Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

Среднепочитать о том, как игра про боевых роботов, сражающихся за судьбу Марса, смогла войти в мой топ лучших игр эпохи Playstation 2.

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

Предисловие

Zone of the Enders: The 2nd Runner изначально вышла на Playstation 2 еще в далеком феврале 2003 года, совсем скоро ей стукнет 20 лет. Как нетрудно догадаться, она была сиквелом первой Zone of the Enders, и это сыграло с ней злую шутку. Дело в том, что продюсером обеих игр выступал небезызвестный Хидэо Кодзима, который, дабы стимулировать продажи первой игры, решил продавать ее вместе с демо-версией Metal Gear Solid 2.

Это положительно отразилось на продажах (более полумиллиона копий за все время), однако сама игра была довольно средней - в ней был плохой сюжет, отвратительная английская озвучка, картонные персонажи (как в плане внешнего вида, так и их характеров), а сам геймплей не блистал разнообразием и успевал надоедать, несмотря на общую продолжительность игры в 3-4 часа.

В итоге к сиквелу такой игры интереса у людей просто не было - за весь 2003 год в Японии тираж игры не смог перевалить и за 100 тысяч копий, а во всем мире он составил лишь 250 тысяч копий, в 2 раза меньше, чем у первой части.

К серии попытались вернуть интерес уже на Playstation 3, выпустив HD-коллекцию из обеих частей (которое по "традиции" включало в себя демо - на этот раз от Metal Gear Rising), но и ее продажи оказались неудовлетворительными.

Хидэо неоднократно выражал желание сделать триквел, собирал команду, показывал концепт-арты, но по итогу в 2015 году ушел из Konami, что, по сути, серию и убило. За исключением ремастера второй части 2018 года для Playstation 4 и ПК, о каком либо возрождении серии ничего не слышно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Затянул я с предисловием, пора бы уже и к самой игре перейти. Чем же мне настолько понравилась Zone of the Enders 2, что я готов назвать ее аж одной из лучших игр своей эпохи? Объясняю:

HIGH SPEED ROBOT ACTION

У Metal Gear Solid подзаголовком был "Tactical Espionage Action", призван он был описать суть игры, можно даже сказать ее жанр, отделить ее от прочих стелс-игр того времени, придать уникальности. У Zone of the Enders 2, в свою очередь, подзаголовком является "High Speed Robot Action", и он максимально точно описывает ее суть.

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

Игра представляет из себя ураганный экшен, в котором игроку дана куча возможностей для уничтожения вражеских мехов:

  • Удары в ближнем бою, представляющие из себя простые комбо, которые можно закончить подбросом врага вверх или вниз (что бывает полезно, т.к. при столкновении с поверхностью роботу наносится дополнительный урон)
  • Стрельба для дальнего боя, включающая в себя быстро летящие, но слабые снаряды, и медленно летящие, но более мощные
  • Захват, позволяющий взять в руки различные предметы или даже врагов, нанести ими парочку мощных ударов или просто швырнуть в стену или недругов
  • Заряженные варианты ближних и дальних атак, требующие потратить время на зажатие кнопки R2 и подготовку, но бьющие куда больнее обычных атак
  • А так же дюжина побочных видов вооружения, о которых подробнее позже

В целом бои проходят очень быстро. Благодаря тому, что на кнопку R2 так же назначен рывок и ускорение, сократить дистанцию с врагом становится делом секунды на обычных закрытых аренах. Сами удары так же наносятся очень быстро и даже заряженные атаки при должной сноровке практически не рушат темп боя. По сути своей игра представляет из себя hack and slash с бешеной динамикой, аналогов которому в играх с мехами просто нет.

Но просто рубить роботов надоело бы любому, однако если роботы разнообразные, то это уже другое дело! В игре представлено более десятка видов врагов (не считая боссов, о них позднее), каждый из которых требует своего подхода.

Например, Mummyhead'у лучше зайти за спину, т.к. он любит атаковать больно бьющим лазером, а финальный удар лучше делать заряженным, т.к. иначе вы лишь разрушите его щит, а сам враг останется жив.

Mummyhead
Mummyhead

И это не единственный пример - практически каждый враг в игре, за исключением простых турелей, требует своей тактики, особенно на повышенных сложностях.

Помогать в битвах с вражинами будут так же упомянутые выше побочные виды вооружения, без которых боевка игры потеряла бы добрых процентов 50 своей крутости, поэтому давайте перейдем к ним.

Subweapons

Или те самые побочные виды вооружения в моем переводе. Все они расходуют специальную шкалу энергии, так что использовать их постоянно не получится. Шкала эта восстанавливается специальными сферами - Energy (восстанавливает только полоску энергии) и Metatron (восстанавливает и энергию, и здоровье).

На гифке выше можно увидеть работу одного из них, Wisp, но это я немного забежал вперед, давайте по порядку (заранее прошу прощения за качество гифок, лучше на нашел):

  • Geyser - лазер, парализующий врагов. Может быть заблокирован, да и летит по кривой, так что с моментом использования надо быть осторожным
  • Gauntlet - ракета, наносящая сама по себе невысокий урон, однако благодаря своему отталкивающему действию, очень хорошо подходит для раскидывания врагов, если вы попали в окружение. Ну и если откинутый враг таки врежется во что-то, то ему будет нанесен солидный урон, об этом забывать не стоит
  • Halberd - энергетический луч, наносящий огромный урон, но вынуждающий вас стоять на месте. При правильном использовании способно зачистить комнату буквально за секунды
  • Wisp - эдакий электро-хлыст, подтягивающий к вам врагов и объекты
  • Phalanx - пулемет, изначально выпускающий снаряды в широкой области, но сужающейся по мере стрельбы. Отлично подходит для изничтожения групп врагов
  • Comet - мощный энергетический снаряд, который не может быть заблокирован, и при этом обладает способностью атаковать врага в таргете снова и снова. Однако имеет серьезный недостаток, а именно низкую скорость, многие враги (если предварительно не остановлены Geyser'ом) могут довольно легко увернуться
  • Decoy - название говорит само за себя. Создает вашу копию и привлекает к себе внимание врагов. Отлично подходит для тактического отступления или сбора пачки врагов в одном месте
  • Mummy - щит, поглощающий любой урон (даже тот, который не поглощается обычным щитом) и попутно восстанавливающий ваше здоровье. По сути говоря, это единственный способ восстановить здоровье в бою, помимо подбора Metatron. Из минусов - серьезный расход энергии
  • Homing Missile - невероятно мощный вид вооружения, выпускающий кучу ракет. Наносит огромный урон (зачастую одна ракета способна уничтожить одного врага), но и энергию жрет соответствующе
  • Vector Canon - больше похож на сюжетный гимик, чем на реальный вид вооружения. Наносит самый большой урон в игре, однако требует мех стоять на твердой земле и заряжать один выстрел практически 10 секунд. В реальном бою практически неприменим
  • Zero Shift - не оружие, но телепорт, позволяющий моментально сократить дистанцию с врагом и оказаться у него за спиной. После его получения и без того высокая динамика боев вырастает до небес

Все эти виды вооружения вносят большое разнообразие в боевую систему. Думаю, если бы их не было, то я бы не прошел игру 3 раза на различных сложностях.

Визуальная сторона

На мой скромный взгляд, у Zone of the Enders: The 2nd Runner очень грамотный визуальный стиль, благодаря которому игра весьма хорошо состарилась и не выглядит позорно, хотя ей уже скоро стукнет двадцатка.

В первой Zone of the Enders были модельки персонажей. Выглядели они как то так:

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

Мерзкие пластиковые рожи, отвратительные волосы, полное отсутствие деталей. А эта игра так же вышла на Playstation 2.

Что же разработчики придумали для сиквела? Они вообще не делали модели персонажей, теперь любые сцены, в которых мелькают герои, нарисованы. Местами ты буквально смотришь аниме. Это решение очень положительно сказалось на игре.

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

Положительно так же сказались дизайны мехов от Ёдзи Синкавы и их внутриигровая проработка. Они и в оригинале то выглядели весьма прилично, а в ремастерах, где им добавили деталей и повысили количество полигонов, и подавно.

Хотелось бы так же в этом разделе отметить то, как ZOE позволяет игроку ощутить свой масштаб. Практически любое жилое здание, если таковое вам встретится, редко будет выше вас.

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

А уж людские машины и подавно выглядят микроскопически. Они настолько маленькие в сравнении с мехами, что я их заметил лишь на втором прохождении!

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

В общем, если у вас получится остановиться и осмотреться вокруг, вы легко сможете ощутить собственный масштаб. И это очень круто!

Разнообразие игровых ситуаций

Это, наверное, одна из главных причин, по которым я включил игру в личный топ лучших. Первая Zone of the Enders очень сильно страдала от того, что все бои в ней были однообразны и происходили по одному сценарию, поэтому даже за свои 3-4 часа она успевала надоесть. В сиквеле этот недостаток поправили

В одном моменте вам надо будет найти дружественного бойца, который прячется на складе в хрен пойми в каком контейнере, и дотащить его до выхода, попутно обороняя. В другом вместе с небольшим отрядом вам надо будет защитить город, попутно стараясь не допустить его разрушения или гибели бойцов. В третьем вам вообще предложат уничтожить целый флот огромных летающих кораблей, а под конец вы вообще примете участие в невероятной по масштабам битве с 40 союзными бойцами в качестве поддержки. И это не все! Игра постоянно подкидывает что то новое и не дает скучать, а я такое очень сильно ценю.

Я специально не вставляю никаких скринов или гифок в этом разделе, т.к. игра весьма коротка, как и первая часть, и спойлерить одну из ее главных фишек у меня нет желания. Заинтересованные пройдут сами или посмотрят на ютубе.

Бои с боссами

Каждый бой с боссом в Zone of the Enders 2 - это головоломка, которую предстоит решить, чтобы пройти дальше. Дабы не спойлерить каждого из них, я расскажу лишь об одном, своем любимом Inhert'е.

Во-первых, локация. Босс носится по ангару с кучей выдвигающихся и задвигающихся обратно колонн, которые вполне спокойно могут вас и раздавить, если вы будете неосторожно перемещаться.

Плохо видно, понимаю, но лучше скриншота не нашел
Плохо видно, понимаю, но лучше скриншота не нашел

Враг активно маневрирует, вынуждая вас, пытаться предугадывать его движения и идти на перехват. Он так же часто пытается атаковать вас издалека, однако тут уже вы можете использовать колонны в качестве преимущества, прячась за ними.

Но самое интересное начинается, когда босс теряет 50% своего здоровья и переходит во вторую фазу. Что же он делает? Он гасит свет.

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

Теперь вы не можете видеть его атак, приходится ориентироваться лишь на подсказки бортового компьютера ADA и быстро реагировать на надвигающуюся угрозу, попутно сокращая дистанцию.

Повторюсь, что практически любой босс в игре представляет разнообразную многофазную головоломку, часть из которых решить может быть не так то просто. Но в этом же и суть хорошего босса, куда приятнее потратить несколько попыток и наконец раскусить секрет мерзавца, чем пройти с наскока и просто двинуться дальше.

Музыка

Не мастер я красочно описывать музыку в играх. Могу лишь сказать, что боевая музыка всегда хорошо подходит под текущую ситуацию, не забирает много внимания, но грамотно дополняет происходящее.

А отметить хотелось бы заглавную тему. Очень красивый и в какой то мере загадочный трек. И она очень хорошо сочетается с внутриигровым интро

Сюжет

А вот сюжет в игре не особо выдающийся. Он неплохой, однако работает по большей части как что то, что дает происходящему смысл и позволяет сменить одну эпичную сцену другой. Это, однако, совсем неплохо, т.к. компенсируется приятными, хоть и не особо глубокими, персонажами, да и в целом лучше уж такой сюжет, чем его отсутствие.

События игры разворачиваются в 2174 году. На Каллисто - спутнике Марса - трудится не совсем простой работяга Динго Эгрет. Во время очередного трудового будня на Каллисто неожиданно нападает организация BAHRAM, воюющая за независимость Марса, а Динго находит таинственный саркофаг с орбитальным фреймом (так в мире игры называются боевые мехи) Джехути (Jehuty), который зачем то очень нужен главе BAHRAM'а, Номану (Nohman)...

В сюжете будут и неожиданные повороты, и эмоциональные моменты, но в целом, как и было написано выше, он по большей части служит крепким мостом между различными игровыми сегментами.

Секреты

Ну и последний пункт, за который я полюбил игру. Их не особо много, но они есть и их приятно находить.

Например, в один момент вам надо будет вытащить свою напарницу, Кен, из разрушающегося здания, в низу которого разливается лава. Однако если вы подлетите к лаве поближе и продержите Кен там какое то время, то в последующих кат-сценах она снимет куртку, показывая свой альтернативный наряд. За его лицезрение даже дают ачивку

Жарко все таки, поймите девушку!
Жарко все таки, поймите девушку!

А еще в игре можно найти ремейк старого скроллинг-шутера 1985 года Gradius под названием Zoradius. На скриншоте плохо видно, но синими проджектайлами по меху игрока стреляют статуи моаи. Почему? Я не знаю

Признание в любви Zone of the Enders: The 2nd Runner

Финальные мысли

На мой взгляд, у игры нет аналогов. Поверьте мне, после прохождения я ринулся в интернет искать что-то схожее, чтоб была крутая боевка с акцентом на ближний бой и различные дополнительные приспособления, чтоб были разнообразные игровые ситуации, хоть какой то сюжет. Но я не нашел ничего.

Все похожие игры были либо однообразны (привет игры по Гандаму), либо больше фокусировались на настройке каждого винтика своего меха (привет Armored Core), либо были просто дешевым шлаком.

Боюсь, что иной такой игры больше не будет, все таки уже почти 20 лет прошло, а Zone of the Enders: The 2nd Runner так и остается лучшей меха-игрой в своей нише.

В ней нет шедеврального сюжета, не хочется добавить каждый трек в личный плейлист, а геймплей не заставляет падать со стула. Но каждый элемент в ней на своем месте, все 5-6 часов, за которые игру можно спокойно пройти на нормальной сложности, проходят интересно и динамично.

Zone of the Enders: The 2nd Runner - это хороший аттракцион и невероятный сиквел, который исправил все огрехи предшественника и стал такой игрой, в которую не стыдно сыграть и спустя 20 лет. Очень жаль, что продолжения мы уже не увидим.

Надеюсь, смог вас заинтересовать попробовать игру самому, благо на самых популярных в наших краях платформах она доступна, даже сейчас. Конструктивная критика приветствуется, все таки пишу такую статью первый раз. Ну и спасибо, если дочитали до конца!

4747
9 комментариев

простите, но что с гифками?

1
Ответить

Прощаю, гифки с сайта конами прямиком из 2003 =) Лучше не нашел, к сожалению, а самому создать не вышло - игра почему то не захотела захватываться ни шадоуплеем, ни ОБСом

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Уважаемо! Сам теперь жалею, что во времена бокса360/плойки 3 не было интереса к серии и не взял диск. Авось серия жила бы дальше..

Ответить

То есть первую можно спокойно скипать? Недавно прошил себе пс3, думаю погонять

Ответить

Абсолютно. В сюжетном плане потеряете разве что некоторые референсы к первой части в паре диалогов, ну и не узнаете знакомых по ней персонажей, но в этом ничего критичного нет, история у сиквела самостоятельная. А в геймплейном, графическом и прочих планах вторая часть лучше абсолютно во всем

1
Ответить