Не всё так просто. Образность и идеи, заложенные в "Русы против ящеров"

Не всё так просто. Образность и идеи, заложенные в "Русы против ящеров"

В массовом сознании укоренилось мнение о некоей низкосортности недавнего творения студии the Bratans. На первый взгляд может показаться, что данное произведение сделано на скорую руку, является поверхностным и совершенно лишено какой-либо глубины, что в корне неверно, т.к. даже элементарный анализ образности данного произведения способен вскрыть многослойность языка игры и идей, заложенных разработчиками.

Постараемся разобраться кратко и без лишней воды.

Сразу обозначу, что поверхностную тему русов разбирать не имеет смысла, потому что разработчики в уже самом начале дают нам понять, что игра не об этом - в первой же миссии мы появляемся рядом с православным старообрядческим крестом-голубцом, что в силу конфликта православия и язычества сразу перечёркивает всю эту кичевую тему с русами, Перуном и зажимами.

Крест-голубец.
Крест-голубец.

Основа произведения - противостояние протагонистов (образ: "русы") инородным захватчикам (образ: "ящеры").

Методы передачи идей - нарративный, графический, звуковой, UI-элементы (интерфейс).

Нарративно, противостояние "русов" и "ящеров" — это не собирательный карикатурный образ противостояния "защитников" и "захватчиков", как это может показаться на первый взгляд, а противостояние человека и разрушительных идей / ложных идеалов. Во-первых, очевидна аллюзия на один из главных повседневных пороков общества - пьянство (см. "Зелёный змий"), отрицательные эффекты которого (снижение "здоровья" персонажей) нивелируются употреблением воды из одного из самых экологически чистых источников пресной воды - Байкала. Таким образом на подсознательном уровне пропагандируется здоровый образ жизни.

Плакат времён "перестройки".
Плакат времён "перестройки".

Но образ "ящеров" на самом деле значительно глубже.

Намёки на это the Bratans дают, связывая в одном произведении "байкальскую воду" и рептилий. Как известно, "Байкал" (Байгал далай, "необозримый водоём") - заимствованное слово из бурятского языка; буряты являются одним из монгольских народов, а одним из самых важных символов монголов является Соёмбо, который имеет индо-буддийское происхождение. В индуизме змей - символ хаоса, необузданной первородной силы.

Слева - Соёмбо, справа - произведение искусства.
Слева - Соёмбо, справа - произведение искусства.

Русские богатыри фактически играют роль некоего инструмента упорядочивания хаоса, реализации порядка, а катализатором процесса является вода, которая сама по себе - символ и источник жизни, но она же и является первородной силой и хаосом, из которого произошли все живые виды. Авторы заложили мысль о том, что победа над хаосом невозможна без частицы этого самого хаоса. Примечательно, что некогда бытовавший в медицине тех лет принцип "подобное лечится подобным" отсылает игрока напрямую к змеиному посоху Моисея.

Тот самый. Голубой. Холодный. Твой.
Тот самый. Голубой. Холодный. Твой.

Вопреки расхожей схеме, главные антагонисты раскрываются не в конце произведения, а в его середине. В одной из миссий место ящеров занимают следившие за человечеством инопланетяне, что отсылает прямиком к инаковым и чуждым элитам, выжидающим момент, когда "русы" начали борьбу (упорядочивание) с "ящерами" (хаосом), чтобы в ответственный момент напасть на ослабленных "русов". Так the Bratans показывают, что наибольшая опасность ожидает оттуда, откуда её не ждёшь. Такая умело ломаная логика повествования положительно работает на раскрытие многослойности произведения, т.к. сбитый с толку игрок будет вынужден сделать паузу и задуматься над смыслом происходящего, что постепенно и приведёт его к верной цепочке размышлений.

Радислав, Всеслав и Дрочеслав.

Три игровых класса — это символ трискелион, который, в свою очередь, присутствует на гербе одного из бурятских округов, снова отсылая игрока к теме байкальской воды.

Слева - классический трискелион, справа - герб Усть-Ордынского Бурятского округа.
Слева - классический трискелион, справа - герб Усть-Ордынского Бурятского округа.

Более того, возвращаясь к теме байкальской символики, по свидетельствам непроверенного анонимного источника, анимации всех трёх классов моделировались при помощи оцифровки движений полноростовой "куклы", изготовленной из цельного бревна широко распространённого на берегах Байкала сибирского кедра (технология wood-doll). Была проделана колоссальная работа по оптимизации сложного процесса оцифровки движений - в основном это достижение моделлера/плотника, исключившего из wood-doll куклы все возможные суставные связи.

На визуальной стороне произведения зацикливаться нет смысла; отметим лишь, что графически игра выполнена в стиле инди-реализм, к которому часто прибегают чтобы подчеркнуть важные стороны игродевелопмента - будь то ограниченность бюджетов, нехватка высококвалифицированных кадров или отсутствие актуальных обучающих материалов у Epic Games, вследствие чего наиболее популярным игровым движком у независимых разработчиков остаётся Unity.

Высокодетализированные модели. Приземлённые, реалистичные цвета. Узнаваемые образы. Ничего лишнего.

Звуки воспроизводятся попеременно в частотах 432 Гц и 440 Гц, таким образом осуществляется подсознательное влияние на эмоциональный фон игрока - "благотворные" частоты сменяются "разрушительными", что соответствует общей теме и идее произведения. Побочным эффектом такого новаторского аудио-нарративного подхода является некая псевдодискретность звучания, когда кажется, что, к примеру, звуки шагов воспроизводятся через раз - на самом деле мозг игрока вынужденно игнорирует часть звуков при перенастройке с одной частоты на другую (фактически противоположную по своей философии). Следует отметить, что такое постоянное перестроение благотворно действует на височные доли мозга, активно его тренируя.

По ещё одному свидетельству вышеупомянутого анонимного источника, игра задумывалась уже давно, но реализация была бы невозможна из-за недостаточно высокого на тот момент уровня технологий. В частности, реализовано озвучивание игры идеально смоделированным голосом, способным передать в 1,7 раз больший диапазон эмоций за условный отрезок времени, чем живой актёр.

Идея с противостоянием созидательного и разрушительного присутствует и в музыкальном оформлении. Музыка использует перегруженные семплы из ранних произведений Баха, которые, как показали многочисленные исследования в 90-х годах на территории постсоветского пространства, благотворно влияют на структуру воды, а любой человек на 60 % состоит из неё. В контру, гармонические паттерны взятых у именитого композитора семплов намеренно искорёжены — это также лейтмотив необходимости воздействия хаоса для победы над самим хаосом.

Триединство образов.
Триединство образов.

Намеренная простота структуры главного меню и элементов интерфейса отсылает к минималистичным UI-дизайнерским решениям одного из трёх самых известных на сегодняшний день держателей консольных платформ, цвет чешуи ящеров - к цветовому решению второго известного бренда, а фокус на выверенной геймплейной составляющей в ущерб повествованию - к третьему. Таким образом, триединство образов, с одной стороны, напоминает о трискелионе, а с другой - сигнализирует о равенстве платформодержателей перед невозможностью наличия "Русов против ящеров" в их электронных каталогах.

В качестве заключения остаётся лишь напомнить о том, что суждение по первому впечатлению крайне негативно сказывается на трезвом восприятии окружающей действительности, а также о том, что и в наших пенатах есть самородки, могущие в глубокий смысл. К-Д Лаб, затем эстафетный факел перехватили Ледорубы, но, похоже, в засуху одна из искр сорвалась и теперь разгорелся костёр the Bratans.

#MenOfCulture #ScienceBeach #IWantToBelieve#русыпротивящеров

3636
24 комментария

Мда, ох уж эти любители поискать скрытые глубокие смыслы во всяких говноподелиях.

3
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Мне вот интересно, кто более пост-мета-ироничен. Автор статьи, который как бы сделал серьезное расследование по трешевой игре, а на самом деле таким образом троллил любителей СПГС. Или автор комментария, который как бы не понял, что автор тролль, а на самом деле понял и троллит любителей глупых комментариев под статьями. Или автор ответа на комментарий который чего-то понял, но как бы ничего не понял.. Или...

1
Ответить

Синдром глубинного смысла

1
Ответить

Глубоко

4
Ответить

Ну да, Ноябрь близко

3
Ответить

Недрочабрь близко. Дрочеславы, крепитесь!

2
Ответить