Please insert disc 2. Про мульти-дисковые игры и ту самую смену дисков
Сейчас только остаётся с нотками ностальгии вспоминать про мульти-дисковые игры, заставляющие "перебирать" диски (а раньше и дискеты) во время прохождения. Попробуем слегка окунуться в то время, заодно упомянем интересные варианты.
Появление носителей поддерживающих хранение большего количества информации, как к примеру формат Blu-ray, затраты на производство, использование цифровых магазинов - практически завершило ту эпоху. Против технологического прогресса не пойдёшь, и я уже даже не вспомню когда мне приходилось запускать игры, "разбитые" на пару дисков, скорее всего какой нибудь L.A. Noire и Lost Odyssey c 360-ого. Спору нет, разные Big Box издания смотрятся масштабно, когда на развороте красуются пару дисков, которые ещё и визуально отличаются друг от друга. Но иногда количество играет злую шутку, к примеру с игровым коллекционерам, когда приходит долгожданная посылка, в которой отсутствует один диск. Помню я так "обжёгся" с Lost Odyssey, попросту забыв что jrpg имеет 4 DVD а не 3.
Небольшое пиратское вступление. Swap disc.
Многие помнят на PS1 метод swap disc, когда после запуска оригинальной игры резко меняли её на записанную болванку.
Но пользователь BK4 углубилcя и решил повторить подобное между 2 ..демо дисками Gran Turismo 1 через режим просмотра заезда. Демонстрационные версии GT1 были разного региона и отличались количеством машин.
А что если подобное повторить на целых мульти-дисковых играх?
Подобным образом xxRaisonDetrexx пробовал менять местами диски Resident Evil 2 во время катсцен, из-за чего озвучка персонажей смешивалась.
Resident Evil 2 во времена PS1 имел 2 CD: сценарий Леона на первом и Клэр соответственно на втором, из-за чего производилось впечатление что игра масштабна. Забавно, что изначально Capcom планировала уместить всё на одном диске, но после найденной ошибки инженером-программистом Ясухиро Анпо, под конец разработки, пришлось уложиться в 2 диска. Кто-то просчитался сколько будут занимать аудио файлы, из-за этого размер материала попросту не умещался на одном CD.
Не смотря на наличие 3 дисков в Final Fantasy VII, можно бы проходить игру с ..любого ( не считая вступления и финала), но до появления видеороликов - нас ожидали зависания, графические баги, проблемы со звуком и прочие неприятности, при попытке обмануть игру. В то время как в jrpg Legend of Dragoоn каждый диск имел свою конкретную область, и чтобы вернуться с кажем в город из начала, надо было запускать Disc 1. Похожее было с островами в квесте Riven: The Sequel to Myst, каждый остров имел собственный CD.
Более негативный опыт при переборе дисков.
"Карта дискового прохождения" Fear Effect 2 описывалась как - Disc 1 > Disc 2 > Disc 1 > Disc 4 > Disc 3 > Disc 4 > Disc 2 > Disc 3. Симулятор сражений в космосе Colony wars имел странный разброс по дискам - Одна миссия была на диске 1, следующая на втором, у неё были ответвления, и не было понятно какая миссия заставит снова сменить диск.
Ключевые арты при замене диска в Final Fantasy IX.
Думаю всем было интересно узнать как происходит смена диска в игре, буквально на лету. Скорость чтения с диска была недостаточно большая, для запуска на полной скорости, поэтому часть какого либо материала из игры загружалось в оперативную временную память (RAM) консоли, откуда запускалась мгновенно. Много ранних игр на CD имели креативный подход к ..распределению ресурсов игры между CD и RAM, из-за слабой в то время аппаратной части.
К примеру Crash Bandicoot с PS1 имел уровни размеров больше чем 10 Мб, в то время как оперативная память консоли была 2 Мб и 1 Мб видеопамяти. Игровые данные были записаны (и запакованы) в определённом порядке и с помощью созданной программистами системы, позволяли подгружать каждую следующую часть уровня.
Ridge Racer полностью загружался в память, в то время как звуковые данные шли с диска, позволяя с одной копией игры и двумя приставками, соединёнными кабелем Playstation link играть в мультиплеер. Забавно что во время игры в Ridge Racer, можно вставить свой диск с музыкой, позволяя играть под знакомые песни. Другой вариант был например в двухдисковом Mobile Suit Z Gundam, с помощью данного кабеля и одного из 2 дисков на приставку, можно было также сыграть в мультиплеер.
Поэтому пока данные были загружены в RAM, можно было открыть лоток, заменить диск и даже успеть побегать без диска по области, которая находилась в памяти. Но учитывая разные игровые условия, чаще проще было создать экран смены диска.
Стратегия Command & Conquer Read Alert предупреждала игрока о смене диска в духе самой серии :
Allied Disc Detected. To play the Soviet Missions, please insert the Soviet Disc.
Soviet Disc Detected. To play the Allied Missions, please insert the Allied Disc.
Немного многодисковой математики.
На старушке Playstation 1 в библиотеке находится больше 50 видеоигр, которые имеют больше чем один диск. PS2 имела лишь 11 мульти-дисковых игр, и то некоторые из них просто обладали бонусным контентом. Dreamcast - 10 и 20-ка на Gamecube .
Даже переход на blu-ray формат в PS3, не уберёг одну JRPG от 2 дисков - Final Fantasy XIII имела одних лишь роликов больше чем на 30 ГБ, в то время как на Xbox 360 из-за другого метода сжатия информации FFXIII смогла уместиться на трёх DVD. Если затронуть Xbox 360, то я думаю 2-3 десятка игр на пару дисков там явно найдётся. К примеру в L.A. Noire переход на другой DVD был при смене полицейского департамента, хотя кататься по городу можно было с любого.
Переход на восьмое поколение. RDR 2, The Last of Us Part II, Cyberpunk 2077 и т.д - в целом я нашёл упоминания про 13 игр на PS4.
Максимальное количество CD на видеоигру, пришёлся на порт хоррора Phantasmagoria на Sega Saturn: учитывая что это была одна из первых игр, использующая full motion video, в итоге комплект из ..8 СD.
Максимальное издание MMORPG Everquest со всеми дополнениями, также выходило на 8 CD. Единственная игра на Wii c онлайновыми корнями - Dragon Quest X тоже состояла из пары носителей информации.
Впрочем есть особые "инженерные мыслители", которые смогли кхм.. автоматизировать процесс замены диска в приводе.
Заключение.
Часть игровой истории с которой столкнулись многие из нас. Я никогда не против написать пару строк о менее популярной теме, которая затрагивает видеоигровую сферу. Возможно сейчас это выглядело бы дико, но способы как различные разработчики пробовали реализовать, заслуживают уважения, особенно на слабом железе. Да и найти какую нибудь старую, известную игру себе в коллекцию всегда приятно.
Ах да, почему бы одной строкой не упомянуть по дискеты...
Вспоминается как в какой-то ролевой игре с открытым миром, записанной на дискетах, при входе в здание приходилось ...менять дискету а потом при выходе в открытую область снова ставить прошлую. Вот кто явно самый быстрый геймер на Диком Западе.
P.S. Всё таки приятно когда разработчики могут подшутить на эту тему.