Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Добрая сказка о сиротском приюте, которая постепенно превращается в плохой сон.

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

На мой взгляд, создатель вселенных Dark Souls и Bloodborne Хидетака Миядзаки сделал невозможное - в эпоху постмодерна, интертекста, кроссоверов, мультивселенных и повсеместного обилия ремейков, когда, казалось бы, изобретать уже нечего, геймдизайнер создал поистине новую форму нарратива, которую можно было бы описать фразой «как рассказать историю, не рассказывая историю».

Подобный способ повествования, правда, нравится не всем. Некоторые игроки считают недосказанность и отсутствие целостности историй отнюдь не находкой, а скорее удобной авторской позицией — зачем, в самом деле, волноваться о сюжетных дырах, если ты превратил их в главную фишку.

В этом смысле игра, которая вышла для первого поколения PS VR, особенно интересна, ибо, несмотря на лихо закрученную историю с шокирующими тайнами, в финале создатель сошёл с протоптанной дорожки и объяснил всё.

Дом, милый дом

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

В одном из интервью Хидетака Миядзаки поведал, что Déraciné для него — очень личная игра. Именитый геймдизайнер давно планировал рассказать эту историю, и именно формат VR-игры подошёл для неё как нельзя кстати.

Почти сразу разработчики раскрыли, что в игре не будет свободного перемещения, а продвижение по локациям планируется осуществлять при помощи point-n-click, что многих справедливо расстроило — такой формат заведомо ограничивает игрока, а это последнее из ощущений, которые хочешь испытать в VR.

Но конкретно здесь это работает — поначалу даже не понимаешь, почему, пока не осознаешь, что отрезки для маневра компенсируются количеством исследуемых территорий.

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Что тоже, кстати, изначально вызывало опасения. Основное место действия игры — большой особняк в викторианском стиле с прилегающей к нему территорией. И если в начале кажется, что рано или поздно бродить по одним и тем же коридорам быстро надоест, то позже игровой процесс это опровергнет.

Fairytale gone bad

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Итак, если с геймплеем значимых проблем нет, то что с сюжетом? Наши главные герои — шестеро детей, которые, со свойственной им любознательностью, призывают в мир игры «добрую фею», за которую, мы, собственно, и будем играть.

Нет, кавычки здесь отнюдь не для обозначения скрытого подтекста — типа фея на самом деле злая, просто это достаточно известный троп в играх Миядзаки (тот же «добрый охотник»). Все протагонисты приходят в созданные для них миры, где уже что-то случилось, и наш мир — не исключение.

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Добрая фея, согласно лору Déraciné (это не спойлер, об этом вы узнаете в самом начале, зайдя в библиоткеку), чаще всего отвечает на призыв детей, может исполнять их желания и, самое интересное, управлять временем, забирая его у одного объекта и передавая другому. Но есть условие — такие объекты должны быть одного вида (растение = другое растение, мелкое животное = другое мелкое животное и так далее).

Не буду спойлерить сюжет, но если по трейлеру у вас создалось впечатление, что в солнечном приюте, в окнах которого шторки меланхолично раздувает теплый летний ветерок, есть какая-то страшная тайна — то ощущения вас не обманут.

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Где-то с середины игры, повествование которой будет интересным, но расслабленным, как партия скрипки из сопровождающего саундтрека, обороты начнут раскручиваться так, что рано или поздно вы вздрогните с криком «Что?!»

Здесь есть этот потрясающий момент переключения, когда добрая и милая история вдруг начинает превращаться в плохой сон. Подводить вас к этому тоже будут постепенно: вот, например, девочка Роза, которая очень хочет поймать фею с помощью соломенной шляпы, но не может, потому что ходит, опираясь на палочку. «Спаси её, добрая фея. В ту страшную ночь она увидела что-то, чего видеть была не должна», — скажет нам старый директор. А вот фотография женщины в рамке, которой вообще нет в доме. Вот странная книга, отрывок из которой заставляет задуматься: обычный ли это сиротский приют?

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Приём обманутого ожидания - один из моих любимых в искусстве. Градус личного снобизма в этом плане достигает самых верхних отметок, поэтому я искренне восторгаюсь теми авторами, которые могут филигранно водить за нос, не давая даже близко подступиться к разгадке (привет, серия Zero Escape!).

И тут Миядзаки удивил дважды - не только тем, что ответы на все тайны были неожиданными, но и тем, что после распутывания сюжетный клубок не оставил ни единого вопроса.

Причем тут Dark Souls…

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Как я уже обозначил, в отличие от своих пусть не идейных, но студийных предшественниц, Déraciné не оставит после себя фирменной недосказанности почти всех историй Миядзаки.

Зато в мелочах эту игру с творениями FromSoftware роднит многое — здесь тоже обязательно изучать описания всех предметов, если хотите лучше понять сюжет, здесь есть этот потрясающий левелдизайн, как в том же Dark Souls, когда ты смотришь на расположение какого-то предмета и думаешь, реально ли туда вообще попасть. Здесь вас проведут по самым неожиданным местам особняка, дав изучить его практически полностью.

Визуальный стиль игры потрясающий, как будто нам наконец-то открыли двери в дома Ярнама, где нет ни охоты, ни тварей, ни сумасшедших жителей.

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Отдельно стоит рассказать про музыкальное сопровождение. Композитором выступила Юка Китамура, написавшая многие темы и композиции к Dark Souls, Bloodborne и другим играм студии.

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Милая и хрупкая девушка каждый раз откуда-то достаёт из себя хоральный апокалипсис, пронзительную скрипичную меланхолию и щемящую фортепианную депрессию. Кажется, в современном мире это называется «лукизм», но каждый раз, глядя на её фото, я с трудом могу сопоставить, что всё это написала она.

Правда, несмотря на то, что в первой половине игры саундтрек не сильно блещет разнообразием, музыка, на удивление, нисколько не приедается — наоборот, ей удаётся отлично подчёркивать атмосферу происходящего.

…и Bloodborne?

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Как известно, права почти на все эксклюзивы, издателем которых является Sony, принадлежат самой студии. Отсюда, например, решение выпустить Bloodborne на ПК или создать продолжение игры, тоже не зависит от создателей.

На это более чем прозрачно намекнул и сам Миядзаки — в частности, в процессе прохождения в Déraciné можно найти куклу по имени Фиона. На первый взгляд, в ней нет ничего необычного, но те, кто играл в Bloodborne, сразу же узнают знакомую позу - руки тряпичной девочки сложены в жесте «Установить контакт».

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Однако поклонников Bloodborne заинтриговала не только сама поза, но и описание куклы:

Кукла каменной девочки Фионы, которая появляется в незаконченной истории. Когда кому-то снится плохой сон, появляется Фиона и помогает им сбежать.

На «незавершенную историю» также указывает описание странной статуэтки «Мореплаватель», напоминающей Великих. Отсылка к океану как бы тоже намекает.

Статуэтка мореплавателя, которая появляется в незаконченной истории. Говорят, что она появляется в кошмарах, чтобы следить за теми, кто пытается сбежать.

Ну и апогей всего этого высказывания - в игре есть книга с названием «Blood & Bones», в которой упоминается разукрашивание лиц кровью богов и создание оружия при помощи смешения крови.

***

Подытоживая свой небольшой опус, я хотел бы сказать, что если у вас есть первый VR и вы любите необычные истории — пропускать эту игру непозволительно. Если нет - посмотрите прохождение на Youtube, оно не очень долгое (около 4 часов) и, наверняка, будет восприниматься как кино. К слову, русский дубляж у игры весьма хорош, рекомендую.

И пусть, особенно в свете выхода PS VR второго поколения, игра не выглядит графически современной, всё это, поверьте, второстепенно. Да, тут есть пиксельные «лесенки», а дальние объекты (например, в саду) размыты так сильно, что лучше не всматриваться в них, чтобы не расстраиваться. Но за техническим несовершенством, которое, кстати, по ходу прохождения перестаешь замечать, скрывается история, атмосфера и разгадка которой взбудоражат ваше сознание и заставят задуматься о многих вещах.

Это ли не главное?

Обзор Déraciné: самая личная игра от создателя Bloodborne

Если вам нравится то, что я делаю, подписывайтесь на мой ТГ:

186186
54 комментария

Из-за этого и не люблю консоли. Большинство вот таких проектов по сути потеряно. Да, ты можешь купить консоль и шлем к ней. Но сможешь ли ты это сделать через 10 лет? А через 20?

34
Ответить

чисто раритет, да. ну, может, Сони когда-нибудь переиздадут, с чем черт не шутит.

Ответить

PS3 уже неплохо эмулируется при наличии мощного железа. Но вот такие проекты с дополнительными девайсами в требованиях действительно заложники платформы.

4
Ответить

Я всегда говорил, что нафиг консоли, играть надо на компе.

Ответить

Помню анонс этой игры. Конец презентации Сони. Надпись Japan studio. Ты такой таааак. FromSoftware. Тааааааааак. Похожий дизайн дома. Неужели это… И в конце бах, облом.

8
Ответить

не смотрел тогда презентацию, но очень живописно представил степень разочарования)

2
Ответить

О да, я тогда разбудил свою девушку и собаку громчайшим "даёбаныротэтогоказиносука, где мой Бладборн 2 ёбааа".
Настолько сильный был обломище, просто грусть тоска пиздец петля😁

1
Ответить