Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

От «Даров смерти» до Hogwarts Legacy.

Автор иллюстрации: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fdiroffus&postId=1463376" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Ефимов</a>
Автор иллюстрации: Иван Ефимов

В предыдущих частях ретроспективы я рассказал про классическое и недооценённое поколение игр про Гарри Поттера. В третьей и заключительной главе я разобрал последние десять лет франшизы: все версии дилогии «Даров смерти», игры по лицензии LEGO, мобильные и фанатские проекты, пиратские игры для Dendy и Sega Mega Drive, а также Hogwarts Legacy.

Выбор части

Содержание третьей главы

«Дары Смерти: Часть 1»

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Седьмая и последняя книга про Гарри Поттера по количеству страниц получилась короче, чем «Принц-полукровка», но она так насыщена событиями, что в одном фильме не удалось бы уместить весь сюжет. Это не «Орден Феникса» и «Принц-полукровка», которые смогли сократить без серьёзного вреда для основной истории. Поэтому будущую экранизацию, как и игры по «Дарам», решили разбить на две логических части.

О создании первой игры известно мало. Студия EA Bright Light разработала новый движок и отсканировала лица актёров, чтобы с помощью технологии FACS воссоздать их мимику в игре. Все адаптации «Даров» позиционировали как «проект для повзрослевших фанатов» Поттера. Под стать фильму игра должна быть мрачной и отчасти жестокой. В том числе поэтому «Дары Смерти» — первые игры во франшизе, которые получили от ESRB рейтинг Teen (для подростков от 13 лет).

В планах было несколько версий игры — для старших платформ, для Nintendo Wii, портативная для Nintendo DS и одна для мобильных телефонов. Вышли все, кроме первоначальной Wii-версии. Её создавали для массовой аудитории (рейтинг Everyone), а выполнена они была в уникальном мультяшном стиле. Во второй половине нулевых такое часто практиковали с портами для консолей предыдущего поколения. Ghostbusters: The Video Game для PS2, PSP и Wii — ярчайший пример такого подхода.

По неизвестным причинам эту версию отменили на ранних этапах разработки, а на Wii вышел порт старшей игры с упрощённой графикой. Об отменённой Wii-версии игроки узнали спустя 10 лет, когда концептуальный дизайнер Electronic Arts Росс Дирсли опубликовал её концепты в своём портфолио.

Остаётся только гадать, какой бы получилась эта версия. Вполне возможно, что мы бы увидели амбициозную игру для Wii по известной лицензии, которая на полную катушку использовала бы все возможности контроллера Remote. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Вместо нормальной игры по «Дарам» мы получили скороспелые поделки, а первую часть так и вовсе хочется навсегда вычеркнуть из памяти.

Версия для старших платформ

Честно говоря, мне сложно представить геймдизайн игры на основе киносценария первых «Даров смерти». Считаю, что идея такой игры заведомо обречена на провал. Большую часть экранизации герои бродят по лесу, спорят друг с другом, пытаются разобраться в происходящем, и иногда отбиваются от егерей — бомжеватого вида прихвостней Волдеморта. Ключевых событий в первой части не так уж и много, а экшен так и вовсе появляется ближе к концу. И вот какую игру можно создать по мотивам такой истории?

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Первая половина «Даров» — линейный и депрессивный роуд-муви, в котором нет места платформингу, собиранию бобов и исследованию замка. Все прошлые адаптации были про Хогвартс и его окрестности, а в «Дарах» Хогвартс появляется только в качестве места финальной битвы. Тут разработчикам придётся либо творить отсебятину и задвинуть сюжет на третий план, либо менять жанр игры. EA удалось добиться и того, и другого.

В Bright Light пошли по пути наименьшего сопротивления и задались вопросом: что было на пике популярности в 2008-2009 годах? Правильно, шутеры от третьего лица с укрытиями, в особенности серии Uncharted и Gears of War. Поэтому команда решила сделать свой странный Gears of Potter, где волшебная палочка выполняет роль пистолета, дробовика, пулемёта и снайперской винтовки.

И ладно бы это был сносный шутер, но нет. Всю игру вы шляетесь по унылым «кишковидным» локациям в желто-зёленых тонах и без конца истребляете орды егерей. И, в целом, больше ничего не делаете, если не считать две стелс-миссии (безнадёжно кривые) и одну миссию с полётом на мотоцикле Хагрида.

Здесь так мало контента и разнообразных заданий, что игрока не раз будут гонять по одним и тем же местам, которые он должен зачищать от надоедливых приспешников Волдеморта. Так и хочется назвать игру «Гарри Поттер и борьба с респауном» или «Гарри Поттер и Дары бомжей».

За геймдизайн первых «Даров» отвечал Крис Робертс из студии Criterion — один из создателей серии Burnout, а также главный геймдизайнер серии Need for Speed от Shift и до Rivals. Помимо этого он занимался геймдизайном в «Ордене Феникса» и «Принце-полукровке». Почему Крис Робертс из студии Criterion взялся за игры про Поттера — большая загадка. Почему он облажался с «Дарами Смерти» после предыдущих достойных работ — тайна покрытая семью печатями, потому что о разработке толком ничего не известно.

Сегодня критиковать первые «Дары» всё равно, что толочь воду в ступе: это посредственный и во многом недоделанный шутер. Даже «Кубок Огня» местами вызывал какие-никакие, но положительные эмоции, а тут и зацепиться не за что. Просто сломанный клон Gears of War, который слепили на скорую руку и поломали на пути к релизу.

На высоком уровне сложности использовать укрытия и вовсе необязательно: противники здесь настолько косые, что я прошёл игру практически не прячась. Помимо егерей вам будут встречаться пауки, дементоры и фестралы — выбор врагов невелик, но хоть какое-то разнообразие.

Утомительная глава на градирнях и заброшенном заводе — апофеоз геймдизайнерского маразма, после которого я чуть ли не бросил игру. Этот отрезок чудовищно затянут, потому что вас трижды будут гонять туда-сюда и заставят трижды зачищать локацию от бомжей Волдеморта. Почему кто-то в Bright Light решил, что это будет весело и интересно?

Заметно, что игру пытались искусственно растянуть — оригинальная история постоянно буксует из-за неканоничных миссий, которые с завидной частотой прерывают нарратив. Например, в этих миссиях нужно освободить маглов, продержаться несколько минут, отбиваясь от волн егерей, или пройти подземелье со смертоносным драконом.

Эти задания не несут никакой сюжетной ценности и выглядят как необязательные побочные квесты, которые вас зачем-то заставляют проходить. Но даже с ними общая продолжительность игры составляет всего три с половиной часа. Что, конечно, большой плюс, ведь дольше я бы не выдержал. Видно, что у разработчиков была идея и частично продуманный геймдизайн, но поджимали сроки и стояла цель забить игру пустым контентом, чтобы обзорщики и простые игроки не жаловались на её короткую продолжительность (спойлер: не получилось, они жаловались).

Визуальную часть первых «Даров» можно похвалить разве что за лицевую анимацию. В остальном здесь всё очень посредственно. Локации — это либо 50 оттенков коридорного леса с тошнотворным коричнево-зёленом фильтром, либо дюжина серых индустриальных заброшек с засвеченным небом. Мои бедные глаза!

В Министерстве Магии качество графики будто проседает на два поколения — все стены и потолки покрыты одной текстурой. Я сперва испугался и подумал, что настал конец моей PS3 и умер её видеочип. Да, в фильме стены Министерства Магии тоже были выполнены из однотонного зеленого кирпича, но те декорации не выглядели как уровень из Wolfenstein 3D.

В первых «Дарах» мне понравилось всего две вещи: в доме Сириуса можно погулять с видом от первого лица, а из книжных персонажей вернули Дина Томаса. Он не был в экранизации, но здесь он присутствует в катсценах, где по сюжету странствует вместе с гоблином Крюкохватом. Вот только в книге вместе с ними путешествовал гоблин Кровняк, а также волшебники Дирк Крессвилл и Тед Тонкс. EA не добавила их по одной простой причине — этих героев не было в фильмах (если не считать одну сцену с упоминанием).

С небольшой натяжкой в достоинства можно записать мультиплеер с поддержкой Kinect на Xbox 360, нормальный саундтрек и вменяемую адаптацию киносценария. Но все перечисленные плюсы не спасли первые «Дары Смерти» от звания «худшей игры» по франшизе «Гарри Поттера». Это очередной мусор по кинолицензии, который не стоит вашего времени. Мне до сих пор больно вспоминать об этом опыте.

Портативные версии

В этот раз EA проигнорировала PSP и выпустила портативную часть только на Nintendo DS. Этой версией занималась сторонняя студия Full Fat. На первый взгляд игра выглядит неплохо — стильные катсцены на движке в духе игр для PS1, какие-никакие, но мини-игры, а также некоторые сюжетные события, которые не попали в старшую версию «Даров».

Первое впечатление обманчиво — это очередная никудышная игра по лицензии. На Nintendo DS вполовину сократили историю, саундтрек минималистичен (в основном вы играете в тишине), а геймплей представляет собой однообразный top-down shooter — без конца долбим по тачскрину и таким образом за два часа доходим до титров. А ведь до этого Full Fat отличилась прекрасной переработкой Sid Meier’s Pirates на PSP. Ну вот как так? Видимо во всём опять виноваты сжатые сроки.

Также на JAVA вышла мобильная игра от EA Mobile, которая создана почти по тому же принципу, что и версия для DS. В мобильных «Фениксе» и «Полукровке» были интересные задумки, дарившие надежду на какие-то перемены, но формула осталась неизменной — это не полноценная игра, а короткий интерактивный трейлер фильма.

Правда, в мобильные «Дары» не так больно, как в старшие версии. В неё добавили занятные пазлы и много разнообразных заклинаний, но какой в них смысл, если игра проходится за час?

Общий итог

А какой может быть итог? Все игры по первой части «Даров Смерти» — типичные скороспелые отходы по лицензии. Только тут планка качества опустилась практически до неиграбельного уровня. Если вы по какой-то причине решили пройти все игры по франшизе «Поттера», то советую полностью проигнорировать первые «Дары». Не тратьте на них своё время, деньги (они сейчас редкие и дорогие) и нервы. Честно признаюсь, что планировал заняться форменным мазохизмом — собрать все достижения для платинового трофея, но вовремя передумал и сбагрил игру на Авито.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Оценки российской игровой прессы на момент релиза

Оценки справедливые. Правда, я до сих пор не могу понять, где Диана Маргиева из «Лучших компьютерных игр» углядела в «Дарах» почти 70/100.

«Дары Смерти: Часть 2»

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

В EA были серьезно недовольны обзорами и общим качеством первых «Даров». В Bright Light произошли крупные перестановки, и над второй игрой по большому счёту работала другая команда. Заменили практически всех продюсеров, директоров и геймдизайнеров.

Однако репутационные и финансовые потери из-за первых «Даров» (продано два миллиона копий на всех платформах) были так велики, что в EA пришли к традиционному для издателя решению — закрыть Bright Light после релиза второй части «Даров». Команда трудилась над игрой уже с осознанием того, что это их последний проект в стенах гилфордской студии.

Мне не удалось найти информацию об отменённых версиях или какие-то крупные инсайды о разработке. Известна лишь главная цель: исправить ошибки прошлой игры и напоследок выложиться по максимуму.

Версия для старших платформ

Если первая часть «Даров» была практически неиграбельным хламом, то вторая получилась самым что ни на есть «крепким середнячком», если выражаться штампами российских игровых журналистов того времени.

Это всё ещё посредственный клон Gears of War, но в него хотя бы можно играть, и он способен доставить толику удовольствия. Я сел за прохождение в шесть часов вечера и закончил в восемь с копейками. Игра получилась чудовищно короткой, короче первой части примерно на час, однако я не пожалел ни секунды потраченного времени. В чём-то болезненный, но всё же приятный опыт.

Выскажу смелое заявление, но вторые «Дары» — самая кинематографичная и захватывающая игра во франшизе до выхода Hogwarts Legacy. Уровень «киношности» и общей заскриптованности тут так зашкаливает, что задаешься вопросом: «Я сейчас „Поттера“ запустил или очередную часть Call of Duty?»

Всё постоянно взрывается, а оркестровая музыка эпично гремит. Bright Light удалось идеально перенести весь накал битвы за Хогвартс, и при этом не угробить катсцены дубовой постановкой, как было в предыдущих играх. Хогсмид, Тайная Комната, окрестности Хогвартса, подземелья под Гринготтсом — эти локации здорово смотрятся и до сих пор впечатляют своим размахом.

История чётко следует событиям фильма, но с одним важным отличием — в игре есть вырезанная сцена из финальной битвы, в которой Драко бросил свою палочку Гарри. Этого поворота не было в книге — её придумали специально для экранизации, но почему-то убрали из финальной версии картины. А зря, так как она показывает раскаяние Малфоя и долгожданное примирение с Гарри.

На глобальном уровне ничего не изменилось — всё так же бегаем по кишкообразным локациям, истребляем орды егерей и Пожирателей Смерти. Палочка снова выполняет функцию волшебного дробовика, пулемета и снайперской винтовки. Тем не менее сражаться стало интереснее из-за переработанного искусственного интеллекта и отдачи от выстрелов.

На нормальном и высоком уровнях сложности враги наконец-то начали представлять хоть какую-то опасность. Они хитрят, пытаются выкурить вас из укрытий и сами умело прячутся за ними. Так что во вторую часть «Даров» стоит поиграть хотя бы ради зрелищных сражений.

Битву за Хогвартс показали от лица разных персонажей. Сначала мы ставим магические бомбы за Симуса и отбиваемся от Пожирателей, потом вас ждёт эпичная битва с троллем за профессора Макгонагалл, а после неё — насыщенные экшеном уровни за Нэвилла, Джинни и...саму миссис Уизли! Вот это самый неожиданный поворот, конечно.

В прошлых частях мы играли либо за всеми любимую троицу, либо только за Гарри, а тут не успеваешь привыкнуть к одному герою, как тебя уже перекидывают на другого. У каждого персонажа свой набор заклинаний, скорость передвижения и способности, хотя отличия всё равно едва заметны.

Но все положительные черты второй части «Даров» перекрывает один железобетонный факт, с которым невозможно спорить — это игра на два с половиной часа за 60 долларов. Я отдал за диск две тысячи рублей на Авито, но даже две тысячи — это обдираловка за такую продолжительность.

Если бы они склеили обе игры в одну, довели до ума картинку и геймдизайн в первой части, то мы бы получили вполне добротный шутер. А так имеем отвратительную первую часть и среднюю вторую, которая больше похожа на демку или зрелищный трейлер фильма, чем на полноценную игру.

Портативные версии

Версия для Nintendo DS — ещё один пример работы над ошибками. Разработчики из Full Fat отказались от бесконечного утомительного закликивания врагов в пользу загадок и исследования локаций.

Я бы назвал эту версию «симулятором Вингардиум Левиоса», потому что большую часть времени вы будете перемещать по воздуху предметы, двигать ящики, чинить всякую мебель и избегать ловушек. Сражаться тоже придётся, но бои стали менее утомительными и частыми. Впечатляет и графика, которая выжимает максимум возможностей из железа старенькой Nintendo DS.

Моё прохождение DS-версии заняло около шести часов — самое то для убийства времени во время поездок. Игра показалась затянутой из-за общей неторопливости, однообразия и больших подземелий. Ничего выдающегося, но и не полная посредственность — стандартная игра по кинолицензии.

В случае с версией для мобильных телефонов студия Gameloft пошла проторенной дорожкой — она выпустила полуторачасовой интерактивный «трейлер» фильма, но зато какой! В этот раз мобильную игру действительно хочется пройти из-за сочного пиксель-арта, наличия нормальных катсцен и затягивающего геймплея с элементами RPG. Пожалуй, лучшая мобильная игра по мотивам основных фильмов. И она могла стать лучшей игрой по второй части «Даров» вообще, если бы не была такой короткой.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Общий итог

Вторые «Дары Смерти» продались ещё хуже — 1,4 миллиона копий на всех платформах. Так закончилась история игр по «Гарри Поттеру» от Electronic Arts (все последующие игры будет издавать Warner Bros Interactive), так завершила свой путь студия Bright Light, основанная в девяностые выходцами из Bullfrog, которую тогда же и поглотила EA.

После титров второй части «Даров» вам покажут эпичный ролик с благодарностью от разработчиков под нарезку геймплея и CG из разных «Поттеров» — начиная с версий «Философского камня» от KnowWonder и заканчивая «Дарами Смерти».

Финальный ролик вторых «Даров»

После закрытия Bright Light одна часть команды осела в Criterion Games, а другая покинула EA и устроились в студии Supermassive Games, Jagex и Creative Assembly. Большинство аниматоров и дизайнеров бывшей Bright Light позже поработают над Until Dawn, The Quarry и сериалом The Dark Pictures.

Если выделить какую-то одну значимую личность, то я искренне рад за карьеру Гэри Нэппера — главного геймдизайнера второй части «Даров». После ухода из EA он устроился в Creative Assembly, где стал ключевым автором и ведущим геймдизайнером Alien: Isolation. Позже он помогал с механиками и финальной полировкой Halo Wars 2. С 2016 по 2021 годы был одним из директоров Supermassive Games, а с 2022-го работает в Rare над Everwild.

Удивительная карьера сложилась у человека за 25 лет — от обычного тестера в EA до геймдизайнера лучшей игры по франшизе «Чужого» и одного из руководителей серии The Dark Pictures.

Гэри Нэппер
Гэри Нэппер

Что касается финальной игры, то все версии вторых «Даров Смерти» как минимум заслуживают ознакомления. Это слабые и короткие игры, но дайте им шанс. К тому же, если вы сильно любите «Гарри Поттера» и скучаете по классическим шутерам с укрытиями, то вторые «Дары» — неплохой выбор. Хотя логичнее перепройти какую-нибудь часть Gears of War или Uncharted.

Оценки российской игровой прессы на момент релиза

Средняя оценка — такая же, что у первых «Даров», или немного ниже. Кто-то раскритиковал игру по инерции, зная, насколько плохой была первая часть, а кому-то она всё равно откровенно не понравилось. Моё мнение: вторые «Дары» слегка недооценены и явно не заслуживают всех этих разгромных рецензий с оценками ниже четырех баллов.

Kinect против PlayStation Move

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

После ошеломительного успеха Nintendo Wii и контроллера Wii Remote, в Sony и Microsoft решили создать конкурентные устройства. Так появились Kinect для Xbox 360 и Playstation Move для PlayStation 3. Оба аксессуара не смогли превзойти успех Wii, но у того же Kinect были впечатляющие продажи — за три года с момента релиза он разошелся в количестве 24 миллионов экземпляров. У PS Move дела обстояли чуть хуже — 15 миллионов и меньший срок поддержки устройства.

У меня никогда не было Kinect и PS Move, к тому же я равнодушен к казуальным пати-играм, ритм-играм и рельсовым тирам. В начале десятых мне за глаза хватало Nintendo Wii, так что в покупке этих аксессуаров я не видел никакого смысла. Во время подготовки текста мне удалось достать Kinect и PS Move благодаря моему другу Андрею, который не только любезно предоставил мне устройства, но и все три игры.

Harry for Kinect меня разочаровал. Проблема большинства игр для Kinect в том, что это развлечение на два вечера, максимум — на неделю. Сперва, конечно, впечатляет, но со временем эффект новизны теряется и видишь лишь одноразовую игру, к которой вряд ли захочется вернуться. С играми для Wii такого нет. К той же Wii Sports, Wii Fit и дилогии Rayman Raving Rabbids я регулярно возвращался ради новых достижений и улучшения собственных результатов. Они затягивали и с ними не хотелось расставаться.

Harry Potter for Kinect — это сборник мини-игр для сенсорной камеры. Он бегло адаптирует все ключевые события фильмов, начиная от выбора палочки и заканчивая битвой за Хогвартс. Всю игру мы варим зелья, уворачиваемся от препятствий, проходим заскриптованный рельсовый квиддич, колдуем разные заклинания и выполняем нехитрые кульбиты в битвах с боссами.

С виду и по ощущениям это — одноразовый аттракцион. Весело, да, но игра проходится всего за два часа (зависит от навыков). И что делать потом? Переигрывать её по кругу? Нет особого желания, если честно. Я пожалел, что притащил Kinect домой, потому что мог спокойно пройти игру у друга. В весёлой компании на один вечер — да, вполне. Покупать ради неё Kinect — нет, своих денег она не стоит. Только если вы безгранично любите франшизу.

Полное прохождение

Book of Spells и Book of Potions для PS Move — совсем другой случай. Обе игры используют технологию дополненной реальности и превращают вашу комнату в класс обучения магии. Управлять нужно не только с помощью камеры и контроллера, но и с помощью собственного голоса, а также взаимодействия с книгой, которую будет считывать камера PS Move. Каждое перелистывание магической книги перед камерой — это новый урок или глава.

В Book of Spells вы занимаетесь изучением заклинаний, а в Book of Potions — варите зелья. Джоан Роулинг участвовала в разработке игры и помогала с историей. Игрок узнает о происхождении известных заклинаний и зелий, а также откроет несколько деталей о прошлом волшебного мира. Не уверен, можно ли эти игры считать каноничными по отношению к книгам, но это первые интерактивные продукты по франшизе, которые дополняют её новыми фактами и чуть ли не формируют полноценную Расширенную вселенную.

Я склоняюсь к тому, что это каноничные игры. Например, в том же Book of Potions рассказывают про африканскую магическую школу Уагаду (вскользь упомянули в «Кубке Огня») и российскую школу магии Колдовстворец. Возможно, последнюю школу Роулинг придумала до работы над игрой, но именно в Book of Potions она упоминается впервые.

Но самый яркий пример — это волшебник и зельевар Зигмунт Бадж, которого Роулинг придумала специально для Book of Potions. После этого он неоднократно упоминался в разных мобильных играх и энциклопедиях.

Полное прохождение Book of Spells на русском языке

Обе игры блестяще дублированы на русский, а пройти их смогут даже те, кто впервые взял в руки геймпад. И именно здесь кроется самая серьёзная проблема тайтлов — это невероятно лёгкие игры. Возникает ощущение, что ты проходишь обучение, которое затянулось не на час, а на целых пять часов. Вас ведут за ручку и постоянно разжёвывают то, что нужно сделать — застрять невозможно. В каком-то смысле это больше тестирование всех возможностей PS Move и игра для юных фанатов Поттера, чем серьёзный проект, ориентированный на массового игрока.

Как бы то ни было, но Book of Spells и Book of Potions — это всё равно хорошие игры. Их прохождение займёт у вас в сумме 10 часов, обе набиты лорным контентом и не дают заскучать. А если вы ещё и большой фанат вселенной Роулинг, то засосёт так, что будет сложно оторваться.

Полное прохождение Book of Potions на русском языке

На вторичном рынке сегодня непросто найти комплект PS Move вместе с игрой, камерой и контроллерами. Многое нужно брать по отдельности, что займёт время и влетит вам в копеечку — примерно семь-восемь тысяч рублей за полный комплект на Авито. Впрочем, это тот редкий случай, когда аксессуар стоит взять ради двух игр. Я купил и не пожалел ни рубля.

Интересный факт: в 2013 году Sony совместно с ресурсом Pottermore (будущий WizardingWorld.com) добавили в трёхмерную социальную сеть PlayStation Home эксклюзивный контент по волшебной франшизе, включая локации в Косом переулке, Хогвартс-экспресс, мини-игры и множество косметических предметов. К сожалению, PlayStation Home закрыли в 2015 году, поэтому мне пришлось довольствоваться роликами.

Кстати, на сайте Pottermore до 2015 года были доступны разные мини-игры и викторины. Часть из них перенесли на сайт Wizarding World, однако многие всё равно канули в лету после официального закрытия Pottermore в 2019 году.

Pottermore для PlayStation Home

Игры по лицензии LEGO

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Сегодня уже мало кто помнит, но до популярных платформеров от студии Traveller's Tales вышло аж две игры в серии LEGO Creator. Первая — по мотивам «Философского камня», а вторая — по «Тайной комнате». Они появились одновременно с фильмами и не особо запомнились игрокам.

Обе игры представляют собой виртуальную конструктор-песочницу без полноценного сюжета или какого-нибудь нарратива — все истории придумывает игрок. Натравить на тролля орду летучих мышей? Пожалуйста! Устроить заварушку в Косом переулке? Да без проблем. Игра рассчитана на детей с большим воображением и безграничной любовью к первоисточнику.

Не Minecraft, конечно, но есть что-то общее. Я в них откровенно скучал, потому что выдумывание сценок, прохождение испытаний и прогулки по скучным декорациям — единственное, что может предложить каждая игра.

А вот игры от Traveller’s Tales — совсем другой разговор. Сегодня их принято считать слишком детскими, а саму студию упрекают в бездушной «конвейерности». Мол, Traveller’s Tales постоянно штампует игры, но толком не улучшает и не меняет их геймдизайн. С конвейером соглашусь — до недавней Skywalker Saga (её разработка обросла скандалами из-за лютых кранчей) студия ежегодно выпускала очередную LEGO-игру по крупной лицензии.

Можно критиковать студию за чисто денежный подход, но одного у неё не отнять — у Traveller’s Tales всегда получаются весёлые и увлекательные платформеры. В других своих текстах я неоднократно говорил, что это лучшие игры для прохождения со своим ребёнком или всей семьёй. А для отдельных LEGO-игр — это обязательное условие, иначе велик шанс заскучать.

Вышло две игры — Years 1-4 и Years 5-7. Вас в ускоренном темпе проведут по любимым историям в фирменной юмористической подаче от Traveller’s Tales. Здесь каждый знакомый сюжетный поворот не обходится без неловкой пародии или насмешки над оригиналом. Местами юмор слишком детский и наивный, местами перебор с клоунадой и явным кринжем, но хороших шуток всё равно больше, чем «петросянства».

Эти игры почти безупречны по части визуального ряда, музыки и фан-сервиса. Декорации из фильмов идеально воспроизведены, знакомые оркестровые саундтреки не перестают громыхать, а управлять можно любым персонажем из фильма. Если вы любите LEGO и одновременно фанатеете от фильмов, то получите убийственное комбо.

Просто лёгкие платформеры с упором на кооперативное прохождение и изучение локаций. Настоящее раздолье для перфекционистов, потому что ради секретов, бонус-уровней, новых путей и коллекционных предметов многие главы нужно проходить по нескольку раз. Некоторые секреты открываются после нахождения определенного персонажа, так что если вы решились на полное прохождение, то готовьтесь потратить 30 часов на каждую игру.

Из недостатков я бы отметил однообразный геймплей и необязательный, но всё же навязчивый элемент гринда. Создаётся впечатление, что это не увлекательная игра по фильмам, а симулятор уборщика и собирателя всего подряд. Вы постоянно будете крушить препятствия, собирать монетки, комбинировать разбросанные кубики и чинить декорации. Однажды меня это так утомило, что я целую неделю не хотел возвращаться к Harry Potter Years 1-4. Собираешь, чинишь, собираешь — это надоедает.

Хотя можно забросить весь побочный контент и просто пережить любимое сказочное приключение. После работы иногда хочется отдохнуть от больших и сложных игр, зависнуть в чём-нибудь компактном, лёгком, и чтобы обязательно по любимой франшизе. И когда у меня появляется такое желание, то я всегда запускаю какую-нибудь LEGO-игру. Не факт, что я её не заброшу, но рано или поздно всё равно к ней вернусь и допройду. Так у меня произошло с LEGO-играми по «Поттеру», прохождение которых растянулось на полгода.

Кстати, на каждую часть приходится аж по пять портативных версий от студии TT Fusion. Я не на шутку перепугался из-за того, что мне придётся столько всего проходить, но паника была напрасной. Все портативные версии — это одна игра с разным качеством графики.

В портативных версиях перспективу игры перевели в изометрию, попутно вырезали несколько хабов и упростили битвы с боссами. Не сказать, что это прям совсем другая игра — скорее попытка пересобрать старшую версию на слабом железе. Попытка удачная, но я всё же предпочту базовую игру.

В третий и последний раз Traveller’s Tales коснулись вселенной Роулинг в своём «капустнике» LEGO Dimensions. В нём переплелись самые разные франшизы — от культовых видеоигр до популярных мультфильмов. Так, в вашей команде могут оказаться Соник, Бэтмен и Марти Макфлай, а всё действие будет разворачиваться в декорациях из «Фантастических тварей».

В Dimensions как раз есть DLС по этому фильму, которое добавляет в игру не только дополнительных персонажей, но и шесть сюжетных уровней. Забава на один вечер, да и грех жаловаться — это единственная вменяемая игровая адаптация «Фантастических тварей». Крупнобюджетных и масштабных игр по этому ответвлению почему-то не было.

LEGO Dimensions: Fantastic Beasts

Другие мобильные игры

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Тут буду максимально краток, потому что рассказывать особо не о чем. В нулевые годы помимо игр по мотивам фильмов выходили разные казуальные тайтлы для мобильных телефонов. Например, малоизвестная студия Jarbull выпустила скролл-шутер Harry Potter, легальность которого до сих пор под большим вопросом, ведь в игре нет ни одного копирайта (как минимум в моей версии).

Harry Potter: Mastering Magic — сборник логических мини-игр, замаскированный под уроки волшебства. Harry Potter: Find Scabbers — навороченный клон Pac-Man, где на каждом уровне вам нужно избегать врагов и непременно найти крысу Коросту. Harry Potter: Spells — трёнажер на память для первых моделей iPhone, в котором вы должны рисовать пальцем разные заклинания. Собственно, больше в нулевые ничего и не выходило.

Harry Potter, Mastering Magic, Find Scabbers, Spells
Harry Potter, Mastering Magic, Find Scabbers, Spells

Мобильными играми по вселенной «Поттера» заметно разразились в последние пять лет. Harry Potter: Puzzles & Spells — типичная кристаллики в жанре «три в ряд» в обёртке вселенной Поттера. Что тут ещё добавить? Когда-нибудь это должно было случиться.

Harry Potter: Wizards Unite от Niantic — игра в жанре дополненной реальности и логическое развитие идей Pokemon GO. В 2022 году игру закрыли, так как она не смогла завоевать такую же популярность, как прошлые работы Niantic. Мне Wizards Unite наскучила спустя пару дней, ибо концепция Pokemon Go слабо вяжется со вселенной Поттера. Хорошая попытка, но нет.

А теперь о наболевшем. Да простят меня фанаты печально известной Hogwarts Mystery (если такие меня читают), но это бездушная и скучная игра, созданная для бесконечного высасывания денег. Начинается всё замечательно — создаём персонажа, поступаем в Хогвартс, выбираем факультет, заводим друзей и постепенно начинаем учиться. Радует возможность завести отношения и подолгу общаться с сокурсниками — почти что визуальная новелла.

Первым разочарованием оказывается геймдизайн, ведь 90% геймплея тут строится на скучном закликивании подсвеченных предметов, выборе ответов, QTE и рисовании заклинаний. Потом вы сталкиваетесь с чудовищной монетизацией и таймером. Прохождение уроков и заданий отнимает шкалу энергии, и когда эта энергия иссякнет, то вы либо платите деньги, либо ждёте несколько часов. Худший вариант — начнёте смотреть рекламу, чтобы получить золотые монетки.

Я знаю, как работают мобильные игры и подобные «доильни», но я ненавижу проекты, которые не уважают моё время, тыкают носом в замочки и пейволл. Может кто-то и готов это терпеть, но меня хватило всего на четыре часа. Практически за каждый чих тут нужно платить или подолгу ждать, а на животных и одежду копить неделями. Ну, либо закинуть донат и получить pay to win, но какой тогда смысл?

Из других мобильных игр можно вспомнить Harry Potter: Magic Awakened и Fantastic Beasts: Cases from the Wizarding World. Cases from the Wizarding World — единственный мобильный релиз по «Фантастическим тварям». К сожалению, без сюрпризов — казуальная игра в жанре hidden object.

Коллекционная карточная игра Magic Awakened с весьма привлекательным дизайном персонажей и всего окружения пока что доступна только в Азии. На закрытый бета-тест я попасть не смог, так что попозже обязательно поиграю в релизную версию и дополню текст своим мнением. Глобальный зарубежный релиз ожидается в 2023 году.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Фанатские игры

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Когда я впервые анонсировал работу над ретроспективой, то несколько читателей настоятельно рекомендовали изучить тему фанатских игр. Якобы за годы вышло много достойных внимания проектов. И когда я начал их искать, то почувствовал себя в шкуре растерянного Траволты. А где игры-то?

Одну половину проектов убили в зародыше сами авторы, а вторую половину сложно отнести к чему-то амбициозному. Это либо что-то юмористическое в духе короткого и совсем не смешного квеста Larry Lotter and the Test of Time, либо нечто браузерное по типу Harry Potter: Create Your Own Adventure или HEXRPG. Игры для усидчивых фанатов с неплохим воображением, потому что всё подаётся исключительно в текстовом виде.

Поэтому мне ничего не оставалось, как отправиться на поиски модов и хентайных игр. Из адекватных модов можно выделить разве что Witchcraft and Wizardry — масштабное фанатское дополнение для Minecraft. Фактически даже не совсем мод, а полноценная ролевая игра на движке Minecraft с катсценами, диалогами, основной сюжетной линией и побочными квестами.

Больше всего меня впечатлил невероятных размеров открытый мир. От Хогсмида до Министерства Магии и неряшливого дома семейства Уизли. Каждая локация детально проработана, в каждую вложена душа и часы стараний. Уже в самом начале я был шокирован масштабами и глубиной детализации одного только Косого переулка. А Хогвартс вообще будто воспроизведен один к одному, и в нём вполне можно заблудиться.

Попутно на игрока вываливают столько качественного и неожиданного фансервиса, что хочется и вовсе закрыть глаза на мелкие недостатки мода — вроде неудобной установки, неинтуитивного управления и однообразных квестов. К тому же, мне как-то стыдно жаловаться на бесплатную игру от фанатов, ещё и на движке Minecraft.

Порадовали здешние уроки магии. К моменту запуска Witchcraft and Wizardry я так соскучился по классической трилогии и её незамысловатому геймдизайну, что был рад вернуться в знакомые подземелья в поисках новых заклинаний. Платформенные секции разбавлены в них сражениями с фантастическими тварями и простыми, но изобретательными головоломками.

В общем, если вы любите Minecraft или всегда искали проект по «Поттеру» штучной ручной выделки, то настоятельно рекомендую попробовать. Шляпу перед создателями хочется снять за одни лишь локации и саундтрек (написан в стиле музыки из фильмов), а тут ещё ролевую систему с сюжетом прикрутили — всё на голом энтузиазме от талантливых фанатов.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

А теперь перейдем к порно-играм. Хентайных модов к разным играм хватает, а вот отдельных игр всего несколько, и почти все они относятся к жанру визуальных новелл. Самая известная — Witch Trainer за авторством популярного хентайного художника Akabur. Это одновременно ответвление и развитие идеи Magic Shop и Princess Trainer — предыдущих игр автора.

Сюжет — полная «наркомания». Джинн из прошлых игр автора «исекайнулся» из мира «Аладдина» в волшебный мир «Гарри Поттера». И не абы куда, а на место Дамблдора, тогда как самого Дамблдора перенесло в Аграбу. Магия джинна оказалась такой сильной, что личину самозванца раскусил лишь профессор Снейп. После сражения с ним (под музыку из Final Fantasy VII, что добавляет юмора) он просит джинна разобраться с всезнайкой Гермионой.

Вместе они разрабатывает хитрый план по порабощению Гермионы и её дальнейшему «воспитанию». Ну, думаю тут не нужно объяснять о том, куда всё идёт? Теперь в роли джинна в облике Дамблдора вы будете «лепить» из Гермионы что вздумается. В прямом смысле, вплоть до одежды и физиологических мелочей. Эдакий гибрид из симулятора в духе целомудренной серии Princess Maker и типичной хентайной новеллы. Естественно попутно вы будете заниматься с Гермионой сексом, а также охмурите ещё несколько девушек.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Звучит как полная безвкусица, мерзость и ерунда, но какие же здесь искромётные диалоги! Даже если вы ненавидите порно-игры, то поиграть в Witch Trainer стоит ради тонны сатиры и пародий как на вселенную Поттера, так и на жанр хентайных игр. По ощущением и ассоциациям — это гибрид вселенной Роулинг с веб-комиксами художника Оглафа, серией Princess Maker и классической эроге. Странный, местами отвратительный, но такой притягательный гибрид! Тот редкий случай, когда играть стыдно, но затягивает так, что сложно оторваться.

Интересный факт: в Witch Trainer над фонами и другой графикой трудился российский художник Даниил Кузьмичёв (Dahr) — известный карикатурист, комиксист и иллюстратор журнала «Навигатор игрового мира».

Из похожего ещё можно вспомнить про Innocent Witches — хентайную новеллу про похождения Маркуса Рэдблэка, сына Тома Рэддла. Здорово написанный, но всё же дико «влажный» фанфик про сексуальные приключения нового директора Хогвартса. И новелла именно про амурные похождения в духе Leisure Suit Larry, чем про откровенную порнографию (она на месте).

Альтернативный Хогвартс, где почти каждый женский персонаж в разной степени «хорни» и вам лишь нужно подтолкнуть их к сексу или другим непристойным действиям. Если вы любитель жанра и саркастичных пародий на «Гарри Поттера», то рекомендую. Если нет, то ограничьтесь Witch Trainer.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

В комментариях читатели советовали поиграть в Wands and Witches — хентайную новеллу с элементами RPG и её облегчённое нехентайное ответвление Autumn Adventure. Меня порадовала вариативность, достойный выбор персонажей для флирта (разных полов) и пародии, но при этом сильно оттолкнуло всё оформление. Задники в игре ещё ничего, а вот персонажи...

Да, понимаю, что это любительский проект, но я так разбаловался неофициальными новеллами с «прилизанным» артом, что ничего не могу с собой поделать — не нравится и всё. Особенно после Innocent Witches.

Про остальное писать не хочется — да и нет смысла. Нашёл парочку низкокачественных яойных новелл и проекты на базе RPG Maker, но от них разило такой махровой кустарщиной, что я даже не стал притрагиваться. Так что если вы знаете ещё про какую-нибудь важную фанатскую игру по «Гарри Поттеру», то обязательно расскажите про неё в комментариях.

Кунсткамера

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Закончу ретроспективу на так называемых «игровых бутлегах» — это любительские поделки от китайских и тайваньских разработчиков, которые появились на российском рынке в начале нулевых. Впервые я познакомился с ними в 2002 году, когда у меня уже были PSone и компьютер, но я всё равно не забросил старые консоли. На подмосковных рынках я регулярно замечал странные игры про «Покемонов» или какой-нибудь Super Mario Bros на Sega Mega Drive. И франшиза «Гарри Поттера» — очередная жертва восточных пиратов.

Большая часть известных игр вышла «из-под пера» тайваньской студии Hummer Team, которая в девяностые прославилась благодаря Somari (гибрид Super Mario Bros и Sonic the Hedgehog) и нелегальным портам разных 16-битных хитов на восьмибитные клоны. Например, именно они портировали на Dendy Mortal Kombat, Street Fighter II, Donkey Kong Country, Boogerman и Earthworm Jim.

Их первой подопытной «ласточкой» в этой франшизе стала 8-битная Harry Potter — переделанный хак нелицензионной игры Magic Carpet 1001. Спрайт ковра-самолёта в ней заменили на метлу, а Аладдина на Гарри — вот вам и готовая игра. Пройти этот ужас почти невозможно из-за невероятно ватного геймплея и лютой какофонии вместо саундтрека.

Потом от них появился Harry’s Legend — ещё один хак, только теперь тайваньцы переделали нелегальную игру Titenic (да, именно «Титенек») по мотивам фильма «Титаник». Спрайт Джека в ней заменили на Гарри, а также перерисовали титульный экран, врагов, все катсцены и концовку.

Что тут можно сказать? Это тайваньский beat’em’up по «Титанику» (ДА), который зачем-то натянули на вселенную Роулинг. Вышло так глупо и нелепо, что невозможно оторваться. Американское сленговое выражение dumpster fire («горящая помойка») идеально описывает игру.

По тому же принципу сделали Harry Wrestle и Harry Story — хаки лицензионных игр Panic Restaurant и Wacky Races. Здесь даже разбирать нечего — заменили пару спрайтов и выдали за новую игру. Хоть геймплей оригиналов не испортили, за что отдельное спасибо авторам этих халтурных поделок.

От тайваньской конторы BBD на Game Boy Color вышли Harry Potter 2 и её сиквел со страшным названием Ha Li Xiao Zi IV. У этой команды получился элементарный скролл-шутер и такой же незатейливый платформер. В отличие от Hummer Team, BBD не переделывали известные игры, а нахватали графику, музыку, анимацию и уровни из разных официальных игр. Своих сил у них хватило на нескольких оригинальных боссов и красивые анимешные заставки.

На Sega Mega Drive тоже вышло две игры — китайский рескин Mick & Mack: Global Gladiators, который выдают за Harry Potter and the Chamber of Secrets, и русско-тайваньский Harry Potter с необычной историей.

В начале нулевых тайваньская контора Tomsoft сваяла на досуге изометрический клон Pac-Man под названием 3D Bean, который не ушёл дальше сырого наброска. Чуть позже российский ромхакер KuKzz нашёл 3D Bean, заменил в ней многие спрайты, добавил пережатую музыку из саундтрека первого фильма и выложил на форум Emu-Russia в 2002 году под названием Harry Potter.

Любопытный артефакт, но даже после всех дополнений игра так и осталась прототипом. В ней всего три уровня, которые проходятся за 10 минут. Что, конечно, не помешало пиратам стянуть этот ром и наштамповать картриджи. За это чудо-юдо в далёком 2002 году я отдал 200 рублей. Не знаю, на что тогда надеялся наивный 12-летний мальчик Семён, но, видимо, на что-то хорошее, ведь в начале нулевых я покупал любой мерч с Поттером на обложке.

Hogwarts Legacy

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Глава добавлена в ретроспективу 21 февраля 2023 года

Я не понимаю, почему большинство обзорщиков так усердно пытаются принизить заслуги Avalanche Software (не путать c Avalanche Studios). Да, многие об этой студии узнали после анонса Hogwarts Legacy, но это не значит, что Avalanche Software «не пойми откуда взялись» или «все 30 лет делали какую-то ерунду». Не буду кривить душой — я, например, сам не знал, что их первой игрой был порт Ultimate Mortal Kombat 3 на Sega Mega Drive.

Конечно, у студии выходили спорные консольные порты, но была и сносная серия платформеров Tak (незаслуженно забыта) вместе с проектами по диснеевским лицензиям. Их Toy Story 3, Cars 2-3, Chicken Little и Disney Infinity — это просто нормальные игры по лицензии Disney. Не больше, не меньше.

И вот характеристика «просто нормальная игра по лицензии» как нельзя лучше описывает мои впечатления от Hogwarts Legacy. Первые 15 часов прохождения я искренне ей восхищался, но с каждым часом меня всё сильнее разочаровывал сюжет и однообразные активности. После прохождения кампании я с не меньшим восторгом начал исследовать мир и закрывать все побочные квесты, однако вскоре мой восторг вновь сменился лёгким разочарованием. Не игра, а какие-то бесконечные эмоциональные качели.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Главный вопрос: лучший ли это игровой проект по вселенной «Гарри Поттера»? Да, и с этим бессмысленно спорить. Выход Hogwarts Legacy поделил историю игровой франшизы «Поттера» на до и после: сделать хуже будет уже непростительно, а потенциал для развития огромен. Похожий пример: все игры про Бэтмана до выхода Arkham Asylum и после неё.

Но если рассматривать Hogwarts Legacy в отрыве от популярной франшизы и без фанатских очков, то мы увидим довольно стандартную Action RPG в открытом мире с миллионом разных активностей и собираемых предметов. Hogwarts Legacy будто бы разработали по учебнику базовых открытых миров и не отошли от «теории» даже на миллиметр. В том числе поэтому игру так часто сравнивают с проектами Ubisoft.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Хотя я считаю, что тут идеальный пример — это Mad Max от тёзок из Avalanche Studios. Достойная игра по культовой кинофраншизе с невероятно красивым, но безыдейным открытым миром, в котором вы будете десятки часов зачищать однообразные аванпосты и активировать вышки. Я фанат вселенной «Безумного Макса», и в том числе поэтому зачистил её карту на 100%. Но как быть тем, кому равнодушна эта франшиза, и кто не любит тратить время на открытые миры с однотипными активностями? Этим вопросом я постоянно задавался во время прохождения Hogwarts Legacy.

Но давайте по порядку. События игры разворачиваются в викторианской Англии конца XIX века. Вы играете за одаренного волшебника (или волшебницу), который экстерном поступил на пятый курс Хогвартса. Ваш герой имеет уникальную способность: он восприимчив к древней форме магии, за источником которой охотятся властный гоблин Ранрок и темный волшебник Виктор Руквуд. Вместе с вашим наставником, профессором Элеазаром Фигом, вы должны разгадать все тайны древней магии и помешать планам Ранрока. Ну и, конечно же, прилежно учиться в Хогвартсе и непременно завести новых друзей.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

В Hogwarts Legacy из знакомых персонажей в игре можно встретить только призраков — Почти Безголового Ника, профессора Бинса и шаловливого Пивза. Оно и понятно, ведь до событий «Философского камня» отсталось еще целых 100 лет, а Дамблдору в 1890 году исполнилось всего девять лет (в Хогвартс берут с 11). Зато в игре можно встретить прапрабабушек и прапрадедушек семейства Уизли, Олливандера и даже далекого предка Волдеморта. А Хогвартсом в последнем десятилетии XIX века управляет Финеас Найджелус Блэк — прапрадед Сириуса Блэка. Эгоцентричный Финеанс не любит свою работу и считается самым непопулярным директором школы волшебства за всю ее многовековую историю.

Роулинг не участвовала в создании Hogwarts Legacy. Тем не менее, разработчикам помогали кураторы из её компании Wizarding World, а над дизайном мира и его наполнением работали настоящие поклонники. Поэтому здесь так много отсылок к расширенной вселенной франшизы — начиная от «Фантастических тварей» и заканчивая африканской школой магии Уагаду, которая вскользь упоминалась в «Кубке огня».

Школа магии столетней давности заметно отличается от того Хогвартса, к которому мы привыкли по фильмам. В игре есть знакомые достопримечательности (например, деревянный мост, большой зал и ванная старост), но тот же главный холл, движущиеся лестницы и гостиные факультетов сильно разнятся с киношными аналогами. И в этом нет ничего отталкивающего — всегда интересно узнать то, как выглядели знакомые локации в далёком прошлом.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Размер игрового мира шокирует с первых часов — это сверхдетальный Хогвартс, уютная деревушка Хогсмид (можно подслушать разговор в «Трех метлах» или выпить сливочного пива), Запретный лес, десятки маленьких поселков и сотня мест для вдумчивого исследования. Полет на метле от северной части карты до южной займет у вас десять минут реального времени, а на прохождение только сюжетной кампании уйдёт до 40 часов.

После создания внешности персонажа и короткого, но зрелищного пролога игрок перенесется в Хогвартс, на церемонию распределения, где волшебная шляпа выберет ваш будущий факультет (если выбор шляпы не понравился, то вы можете выбрать его вручную). От факультета зависит то, в каком крыле замка вы будете жить и с какими NPC познакомитесь в начале игры.

К сожалению, принадлежность к определенному факультету влияет лишь на некоторые фразы в диалогах, предметы одежды и один уникальный квест. На десятом часу прохождения я уже не обращал внимание на то, к какому факультету принадлежит NPC, ведь везде есть добряки, вредины или просто уравновешенные персонажи. Если в книгах Слизерин и Гриффиндор всегда были на первом плане, а их студенты имели банальные типажи (стандартное деление на «злых» и «добрых»), то здесь все факультеты равны.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Обучение игры займет примерно пять-шесть часов реального времени. За этот отрезок вы пройдёте с дюжину уроков, получите свою волшебную палочку, познакомитесь с новыми друзьями, проведёте несколько дуэлей, научитесь премудростям полёта на метле, варке зелий и обустройстве собственной Выручай-комнаты.

У меня это обучение растянулась аж на 15 часов, потому что большую часть времени я гулял по замку и его окрестностям — настолько восхитило окружение. В Hogwarts Legacy всё сделано с душой и таким уважением к первоисточнику, что проработке деталей не перестаёшь удивляться до самых титров. Не Red Dead Redemption 2 с её маниакальным вниманием к мелочам, но всё равно впечатляет.

Каждая прогулка по замку и его окрестностям почти всегда превращается в маленькое приключение. Вот отправился ты на очередной урок, а по пути встретил танцующих привидений и домовых эльфов, нашел тот самый туалет из «Тайной комнаты», погладил котика, подслушал свежие сплетни о директоре и взял новый побочный квест. А если надоест гулять по замку, можно все бросить и отправиться ночью в Запретный лес — охотиться на пауков и смотреть на завораживающие пляски светлячков возле озера.

В общем, если вы любите исследовать открытые миры и закрывать все маркеры на карте, то в Hogwarts Legacy легко пропасть на добрую сотню часов. Всегда можно отложить сюжетную кампанию, сконцентрироваться на побочных квестах, разгадывании загадок, спасении фантастических тварей и поиске коллекционных предметов. Конечно, если вам надоели опенворлды в духе Ubisoft, то лучше ограничиться прохождением кампании. При этом вы потеряете львиную долю контента, ведь истинную концовку игры покажут только после прохождения всех побочных активностей.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Увы, ближе к концовке мой восторг слегка угас. На каждое удачную идею тут найдётся ворох мелких недочётов и слабых мест, которые невозможно игнорировать. Видно, что какие-то идеи отсекли сразу или в середине разработки, а что-то, вероятно, отложили на сиквел.

Больше всего разочаровывает процесс учебы. Практически все уроки — это неинтерактивные кат-сцены и QTE в духе рисования «спиралек» из ранних игр серии. И это странно, ведь в том же «Принце-полукровке» зельеварению можно было учиться в формате увлекательной мини-игры, тогда как в Hogwarts Legacy вместо неё предлагают унылую механику «найди пять мухоморов в лесу, кинь их в котел и подожди пять минут».

Школьная жизнь, романтические отношения, вариативность в прохождении уроков, очки факультета — ничего этого здесь нет. Нет даже банального минимума, вроде механик учёбы из Bully, «Ордена Феникса» и «Принца-полукровки». Avalance Software создали игру про школу магии, в которой вообще не нужно учиться и стараться. А я так мечтал о борьбе за очки между факультетами! Но нет, Кубок Хогвартса вам дадут просто так.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

В Hogwarts Legacy полностью отсутствует система морали, а отыгрыш персонажа минимален. Вы не станете тёмным волшебником, даже если изучите все запрещённые заклинания и будете грубить каждому NPC. Так что если всегда хотели отыграть «тётю Мотю» из Пуффендуя или зануду из Когтеврана, то у вас ничего не получится — возможности для отыгрыша нет.

Вы не получите никакого наказания за каст Авада Кедавры или Круцио в стенах Хогвартса. Профессора слегка пожурят вас за использование запрещенных заклинаний на их манекенах, но на этом всё. Такое чувство, будто бы систему морали планировали добавить в игру, но то ли Avalanche не хватило времени на её доработку, то ли об этом вообще не задумывались.

Также удивляет полное отсутствие, казалось бы, обязательных для игры во вселенной «Поттера» вещей. Например, здесь вообще нельзя завести животное и получить свой патронус. Мечтали выбрать в Косом переулке кошку, жабу, сову или крысу? Не выйдет. Тем более в этом нет особой надобности, ведь ту же совиную почту игрок получает строго по сюжету.

В Hogwarts Legacy есть задание, связанное с поиском плюй-камней, но нет самих плюй-камней в качестве мини-игры. Да что там, нет даже волшебных шахмат! В недоделанном и сыром «Ордене Феникса» всё это есть, а тут забыли. Также нет соревнований по квиддичу, потому что их по надуманной причине запретил директор-самодур.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

События сюжета Hogwarts Legacy не имеют важного значения во вселенной, к тому же главный герой — это типичный «избранный» с синдромом «Мэри Сью». Его все обожают и уважают, он мастерски изучает любые заклинания и варит самые мощные отвары. Из-за отсутствия отыгрыша и моральной системы он ощущается не как личность, а как пустой болванчик.

Основная история интригует, вот только большинство персонажей имеют плоские характеры, катсцен неожиданно мало (в основном вы смотрите на говорящие головы), а многие сюжетные повороты угадываются наперёд. Частично разочаровали и побочные квесты — действительно запоминающихся всего пять-шесть штук за игру.

Если подытожить, то в Hogwarts Legacy расстраивают три вещи: слабая учёба, незамысловатая история и полное отсутствие вариативности (если не считать концовку, которую можно выбрать диалоге). Четвертый и опциональный недостаток — открытый мир с базовыми квестами по типу «подай-принеси» и бесконечной зачисткой лагерей браконьеров.

Если меня трогает сеттинг и франшиза, то я стараюсь «запылесосить» карту на 100%. Так случилось и здесь — я не без удовольствия зачистил мир игры и получил истинную концовку. Но я прекрасно знаю, что некоторые игроки на дух не переносят подобные открытые миры, и не готовы тратить десятки часов на однообразные активности.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Но, тем не менее, игра всё равно удалась. Hogwarts Legacy создана для тех, кто в детстве ждал сову с заветным письмом или мечтал увидеть масштабную ААА-игру по франшизе. Кто до сих пор безумно любит фильмы и регулярно перечитывает книги. Вы получите незабываемый опыт, хоть и с некоторыми оговорками и, возможно, лёгким разочарованием. А если вы совершенно равнодушны к волшебной вселенной и не перевариваете «Ubisoft-style» открытые миры, то лучше обойти Legacy стороной.

В целом, игра мне понравилась, несмотря на все заметные недостатки, и то, что я ждал от неё большего. Но так как это первый проект подобного размаха для Avalanche, то хочется закрыть глаза на часть проблем. Почему? Да потому что это готовая база для потенциальных DLC и череде сиквелов, ведь концепцию и механики можно совершенствовать годами!

Ничто не мешает студии взяться за условную Hogwarts Legacy 2, где все основные события будут разворачиваться, например, в семидесятые, а в истории будут участвовать юные родители Поттера. Ничто не мешает Avalanche учесть всю критику, и в потенциальном сиквеле добавить вариативность, мини-игры и полноценную учёбу. Искренне на это надеюсь и буду с нетерпением ждать сиквел, анонс которого, кажется, неизбежен.

Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»

Ретроспектива закончена. На прохождение всех игр и написание лонгридов у меня ушло больше года. Эта часть получилась заметно короче, чем предыдущие, но онлайн-редактор DTF не выдерживает такие объёмы, поэтому текст пришлось разделить на три части. Если я пропустил какую-то хорошую мобильную игру или другой любопытный проект по франшизе, то обязательно расскажите о нём в комментариях — поиграю и возможно дополню текст.

Напоследок хотел бы поблагодарить дизайнера и иллюстратора Ивана Ефимова за замечательные обложки для текстов. Также я хотел бы сказать большое спасибо всем читателям, которые материально поддержали ретроспективу, и с нетерпением ждали все её части.

929929
110 комментариев
1000 ₽

СПАСИБО ЗА ВСЁ, СЕМЁН!

43
777 ₽

На оплату взятки для поступления на бюджет на Слизерин

26
500 ₽

Это что получается, вот и нашёлся победитель в конкурсе на копию Хогвартс Легаси!

30