Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Итак, Half-Life торжественно воскрес в 2020 году после 13-ти лет затишья. Однако, вопреки ожиданиям фанатов, Гейб выкатил не полноценную концовку давно почившей в клифхэнгере серии, но спин-офф. Или приквел. Или сиквел. В любом случае не для всех, а только для избранных обладателей VR-шлема (до прихода на наш рынок Oculus Quest, как по мне, иметь шлем для виртуальной реальности считалось невиданной роскошью). Да, обидно, но зная Valve - не удивительно. Студия выпускает не просто игры, но демонстрацию очередных возможностей своего движка. Судите сами:

Half-Life 2 - демонстрация движка Source и возможностей физики;

Half-Life 2: Episode One - колоссальная работа над освещением.

Half-Life 2: Episode Two - демонстрация возможностей Source на открытых картах.

HL: Alyx пошла ещё дальше, и помимо обновленного Source 2 не только расширила возможности физических объектов, но и научилась их применять в пространстве виртуальной реальности, по сути сделав огромный шаг вперед в направлении развития VR-игр. Но об этом после.

Долгое время я тешил себя ожиданием NO-VR патча, но впоследствии понял, что без элементов виртуальной реальности игра растеряет, примерно, девяносто процентов своего обаяния. И не ошибся. Поэтому, душа поэта не выдержала и заставила меня приобрести Oculus Quest 2.

Стоило ли оно того? Ещё как!

"Супероружие" Альянса

Сперва, Alyx притворяется приквелом. Действие разворачиваются в Сити-17 за пять лет до событий второй части. Альянс уже оккупировал Землю и начал работы по выкачиванию природных ресурсов. Строительство Цитадели идет полным ходом, а небольшие остатки Сопротивления изредка проворачивают диверсий против инопланетных оккупантов. Девятнадцатилетняя Аликс Вэнс - как и её отец Илай - одни из немногих, кто продолжает борьбу за свободу человечества, но мечтают о большем.

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Однажды, Илая арестовывают, и Аликс, заручившись поддержкой подпольного учёного Рассела, отправляется спасать отца. Пройдя через карантинную зону, девушка встречает Вортигонта, который предсказывает ей события Episode Two, а позже спасает Илая от верной гибели после аварий на железной дороге.

Спасённый Вэнс рассказывает дочери о неком Хранилище, в котором Альянс хранит некое супероружие, и Аликс вызывается раздобыть его - в конце концов, против пришельцев любые средства хороши.

Поначалу, Alyx хорошо справляется с ролью приквела. Игра бережно относится к уже устоявшемуся канону, снова возвращает атмосферу угнетенного тоталитаризма, которым так славилась вторая часть; архитектура Восточной Европы по-прежнему приятна глазу; а возвращение старых героев, будь то Илай или Аликс или Вортигонты лишь усиливает сопряженность игры к серии, словно смотришь спецвыпуск давно закрытого сериала, созданный ради фанатов. Если вы мечтали вернуться на улицы Сити-17 и насладиться эстетикой восточноевропейского быта - эта игра для вас. Такого добра тут навалом.

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Впрочем, есть небольшие изменения, которые хорошо бы выглядели в третьей части, но странно смотрятся в Alyx. Например, модифицированные хэдкрабы, которые умеют вселяться в трупы и превращать их в монстров; или усиленные солдаты Альянса, которые умеют пользоваться щитами и стрелять из пулемёта, ака "Пулеметчик" из Team Fortress 2. Понятно, что для новой игры выставлять старых противников было бы глупо, но они совершенно не вписываются в то, что мы видели во второй части или эпизодах. Куда же делись электрические хэдкрабы? Почему комбайны в будущем отказались от экипировки Джаггернаут и перешли разряд обычной пехоты?

Впрочем, имеет ли смысл задаваться этими вопросами? В конце концов, разработчики хотели привнести что-то новое в геймплей, дать старым фанатам насладиться новыми ощущениями; и у них это получилось.

Но когда наступает финальный акт, появляются вопросы, ответы на которые нам никто давать не собирается. Что это было? Попытка создать мультивселенную? Или попытка сгладить жестокий финал Episode Two, породив и без того запутанный клифхэнгер? И как теперь относиться к предыдущим частям? Существуют ли они в контексте Alyx, или же перед нами полный перезапуск серии?

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Всё это, вроде бы, пообещали разъяснить в продолжениях, но пока что можно остановиться на втором варианте - авторы захотели вычеркнуть "финал" Марка Лейдлоу и направить серию по новому пути, однако что там нас ждет и что будет с прошлыми событиями - не ясно.

С другой стороны финал получился по-настоящему неожиданным. В эмоциональном плане это вообще смесь драмы и изумления. Игра в очередной раз ставит перед нами вопрос о предопределенности нашей судьбы. Вольны мы идти так, как нам вздумается, или же нас дёргают за невидимые ниточки силы, далекие от нашего понимания? Фатальна ли сама по себе война против всемогущего Альянса?

В течении суток (события игры начинаются, примерно, в шесть утра и заканчиваются поздно вечером) Аликс проходит длинный путь в попытках заполучить оружие, способное остановить Альянс. Тернистая и опасная дорога через полчища монстров и враждебных солдат уже сама по себе кажется отчаянной попыткой следовать за мифическим "нечто", лишь бы обрести надежду спастись от тирании инопланетных сил. И если поначалу Аликс относится к путешествию, как к простому приключению, то в последствии ей кажется, что кроме неё и Хранилища, ничего в этом мире не существует. Там есть "что-то", и это "что-то" может им помочь. И чем ближе цель, тем сильнее жажда её достичь.

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Однако, конец истории ставит героине подножку, и вместо надежды в её голосе звучат страх и отчаяние. Её положение, и без того шаткое, стало в конец неоднозначным, и Аликс кажется, что её навсегда заперли в бездне, где ей предстоит провести вечность наедине с собственными сомнениями и вопросами без ответов.

Да, однозначно, финал - самая сильная сторона Alyx. Но и её же Дамоклов Меч; особенно для закоренелых фанатов серии.

В игре, как в жизни

На самом деле решение перенести серию HL на VR пространство выглядит вполне логичным с учетом развития технологий. Ещё вторая часть с её физикой так и напрашивалась на арену виртуальной реальности (впоследствии, фанаты сделали годный VR-мод). А в Alyx мы видим эволюцию движка Source, которым так долго хвастался Гейб.

Помимо проработанной и около-реалистичной графики возросли и возможности VR элементов. Приведу в пример

Что мы можем сделать с бутылкой водки? Взять в руки. Потрясти и посмотреть, как внутри бултыхается жидкость (ещё одна фича Source 2), возомнить себя "вэдэвэшником" и разбить её о свою голову, бросить её во врага (притом, сила броска будет целиком и полностью зависеть от вас - и в разных случаях лететь она может по-разному), покрутить её в руках, по-жонглировать, попробовать угостить ею зомби... А вот самим выпить нельзя, Аликс же всё-таки спортсменка, комсомолка.

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Мы, будучи в виртуальной реальности, вольны взаимодействовать с предметами как нам угодно, будь то камень, или палка, или детская карусель, полностью погружаясь в происходящее. Благо, что и здесь разработчики подкинули Аликс аналог знаменитой Грави-Пушки - грави-перчатки, которые позволяют нам притягивать что угодно, тем самым чувствуя себя настоящим обладателем пси-способностей. Взмах рукой - и пистолетный магазин, который лежал на ящике, теперь у вас.

Но это всё мелочь. Самое главное то, что геймплей полностью заточен на взаимодействие с элементами виртуальной реальности. Любая деятельность требует от игрока полной имитации соответствующего движения, будь то открывание двери или ящика (а если вы ещё играете в огромном пустом зале, то ваше передвижение будет соответствовать оному в игре, благо, что уровни не слишком завихренные).

Естественно, и перестрелки выстроены таким образом, чтобы их успех целиком и полностью зависел от вертлявости игрока. Если вы хотите грамотно ставить хэдшоты, то будьте добры тренироваться стрелять так, чтобы второго выстрела и не потребовалось. Если же у вас закончились патроны, оттачивайте безупречный навык перезарядки, смещая время действия до нескольких миллисекунд. А если у вас совсем нет боеприпасов, учитесь грамотно бросать гранаты (на последнем уровне очень пригодится).

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

С другой стороны, и сами сражения выглядят так, чтобы не слишком сильно портить игроку жизнь - врагов всегда немного, двигаются они медленно, но с учетом погружения в происходящее и без того будет непросто.

Несмотря на то, что перестрелки и элементы исследования грамотно чередуются между собой, разработчики нет-нет, да подкидывают неожиданные сюрпризы. Например, здесь есть полноценный стэлс-уровень, где малейшая неосторожность может стоит Аликс жизни - а успех тут, опять же, зависит от прямоты рук игрока.

Огни пустого города

Масштаб действий HL Alyx, по сравнению с её предшественниками, довольно локален - вся игра проходит строго в Сити-17, а если быть точнее, в её отдельных районах, преимущественно промзоны. Путь героини последовательно проходит через остатки подземного метро, богатой гостиницы, небольшого кусочка спального района, пивоварни (алкоголь прилагается), зоопарка и развалин старого завода.

Звучит не слишком эпично, зато минимализм количества уровней с лихвой компенсируется их наполнением. Каждая локация проработана настолько детально, что порой хочется просто так остановиться и начать любоваться местными красотами. И это чертовски круто. Я, например, не знал, что в Сити-17 был зоопарк. Глядя на это место невольно начинаешь задумываться, что то прекрасное довоенное время было, как будто, в иной реальности. А всему остальному будет суждено превратиться в руины.

Half-Life Alyx. Одиссея Аликс Вэнс

Собственно, большинство уровней представляет собой театр запустения и тоски. Мы ходим по заброшенным квартирам, любуемся советским интерьером и гадаем, а что стало с их жильцами? И, если так задуматься, то за всё свое путешествие Аликс едва ли встретит двух-трех гражданских - и то в начале. В остальном героиня будет совершенно одна, и только голос жизнерадостного Рассела, преисполненного ностальгией по старому времени, будет сопровождать нас и отгонять мысли об одиночестве.

Если в предыдущих частях (точнее, во второй) мы впитывали в себя атмосферу безнадежной тоталитарности, то здесь это чувство достигает пика и обволакивает нас, как невидимое одеяло. Оттого и понятно, что улицы безлюдны не потому, что всех убили, а потому, что все прячутся. А Альянс с его всевидящим оком незримо следует за нами и пытается уничтожить.

Кстати, ради шутки можно сопоставить приключения Аликс с приключениями Одиссея из знаменитой поэмы Гомера. Как и в классике героиня проходит строгий путь от точки А к точке Б. Её цель - Хранилище (Итака), где её ждет "Гордон Фримен" (Пенелопа). Помогать ей будут Рассел (Афина) - он же и будет незримо сопровождать Аликс до самого конца её путешествия; и Вортигонты (Феаки). Единственным препятствием на пути встанут отряды Альянса (Посейдон); а в какой-то момент девушка встретит слепого мутанта Джеффри (Циклоп), которого можно победить лишь хитростью. Да, сова на глобусе, но... почему бы и нет? :)

***

Сейчас будет камень в огород грядущего "NO-VR" патча, но мне кажется, что играть в Alyx без VR-гарнитуры не имеет никакого смысла. Valve сделали ставку на возможности виртуальной реальности, выпустив при этом не просто мини-игру-придаток к основному продукту, а полноценную ААА-продукт, который проходится на 14-15 часов. Без всего, это будет простая бродилка, со скучными перестрелками (стрелять по болванчикам, которые зачастую стоят на месте надоест уже на втором уровне) и однотипными "загадками". Да, конечно, можно прикоснуться ко вселенной хотя бы в контексте истории, но, на мой взгляд, сюжет тут играет далеко не главную роль. Но и он, черт возьми, интригует.

3838
25 комментариев

Но и её же Дамоклов Меч; особенно для закоренелых фанатов серии.Олды здесь, концовка отличная. Трактовок её много, вариантов развития тоже. Любая которую выберут авторы будет верной, остальное нелепые фантазии, так уж это работает. То что кто-то особо душный и не сообразительный не означает что он самый верный и самый прошаренный фанат.
PS
С valve kunckles играть чуть-чуть интереснее, потому что игра действительно держится на вау-эффектах и погружении и трекинг пальчиков его добавляет.

3

От себя могу сказать, что мне понравилось, как поставлена концовка. Драма есть, напряжение есть, интрига есть, вау-эффект тоже.

Ну ждём третью часть, посмотрим, что там скажут.

Что это было? Попытка создать мультивселенную? Или попытка сгладить жестокий финал Episode Two, породив и без того запутанный клифхэнгер? И как теперь относиться к предыдущим частям? Существуют ли они в контексте Alyx, или же перед нами полный перезапуск серии?Valve уже меняла концовку HL2, в EP1 мы откатываемся немного в прошлое и события меняются: Аликс и Гордона спасают Вортигонты.

2

А разве не получилось так, что Г-Мэн спрятал Гордона, Вортигонты спасли Аликс, потом тут же полезли спасать Гордона - и вуаля

Что мы можем сделать с бутылкой водки? Взять в руки. Потрясти и посмотреть, как внутри бултыхается жидкость (ещё одна фича Source 2)

Эту фичу кстати запилил 1 чел от нечего делать во время ковидного локдауна.

2

я играл с эмулятором шлема. Да, часть удобства теряется, но сюжет, геймплей и атмосфера тащат на себе все

1

Сомневаюсь, что без VR там очень интересный геймплей.

1