Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

Вот и подошла к концу эпопея с Фумито Уэдой. За все свои двадцать лет с гаком плодотворной работы японский геймдизайнер выпустил аж три игры. Мало? Да. Обидно? Не очень. Почему? Потому что его игры - Искусство с большой буквы. В них есть душа, есть мотивы, есть драма, есть эмоций. Минимализм и настроение - вот та формула, которая не оставляла меня равнодушным.

К The Last Guardian я подступал осторожно. Поговаривали, что это самая худшая игра Фумито в основном из-за слабой технической составляющей. Плюс, сама игра разрабатывалась чуть ли не в муках.

Поначалу, TLG должна была стать эксклюзивом PS3, но затяжная разработка и постоянные конфликты с Sony привели к уходу Уэды и его команды из проекта. Игра осталась в подвешенном состоянии и должна была выйти в 2011 году чуть ли не сырой, лишь бы отбить хоть какие-нибудь затраты. Но судьба распорядилась иначе - Уэда основал свою независимую студию GenDesign и де-юре помогал Japan Studio закончить игру; де-факто же контролировал разработку. В итоге проект наконец-то вышел в 2014 году, полностью сохранив видение Фумиды. Чудо? Возможно. MGS V так не повезло.

Но уход команды всё равно сказался на игре - постоянные тормоза (даже на PS5 нет-нет, да периодически падал FPS), ужасное управление и максимально отвратительная камера едва не сподвигли меня выключить игру спустя двадцать минут после запуска. Но за терпение я был вознагражден сполна, потому что The Last Guardian - самая душевная и эмоциональная игра Уэды. Вершина его творчества, если так можно выразиться. Компиляция самых его удачных идей, способных вызывать на подсознательном уровне чувство необъятной привязанности и глубокой тоски. На то работает несколько механизмов, главный из которых - сюжет.

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

Да, здесь есть сюжет. Верный себе Уэда не закидывает игрока ненужной информацией о лоре и предыстории персонажей. Здесь нет ничего лишнего кроме того, что показано в игре. Всё как всегда, даже разговаривают герои на такой же тарабарщине, как и раньше.

Почти, потому что есть парочка исключений. Во-первых, появился рассказчик - он же главный герой. Опять же рассказчик не выходит за рамки истории, не сильно углубляется в экспозицию - он лишь комментирует происходящее со своей точки зрения и иногда подсказывает потерянному игроку, что ему делать дальше. Это интересно, потому что сюжет обретает подобие сказки или словесной легенды.

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

Во-вторых, Уэда не поскупился на флэшбеки. Да, их немного, но они играют важную роль не только для сюжета в целом, но и её восприятии. Нам расскажут, как герои дошли до такой жизни лишь для того, чтобы удивить игрока; тот, привыкший к устоявшемуся в его глазах образу персонажа, может взглянуть на него по новому, воспринимать сюжет в совершенном ином русле; может даже он начнет подозревать, что привычного хэппи-энда ждать не стоит. И от того задуматься, а стоит ли ему идти до конца, или оставить всё, как есть? Найдет ли он в себе мужества закончить эту историю?

Если говорить о сюжете, то здесь важны детали, потому что сам по себе он сводится к одному предложению - безымянный мальчик (он же рассказчик), вместе с существом по имени Трико, пытается сбежать из старого замка, построенного внутри “Гнезда” - места, похожего на кратер, куда можно попасть только по воздуху. Никаких дополнительных сюжетных веток, никаких новых персонажей, ничего, кроме героев и постоянных препятствий, что стоят у них на пути. Препятствия - не просто способ растянуть историю, это дополнительные шаги, по которым мальчик и Трико учатся работать друг с другом, доверять, взаимодействовать.

Отношения мальчика и Трико выстроены по принципу “ты мне, я тебе”, потому что оба взаимозаменяют друг друга. Трико огромен, быстр, силен, он может преодолевать огромные пространства серией прыжков и избавляться от врагов одним ударом. Он - идеальный телохранитель, местный Кевин Костнер, без которого герой просто бы не выжил. Но существо не способно открывать ворота; не может ничего сделать против зеркал, которые до жути пугают его; не способен самостоятельно добывать себе пищу в силу своих габаритов. Вот тут то ему и нужен мальчик, который благодаря своему врожденному таланту к скалолазанию может пролезть куда угодно, дабы найти нужный рычаг или уничтожить зеркало. Он - путеводная звезда для Трико, без которого существо давно сгинуло бы в глубинах “Гнезда”.

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

Но мальчик не может постоять за себя. Если враги его схватят (а такое происходит часто), то попытаются утащить в свое логово. В этот момент от игрока требуется быстро-быстро жать кнопки на геймпаде (какие - неважно), чтобы “избавиться” от оцепенения и спастись. Если рядом не будет Трико, то придется самостоятельно прокладывать себе путь к спасению.

Конечно, выстраивание отношений между персонажами мы видели и в предыдущих играх Уэды, вспомните хотя бы Ico. Но тут геймдизайнер козыряет подходом. В Ico мы относились к Ёрде, как к невольной подруге, младшей сестренке, которую нужно было постоянно защищать. Тут же мы относимся к Трико, как к защитнику, с которым нужно держаться до последнего. Как к Т-800, будь мы в роли юного Джона Коннора. Но и это не главное!

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

Мне трудно представить, сколько сил и строчек кода было потрачено на то, чтобы написать ИИ для Трико, но кажется, что команда Уэды добилась невозможного - она добилась, чтобы игрок невольно воспринимал грифона, как живого, как настоящего! Трико очень строптив, очень самостоятелен, иногда упрям и не всегда находчив. Если игрок задастся целью выстроить тесные отношения с существом, будет постоянно кормить его и спасать от вражеских копий, то и Трико начнет начнет понимать и слушаться его приказов, пусть и не всегда; жалобно выть, если мальчик отойдет от него слишком далеко; тереться об него своей огромной мордой, чтобы тот погладил его; бросаться ему на помощь при первом случае. Словом - начнет по-настоящему ценить вас, защищать даже ценой собственной жизни.

Когда в порыве гнева Трико начинает сходить с ума, его необходимо успокаивать: запрыгнуть на спину, погладить и произнести пару теплых слов.
А ещё Трико не может без обнимашек
Пернатое такси

Чем крепче становится связь между героем и Трико, тем морально тяжелее идти до конца. Мы уже настолько привязались к существу, что любое, даже самое случайное происшествие или проявление опасности воспринимаем с ужасом или тревогой. И, что самое противное, Уэда начинает этим манипулировать.

Если первая половина игры проходится в относительном спокойствии, то вторая просто изобилует тревожными напряженными сценами. События сыплются на героев одна за другой; чтобы не особо спойлерить просто отмечу продолжительную схватку между Трико и другой тварью его вида, во время которого игроку, сверкая пятками, необходимо найти способ спасти напарника. В такие моменты вы уже переживаете не за себя, вы переживаете за Трико, с которым успели морально породниться. Когда вы с ужасом слышите болезненные визги пернатого товарища и яростные хрипы противника, ваше сердце начинает биться с невероятной частотой; вас гложет страх, что вы просто не успеете спасти товарища. Всё как в реальной жизни.

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

А что происходит в финальных минутах игры и передать тяжело, это надо видеть. Если у вас хватит мужества не пустить слезу, я смело пожму вам руку. Казалось бы в финале есть всё - и горечь, и меланхолия, и страх… а главное - надежда. И эта надежда расставляет всё по своим местам, не дает нам окончательно упасть духом. Честно, на финальные кадры без слез взглянуть невозможно, но это будут слезы счастья. Ещё не всё потеряно. Ещё есть надежда, что всё у героев будет хорошо, что они не забыли друг друга, что они ещё воссоединятся. И это прекрасно. По-настоящему прекрасно.

Настроение приключения прекрасно передается посредством музыкального сопровождения. Уже ознакомившись с предыдущими играми Уэды, я без прикрас заявляю, что именно в TLG - самый лучший саундтрек. Самые трогательный, самый душевный, самый искренний и самый тревожный. Когда герои оказываются в безнадежной ситуации, играет напряженная мелодия в духе старых мультфильмов Диснея. Когда они оказываются на свежем воздухе, а на фоне виднеется причудливая архитектура таинственной крепости, играет музыка, полная тяги к приключениям. Когда наступают относительно спокойные моменты играет настоящая меланхолия.

Просто послушайте это

Нет ни одной лишней мелодии, нет ни одной неуместной композиции - всё расставлено грамотно, всё соответствует духу игры.

***

Но если с душевной точки зрения у TLG всё полный порядок, то геймплейно и технически он вызывает ряд неудобных вопросов.

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

Если вы фанат Ico или Принца Персии, и помните, как там всё устроено, то ничего нового здесь не увидите. Нам так же необходимо постоянно карабкаться по стенам и выступам, чтобы добраться до конечной точки; балансировать на тонких балках, чтобы не свалиться в пропасть; то и дело искать рычаги, чтобы открыть нужную дверь. Здесь Фумито не изобретает велосипед и просто постоянно использует уже устоявшийся в его играх подход к прохождению.

Скажу даже больше - игра стала очень легкой. Настолько легкой, что иногда становится просто скучно. Напомню, что ICO по продолжительности была очень короткой, но каждая “загадка” там была на вес золота, каждая локация требовала постоянно напрягать свое серое вещество. Тут же такого не наблюдается. Есть несколько моментов, которые заставили меня искать прохождение на YouTub’е, но это скорее исключение.

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"

С другой стороны, это всё касается только первой половины игры. Опять же, повторюсь, во второй игрока просто забрасывает в пучину постоянных напряженных сцен. Их становится так много, что каждый, относительно спокойный момент, начинаешь воспринимать, как благословение.

Но и на это бы можно было закрыть глаза, если бы не… управление и камера. Я уже ранее упоминал, что именно эти элементы чуть не заставили меня бросить игру ещё в самом начале. И перетерпеть их очень очень. Камера готова творить что угодно, только не слушаться вас. Она слишком быстрая, слишком неуклюжая, да ещё и намертво цепляется к главному герою; а я напомню, что тому приходится вытворять всякое, а значит на экране начнутся настоящие цирковые представления. Особенно тяжко становится, когда мальчик верхом на Трико проходит по узкому коридору.

Управление это вообще тихий ужас. Герой, аки истребитель, слишком резво несется вперед. А когда дело доходит до прыжков, здесь вообще не ругаться невозможно. Начну с того, что даже банальный прыжок по висящей цепи превращается в испытание только потому, что герой не с первого раза соглашается перепрыгнуть на нужный выступ. Либо угол не тот, либо луна не в той фазе находится. То же самое и с попытками спрыгнуть со спины Трико. Это просто невозможно просто потому, что герой то и дело цепляется за перья существа.

***

Вот, собственно, и всё. Эпоха Уэды пройдена, его игры остались позади, но навсегда закрепились в моем сердце. Лучшую из них для меня выбрать просто невозможно, каждая из них подарила мне нечто свое, особенное. Ico - чувство легкости, душевной красоты и меланхолии; SotC - фатализма и чарующего саморазрушения; TLG - искренней привязанности к виртуальному существу. Все они наглядно показывали, что видеоигры - это не просто геймплей и красивая графика, это нечто глубокое, трогательное и вечное.

Остается надеяться, что в следующей игре Фумито не отступит от своих привычек и выдаст такой же крепкий продукт, чтобы каждая его деталь, даже самая незначительная, дарила яркие эмоций.

Трико и его мальчик. "The Last Guardian"
113113
53 комментария

Фумито Уэда это база, это искусство.

С точки зрения нарратива ни одни игры с его проектами и рядом не стояли.

11

История у игры крутая, да и визуально выглядит круто, но вот чисто из-за технической части сгорела жопа в своё время, но всё равно добил до конца

3

Вот и подошла к концу эпопея с Фумито Уэдой.Почему подошла то? Он сейчас как раз новую игру делает, уже и тизеры были.

Но The Last Guardian конечно топ. 10 из 10. Правда, когда я тут в каком-нибудь консоле-сраче про него говорю, меня сразу в анимешники записывают, а игру называют говном(

2

Забыл добавить, что на данный момент закончился
Так то жду его игру с нетерпением, но зная его темп работы...

1

Комментарий недоступен

2

Еще вышел Enslaved в похожем стиле, есть на пк

1

Жаль на другие игры Уэды ремастеры не сделали уровня SotC