.CT" (есть в сборке)

4) Сканируем процессы, цепляем процесс IronStorm

5) Разворачиваем игру и жмем F1

- Добавлен враппер dgVoodoo2

- Добавлен ReShade с моим пресетом

P.S Отключается клавишей END или полным удалением файла "dxgi.dll" в корневой папке. Внимание, SSAO шейдер (MXAO) в некоторых локациях не работает (нужно переключать очистку буфера с 1 на 2 адрес и обратно) и плохо сочетается с эффектом тумана. К тому же буфер глубины не учитывает оружие в руках игрока, оно будет просвечивать зоны затенения. Можете отключить шейдер MXAO через кнопку Home.

4545
13 комментариев

Bet On Soldier: Blood SportПомню как её пиарили в игромании, типа у них супер пупер крутой модульный движок. А в итоге просрано самое главное для шутера - стрельба.

4
Автор

Ну движок и правда неплохой был. А в остальном получилась хрень.

Удивил еще раз. Не слыхал о такой игре. Только Сан Саныяч на ютубе близко к таким малоизвестным играм обозревает. Из в принципе малоизвестных брал у друга Martyr 2. Но она была унылым шутаном про 2 мировую. Но физон тел там был забавный, тела распластывались. Кстати мы компанией в школьные годы после работы зависали у него в офисе, в здании гостинницы, где днём работала его мамка. Чисто смотрели как играет. Общались. Слушали музон, смотрели happy tree friends. 2004 или 2005 год был

2
Автор

Mortyr 2 кстати по-своему прикольная)
Думаю про первую Mortyr 2093 - 1944 написать потом. Которая должна была стать шутаном по Wh40k.

3

Уууу, ностальжи. Помню, собирались с одноклассниками, ставили макс. сложность и играли "по смертям". Дальше траншей не ушли.

2

Даже в момент выхода не оценил, очень уж дубовая была

1
Автор

Больше неоправданно сложная и запутанная. Типично для старых шутанов.
Геймплейно мне нравилась даже тогда.