У философа Фалеса Милетского в роли архэ выступает вода (она самая «бесформенная» материя, стихия). По Анаксимандру архэ является апейроном (беспредельное или неопределённое) — первостихией, не являющейся какой-то определённой вещью, «никакой» самой по себе, но порождающей четыре стихии и целый мир определённых вещей. Анаксимена утверждал, что архэ это «неопределённый воздух», первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» — поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес → Анаксимандр → Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду: тезис → антитезис → синтез (архэ определённое → неопределённое → и определённое, и неопределённое). Для Пифагора архэ есть число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике). Числа понимались в пифагорействе не как выражение лишь количественной определённости чего-то, но скорее как метафизические качества, относящиеся к особой, «божественной» реальности. Например, единица — не просто первое из чисел, но и мера, начало числа как такового, выразитель его природы. Двойка (диада, двоица) — выразитель природы разделения, противоречия, множественности и т. д. Подобное осмысление ряда натуральных чисел найдёт развитие в многочисленных школах оккультизма. Гераклита видел архэ как огонь (самая «тонкая» и «живая» стихия). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос, закон, поддерживающий мировой порядок. Парменид считал, что архэ это само бытие, оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением. По Анаксагору архэ это вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии», как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум, сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой. У Эмпедокла архэ есть множественное, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь, и две движущие силы: любовь и вражда. Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе. А у Демокрита архэ это бесконечно разнообразные атомы, разделённые пустотой.
Привет, купи пива, а детям конфеты, только не перепутай, пока.
До нового года осталось чуть и я пьян вхламину, хм самое время читать гигантский лонгище
Опять я со своей писаниной утону хз в чём и силы будут зря потрачены :) С праздником, мужик)
Прочитал,лайк поставил
С наступившим Новым годом) Здоровья и тебе, мужик)