Space Quest: The Sarien Encounter, обзор квеста от 1986г про уборщика в космосе или я опять забыл выпить таблетки
Предисловие.
Кто-то увидев указ даты выхода квеста 1986 годом наверное подумал примерно так:
Если это так, то знайте - вы не одни. На днях решил поиграть в одну из любимых в детстве сатирических квестов, составленный даже по тем временам с долей стёба над космооперами в лице star wars и star trek и тому подобной литературой, а так же добавлением других представителей жанров. Постараюсь сконцентрироваться больше на самой игре, нежели о куче фактов вокруг студии в лице Сиерры (но и их немного задену).
Разработка
Игра была создана руками Марка Кроу и Скотта Мерфи под пятой компании Sierra On-line.
Сама компания Sierra по временам 80х-90х была такой же известной как и близзард где-нибудь в 2006 году и даже больше, список созданных или изданных игр попросту огромен (King's quest, Ларри, гоблины, Lord of the realm, цезарь 3, халфа, контер-страйк, SWAT и тд). Но в районе середины-конца 90х попала в корпоративную мясорубку. (скупать игровые компании делая из них огромные "заводы игровой промышленности" стало модно уже тогда) в 2004 были сильные сокращения из-за проблем материнской компании Vivendi, а в 2008 году при потрошении игровых подразделов Vivendi и оказалась вообще в руках Activision в виде призрака, которая вроде как перезапустила Sierra в 2014 году, но новостей от неё с того года вообще никаких. Кто не помнит - там топменеджер с фамилией Форбс завышал доходы компании чтобы акции росли в финансовых отчётах, от чего по налогам и прочим нюансам сам Форбс присел на 12 лет, а компания задолжала миллиарды и начала распродавать активы.
Дизайн игры
Тут стоит отметить сразу пару вещей. Игра вышла в 1986 году и выглядела вот так:
Управление осуществлялось с помощью командной строки на английском языке. Ходить, подбирать, что-либо делать в целом можно было только через неё (были ещё стрелки на клавиатуре, но работали скверно). Такими же были 2 и 3 части. Такой геймплей меня поначалу позабавил, но потом из-за языкового барьера и попросту необходимости ввода определённых слов делали геймплей попросту адовым, ибо местами печатать надо было космически быстро.
Но скорее всего многие (включая присутствующие здесь кто играл) играли в VGA ремейк от 1991 года. Времена когда делать ремейк через 5 лет после релиза не считалось чем-то некультурным в приличном обществе.
Ремейк уже выглядел намного приятнее по всем аспектам, а геймплей вышел из консоли в нажатие кнопок на панели, которые имели широкий спектр связанный со всеми чувствами персонажа.
У любого действия на практически любой предмет, дырку в полу или стене есть своё отдельное описание происходящего. Зачастую лизание и нюханье полов или прочих непотребных предметов закадровый автор только спрашивает у вас насколько низко вы о пустились и есть ли этому предел (спойлер: нет, ведь во второй части добавляются инопланетные туалеты и ничто вас не остановит).
Иронично, что на 2 и 3 части VGA ремейков в своё время не было и игрок после первой части запуская вторую мог недоумевать, откуда такой лютый даунгрейд. (4 и 5 части выходили сразу в VGA).
Сама игра очень линейная относительно сюжета (а так же награждает вас итоговыми очками за каждое правильное или просто интересное действие), но в то же время очень высокая вариативность действий, которые зачастую приводят вас к вашей смерти и заставляют перезапускать игру (ну или загружаться) и разновидность этих смертей исчисляется десятками, если вы вдруг где-то оступитесь или решите лизнуть то что не следует - вы получите экран смерти и осуждение авторов игры в шутливой форме (причём на каждую отдельный текст).
Там даже есть игровой автомат, где вас убивает лазер если выпадет три черепа.
До кучи одна из самых весёлых смертей это кнопка с надписью "НЕ НАЖИМАТЬ НИ В КАКИХ СИТУАЦИЯХ" в вашем шатле.
Отдельно стоит упомянуть защиту от пиратства
В те времена борьба с ней выглядела забавно. В серии space quest (в каждой из них) несколько раз за игру нужно использовать панель координат с иероглифами, в самой выглядит вот так:
К каждой копии игры шёл бумажный буклет с большим перечнем этих координат и игрок должен был найти нужный и ввести. Эти пароли генерируются случайно в начале игры из этого перечня и узнать какой именно нужен ты можешь только у НПЦ в игре (грубо говоря он тебе говорит "солнечны путь" и ты в журнале ищешь набор символов с таким названием).
Сюжет
Как и сказал чуть выше - игра построена на сатире и стёбе как космических опер, так и попросту отсылкам к современной культуре тех времён. Отсылок к фильмам и играм хватало (на том же скрине про казино братья блюз из одноимённого фильма), но в 1 части их было сдержанно по авторским соображениям, (во 2 части VGA ремейка там уже на прямую есть и чужой и хищник, доктор Лектор в клетке и Донки Конг, да там даже звуки эвоков и джав из звездных войн на прямую спёрты, но там скорее всего из-за того что официально брать за задницу некого и делался он неофициально). Плюс в те времена шутить можно было на куда большие темы и более свободно.
Начало
Изначально вы Roger Wilco - уборщик космического корабля с планеты Ксенон. Начинаете вы на корабле Аркада где шла разработка звездного генератора (сверхкрутой технологии).
На корабль попали зелёные гуманоидные пришельцы (сарены) и всех перебили. У вас есть 15 минут чтобы побродить по кораблю, собрать сюжетные предметы и улететь пока он не взорвался не забывая понюхать всё что можно. Забрасывает вас на татуиноподобную планету, где вам надо сначала пройти пещеру испытаний, провалиться пару раз в люк, убить монстра и убийцу-паука. Планета на которой кроме барыг, бандитов, ушлых торгашей и существ-убийц никого нет, есть один чел который сидит глубоко под землей, но он в изоляции.
И даже купив самый нужный самолёт и заплатив за него возвращаться на планету на нём не стоит, ибо торгаш немного слукавил
Тут есть ещё забавная проработка, после улёта с планеты появляется непонятный корабль о котором никто не вспомнит ни в одной игре до 4.
К слову малоизвестный факт, именно этой игрой вдохновлялся Джордж Лукас когда делал звездные воины после 6 эпизода, пруфов не будет.
Далее вы летите на корабль тех самых зеленых пришельцев (Сарены) если захотите конечно (там есть вариант для любителей сачкануть), ходите по кораблю залезая в стиральную машину и тыря одежду командира.
Отказываетесь принять участие в ритуале размножения (GOTY ruined) Взрываете двигатель и летите домой, становясь героем (про которого скоро забудут) и получая высшую награду - золотую швабру.
Служил под началом этого парня, лучший уборщик на цитадели.
Стоит упоминания
В квестах тех времён есть такая фишка - это когда ты где-то когда-то забыл что-то нажать или поднять и это имеет последствия через несколько минут (или даже часов как это будет в последующих частях) и вам ничего не остаётся кроме как искать какой-нибудь старый сейв или вообще перепроходить игру (что много не займет конечно же времени, или займёт). А так же можно не всё найти за игру и это видно по итоговым очкам (но они не нужны особо).
Плюс в игре можно менять скорость ходьбы, но это влияет на общую скорость некоторых механик, где вам надо успеть выстрелить или добежать до угла. Но что есть, то есть.
Игра проходится быстро, часа за 2-4, можно уложиться в 40 минут если знать куда идти и что подбирать. Сюжетную часть немного ужал, чтобы не вышел просто пересказ каждого пенька и шутки. Дополню только, что в игре есть иронично стёбные моменты которые не устарели по сей день.
Плюсы:
-графика
-геймплей (даже умудрились добавить мини-игру)
-саундтрек (особенно основная тема мне нравилась всегда, даже когда дребезжала из встроенного динамика моего второго пентиума2)
-сюжет и сатира
Минусы:
Да их и нет, тогда ещё квесты делать уже умели и особенно такие люди как авторы этой игры. И отпилить минусы могли ещё на стадии производства.
PS: постараюсь запилить 2-3 (а может и 4) в одну следующую статью, чтобы добраться до своей любимой пятой и потом шестой частей