Начало великой космооперы: становление Самус Аран

Пока народ на дтф обсуждал на какой железке больше фпсов и пикселей в новых джедаях, я решил окунуться в старый добрый ретро гейминг про противостояние одной девушки и опасных биологических существ - серию метроид.

Предисловие

Metroid: Zero Mission вышла эксклюзивно на портативной консоли Nintendo Gameboy Advance (GBA) в 2004 году. Она является официальным ремейком самого первого метроида, который вышел в 1986 году на Famicom/NES. И в отличие от некоторых современных "ремейков", он действительно многое привнес, и преобразил оригинальную игру до неузнаваемости. И дело не только в качестве картинки, но и в общем подходе к геймдизайну.

Оригинальный метроид имел кучу проблем даже на тот момент: из-за сжатых сроках разработки, и общей неопытностью команды - это была их первая разработка игры. В итоге она отвратительно сохранилась, и играть в неё в 2004, и уж тем более в 2023 физически больно.

Поэтому главари большой N дали добро на разработку ремейка под руководством "отца серии метроид" - Ёсио Сакамото. И если в 1986 году он был ещё зелёным юнцом, который только-только начал работать с играми, то в 2004 он уже был прожженным ветераном с огромным опытом. Так что можно сказать, он начал исправлять ошибки своей молодости.

Очередной гений 
Очередной гений 

Изначально, разработчики думали что будут портировать Super Metroid на GBA, но Сакамото решил сделать ремейк первого метроида.

Наша цель - показать людям, которые не знакомы с играми серии до Metroid Fusion, корни франшизы Metroid, то, чем действительно является Метроид, его геймплейные механики, от которых серия ушла, а также пересказать историю первой миссии Самус.

Ёсио Сакамото

Zero mission использует изменённый движок Metroid Fusion, так как он тоже был сделал для GBA. У Fusion была возможность соединения с Metroid Prime на GameCube, и в Zero Mission тоже планировался подобный функционал со вторым праймом, но из-за нехватки времени на разработку, от этого отказались, и сделали соединение только с самим Fusion.

Перед тем как начну рассказывать про саму игру, хочу показать стандартную поставку коробки с игрой, которую получал покупатель в 2004 году и гайд к zero mission, который был в американском журнале от нинтендо - "Nintendo Power". 116 страниц отборного контента на английском языке, из которого можно узнать о игре ВСЁ.

Начало великой космооперы: становление Самус Аран
Начало великой космооперы: становление Самус Аран

Сейчас куда проще найти нужную информацию через гугл или ютуб, а тогда это был единственный для большинства людей способ понять как пройти сложное место. Хотя интернет тогда какой никакой все же был, и можно даже найти фанатские карты с отображением всех предметов из 2004 года и зарегистрировать свою копию игры. Но как вы все отлично знаете, интернет тогда был крайне плохим, дорогим, ещё и лимитный. А интернет в США до сих пор остаёт от нашего. Вернее, оставал...

Ссылку на архив прилагаю.

P. S. Кстати, на просторах интернета можно наткнуться на фанатские коробки для игры. Некоторые продают просто коробки, а другие вместе с кастомным картриджем, как в примере ниже. Выглядит конечно очень красиво, но для коллекционеров обычно важен именно оригинал.

Начало великой космооперы: становление Самус Аран

Сюжет

В оригинале 1986 года не было вообще никак пояснений: кто мы, где мы, и зачем вообще тут находимся. Тогда это было нормальным явлением, подобная информация находилась в брошюрах прилагаемых к катриджу. Метроид тоже не был исключением, и у него был жёлтый буклет, поясняющий многие моменты. Тут есть предыстория, цель миссии, информация о герое и инструкция к прохождению. И все это великолепие было снабжёно прекрасными рисунками под карандаш, как в какой-нибудь детской книжке. И это при том что Сакамото, создавая метроид, вдохновлялся "Чужим" Ридли Скота, даже одного мини босса назвали в его честь. Как же японцы любят сочетать несочетаемое, и в итоге делать лютую годноту.

Заметьте, что для Самус используется местоимение He(он), а не She(она), разработчики тщательно скрывали пол Самус. Узнать этот удивительный факт (для того времени) могли только лютые хардкорщики. Самус Аран одна из первых сильных женских гг в истории видеоигр, если не самая первая.

Так что нинтендо начала пихать повесточку задолго до того, как это стало мейнстримом.

Этот буклет совершенно спокойно можно скачать с официального сайта нинтендо. Вот ссылка:

В ремейке же сюжет уже встроен в игру, есть интро с кратким предисловием и даже анимированные катсцены с отсылками на прошлое Самус. Zero Mission расширяет сюжет и лор вселенной Метроид, используя в качестве первоисточника мангу по метроиду, вышедшей в 2002 году в журнале Magazine Z (гусары, молчать!). Специально для этого обзора, я её прочитал.

Типичное агуша хрючево
Типичное агуша хрючево

Манга получилась отличной, рассказывает историю Самус от младенчества до сражения с главным боссом игры - Mother Brain. Аран раскрывается с совершенно другой стороны, тут её показывают не только как хладнокровного воина, но и как чуткую, милую девушку, которая тем не менее с полной самоотверженностью сражается за мир во всей галактике. А Ридли, из обычного мини-босса, превращается в главного антагониста, у которого нет ничего святого. Классическое противостояние добра и зла, но с интересным и необычным лором, завязанных на паразитах Х и метроидах.

Ссылка на мангу с переводом на русский язык:

Хоть ремейк и отсылается к сюжету манги, завязка сюжета оригинального метроида подходит и ей, только без деталей и подробностей, которые бы поясняли отсылки из катсцен игры. Так что советую все же прочитать мангу, чтобы лучше понять происходящее. Но в общем и целом завязка звучит следующим образом:

Космические пираты атаковали исследовательский корабль галактической федерации и украли оттуда нескольких метроидов - опасных летающих существ, способных прикрепляться к любому организму и высасывать жизненную энергию, убивая их. Пираты планировали размножить метроидов, облучая бета лучами, чтобы использовать их как биологическое оружие для уничтожения любых живых существ, которые противостоят им. Во время поиска украденных метроидов, Галактическая Федерация обнаружила оперативную базу Космических Пиратов на планете Зебес. Федерация штурмовала планету, но пираты сопротивлялись и силой заставили Федерацию отступить. В качестве последней надежды Федерация решила отправить охотника за головами, чтобы проникнуть на базу пиратов и уничтожить Mother Brain - механическую форму жизни, что контролирует и защищает их форт. Самус Аран, как лучшая охотница за головами, была выбрана для этой миссии.

Mother Brain наблюдает за Самус

Пробираясь сквозь кишащую разными тварями пещеры Самус уничтожает Крейда и Ридли, которые защищали проходы ведущие к Mother Brain, а после её ликвидации на Зебес начинается протокол самоуничтожения. Самус быстро сбегает на лифте на поверхность планеты и улетает прочь. Так звучит оригинальная история из первого метроида, но в Zero Mission были внесены некоторые изменения: в игре появились куча новых минибоссов, а также игра не заканчивается на уничтожении Mother Brain.

При попытке улететь с Зебес, Самус попадает в засаду, устроенной космическим пиратами, и терпит крушение, потеряв как корабль, так и свой энергетический костюм.

Самус в Zero suit 
Самус в Zero suit 

В костюме zero suit Самус пытается найти свое обмундирование в новой локации Чозодия. Так как этот костюм не предоставляет какой либо огневой мощи и защиты, то эта часть игры представляет собой стелс. Достигнув своей цели, Самус нужно пройти испытание, чтобы получить прокаченный энергетический костюм. При попытке угнать корабль пиратов, Самус натыкается на нового босса - меха Ридли. Уничтожив его она спокойно угоняет корабль и улетает прочь. Конец.

Как и в предыдущих играх серии, в зависимости от времени прохождения, покажут разные картинки. На самой лучшей будет Самус Аран в Zero suit.

А в предыдущих частях она была в купальнике... 
А в предыдущих частях она была в купальнике... 

Графика и левелдизайн

В данном случае как никогда лучше подойдет старая добрая пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Несмотря на то, что графика спустя 18 лет так и осталась пиксельной, уровень ее детализации стал выше на несколько уровней, и это при том, что Famicom/NES на котором шел оригинал - стационарная консоль, а GameBoy Advance - портативная. Про анимацию и говорить нечего - Самус умеет ползать! А ведь в 1986 году пришлось придумывать морфо-шар, из-за невозможности сделать анимацию на карачках. Да-да, визитная карточка всей серии появилась по такой банальной причине. В то время разработчики порождали удивительные механики из-за технических ограничений игровых устройств. Это сейчас их максимум это 640p на некстген консолях (да, Respawn Entertainment?).

Сравнение оригинала и ремейка 
Сравнение оригинала и ремейка 

Интересный факт: На Nintendo 64, первую консоль от нинтендо, поддерживающую 3д графику, не вышло ни одной части метроида за 6 лет существования консоли. Сакамото объяснил это тем, что он был обескуражен её контроллером, и не смог придумать как их приспособить к метроиду. Таким образом первый 3д метроид - Metroid Prime, вышел лишь в 2002 году на GameCube. А недавно вышел ее ремастер на сыч, карик которого я уже себе заказал. Будем посмотреть.

Помимо повышения детализации, поменялась и цветовая гамма. Уровни первого метроида были в черно-синем цвете. В зависимости от биома, синеватость менялась на другие цвета, чтобы хоть как-то различать эти биомы. У Ремейка появился фон, и стало намного больше оттенков цвета, так что спутать один уровень с другим из того же биома стало сложнее. В то время как в оригинале это в буквальном смысле была копипаста. Временами могли идти 3 одинаковых уровня подряд. И ладно если бы карта была, но она была только в гайде, который нужно было покупать отдельно. Ох уж эти 80-е! И добавьте сюда ещё и то, что для прохождения по сюжету нужно находить секретные проходы, которые могут быть в абсолютно любом месте. Ремейк все эти проблемы решил. У него появилась карта, где точками помечены цели миссии, а потайные проходы маркировались трещинами на блоках и нарушением симметрии в геометрии уровня. Ну то есть вместо целой стены в ней будет не хватать кубика. Если вы проходили головоломки короков в ботве, то поняли о чем я.

Начало великой космооперы: становление Самус Аран

Всего в Zero Mission 7 локаций:

  • Брингстар - каменистая локация, в которой впервые появляется Самус. Представляет собой сеть пещер, болота в нижней части и джунгли в верхней части.
  • Норфайр - вулканическая локация, для многих мест требуется Вариа костюм.
  • Кратерия - поверхность планеты Зебес. Является своеобразным хабом, соединяющий все остальные локации.
  • Ридли и Крейд - эти 2 локации выделили из основных специально для одноименных боссов.
  • Туриан - финальная локация с Mother Brain. Просто кишит метроидами.
  • Чозодия - настоящая финальная локация. Представляет собой руины чозо и материнский корабль космических пиратов. Эксклюзивная локация Zero Mission, больше нигде она не появится.

Геймплей

Вот и подошли к самому сладкому, то из-за чего я не советую проходить оригинал, а лучше стартовать с zero mission. И начну с того, что сразу броситься в глаза, когда после ремейка пробуешь заценить отца серии - Самус не может приседать. И это может показаться сущей мелочью, но вот в чем дело: 99% мобов ниже Самус на блок. То есть, она не может попасть в них, пока они ползают по земле. Чуете чем пахнет? Самый крутой охотник за головами не может справится с маленькой зверушкой. И в отличие от Марио, она не может их растоптать. Единственный способ их убить - либо дождаться когда они полезут на стену, либо использовать бомбы морфо-шара, но до этой способности ещё добраться нужно. И добавьте сюда отсутствие стрельбы по диагонали и тягучесть управления Самус. Пройти конечно же можно, но удовольствия будет меньше, чем от прохождения ремейка. Тем более zero mission взял кучу элементов из Super Metroid, на которого равняются все последующие игры серии. Кстати Metroid: Zero Mission стала первой игрой в серии, где появился выбор сложности. Их всего две - лёгкая и средняя, после прохождения средней должна открыться высокая сложность, но у меня почему то не открылась. Не жаль.

Когда пиксельная Самус выглядит горячее, чем некоторые современные 3д модельки 

Если играли в любую современную метроидванию, то проблем с zero mission не будет, особенно если проходили Metroid Dread, они очень похожи. Наша цель - убить Mother Brain, попутно уничтожив минибоссов, защищающих её, а чтобы до них добраться нужно искать статуи чозо, дарующие Самус способности, с помощью которых мы можем преодолеть препятствия. И этих способностей куда больше, чем было в оригинале. Все они перекочевали из предыдущих игр серии. Из оригинала тут:

  • Морфо-шар - Самус превращается в клубок и может пролезть в узкие проходы;
  • Замораживающий луч - единственный способ повлиять на "черепах и метроидов. В замороженном состоянии их можно использовать как платформы, что часто нужно использовать при исследовании локаций;
  • Бомбы - единственная возможность нанести урон в режиме морфо-шара;
  • Волновой луч - теперь на волну он мало похож;
  • Ракеты;
  • Винтовая атака - Самус может атаковать в прыжке, касаясь врагов;
  • Вариа костюм - позволяет купаться в лаве и находится в областях с высокой температурой.

Из новых:

  • Спейс джамп - Самус может отталкиваться от воздуха, делая ещё один прыжок. Многократный двойной прыжок, так сказать;
  • Ускоритель - если продолжительное время идти в одном направлении, то Самус разгонится и сможет крушить врагов и специальные блоки;
  • Супер ракета - ракета с увеличенным уроном;
  • Заряженный луч - самая бесполезная способность;
  • Плазменный луч - имба, даётся в самом конце;
  • Супер бомба - ещё одна имба, уничтожает все, кроме Самус, в определённом радиусе от себя.

Можно сказать, что Zero Mission объединяет историю и карту оригинала, а также геймплей последующих игр серии, которые внесли значительные улучшения в него.

Боссы

Начало великой космооперы: становление Самус Аран

Какая метроидвания без боссов? Правильно - никакая. В Zero Mission у нас 4 основных босса, 1 опциональный и несколько недобоссов . Вот они, слева-направо:

  • Королевский Червь - первый босс, которого вы встретите, на картинке сверху его нет, так как это опциональный босс. Но с ним вы обязательно столкнетесь, так как опциональность тут реализована интересным образом. Если в большинстве игр подобных боссов можно пропустить, так как они находятся вне основных тропинок, то этот появляется в коридоре, который ведёт к единственному лифту из Брингстара в Норфайр, куда нужно попасть по сюжету. И его фишка в том, что чтобы его победить, Самус должна нанести достаточный урон за определённое время, иначе он тупо сваливает. А вот повторное появление уже чистый рандом, он может появится в любом другом коридоре Брингстара. Единственный смысл его победить, это получение заряженного луча, но как я писал выше, эта способность практически бесполезна. В оригинальной игре этого босса нет, там их всего 3 штуки было: Крейд, Ридли и надмозг. Ой, то есть Mother Brain.
Он вошёл в топ 15 самых трусливых боссов
Он вошёл в топ 15 самых трусливых боссов
  • Крейд - зелёный ящер, друг Ридли. На картинке слева вверху. В отличие от червя не убегает и бьёт до самого конца. Довольно потный босс, так как для его уничтожения нужно попасть ракетами ему в пасть, а сделать это не так просто, так как платформа стоит слишком низко, и нужно стрелять в прыжке. А он ещё в довесок кидается рогами (шо?) и какой-то херней из живота, по которым можно забраться, если упали с платформы. В Zero Mission он выглядит очень внушительно, в то время как в первом метроиде он выглядел как дракоша с зубной пасты (помните такого?).
Сверху ориг, снизу ремейк
Сверху ориг, снизу ремейк
  • Муа или кислотный Червь - очень простенький недобосс. Я про него вообще забыл, вспомнил, только когда картинки для поста искал. Стреляешь в красные шарики, уворачиваешься от атак и поднятия кислоты, переезжаешь на другую сторону - повторяешь. Тоже экз zero mission.
  • Киру Гиру - УБОЖЕСТВО, ЗАКОМПЛЕКСОВАННЫЙ НЕДОНОСОК - БУКВОЕД. Уничтожается очень легко, нужно заморозить "черепаху", встать на неё и стрелять в прыжке в лианы, которые его держат. А эти его жёлтые шарики, которыми он пытается отбиваться, просто курам на смех. Easy-peasy.
Начало великой космооперы: становление Самус Аран
  • Ридли - если читали мангу, то при упоминании его имени может накатить какая-то агрессия и зубы начнут скрипеть. Главный антагонист в манге, но в игре никаких намёков на это нет. В оригинале это был такой же минибосс как и Крейд, без какого либо бэкграунда. Убивается на раз-два, никаких особых тактик не нужно, достаточно ракетами его закидать. Самый простой босс.
  • Имаго - знакомьтесь, мистер лох. Нужно просто стрелять ему в жопу. Несколько выстрелов супер ракетой и у него происходит подрыв очка. Типичный дтфер.
Начало великой космооперы: становление Самус Аран
  • Mother Brain - финальный босс оригинального метроида. Раньше у него был лайфхак, чтобы спрятаться от турелей и спокойно уничтожить мозг. Но в ремейке этот "баг" исправили, и теперь нужно играть по правилам. Самый сложный босс, завалил чисто благодаря хорошему запасу хп, осталось на волоске. Одновременно уворачиваться от атак мозга, турелей и летающих обручей - анрил, ещё и падаешь в лаву постоянно. Но до кастлвании все ещё далеко.
  • Тест в руинах - да, это название босса. По сути это огромная статуя с экраном, которая временами показывает Самус и крутится по всему уровню дамажа нашу героиню. Фишка босса в том, что стрелять нужно только когда на экране пусто, иначе урон пойдёт не боссу, а Самус. После каждого попадания, скорость его полёта увеличивается, а время показа пустого экрана уменьшается. После победы Самус получает самый навороченный костюм со всеми способностями.
Начало великой космооперы: становление Самус Аран
  • Меха Ридли - в отличие от своего живого коллеги, заставляет немного попотеть. Тут также как и с крейдом нужно стрелять в прыжке в камень на его груди. Проблемы возникают из-за размахистых атак, избажать которые можно только заранее прыгнув к потолку, и его попыток закрыться от ракет, вполне успешных, кстати. Но в целом несложный босс.
Выползает с*ка

Вот такие вот боссы в игре. Как можно заметить, они в большинстве своём достаточно простые, особенно если сравнивать с первой кастлванией. Вся сложность заключается в понимании как его завалить, а реализовать это не составляет большого труда. Но это даже в плюс, основа геймплея у метроида в исследовании мира, а не сражениях с боссами, и исследовать его очень даже интересно.

Итог

На мой взгляд, Metroid: Zero Mission является эталонный ремейком. В нем ничего не вырезали, зато добавили кучу вещей, значительно улучшающих игровой опыт. И сделано это было с такой любовью и уважению к оригиналу и фанатам серии, что даже спустя 19 лет игра выглядит на отличном уровне, не хуже современных качественных инди проектов. И все это благодаря пиксельной картинке, которая к тому моменту достигла своего пика, и с тех пор практически не изменилась. А вот игры с 3д графикой того времени в основном сохранились хуже (кроме hl2, старушка все ещё прекрасна).

Спасибо за внимание, надеюсь этот обзор вам понравился. У меня ещё есть обзор последней игры в серии метроид - Metroid Dread, можете заценить.

Начало великой космооперы: становление Самус Аран

P. S. Если соберёте 500 лайков сделаю обзор на кастлванию.

216216
77 комментариев
250 ₽

Комментарий недоступен

4
Ответить
250 ₽

Спасибо за интересный лонг!

3
Ответить
250 ₽
1
Ответить

Самус Аран одна из первых сильных женских гг в истории видеоигр, если не самая первая.Так что нинтендо начала пихать повесточку задолго до того, как это стало мейнстримом.Автор не понимает, что такое повесточка, иначе бы такую чушь не писал.

Ну и да, оригинальный Metroid имеет пару серьёзных недостатков (по части фарма ресурсов и местами спорного платформинга), но вполне неплохо играется и в 23 году (при условии, что играющий в принципе переваривает игры с NES).

16
Ответить

Автор не понимает, что такое повесточка, иначе бы такую чушь не писалкомментатор не понимает что такое юмор, иначе бы такую чушь не писал

17
Ответить

Я сколько скриншотов игры вижу она все время в скафандре, в игре вообще такое есть или это все арты?

10
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить