Почему Early Acess - это не всегда хорошо
Разберем на примере Baldurs Gate 3, прохождение которой я вчера закончил.
Первый акт игры был в раннем доступе (не за бесплатно) 3 года.
Я старался не спойлерить себе игру перед релизом, но некоторые отзывы о РД читал - и все они были исключительно положительные.
Изначально история с ранним доступом выглядит грамотно - пока другие ААА студии хайпят и продают свои игры с помощью тизерных трейлеров и 5-30 минутных геймплейных роликов, Larian показали "товар лицом", давали пощупать продукт, и все свои обещания подкрепляли реальными отзывами игроков.
Но в итоге у меня сложилось впечатление, что Larian в какой-то степени стали заложниками своей же стратегии. Бросив основные ресурсы на начало игры, ибо это было "визитной карточкой" всей рекламной компании - у студии просто не хватило ресурсов на игру целиком. И многое что рекламировалось на основе раннего доступа - так и не получило развитие в релизной версии игры
А третий акт - оказался не просто сырым - он как будто вообще тупо не доделан, выпущен в спешке. Кто-то скажет что это почерк Larian - начинать за здравие, заканчивать никак, но то что годится для инди игр, явно не к месту для игры которая претендует на "эталон" и "аномалию". Имхо.
1) Вариативность. В первом акте у игроков действительно может сложится впечатление что игра наполнена вариативностью и отыгрышем. Но чем дальше ты двигаешься по сюжету, тем больше понимаешь что вариативность в игре - чисто техническая. Как и отыгрыш. По обещанием студии, складывалось впечатление, что пройдя игру один раз - ты моментально захочешь в нее ворваться еще раз, именно из-за ее вариативности и "паутины". Но то ли я не распробовал это "паутину", то ли ее просто в игре нет - нет никакого желание запускать игру еще раз, она кажется весьма линейной. Прошел и забыл.
2) Сюжет. Лично мне сюжет понравился, но на момент титров остается ощущение дикой недосказанности. Плюс из-за геймдизайна 3 акта, ты тупо больше времени тратишь на беготню по городу, сюжета и квестов в нем - непростительно мало.
3) Персонажи. Пожалуй самое большое разочарование (и судя по форуму самих Larian - не у меня одного).
Все самое интересное связанное с системой сопартийцев происходит в первом акте. У игроков складывается впечатление "вау", и они ждут развития - но этого опять не происходит. Бантеры Лаэзель и Шедоухарт в первом акте - это практически все. Во втором\третьим акте сопартийцы - куклы, да они могут комментировать какие то вещи из окружения, но с друг другом им говорить запрещено практически полностью с начала 2ого акта.
То же касается и романов. Сколько рекламы шло от разрабов, насколько это все детализировано и глубоко будет в игре. Хз, если "1 сцена на 1 акт" - это "глубина", тогда игры Bioware 2000-2003 гг - недостижимый эталон в этой области.
4) Контент целиком. Возникло ощущение что во 2 и 3 акт тупо не довезли контента. Не успели.
Второй акт проходится за 10-15 часов, а ведь Larian обещали, что это будет самый большой акт в игре. И тут опять всплывает первый акт, а вернее, как грамотно студия пустила им "пыль в глаза". В 1 акте, у игрока складывается ощущения что игра наполнена контентом, он сыпется как из рога изобилия. Сделал шаг - новый квест, сделал второй - новый сопартиец, сделал 3й - новый данж.
Во втором акте такое чувство что кто-то просто вырубил рубильник.
Про 3 акт можно отдельную статью написать - это что-то с чем-то, как я уже написал выше - ощущение что его допиливали наспех незадолго до релиза.
Итог:
Вылизав и причесав Act 1 - студия похоже забыла, что игра уже не в раннем доступе, и на нем игра не кончается (или?..).
В этом случае Early Acess сыграл с релизом злую шутку - студия поставила все на зеро (на первый акт) - а остальное просто не успели сделать, рискнув (и правильно) предположить что большинство игроков просто не успеют дойти до "пустых" 2 и 3 акта в первую неделю релиза.
Как итог бОльшая часть игроков в 1 акте, кто-то уже во 2 и начинает о чем-то догадываться, кто-то уже в 3 акте или закончил игру и нехило бомбит. Кто мне не верит может сходить на офиц. форум игры, настроение там, мягко скажем, сменилось.
Выгодна ли такая стратегия для студии? Безусловно. Отзывы (90% от тех кто в 1 акте) - замечательные, продажи хорошие. Ведь все что обещали - "вроде как есть", а то что этого нет - ты узнаешь спустя 20-30 часов игры.
Выгодна ли такая стратегия для игроков? Не думаю.
Если уж говорить о "эталоне" - то боюсь как бы другие студии не взяли такой "прием" на заметку, и в дальнейшем у нас по дефолту будут выходить 1\3, 1\2 игры а остальное будут допиливать в дефинитив и готи изданиях.
С таким же успехом можно было тупо выпустить 2 игры, Baldurs Gate 3 где будет нормальный 2ой акт, и потом через годик Baldurs Gate 4 - где будет нормальный город.
PS: К слову теперь новость о том что Larian больше не хочет делать ААА игры приобретает несколько иной смысл. 2 раза подряд продать 1 акт из 3х под видом готовой игры - уже врядли получится.