И снова про сюжет TLOU2. Со спойлерами

Про сюжет и основную мысль The Last Of Us part II и почему я считаю эту игру если не шедевром, то очень близко к тому, чтобы так называться. Настолько близко ни одна игра из мне знакомых не подходила. Я понимаю, что тема всем приелась, так что этот текст только для тех, кому интересно что там можно еще сказать. Это лонгрид.

И снова про сюжет TLOU2. Со спойлерами

Я не претендую ни на что, я не критик, не писатель, не игрожур, я не рассчитываю открыть глаза кому-то или наоборот. Просто была необходимость высказаться и родился такой текст. Захотелось поделиться им с большим количеством людей. Тут только про сюжет, без упоминания ЛГБТ, БЛМ и прочих хайповых моментов. Он был написан другу как попытка объяснить свое признание игре и разработчикам, размещаю его тут почти без правок. Из уважения к здешней аудитории, я убрал из текста матерные и сочные обороты, так что текст может показаться суховатым )))

Игроки либо считают сюжет игры офигенным и гениальным, либо пустым и банальным и не стоящим усилий дизайнеров и программистов, труд которых на поверхности и виден, пожалуй, любому. А сюжет, судя по всему, нет. Я сейчас не только про тех игроков, которые ненавидят игру потому, что убили их любимого Джоэла и ещё заставили играть за Эбби и ещё Эбби не убита в конце. Последние вообще отмороженные люди, уверен, что ты к ним не относишься и не рассчитывал на смерть Эбби в финальной схватке. И я не учитываю тех игроков, которые начинают объяснять свою неприязнь к игре плохим управлением, новой системой прокачки, старым геймплеем или изменённым геймплеем, ибо это в них говорят эмоции, но они не умеют их объяснить. Уж с чем-с чем, а с геймплеем тут все если не супер, то, во всяком случае, лучше, чем в первой части. Я в основном про тех, кто говорит как ты — «у игры проблемы с режиссурой, сценарием и драматургией, что в её сюжете вообще хорошего?» Так что я только про сюжет напишу и только ключевые моменты, не останавливаясь на деталях. Если ты захочешь или у меня получится что-то донести для тебя, ты пройдёшь её ещё раз или посмотришь на ютубе, дабы убедиться в деталях. Если нет — то нет, понятное дело, что всё, что я здесь напишу — только моё мнение и моё видение. Это просто текст, который мне дался нелегко, но я написал его из уважения к тебе и ещё потому, что ты закончил прохождение игры, которая тебе не зашла, чтобы понять, чем же она так сильно понравилась мне. А я тебе, в итоге, в этом объяснении отказал, что, на мой взгляд, всё же неправильно. Вот для этого и пишу, мне, видимо, важно, чтобы ты попробовал понять, но этот текст — не приглашение к дискуссии, мне будет нечего добавить, если ты начнешь спорить, а просто спорить я не хочу. Прочитай это, и, когда будут ссылки на видео — посмотри их в процессе, они там не просто так.

Эта игра — очень личная история, которая построена на работе с эмоциональным интеллектом игрока. Она очень точно и тонко работает с эмоциями, которые испытывает игрок и в ней все работает на это — окружение, звук, диалоги, игра актеров, мимика персонажей. Все, что происходит — связано между собой и имеет смысл и объяснение. Просто не всегда это объяснение выражается простым языком.

Вторую часть не стоит воспринимать как продолжение и сравнивать с первой. Это настолько же неверно, как и сравнивать между собой первый и второй том Войны и Мира. Или первый и второй акт спектакля. Это одна игра, продолжительностью в две. И начинается она ещё и в дополнении «Оставшиеся Позади», ибо вся эта история — история Элли и Джоэла и хронологически события в дополнении так же важны, как и потеря Джоэлом дочери в начале первой части. Но если первая часть про арку Джоэла и его примирение с потерей и поиск себя в этом мире, то вторая — про Элли и её примирение и её поиск себя. Кстати! Эбби — тоже часть этой одной игры, это надо помнить. Её сторилайн существует уже с самого начала, и этот персонаж (о котором здесь будет мало) тоже важен в контексте всей истории.

По мнению многих игроков, включая авторитетных, ND создали самую депрессивную игру с самым банальным посылом. МЕСТЬ ЭТО ПЛОХО. Что может быть банальнее? ND провалились, ясное дело. Однако на самом деле вся эта мясорубка, в том числе и эмоциональная, через которую прошла Элли, вовсе не говорит, что месть — это плохо, нет, всё, что с ней происходит, происходит для того, чтобы Элли оправилась от последствий действий и лжи Джоэла. И своего решения.

ссылка с тайм-кодом

Как видно, Джоэл не врубается в то, что ему пытается сказать Элли, но он говорит, что ей нужно найти за что бороться и продолжать жить. Она же всё ещё ждет, что умрет вслед за её подругой, но люди вокруг неё продолжают умирать, а она — нет. Это комплекс выжившего, но ещё и замешанный на том, что она может остановить эти смерти, потому что её организм может помочь создать вакцину против пандемии. Она не только из-за комплекса выжившего так себя ощущает — у неё есть основания так рассуждать. К тому же она подросток — максимализм прёт и все такое. Джоэл не понимает, и она не старается объяснить — это трудно для неё, проще просто попробовать поверить Джоэлу и жить дальше с этим грузом.

Но все, кто играл в первую часть, понимают, что Элли всё равно подозревает, что Джоел врёт ей. И как не подозревать — Марлин столько говорила ей о её важности и нужности для спасения мира от пандемии. И они столько пережили и прошли чтобы попасть в эту больницу. И, несмотря на свои подозрения, она принимает решение поверить ему. Говоря «окей», она соглашается взвалить на свои плечи этот груз вины и неисполненных надежд на спасение мира. Это лучшее решение в данный момент, ибо что делать дальше, если он врет — непонятно и страшно. С годами её подозрения усиливаются. И с этими подозрениями усиливается её чувство вины за то, что шанс помочь миру с излечением от пандемии упущен. Руками Джоэла. И в итоге это все выливается в гнев на него за то, что он сделал и чему не дал свершиться.

Соглашаясь с тем, что говорит Джоэл, пытаясь поверить ему, она соглашается ещё и с тем, что все те смерти, начиная с Райли, весь тот ужас, что ей пришлось пережить, всё это не имело смысла, всё было впустую. И чем дольше она живёт, тем больше смертей собирается у неё на плечах огромным грузом вины и избавление от этого груза для неё невозможно, он только накапливается. Во флешбеках это показано.

И снова про сюжет TLOU2. Со спойлерами

Джоэл тоже, в свою очередь, подозревает, что Элли ему не совсем верит. И этой своей осознанной ложью он обрекает себя на то, что рано или поздно Элли возненавидит его и ей будет тяжело его простить за эту ложь (чем она и занимается, в числе прочего, во второй части). Всё тайное рано или поздно становится явным, он понимает это. И это та цена, которую он готов заплатить за то время, которое получится провести с ней, пока этого не произошло. И во флешбеках мы видим, что время с ней он проводит продуктивно, если можно так сказать. Он учит её плавать, играть на гитаре, он водит её в музеи и делает всё, что может, чтобы Элли почувствовала вкус к жизни, нашла причину бороться и продолжать жить. Он знает, что такие их отношения не навсегда и хочет эффективно провести время, которое у него с ней есть.

К тому же, поступив так, как он поступил в финале первой части, он знает, что ещё и обрекает себя на возможную месть близких тех, кто погиб от его руки в том госпитале. Он это понимает. Тем не менее, он (как мы увидим позднее) поступил бы точно так же, если бы у него был шанс вернуться в прошлое. Он убил врача — чтобы некому было создать вакцину. Он убил Марлин — чтобы некому было искать Элли. Он понимал, что при таких раскладах Элли искать не будет иметь ни смысла, ни возможности, но не мог не понимать, что его-то можно будет найти при удаче или упорстве. А жажда расплаты придаст поискам смысл. Но это тоже была та цена, которую он готов был заплатить. В завязке второй части, когда Джоэл лежит с практически оторванной ногой, он смотрит в упор на Эбби и понимает, что вот он — этот момент, сейчас придется платить за жизнь Элли. Он все понимает, он был готов к этому моменту давно и в его глазах и голосе нет страха. Тем более, что он потратил то время с Элли, которое ему было отпущено, не впустую.

ссылка с тайм-кодом

Когда Джоэл лежит на расстоянии вытянутой руки от Элли, с оторванной почти ногой, разбитым в мясо лицом, в шаге от смерти, к этому моменту происходит важная вещь. Элли уже принимает ложь Джоэла, точнее, последствия этой лжи — этот ее груз из смертей и вынужденного существования с чувством вины, почти смирилась с этим ее «окей». Буквально накануне они откровенно поговорили и вроде бы она нашла способ для себя его простить и жить дальше уже в мире с этим всем, и быть в нормальных отношениях с Джоэлом. Он все-таки её самый близкий человек и небезразличен ей и уже нащупан путь примириться с ним и с собой. И тут ему разбивает голову неизвестная баба клюшкой для гольфа. Он гибнет. И эту ужасную смерть близкого ей человека она видит с расстояния вытянутой руки. Это событие — такая нелепейшая и бездарная смерть Джоэла, превращает жизнь Элли в кошмар безысходности, гнева и ярости одновременно, не давая возможности найти выход каким-то адекватным способом. Мало того, что её накрывает жажда мести за смерть близкого человека. Так еще и близкого человека, который так и не узнал, что она любит его и простила и хочет, чтобы он это знал, а его уже нет. И он не узнает этого никогда. Экран загрузки ясно дает понять общий настрой игры, которую предстоит пройти — он мрачен и пронизан ощущением обреченности.. Океан этот, туман, волны и все такое..

Надо заметить, что в этой ситуации игроки испытывают точно такие же чувства, особенно преданные игроки. Об этом недвусмысленно намекает рейтинг на метакритике, когда люди не знали, что им делать с их яростью и гневом, шли и ставили игре 0. Авторы не стали явно рассказывать что именно чувствует персонаж и почему, по той простой причине, что игрок чувствует то же самое и должен так себя чувствовать, и игроки попали в ситуацию, когда они ничего не понимают, но испытывают спектр эмоций, большая часть из которых — негативные. Точно так же, как и Элли.

Странно, но это тоже скриншот из игры. Всё связано.
Странно, но это тоже скриншот из игры. Всё связано.

И такое в игре часто — многое объясняется чувствами и эмоциями самого игрока, не используя объяснения другими средствами.

В итоге, всё происходящее в игре — про путь Элли из этого кошмара безысходности и ярости, в котором она оказалась и поиск самой себя, той Элли, которая свободна от груза на плечах и чувства вины, теперь еще и перед Джоэлом. Мертвым. Но, конечно, это так же про путь свершения правосудия и про путь мести за Джоэла, и про путь примирения с ним. Про поиск этого пути. Поэтому часто в игре есть диалоги про то, что «смерть от зараженного — это не правосудие». Или про то, что «Джоэл сделал нечто плохое в прошлом и за это был убит, но для меня это ничего не меняет». Или про «они же оставили вас вживых». Как быть с этим всем, Элли не понимает и не хочет понимать — она идет на поводу у тьмы, в которую провалилась в момент смерти Джоела.

Вторая часть такая депрессивная и жестокая не для того, чтобы в конце игрок понял, что месть — это плохо. Она такая, потому что Элли всю игру борется с собой и ищет избавления от чувства вины не только перед Джоэлом, но и перед самой собой, вины за те жертвы, которые лежат у неё на плечах непомерным грузом с самого финала первой части. Ибо она до сих пор не избавилась от этого всего, а тут еще и жуткая смерть Джоэла в момент, когда их отношения имели шанс быть налаженными. Это эмоциональная бездна.

В игре есть моменты, когда ты вынужден делать вещи, которые тебе делать противно или неприятно. И делать такое неправильно, ты это знаешь, но игра вынуждает тебя это делать. Такое было в первой части, когда пришлось убить врача. Его убиваешь в любом случае, хочешь ты этого или не хочешь. И ты убиваешь его своими руками, это не кат-сцена. Я не хотел его убивать. И Джоэл не хотел, но вынужден был. Во второй части приходится избивать Нору в подвале, уже умирающего беззащитного человека. Приходится избивать Элли в театре. И ты чувствуешь, что то, что ты делаешь — неправильно. И чувствуешь ты себя так, потому что персонаж, которым ты играешь — он чувствует себя точно так же, эмоции игрока и персонажа связаны. Элли знала, что бить умирающую Нору неправильно, но у неё не было выбора (как она считала). Эбби знала, что творит неправильное («мы сохранили вам жизнь, а вы это обесценили»), но ею руководят эмоции, ярость, ненависть, горе , она эмоционально выпотрошена.
Кстати, она знала это и когда убивала Джоэла, но, как и Элли, не понимала как можно иначе.

В чувство её приводит только Лев, который ясно дает ей понять, что если она зарежет беременную Дину, то потеряет и его. А она уже и так всех близких людей в жизни потеряла, он у неё только остался, случайный попутчик. На берегу в финале происходит то же самое, когда надо избивать Эбби, но ты понимаешь, что не хочешь этого делать. И Элли не хочет. Просто не понимает как же иначе. Но про Эбби много не буду писать, как и обещал.

На протяжении всей игры Элли опять и опять возвращается в прошлое, вспоминая Джоэла и что он для неё делал и чем жертвовал. И делал он все это только ради двух вещей — это чтобы Элли была счастлива и была в безопасности. Но она не может отплатить ему тем же, хотя жаждет этого, не понимает, как это сделать. Он мертв.

В итоге она оставляет семью и вновь идет за Эбби ради мести, это единственное, что ей остается, что она может сделать для него. Её преследует чувство вины за груз тех решений, которые были приняты Джоэлом ради неё и ею самой, плюс она не может вернуть долг Джоэлу за его заботу и жертвы, на которые он пошел ради неё. В том числе, она понимает и о тех жертвах, о которых я говорил выше — гарантируя себе возмездие за смерти в госпитале и неприязнь Элли, он все равно пошел на это. Они оба все понимали.

За секунду до финала мы видим последний флешбек Элли с Джоелом, точнее, его часть. Элли понимает, что месть Эбби и её смерть не только не решит ничего, но то, что Джоэл вряд ли бы хотел, чтобы его память почтили таким образом. А точнее — вовсе бы не хотел такого. Он хотел бы, чтобы Элли была счастлива и свободна от этого её груза и вины и прочего. Просто свободна и могла бы жить так, как ей бы по-настоящему хотелось. А месть любой ценой и ещё в такой ситуации, как в финале — всё бросить, семью, ребенка, любимого человека, перед ней истощенная женщина, полуживой подросток, нож к горлу ребенка.. вряд ли бы эта месть как-то помогла стать Элли счастливее и свободнее.. И за секунду до того, как Эбби наконец-то умрет и справедливость восторжествует, Элли находит для себя понимание этого и выход. Ей становится ясен смысл того, что сделал для неё Джоэл, чем он пожертвовал для неё и ради чего.
«Если бы каким-то образом господь дал мне второй шанс, я сделал бы всё точно так же».

И теперь мы видим Элли, которая сидит в мрачном месте, вокруг неё ничего нет кроме воды. Она все потеряла — Джоэла, Джесси, нож матери, она потеряла Дину, она потеряла даже возможность играть на гитаре, чему Джоэл её учил. Она полностью раздавлена и опустошена. Единственное, что она нашла — это она сама. Она всё потеряла, но нашла себя. Свободной, нашедшей возможность отпустить груз мести, свободной от чувства вины перед Джоэлом, свободной от всех этих смертей на её плечах.

Она возвращается на ферму и никого там не находит. В данной точке она не связана ничем и никому не обязана. Она может двигаться куда угодно — найти возможность примириться с Диной и жить с ней вместе, может найти Светлячков и попробовать найти способ создать вакцину, может просто искать своё место в этом мире, уже как свободный человек, но уже придется делать заточки, конечно )))

В последний раз она берет гитару и прощает себя и прощается с Джоэлом, вспоминая полностью последний с ним разговор, в котором они с ним примирились, хотя никто из них не сказал этого вслух. Они приняли позиции друг друга и согласились с ними. Она согласилась с тем, что Джоел не поступил бы иначе, а он — с тем, что она имеет право хотеть умереть в той больнице и пожертвовать собой. Но Джоэл хотел бы, чтобы она нашла свои собственные причины жить дальше и бороться и сейчас у нее есть такая возможность. Она эту возможность заслужила и выстрадала. И именно об этом говорил ей Джоел в финале первой части и этого для нее хотел все те годы, что они прожили вместе.

ссылка с тайм-кодом

Первая часть про то, как Джоэл спасает себя с помощью незнакомой девочки, становится лучше и больше и прочее. Вторая часть про то, как Элли спасает себя и находит возможность примириться с собой и с жизнью. И Джоэл ей в этом помогает всю игру. Вторая часть тоже про искупление.

А так же о том, что месть, любовь, прощение, ярость и прочее — всё это стороны одной медали, это одно и то же. И медаль эта — человек, который живой и чувства, которые он испытывает, естественны и объяснимы. И понятны. Чувствовать — это нормально.

Но когда ты страстно чем-то обуздан, то ты слеп и твои предубеждения и эмоции мешают тебе увидеть всю картину целиком. И было бы круто для людей иногда отпускать эмоции в сторону и пытаться увидеть со стороны то, что происходит в их жизни и как это всё выглядит не только с одной точки. У Элли получилось в итоге, глазами Джоела.

Но у многих игроков не получилось, как видно. Их эмоции не позволили им увидеть картину целиком, что объяснимо и понятно, но жаль.

Про Эбби умышленно не стал ничего писать, потому что там всё и так ясно. Их параллельные отцы и те же самые проблемы и гнев и то, что отцы делали для них и что они делали в ответ. И почти одинаковые имена. Скажу только, что Эбби сошла с этой дороги ярости раньше Элли в силу того, что ей пришлось всех вообще потерять в одночасье и случайно обрести одного близкого. И Лев становится для неё тем, кем была Элли для Джоэла в первой части. Эбби — это Джоэл из первой части в конце второй. И, попав в плен и пройдя там бог знает что, она осталась верна Льву и беспокоилась только о его безопасности. И той Эбби, которая разбивала голову Джоэлу в завязке, этой Эбби уже не было на берегу океана, был совершенно другой человек, условный джоэл. И Элли, конечно, все это понимала, не могла не понимать — поднося нож к горлу Льва. Просто не знала как остановиться и что делать если останавливаться, как жить дальше и прочее. И игрок, не имея возможности поступить иначе (как и Элли) вынужден избивать изможденную Эбби, хотя понимают оба (и игрок и Элли), что это неправильно. И они опять (игрок и персонаж) испытывают одинаковые эмоции.

Экран загрузки игры после прохождения, кстати, уже не такой мрачный и это остров Каталина и место локации Светлячков. Что тоже символизирует дофига, особенно в сравнении с первоначальным экраном. И дает пищу для размышлений о том, что же может быть дальше. Ибо может быть что угодно, как я и писал. И для Эбби тоже это — отправная точка, где она свободна от прошлых обязательств, гнева и вины.

"When you're lost in the darkness, look for the light"

А теперь можно посмотреть самый первый трейлер к игре, который я лично считаю абсолютно гениальным. В нем показана вся игра, показана атмосфера и настрой игры, сказано, о чём она и это как бы единственная встреча Элли и Джоэла в игре, если не считать сцену его смерти и флешбеки. Можно предположить, что эта встреча у Элли во сне или кошмаре, хз. Тем не менее, трейлер охренеть как вписывается в саму игру, частью игры не являясь.

Спасибо, что прочитали. Это мой первый пост на DTF, и, наверное, первый пост про игру вообще. Картинка ниже отражает мои мысли во время споров об этом великолепном произведении индустрии )))

И снова про сюжет TLOU2. Со спойлерами
3030
40 комментариев

 очень личная история, которая построена на работе с эмоциональным интеллектом Она очень точно и тонко работает с эмоциями

16

как только вам начинают затирать про эмоции это уже первый звоночек что с сюжетом дес стрендинг

2

Комментарий недоступен

8

А разве не в этом смысл оценок?
мне нравится пост/я согласен с мнением автора, я ставлю плюс
мне не нравится пост/я не согласен с автором, я ставлю минус

Или я должен по вашему мнению прочитать пост, сказать -Боже что я за х... только что прочитал? Но ты смелый! ты знал что тебя заминусуют, ты знал что таких постов на этом сайте уже были десятки если не сотни и ты все равно написал эту херню, вот тебе плюсик за твою смелость и целеустремленность!

8

А разве в публичной сети есть места, где это дерьмо происходит как-то иначе? Люди везде люди.

1