Я вернулся домой! Микро-обзор на Baldur's Gate 3 после прохождения (без спойлеров)
Знаете, я очень люблю D&D, и когда я говорю очень, я действительно имею это ввиду. Я живу этой фигней. Поэтому, когда анонсировали изометричку, которая снова даст мне возможность вернуться в Забытые Королевства, хайпу не было предела. Да, я зарекся хайповать по играм и верить обещаниям разрабов ровно в момент выхода Киберпанка, но проклятые маркетологи всегда найдут, как задеть тебя за живое.
Как-то вечерком ты почитаешь интервью с разработчиком, поверишь его красивым обещаниям и снова запрыгнешь на хайптрейн. И в этот момент ты уже проиграл, ведь твои ожидания начинают работать против тебя.
Затянул как-то вступление, пора и об игре поговорить.
Динамика
Начнем с того, что я признаюсь. Мне не понравился второй Дивинити. Он стартует скучно, в нем скучные персонажи, которые еще и начинают общение с игроком на крайне неудачных нотах, довольно посредственный лор (на первых парах). Все это привело к тому, что, попытавшись в разное время начать прохождение этой игры, я каждый раз её дропал. Люди говорили, что в ДОС2 скучное вступление, но нереально эпичный финал.
Так вот, с BG3 ситуация обстоит ровно наоборот.
Отличное вступление, достойная середина и-и-и... Довольно посредственная концовка. Судя по всему, у Свена Винке не получается вывести нормальную формулу игровой динамики. Может быть, в следующих поделках это получится у него чуточку получше.
Что я имею ввиду под динамикой? Общий темп игры, зависящий от следующих факторов.
Фактор первый: Челлендж
Я понимаю, что чем выше уровень персонажа, тем более сложные боевые ситуации нужно ему подсовывать, чтобы игрок одновременно почувствовал угрозу, но также ощутил себя сильнее, выйдя победителем из ситуации, в которой пару уровней назад он бы гарантированно проиграл.
Вот только Лариан Студиос решили, что челлендж — это не интересные боевые ситуации, изобретательные боевые арены и необычные артефакты в руках врагов. Нет, Ларианы решили, что челлендж — это завалить игрока трупами по самую макушку. При этом всем используются чаще всего монстры из первых двух актов, игнорируя обширный бестиарий D&D.
Особенно остро эта проблема начинает становится заметна в последние пару часов игры. Игроку 12 уровня не составит особых проблем убить три десятка гоблинов. Это просто займет у него много времени. Вопрос в другом. Будет ли игроку интересно по несколько минут наблюдать за тем, как ходит компьютер, а потом смотреть, как ходят союзные ИИ, после чего сделать четыре быстрых хода и опять все с самого начала?
Можно было бы обвинить пошаговую боёвку, но дело вовсе не в ней. Дело в том, что люди в Лариан Студиос не прочитали один из первых пунктов в негласном руководстве любого мастера подземелий: «Никогда не делай сражение двух огромных армий». Иначе происходят подобные ситуации:
Хочешь дать игроку ощущение эпичности происходящего? Покажи катсцену на пару минут, где герой прорубается через орду гоблинов, покажи, как город вокруг него горит и рушится. Но нет, это бы потребовало усилий, а у нас тут маленькая инди-студия, между прочим.
Да и плюсом каждую боевку в конце у меня вывозила перекачанная Лаэзель, даже если вся остальная пати лежала порубленная в кашу. Так что баланс в игре тоже качественно перекошен в сторону рукопашников.
Фактор второй: Прокачка
Если честно, в какой-то момент игры отпадает желание делать побочные квесты, потому что опыт, получаемый за них, абсолютно бесполезен. Так же, как и лут. Поэтому есть высокий шанс сломаться и сконцентрироваться исключительно на основном сюжете, несясь, как скоростной поезд по рельсам сценария.
Не должен игрок зачищать комнату общей стоимостью пять тысяч экспы и выходить из неё, ничего не приобретя, иначе это превращается в банальное затягивание времени и создает ощущение бесполезности своего занятия.
Иллюзия выбора
Лучший способ проходить BG3 — взять максимально дамажащий рукопашный класс и, забив на все проверки, диалоги и прочее, просто ходить по карте, вырезая все живое. Потому что, пройдя игру за свой любимый настольный класс барда, я могу честно сказать, игра забивает на отыгрыш болт. Как сказал один умный человек: I'm a bard, I should be able to fuck my way through any situation.
Что? У меня есть развилка и два сюжетных выбора? Ну-у-у, я решил не делать один из них. Что? Сложность проверки перед финальным боем — 99? Вау, я ожидаемо её проваливаю и ВЫНУЖДЕН делать сюжетный выбор, который я решил игнорировать ещё на стадии этой самой развилки. Что? Семнадцать тысяч концовок превратились в три? При этом кардинально отличаются друг от друга только две? Что? История нескольких сопартийцев фиксированная и закончится одинаково? Зачем же тогда было снова лить игрокам в уши заведомо ложные обещания?
Графика
В BG 3 приятная графика. Да. Да, я согласен с утверждением, что визуал этой игры — новый стандарт для изометрических рпг. Временами модельки начинают глючить и их движения становятся неестественными, почти жуткими, но нет ничего, что не фиксится парой патчей.
Саундтрек
Музыка в игре довольно... Посредственная, я бы сказал. За всю игру я могу назвать лишь пару тем, которые звучат интересно и задерживаются в памяти дольше пары секунд.
Сюжет
Бодро начинающийся сюжет развивается довольно неплохо ровно до тех пор, пока не становится понятно, что сюжет BG3 в точности повторяет сюжет первых двух частей. Опять Баал, опять Миркул, опять Бэйн, опять челы с претензией на божественность, опять культисты, да сколько можно-то? У вас есть целый сеттинг, почему бы не придумать что-нибудь новое?
Серьезные минусы
Самый главный минус BG3 — ужаснейшая камера, которая не позволяет слегка приподнять её и скастовать заклинание на этаж выше. При этом ограничение не является «реалистиным», якобы мы не видим, что находится наверху. Нет, если запариться и покрутить обзор туда-сюда пару минут, можно с трудом увидеть желаемую зону и закинуть туда файерболл.
Вторым большим недостатком хочется назвать баги. Пробыв столько времени в раннем доступе, игра должна выйти максимально отполированной, я считаю. Не раз и не два за игру у меня ломались квестовые отметки. Квесты исчезали из журнала и не отображались на карте, но, вернувшись к квестгиверу, я сдавал задание и получал свою награду. Иногда удары регистрировались с большим запозданием, иногда персонажи застревали в текстурах, иногда не взаимодействовали с инвентарем. И это не проблемы железа, которое вполне соответствует рекомендованным системкам, это именно проблемы игры. Тупо? Тупо.
Третий недостаток игры — сопартийцы. Их мало, половина из них — скучная (с Уиллом я последний раз контактировал на пятом уровне, а потом вспомнил о нем лишь перед самым концом игры).
Романы со спутниками довольно короткие и без какой-то щемящей сердце кульминации, как, например, в Mass Effect. Больше всех меняются Шэдоухарт и Лаэзель. Остальные заперты в своем характерном архетипе и отказываются делать шаг в личностный рост.
Но было приятно снова увидеть Минска и Джахейру.
Четвертый недостаток — местами откровенная нечестность. Неприятно, когда, имея 95% шанс на попадание, ты мажешь тремя атаками из пяти. Это заставляет сейвскамить и откровенно душиться.
И нет, ты не можешь позволить этим атакам просто промахнуться, потому что следующим ходом тебе ввалят 70+ урона и придётся разгребать последствия. Куда выгоднее просто загрузиться три-четыре раза, пока все твои удары не достигнут цели.
Вердикт + результат моего прохождения
Итак. Закончили мы героем, победив мозг и потратив на финальную боевку два с половиной часа.
Время прохождения за этого конкретного персонажа: 55 часов 13 минут.
Сложность: Баланс
Уровень: 12 (бард 6/паладин 6)
Роман: Шадоухарт
Карлах: Сгорела
Жопа: Тоже
Я в целом согласен с утверждением, что BG3 — новый стандарт для партийных рпг. Хватит с нас уже этого допотопного ужаса родом из 2002 года. Но, как и всё в этом мире, игра вовсе не идеальна. И это разочаровывает. И от этого грустно.
От проекта ожидалось большего. А сейчас я понимаю, что после еще пары прохождений в мире, созданном Лариан Студиос, делать будет почти нечего, кроме как ковырять одни и те же сцены с разным исходом. Но свои 7 из 10 игра заслуживает.
Прохождение на тактике — возможно, но я не представляю себе, зачем это нужно. Это даже не соулсы, где что-то действительно зависит от твоего скилла. Нет, тут все решает заклинание на 20 урона, чтобы после перезагрузки стать заклинанием на 45.
P.S. В тексте нет моих скриншотов, кроме рожи персонажа, потому что за всю игру у меня ни разу не появлялось желания их делать.
UPD для "умников". Я закрыл около 70% контента, убил Рафаила и дедулю Орин, замочил Горташа вместе со стражей. Сами вы безрукие казуалы.