Связанные вместе: обзор Unravel Two
Самое доброе кооперативное приключение последних лет.
Слухи об Unravel Two ходили ещё перед пресс-конференцией EA на E3, но мало кто мог предположить, что продолжение платформера о вязанном человечке выйдет прямо в день анонса.
На первый взгляд, разработчики из Coldwood Interactive не стали менять удачную формулу первой игры — Unravel Two построена на основе механик оригинала. Ярни, главный герой приключения, всё так же раскачивается на собственной пряже среди лесов и болот, решая головоломки. Но теперь у него есть напарник — и кооператив меняет всё. Вторая часть создана специально для игры вдвоём, отчего привычный геймплей воспринимается совершенно иначе.
Нерушимая связь
Сюжет первой части Unravel был посвящён семейным узам: Ярни путешествовал по шведским предместьям, собирая потерявшиеся фотографии из семейного альбома, и заново переживал важные моменты из жизни близких людей.
По словам Мартина Салина, геймдиректора серии, Ярни воплощает любовь, проходящую сквозь пространство и время. Это отражалось в геймплее: за Ярни тянулась красная нить, и чем сильнее она раскручивалась, тем более истощалось вязанное тельце героя. За этим скрывалась простая метафора: чем дальше мы от того, что любим, тем неполноценнее наша жизнь.
Мартин Салин говорил, что любая игра — повод высказаться на остросоциальные темы. В первой части большой акцент делался на грядущей экологической катастрофе — один из уровней проходил через шахты, другой — через изуродованный отходами лес. Так разработчики напоминали игрокам о шведских протестах 2013 года: жители Cтокгольма выступали против интенсивной добычи минеральных ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Во второй части акцент сделан на другом: Unravel Two целиком об отношениях между людьми. Игра повествует о двух подростках, сбегающих из детдома. Разработчики показывают их отчужденность: ребята стараются убежать как можно дальше от людей и цивилизации. Никаких подробностей о причинах побегах нет, но их легко додумать самому. У подростков нет никого, кроме друг друга, поэтому нити, тянущейся за Ярни из-за края экрана, больше нет, зато теперь у него есть напарник — и связан он только с ним.
В первой части нить здорово сковывала. Каждый шажок истощал Ярни, и все головоломки были выстроены вокруг этого ограничения: от игрока требовалось проходить уровни максимально эффективно, иначе вязанный человечек разваливался на подходе к очередному чекпоинту.
В Unravel Two это ограничение исчезло, зато появилось новое: героям нельзя слишком далеко отходить друг от друга. Теперь головоломки сосредоточены на взаимодействии двух героев, а ресурса, который может неожиданно истощиться, больше нет.
Взаимодействие между человечками ограничено двумя действиями: один из героев может натянуть нить, позволив другому спрыгнуть вниз и начать раскачиваться на ней, как на тарзанке. Также в некоторых местах можно завязывать узлы: два узелка превращаются в мостик из натянутой пряжи — прямо как в первой части.
Разработчики постоянно находят способы удивить, несмотря на небольшой набор способностей героев: головоломки редко повторяются, почти на каждом уровне появляются новые способы взаимодействовать с окружающим миром.
Например, в одной из глав вам придётся управлять погрузочным аппаратом: пока один игрок водит машину, второй контролирует манипулятор. В другой — тушить пожар: один направляет водонапорный шланг, второй насосом подаёт воду.
Нить между героями — не просто индикатор расстояния: нужно следить, чтобы она нигде не запуталась. В противном случае можно случайно обвязаться вокруг какого-нибудь препятствия и, например, нелепо повиснуть над пропастью во время очередного прыжка.
Из-за обилия завязанных на физике головоломок игра стала напоминать Little Big Planet — ещё одну кооперативную игру про вязаных человечков. Но LBP была интересна, в первую очередь, мощным редактором уровней, от чего страдала её одиночная кампания. Unravel Two же относительно короткая — в ней всего семь больших уровней, — но очень насыщенная игра. Незамысловатая формула первой части предстала в лучшей своей итерации: всё, что требовалось — добавить кооператив.
Порванная нить
В игре нет онлайн-кооператива: играть можно только на одном устройстве, сидя рядом. Но это ещё полбеды: одному играть в Unravel Two и вполовину не так интересно как вдвоём. Разработчики сделали всё, чтобы это предотвратить: между героями удобно переключаться, причём после смены персонажа предыдущий герой замрёт, не прервав незаконченного действия. А ещё Ярни в любой момент можно срастить в одного — это помогает не проходить по два раза те участки уровней, в которых нужно просто прыгать и бегать.
Тем не менее, играть одному очень тоскливо: несмотря на все удобства, чувствуешь, что действуешь сразу за двоих. От этого геймплей становится дёрганым, между героями постоянно приходится переключаться.
Перед разработчиками стояла сложная задача: сделать кооперативную игру, в которую, при желании, можно играть одному. С технической точки зрения они с ней справились, но вот смысла так играть просто нет: ощущается, как если бы в недавней A Way Out — ещё одной кооперативной инди-игре, изданной EA — можно было бы в одиночку сыграть сразу за обоих главных героев. Механики вроде бы работают, но теряется вся суть.
В остальном, сиквел сохранил особенности первой части: визуальная сторона Unravel — всё ещё один из главных козырей игры. Выглядит игра отлично и хорошо передаёт чувство восторга от созерцания простых вещей: вот рыба выпрыгнула из воды, а вот вспорхнула пугливая птица. Вроде бы мелочи, но в Unravel они превращаются в целое событие: герои игры очень маленькие и часто замечают то, что упускают суетливые люди.
Локации стали разнообразней: даже на небольшом уровне декорации могут смениться несколько раз. И, несмотря на то, что Unravel Two короче первой части, она кажется намного насыщенней.
К каждой главе прилагается дополнительный набор испытаний — пропускать их не стоит, особенно если основная кампания покажется вам слишком лёгкой. Многие челленджи получились по-настоящему хардкорными, а некоторые уровни по сложности можно сравнить с недавней Celeste или с Super Meat Boy. Неожиданно для такой миловидной игры.
За прохождение испытаний открываются новые опции для кастомизации вязанных человечков — в Unravel Two их внешность можно настраивать. Помогает лучше отличать друг друга в кооперативе.
Хороших игр для «диванного» кооператива не так уж и много — Unravel Two однозначно одна из них. Но одному в неё играть скучно: весёлое приключение сразу превращается в рутинную головоломку. Магия теряется.
Если вам нравятся кооперативные игры на двоих — обязательно попробуйте. Здесь есть всё, чтобы порадовать игроков: продуманный дизайн головоломок, простор для весёлых экспериментов, замечательная графика и изящный символизм. Разработчикам снова удалось рассказать трогательную историю с помощью предельно лаконичных штрихов — это дорогого стоит.