Как Playstation 2 захватила мир

История самой популярной консоли за всю историю игровой индустрии

Как Playstation 2 захватила мир

Запуск PlayStation 2 стал настоящим историческим событием, которое в нынешних реалиях представить весьма непросто. И хотя можно провести параллели с настоящим: тут и не очень внушительная линейка игр на запуске, и сумасшедшие очереди у магазинов перед выходом в продажу, отличия всё же есть, и они уникальные. Например, жуткая реклама от Дэвида Линча, или неожиданный успех игровой консоли, но в качестве DVD-плеера — что это вообще было?

В нашем ретроспективном материале собраны факты об истории запуска PS2, цитаты руководителей разных отделов Sony, подборка ключевых проектов, вышедших на консоль и много-много интересного контента.

PS2 оказалась самой успешной домашней консолью за все время существования видеоигрового рынка, но за высоким показателем в 155 миллионов проданных экземпляров стояли авантюризм, изобретательность и безмерные усилия. В начале своего пути на игровом поприще, Sony была жестоко предана Nintendo, которая не хотела иметь конкурентов на рынке, но тогдашнее руководство компании сумело справиться со всеми трудностями и выпустить первую Playstation такой, какой все ее знают и помнят.

Что происходило до выхода консоли?

Как Playstation 2 захватила мир

После успешного вторжения на рынок, руководители игрового подразделения были в недоумении, каким образом нужно переходить на следующее поколение консолей, чтобы одновременно дать отпор конкурентам, завлечь новую аудиторию, а также заставить своих поклонников перейти на следующею итерацию «игровой станции».

Вот, как вспоминают временной промежуток между выпуском PS1 и PS2 важные представители компании Sony в тот временной период:

Как только мы выпустили PS1, я сразу начал думать о следующем поколении, чтобы продолжить наше доминирование на консольном рынке во втором раунде. У Nintendo и SEGA никогда не получалось безоговорочно лидировать два раза подряд, поэтому для меня это стало личной целью

Крис Диринг, президент Sony Computer Entertainment Europe с 1995 по 2005 год

Playstation 2 мы вели себя очень осторожно, ведь история не знала случая, когда один и тот же производитель удерживал лидерство на протяжении двух поколений. Мы боялись увязнуть в собственном успехе и мы испытывали большой трепет, удваивая наши силы при переходе на новую консоль

Джек Треттон, президент Sony Computer Entertainment America с 2006 по 2014 год

Будучи окрыленными успехом PS1 мы оказались совершенно неподготовленными к запуску PS2. Мы были молодыми игроками на консольном рынке и понятия не имели, как быстро перейти с PS1 на PS2. На релизе у нас было очень мало игр — шутка ли, во время запуска в Японии самым продаваемым диском для нашей приставки оказался DVD с Матрицей

Сюхэй Ёсида, вице-президент Sony Computer Entertainment America с 2000 по 2007 год
Как Playstation 2 захватила мир

Анонс Playstation 2 произошел с помпой в марте 1999 года — ее презентация была неузнаваемой, в сравнении со скромным стендом PS1 в 1994 году. Для 1500 журналистов со всего мира Sony устроили демонстрацию графических технологий, которые будут активно использоваться в новой консоли. Даже без демонстрации дизайна, а также финального названия приставки, компания смогла заворожить людей уровнем графических возможностей своей следующей консоли. Новые технологии Sony демонстрировали на коротких демо-роликах от своих партнеров, вроде Namco, SquareSoft и других.

Немного позднее, в пресс-релизе компания объявила о «разработке самого быстрого в мире процессора для рендеринга графики», который, по ее словам, будет способен отображать графику, «сопоставимую с СGI-эффектами в кино, но только в реальном времени».

Отрезок из демонстрации графических возможностей консоли
Отрезок из демонстрации графических возможностей консоли

А уже полноценный показ консоли и демонстрация грядущих игр произошли в сентябре на Tokyo Games Show во все том же 1999 году. Тогда на выставке давали поиграть в Tekken Tag Tournament и Gran Turismo 2000 (позднее переименованную в Gran Turismo 3: A-Spec)

Презентация на TGS 1999
Обложка журнала EDGE за апрель 1999 года
Обложка журнала EDGE за апрель 1999 года

Но Sony заигрались. Неопытность и неосведомленность о положении дел на консольном рынке, привели компанию к тому, что на запуске в конце осени 2000 года из крупных игр Playstation 2 могла предложить разве что первые Midnight Club, Tekken Tag Tournament и Unreal Tournament. В то время как на PS1 продолжали выходить релизы погромче: Tony Hawk’s Pro Skater 2, Spyro: Year of the Dragon, Dino Crisis 2, Syphon Filter 3 и многие другие проекты вышли либо за несколько месяцев до выхода PS2, либо уже значительно позже. С одной стороны, Sony не оставили обделенными владельцев своей предыдущей консоли, но с другой они не смогли обеспечить тайтлами свою приставку следующего поколения, тем самым очень сильно рискнув проиграть и оказаться невостребованными на рынке.

Из-за тогдашних особенностей игровой индустрии у PS2 было целых три разных даты релиза для каждого из трех основных регионов:

• Япония — 4 марта 2000 года

• Америка — 26 октября 2000 года

• Европа — 24 ноября 2000 года

Sony сыграло на руку, что шестое поколение было очень тягучим и консоли от мастодонтов рынка выходили на протяжении почти четырех лет. В конце 2000 года Playstation 2 приходилось конкурировать лишь с Dreamcast от SEGA, которая уже, как год находилась на прилавках магазинов, однако особыми успехами она похвастаться не могла. Поэтому у Sony был целый год форы перед релизами Xbox Original и Nintendo GameCube в конце 2001, и за это время ей предстояло создать убедительную линейку тайтлов, которая заставила бы игроков приобрести себе консоль именно от бренда Playstation.

Не консоль, а DVD-проигрыватель

Как Playstation 2 захватила мир

В начале столетия самыми распространенными оптическими носителями информации постепенно становились DVD-диски, на которых распространялись фильмы, видео, музыка и конечно же видеоигры. Ключевыми факторами, закрепившими позиции Sony в игровой индустрии стали наличие DVD-привода в консоли, а также ее низкая цена. На фоне своих конкурентов, японская компания предлагала намного более качественный привод, за меньшую цену, да и к тому же на ней и игры можно было запускать!

Мы действительно продвигали PS2, как DVD-плеер. Конечно, как только она оказывалась под телевизором, люди начинали покупать игры. Но изначально ее покупали, чтобы смотреть фильмы. К примеру, Испания никогда не была большой любительницей видеоигр, вплоть до того момента, пока PlayStation и PS2 не увеличили количество продаваемых приставок в стране в два раза

Крис Диринг, президент Sony Computer Entertainment Europe с 1995 по 2005 год

К концу 2000 года Sony столкнулись с нехваткой приставок по всему миру — в США, Европе и Японии большое количество людей приобретало консоли лишь для запуска DVD с кино, сериалами и музыкой. На фоне этого компания столкнулась с серьёзными проблемами, связанными с невысокими объёмами производства приставок на заводах, и уже на старте Playstation 2 пользовалась огромным успехом, но только во вторую очередь благодаря играм.

Как Playstation 2 захватила мир

Таким образом, Sony удалось завлечь к видеоиграм группу людей, которая раньше никак не соприкасалась с интерактивными развлечениями. Ведь раз уж ты купил устройство, которое называется игровой консолью, чисто из любопытства можно попробовать запустить на нем какую либо игру.

Новое поколение

Оригинальная PlayStation была ориентирована на широкую аудиторию — ее игры могли понравиться, как детям, так и взрослым людям, но для Playstation 2 компания выбрала иную стратегию, начав ориентироваться только на зрелых игроков. Все для того, чтобы еще сильнее отклониться от Nintendo и от выбранного ими курса.

Результатом этой политики стали более серьезные и сюрреалистические рекламные материалы, включая ролик от Дэвида Линча, автора «Твин Пикса»

The Third Place

PlayStation стал очень перспективным брендом. Если вы понимали, что значат эти четыре символа (Δ□o x)— вы были крутыми, а в противном случае — нет. У нас было много идей по запуску PS2, но я думаю, что реклама The Third Place была квинтэссенцией их всех. Она была просто супер-крутой, уникальной вещью для всего игрового бизнеса

Дэвид Уилсон, тогдашний руководитель отдела маркетинга в PlayStation
Mountain
Mental Wealth

Игры

Как Playstation 2 захватила мир

Разумеется, без достойной библиотеки игр ни одна консоль в мире не имеет права на успешное существование и Playstation 2 не является исключением. За 20 лет на PS2 вышло более 3800 разных игр, которые суммарно разошлись тиражом в не менее 1,5 млрд копий, однако сейчас мы обратим наше внимание лишь на десятку лучших тайтлов, сформировавших шестое консольное поколение для второй приставки от Sony.

Если вы не нашли вашу любимую игру с PS2 в списке, тогда обязательно поделитесь ею с нами в комментариях.

Трилогия Grand Theft Auto

Так уж получилось, что Grand Theft Auto стала одной из самых успешных серий, которая оказалась лицом игровой индустрии для людей слабо связанных с этой самой индустрией. Все основные игры серии, вышедшие в шестом консольном поколении занимают первые места в списках самых продаваемых игр на Playstation 2 и разделять третью часть, Vice City и San Andreas довольно сложно, потому что по своей сути это довольно похожие игры.

Как Playstation 2 захватила мир

Помятый листик с чит-кодами, скандалы в СМИ, погони с полицейскими и невиданная для индустрии режиссура катсцен и заданий — у каждого при упоминании названия Grand Theft Auto в голову приходят разные ассоциации, но вне зависимости от вашей любви или нелюбви к этой серии, начиная с Grand Theft Auto III она навсегда заняла свое место в игровой истории

Devil May Cry 3

Разработчикам из Capcom пришлось выпустить две игры перед тем, как довести формулу слешера до того уровня, который считается стандартом качества и по сей день. Dante’s Awakening была драйвовой, в меру хардкорной и несоразмерно стильной в самых разных аспектах, начиная от дизайна врагов и заканчивая эффектной режиссурой внутриигровых роликов.

Как Playstation 2 захватила мир

Devil May Cry 3 — это бессмертный шедевр и одна из лучших когда-либо созданных экшен-игр. Удивительно, насколько приятно и свежо она играется по сей день. Став эталоном жанра слэшер, она заслуживает внимания в любое время — Дмитрий Яковенко

Silent Hill 2

Пока Capcom переосмысливали свою Resident Evil, разработчики из Team Silent не сидели на месте и ко второй половине 2001 года выпустили в хорошем смысле ужасную Silent Hill 2, пугавшую не скримерами или жестокими сценами, а нагнетающей атмосферой и всепоглощающим страхом от осознания того, через что прошли главные действующие лица и сам ты, как игрок.

Как Playstation 2 захватила мир

Silent Hill 2 даже не была страшной, она была именно жуткой и некомфортной. Дело не в скримерах или отвратных сценах (а они тут есть), суть в том, как увиденное начинает разъедать тебя уже после того, как ты завершил игру — Денис Майоров

Ratchet & Clank

Потеряв Крэша одновременно, как своего маскота, так и как популярную серию платформеров, Sony пришлось срочно искать замену для рыжего Бандикута и в этом ей помогли Insomniac Games, которые точно также разлучились с дракончиком Спайро из-за лицензионных передряг. Перейдя на новое консольное поколение перед разработчиками открылись новые возможности и степи для реализации всех своих задумок и фантазий, а вместе с этим появились ломбакс Рэтчет и робот Кланк, которым в будущем предстояло пройти через большое количество приключений.

Как Playstation 2 захватила мир

У Ratchet & Clank офигенное чувство стиля. Игры серии очень похожи на мультфильмы в жанре классической фантастики, почти ретро фантастики, ярко выраженные и артистические. Уровни полны жизни. Они огромны и увлекательны в исследовании. Есть скрытые локации для того, чтобы игрок нашёл способ попасть туда, проявив смекалку. Видеоигровой мир проработан и богат навнимание к деталям, которые вы открываете для себя мало-помалу в ходе прохождения — goodgamerbest

Metal Gear Solid 3

От начала и до самого конца в Snake Eater я получал удовольствие от того, что могу проходить ее как угодно: как бесстрашный герой боевиков 80-х, как образцовый шпион из классической бондианы, или как скрытый агент со штрих-кодом на затылке — не важно какой из этих путей вы выберете, потому-что из-за высокой степени доверия к игроку со стороны геймдизайнеров и большому количеству опций предоставленных игрой, ваше прохождение будет сопровождаться чувством удовлетворения от выполнения поставленных как вами самими так и самой игрой задачами.

Как Playstation 2 захватила мир

Иконичность именно третьей части огромного сериала под названием Metal Gear Solid можно объяснить запоминающимися персонажами и моментами связанными с ними, качественной постановкой и режиссурой катсцен, а также четким и прямолинейным сюжетом, который не заигрывает с головокружительными твистами или вываливанием на игрока бесчисленного количества не знакомой ему терминологии, а просто рассказывает историю с понятной и правильной моралью от начала и до конца без необходимости знать сюжет прошлых частей

God Of War

Одним из проблесков нового курса Sony, по созданию игр для более взрослой аудитории стала серия God of War. Переосмысление древнегреческих мифов в брутальном сеттинге, свое собственное видение пантеона богов и конечно же зубодробительный экшн позволили слешеру от Santa Monica Studio войти в списки лучших эксклюзивов игровой библиотеки Playstation 2.

Как Playstation 2 захватила мир

God of War погружает игрока в мрачный и жестокий мир древнегреческих мифов, где беспощадные боги играют со смертными, словно с марионетками. В роли спартанского воина Кратоса, ставшего стараниями бога Ареса самым жестоким бойцом в Греции, нам предстоит решиться на немыслимое и бросить вызов самому богу войны. Но единственным способом добраться до глотки Ареса является Ящик Пандоры. И на пути к нему Кратосу предстоит победить множество врагов, избежать массы ловушек и решить немало головоломок — Канобу

Shadow of the Colossus

Для своего времени проект Фумито Уэды был своего рода откровением для всей индустрии, из-за своих новаторских решений в геймдизайне и способов общения игры с игроком. Перед тобой ставят цель, дают коня, меч, лук и стрелы, после чего отправляют убить 16 огромнейших колоссов ради спасения возлюбленной. Больше тебя никто не направляет и тебе никто не приказывает — искать исполинов по широчайшим игровым просторам и находить их уязвимые места предстоит тебе самому.

Как Playstation 2 захватила мир

За последние десять лет так и не появилось ничего вправду похожего на Shadow of the Colossus. Меланхоличный открытый мир, где игрока никто не направляет и никто не встречает. Огромные колоссы, к каждому из которых нужно найти подход: кто-то подпирает облака своей макушкой, кто-то почти всё время проводит в воздухе, а кто-то, наоборот, под водой… В конце концов, сюжет и стиль Фумито Уэды видны невооружённым глазом. Так сейчас уже не делают, ведь Shadow of the Colossus не играет сама в себя, она бросает игроку вызов — Сергей Епишин

Tekken 5

Пока Street Fighter и Mortal Kombat грызлись между собой на 2D-поприще, серия Tekken изначально была в 3D-пространстве и никогда не думала насчет экспериментов над изначальной формулой, лишь дополняя и улучшая уже готовую модель файтинга. Tekken 5 стала последней игрой серии для Playstation 2, которая на этот раз собрала для пятого турнира «Железный кулак» 32 бойца со всего мира, ради решения очередного конфликта внутри семейства Мисимы.

Как Playstation 2 захватила мир

Tekken 5 сумел расширить свою давно устоявшуюся игровую механику, не жертвуя теми вещами, которые делали ее отличной. Улучшенный баланс, множество игровых режимов, более умный искусственный интеллект и уникальный визуальный ряд — поддерживать планку качества непросто, но Tekken 5 это удалось — Джереми Данэм

Kingdom Hearts

Каждый раз вспоминая о существовании серии, я задаюсь вопросом, каким образом Disney пошли на этот, казалось бы, нереальный кроссовер между играми серии Final Fantasy и персонажами из мультфильмов анимационной студии. Однако, пойдя на риск создатели добились отметки в 30 миллионов проданных игр серии, хотя сейчас, чтобы разобраться в мягко говоря запутанном таймлайне серии придется провести не один час на тематических вики-страницах.

Как Playstation 2 захватила мир

Kingdom Hearts можно пройти не без удовольствия. Завязка интересная, каждый новый мир полон необычных героев со своими проблемами, боевая система хоть и до смешного проста, но надоесть до финала не успевает — Алексей Лихачев

Persona 3

Гармонично добавив социальную часть в уже проверенную временем формулу Shin Megami Tensei, начиная именно с третьей части, Persona окончательно ушла от своей прародительницы, став самостоятельной JRPG, в которой днем вам предстоит переживать полную рутины школьную жизнь, а по ночам выбираться в потусторонний мир, чтобы защитить свой собственный.

Как Playstation 2 захватила мир

Я получал искреннее удовольствие во время прохождения Persona 3. Причина, полагаю, состоит в отсутствии переживания подобного экспириенса ранее. Если вы хотите приобщиться к японским играм, но не знаете, с чего начать, то и здесь игра вам сильно поможет. Она не сильно апеллирует к характерному японскому мироощущению, так что, поверьте, она достойна того, чтобы приоткрыть вам дверцу в этот невероятный мир помешанных на школьницах извращенцев — GUrchl

Самая популярная консоль

Как Playstation 2 захватила мир

Основной жизненный цикл Playstation 2 закончился быстрее, чем у своей предшественницы, не говоря о своих будущих наследниц, но благодаря выше перечисленным факторам и, конечно же, непревзойденной библиотеке игр, консоли от Sony удалось значительно увеличить количество игроков по всему миру, создать большое количество долгоиграющих серий и дать возможность сиквелам уже существующих тайтлов проявить себя во всей красе.

Если вам понравился текст, то буду рад, если вы подпишитесь на мой канал в телеграме

Такой была Playstation 2 — дальше по курсу история PS3 и рассказ о непростой судьбе третьей домашней консоли от Sony.

311311
127 комментариев
420 ₽

PS2 была влажной мечтой моего детства, которой не суждено было сбыться. А потом у меня появился ПК, с тех пор с пути PCMR не сворачиваю. Но почитать всё равно было дико интересно, спасибо!

4
Ответить

Twisted Metal Black, Front Mission 4, Final Fantasy X, Black, Legacy of Kain 2/Defiance, MK Deception - просто сходу к упомянутым. Почему-то когда речь заходит о PS3/PS4, хороших игр получается по пальцам пересчитать, а у консолей предыдущих поколений можно целые книги составлять.

25
Ответить

Разработка игр тогда была намного более дешевой, ну и народ ещё не зажрался.

44
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Не стоит забывать про серию Getaway. Первая часть вышла в один год с Мафией и ничуть ей не проигрывала по атмосфере. Бандитский Лондон нашего времени был очень свежей темой в отличии от всех этих "семейных" итальянских разборок.

1
Ответить