Arcanum: новый взгляд на старую игру

Arcanum: новый взгляд на старую игру

Ретрогейминг - сомнительное удовольствие. Так уж устроена человеческая память, что мы склонны вспоминать только хорошее. Те из нас, кому за 30, старые культовые игры воспринимают искажённо: новые впечатления, беззаботное детство... Я могу запустить Фоллаут 1 прямо сейчас и получить от него удовольствие. Для геймера на 15 лет моложе эта игра станет мучением: вырвиглазная графика, ужасный интерфейс, отсутствие обучалки... Это для нас эта Фоллаут 1 был первым погружением в ужасный, но затягивающий мир пост-ядерного апокалипсиса, а нынешнее поколение игроков испытало эти эмоции в уже более современных Фоллаут 3 и Вейстленд 2. Заслуга многих классических игр не в том, что они были лучше нынешних, а в том, что они были первыми в своём роде. Поэтому я очень осторожно отношусь к перспективе пройти пропущенный в детстве ретро-шедевр: без синдрома утёнка получить от него удовольствие выходит далеко не всегда. Но я слышал столько хвалебных од Аркануму, что решил рискнуть... И через полчаса удалил игру. На следующий день снова установил и продержался уже час. А с третьей попытки наконец втянулся и прошёл взахлёб. Нужно немало времени, чтобы понять, что Арканум - не кривой, а концептуальный.

Arcanum: новый взгляд на старую игру

Первые впечатления от Арканума в 2023 году просто ужасные. Внешне это напоминает Фоллаут 1–2, что и неудивительно: игра разрабатывалась теми же людьми. Увы, это не комплимент: графически Арканум состарился очень плохо. Пейзажи отвратительны, а мы как раз начинаем в голом поле. На всё это накладываются особенности движка, который тяготеет к схематичности. Те, кто играл в оригинальные Фоллауты, меня поймут. Интерфейс игры по сложности конкурирует с кабиной истребителя. А добила меня завязка: к выжившему в крушении герою подбегает какой-то монах и прямо сходу говорит, что тот - Избранный. Быть Избранным мне не впервой, но обычно перед этим всё-таки следует сюжетная прелюдия. После этого мы идём воевать с волками и обнаруживаем, что риалтайм боёвка - неконтролируема. Мобы носятся такой скоростью, что по ним ещё нужно суметь попасть, а активной паузы здесь нет. В пошаговом режиме всё это превращается в Фоллаут (да, я не могу перестать его упоминать), а вы помните, что такое боёвка Фоллаута? Большую часть времени ты ждёшь, пока все крысы соизволят походить. На этом месте большинство дропнет игру и их сложно в этом обвинить. Самые стойкие дойдут до первой деревеньки и столкнутся с тем, что инвентарь — это ужас: он совмещает ячейки дьяблоидов и вес из CRPG. После этого открытия вы, конечно, захотите продать хлам и обнаружите, что его у вас не покупают. Точнее, торговец покупает лишь профильные для себя предметы. Иногда. Кузнец отказался принимать стрелы, хотя сам ими торгует. Дневник заданий оформлен в лучших традициях Морровинда, то есть представляет собой огромное количество текста, которое нужно перелистывать. Из описания квестов совершенно непонятно, куда идти. В деревне вам поручат избавится от охраняющих мост бандитов, которые вас зарежут примерно на второй раунд. Вы попытаетесь разобраться в боёвке и увидите кучу аббревиатур (которые даже мне, ветерану DnD, не все были понятны). На этом месте игру дропнут почти все.

Если же вы выдержите кошмар первого знакомства, то Арканум начинает открываться с лучшей стороны. Местный сеттинг - весьма необычен: в мире классического фентези появился стимпанк, и не просто появился, а конкурирует с традиционной магией, ведь магия нарушает законы природы, а наука - им подчиняется. Рядом с сильным магом механизмы перестают работать, а в местах скопления технологии отказывает магия. Надо ли говорить, что маги такому раскладу совсем не рады? Политическая ситуация в мире тоже далека от идеала. На материке несколько человеческих королевств, которые находятся в сложных отношениях друг с другом. Кроме них есть дворфийские кланы, а где-то в Мерцающих Лесах живут эльфы.

Отношения между расами - отдельный разговор: эльфы и дворфы друг друга не переваривают: первые - маги, вторые - технологи. И обе расы недолюбливают людей: дворфы за то, что люди украли их технологии, а эльфы, потому что люди эти технологии распространяют. Полуорки угнетаемы всеми, и находятся в рабском положении. К полуограм относятся как к скоту. А про торгашей гномов ходят дикие теории заговоров. И всё это находит самое чуткое отражение в игре. Выбрали эльфа? В пещерах гномов вам будут “очень рады”. Орка? Познайте всю полноту расового неравенства. Огра? Ваш персонаж настолько туп, что даже говорит с трудом. Для него переписаны все диалоги. Учите магию? Приготовьтесь ездить в вагонах третьего класса для магических отбросов. А может быть вы экстремал и выбрали... женщину? В Аркануме царят нравы 19 века, место женщины - не кухне или в постели. И именно через постель вы можете решать кучу проблем, которых у мужского персонажа не возникает вообще. Хотите зайти в мужской клуб? Самый простой способ - переспать со слюнявым гномом, да ещё и заплатить ему за это. Спросили в борделе про работу? Есть работа, догадайтесь какая. Красивая женщина может переспать с половиной Тарранта, хотя есть и другой путь.

Эльфятник. Дворфам тут не рады
Эльфятник. Дворфам тут не рады

Он есть почти всегда. Да, здесь хватает сходи-убей-принеси квестов, но даже они обычно имеют 3–4 варианта завершения (включая убийство квестодателя). Убить тут можно вообще всех, и вы всё равно сможете пройти игру. Более того, зачастую злой путь - самый выгодный. Прославится хорошими делами тут можно, а вот разбогатеть... Всё как в жизни. Да, есть нудные обязательные подземелья и раздражающие случайные встречи (проклятые волки), но хорошо подвешенный язык или ловкие руки могут открыть вам совершенно неожиданные пути решения проблем.

Изюминка - выбор между технологией и магией. Игра за мага довольно стандартна: 16 магических школ по 5 заклинаний в каждой. Сами заклинания будут знакомы любому любителю РПГ. Обвес для мага тоже не представляет ничего интересного: нашёл волшебную синюю шмотку - надевай. Для особых случаев есть зелья и свитки. Маг не умеет пользоваться пистолетами (он скорее себе яйца отстрелит, чем попадёт во врага), но в остальном - никаких ограничений (технологическую броню и устройства вы на этом пути всё равно не получите).

С технологией всё гораздо сложнее. По мере развития технологических навыков магия будут работать всё хуже и хуже. Попытки вылечить вас заклинанием будут удаваться один раз из 5, а потом - не удаваться вовсе. Зелья лечения не действуют. Волшебное оружие и доспехи теряют все свои свойства. А устройства, в отличии от магического барахла, по сундукам не валяются. Кое-что можно купить в магазинах, но это даже близко не покроет ваши потребности. Стезя технолога - крафт. Технологические школы открывают вам чертежи различных устройств и материалов. Множество нестандартных схем можно найти или купить. Потенциально технолог способен примерно на то же, что и маг. Заклинания лечения заменит целебная мазь, вместо бафов есть допинг, а граната - ничем не хуже фаербола. Однако, всё это нужно собрать самому. Для этого нужны не только прокачанные навыки, но и материалы. А поскольку никогда заранее не знаешь, что пригодится - герой превращается в Плюшкина, таскающего с собой кучу странных железяк. В особо запущенных случаях - так и вовсе в бомжа, роющегося по мусоркам Тарранта в поисках таких нужных жестяных банок.

На первый взгляд кажется, что технолог хуже мага во всём. Но на самом деле игра просто следует своей внутренней логике. Технология появилась здесь пол века назад и является уделом избранных. Первопроходцев! Путь новатора тернист, но и награда велика. Хороший технолог получит такое, что магу и не снилось. Как насчёт силовой брони? Пиротехнического топора? Гаус-пушки? А можно пойти дальше и собрать себе армию роботов. Местный шизотех способен на многое.

И такая концептуальность прослеживается во всём. Торговцы не хотят покупать у вас барахло? Вы просто не умеете торговать. Вложите пару очков в торговлю, и кузнец с радостью купит у вас цветочки с соседней поляны. Старик накидывается на вас с кулаками за небольшое замечание? Это не глюк, просто ваша омерзительная полуоркская рожа не располагает к цивилизованной беседе и из-за этого его изначальное отношение к вам было ниже нормы. Броня не надевается? Проверьте размер. У гнома и полуогра он - разный. Вокруг городов огромное пустое пространство? А вы попробуйте идти вдоль железной дороги, не выходя на глобальную карту. Да-да, в Аркануме - честный опенворлд. Полупустой, но такое внимание к деталям подкупает.

Говорить об этой игре можно долго. Здесь есть интересный детективный сюжет, куча напарников на любой вкус, отсылки, пасхалки... Здесь можно быть кем угодно и делать что захочется. Здесь не бывает двух одинаковых прохождений. Здесь... А впрочем, лучше попробуйте сами. Ограбьте банк, подружитесь с некромантами, организуйте профсоюз, начните войну, спасите мир, уничтожьте его, станьте богом. Арканум - ужасная игра. И в то же время, это - монументальное произведение игрового искусства, равного которому до сих пор нет.

51
49 комментариев

Проходил 5 лет назад. Абсолютно никаких проблем с интерфейсом и продажей. Денег завались от ограбления магической лавки в столице. Интерфейс я считаю лучше чем в Балдурс Гейт 3. Все предметы сразу различаешь по предназначению, иконки у предметов здоровые и занимают разное количество клеток. Броню от зелья сразу отличишь. Есть большая панель для быстрого доступа к заклинаниям и зельям.

11
Ответить

Ну, если сейчас ориентируются на владельцев приставок, то да, читать тонны текста из далека неудобно, народ привык к постоянным подсказкам куда идти и чё делать на пол экрана...
А так самое начало с монахом, который называет ГГ избранным, это сатира на такие игры/книги, и это заставляет во взрослом возрасте улыбнуться, дети этого прикола не понимают, как и бунт рабочих (орков) на заводе в Таранте, за нормальные гражданские права...
А пошаговая боевка, ну сорян, для многих это кайф, она прекрасно ложится на классические српг игры, там ведь тоже(в настолках), ходят по очереди, и это позволяет многое обдумать и произвести прекрасный тактический ход, чего нет в драгонаге😏
А порог вхождения норм, прост слишком привыкло большинство, что компании пытаются сделать игру для всех людей, и с высоким айсикью и не особо

9
Ответить

Я тоже не пойму, чего там с порогом. И пошаг там приятный.

1
Ответить

Думать, что нравятся старые игры потому что был тогда пиздюком, ностальгия, светлые воспоминания и все такое это заблуждение.
Я тоже думал, что от новых блевать тянет из-за этого, из-за принципа раньше трава была зеленее.
Теперь так не считаю.
Я прошёл игры в какие не играл в детстве, и они ох###ы, а современные в большей массе тупой шлак.
Халва 1 и аддоны, Дюзекс 2000, Герои 2, Невер 1, БГ 2, Вайс Сити, Фоллы 1 и 2.
Щас такие игры не делают. И дело не в воспоминаниях.
Поэтому и Которы, Готики, Морровинды, Корсары и тд о#@#нные сами по себе, а не из-за детских впечатлений.

6
Ответить

Очень легко списать деградацию игровой индустрии и аудитории на "раньше была и трава зеленее" и "ты просто старпёр".

Тут одно тянет за собой другое - тупые игры отупляют игроков и под тупых игроков делаются ещё более тупые игры, выдаётся это всё за прогресс и QoL.

3
Ответить

Зачем ты это сделал?! Напомнил мне о Аркануме, зааччччееееммм?

4
Ответить

Да, тяжелый порог вхождения для новой юной аудитории в такой проект, но как же он хорошо сделан для своего времени, да и сейчас в некоторых аспектах мало где превзойден

2
Ответить