7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Собрал культовые, олдскульные и безумные вымышленные вселенные, которые хочется изучить от корки до корки.

Мне кажется, у видеоигр самый подходящий формат для научно-фантастических сюжетов за пределами литературы. В игре могут подробно рассказать даже о самых мелких деталях тамошнего мироустройства — и без ущерба темпу остального сюжета.

И в лучшие такие миры не просто можно погрузиться, скорее нельзя не погрузиться, если попробовать сыграть — настолько там расписанный лор. Настолько ему доверяешь.

Я собрал несколько игр с самыми продуманными, на мой взгляд, фантастическими мирами. А если у вас вопросы к тому, что я считаю «фантастикой», то скажу, что в подборке она примерно укладывается в привычный спектр научности между Робертом Шекли и Грегом Иганом.

Когда не знаешь, какую картинку ставить на обложку, ставишь крутого персонажа на довольно абстрактном, но ярком фоне.
Когда не знаешь, какую картинку ставить на обложку, ставишь крутого персонажа на довольно абстрактном, но ярком фоне.

Sid Meier’s Alpha Centauri

Войны, мировой голод, экономические кризисы и экологические катастрофы к 2060 году приведут землян на грань уничтожения. ООН, чтобы дать человечеству второй шанс, отправит огромный звездолёт к пригодной для жизни планете Хирон у Альфы Центавра. В последние дни экспедиции капитана корабля убьют, а весь экипаж разругается друг с другом насчёт того, как обустраивать будущую колонию. Да ещё инопланетные условия оказались крайне суровыми: чего хотя бы стоят черви, что пси-импульсом оглушают человека, чтобы затем поселиться в его мозгу.

Я не так много наиграл в Alpha Centauri, но мне уже кажется, что это стратегия с самой хардкорной научной составляющей. Прямо ощущается, что авторы вдохновлялись исключительно твёрдой научной фантастикой. Все технологии колонистов укладываются в научную картину мира 90-х. Экология и постгуманизм не просто упоминаются по ходу сюжета — это вообще центральные темы игры, они влияют на геймплей. Одно только печатное руководство описывает Хирон куда подробней, чем энциклопедии по миру «Аватара».

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Ещё Alpha Centauri невероятно фактурная. Взгляните на ролики к секретным проектам, которые можно спонсировать. В других играх после их завершения показали бы просто картинку и небольшое описание. Здесь же показывают видео, которые на всю катушку раскрывают дух разных фракций.

Deus Ex

В мире Deus Ex ещё в 2000-х изобрели удобные, точные и мощные кибернетические протезы, у которых не было почти никаких проблем с батареями. Аугментации работали так хорошо, что даже здоровые начали калечить себя, чтобы их установить себе Потому к 2020-ым общество испытывало небывалый подъём, даже объявило о новом ренессансе. Только потом всё скатилось к притеснению киборгов, мировой пандемии, развалу США и заговору по созданию кибербога.

Одна из самых интересных вещей в иммёрсив симах с упором на стелс — подглядывать за тем, как живут люди в своих домах, подслушивать личные разговоры, которые не должен никто услышать. Фантастический мир Deus Ex выстроен подробней всего в жанре, потому вуайеристское любопытство накладывается сильнее всего на происходящее в мире. Интересней же, когда лор сильно влияет на то, что видишь вокруг.

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Cruelty Squad

Мы в будущем. Тут вообще никто не умирает. А ещё здесь самая порочная версия капитализма, которую только можно представить. И общество не может дальше развиваться: оно погрязло в глупых развлечениях и безумии. Бизнесмены посылают друг к другу «проявителей жестокости», чтобы в разрушить ненадолго физическую оболочку конкурента, причинить ему боль. Из-за жадного человечества жизни во вселенной теперь так много, что она исказила саму ткань реальности — но смысла всё меньше.

На самом деле я взялся написать этот текст только ради того, чтобы ещё раз хоть кому-нибудь прорекламировать Cruelty Squad. Она подобралась ближе всех видеоигр к духу произведений Филипа Дика — а это один из самых оригинальных фантастов. Информацию о вселенной подают дозированно, почти как в Deus Ex — но из-за странности происходящего картина мира ещё больше походит на паззл с кучей пробелов. Тем более, что многое происходит на символическом уровне. Например, я только недавно понял, что главный герой — рыбак, потому что рыба — один из главных символов гностицизма, которым проникнут сюжет.

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Mass Effect

XXII век. Во время раскопок на Марсе люди нашли технологии древней цивилизации, благодаря которым открыли эффект массы. Это продвинуло человечество во всех областях: от строительства до космических путешествий на сверхсветовых скоростях. Под влиянием материалов с таким эффектом даже начали рождаться биотики — люди с телекинетическими способностями.

Так люди начали исследовать. Первый контакт с инопланетной расой обернулся короткой войной — а уже потом человечество вступило в содружество галактических рас. Тем временем в Млечном Пути начали действовать Жнецы — древние машины, которые хотят уничтожить всю разумную жизнь на своём пути.

Mass Effect называют новыми «Звёздными войнами». Но, по моему, Mass Effect даже лучше — просто в её основе лежит более интересная концепция. Лукас начинал творить в 70-х, когда идея сделать космооперу была свежей. А Bioware работала над первой игрой в серии в середине 2000-х, когда «Гиперион» и прочие деконструкции настолько повлияли на фантастику, что уже было невозможно всерьёз делать космооперы, как раньше. Но сценаристы студии решили провести реконструкцию жанра — использовать старые штампы, но объяснять всё с точки зрения современной науки. Это очень сложная задача — и получилось настолько хорошо, что это одна из тех игр, где ты обязательно читаешь каждую запись в кодексе.

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Halo

Объединённое в единое государство человечество расселилось по космосу — и оказалось на грани масштабной гражданской войны. Чтобы более эффективно уничтожать лидеров возможного восстания, правительство крало детей и делало из них суперсолдат. Но вскоре они понадобились в войне с инопланетянами. Само существование людей противоречило сути инопланетной религии, потому войну вели на уничтожение.

Сперва Halo показалось мне какой-то незамысловатой, эдакая помесь книжной боевой фантастики 50-х и фантастических фильмов 80-х. Но черезу пару игр и пару статей из фанатских вики, я понял, что это по сути универсальная фантастика, в которой есть практически всё. Думаю потом побольше почитать о религиозном символизме игр: я люблю такое, а Halo из него почти целиком состоит. А уж если углубляться в отсылки к Marathon...

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Вангеры

Учёные-пророки построили коридоры в пару параллельных реальностей. Человечеству это понравилось, потому люди отправились оттуда уже в другие миры и начали их колонизировать. Там они встретили криспо, цивилизацию инсектоидов с коллективным сознанием. Те поняли, что люди — идеальные носители для их личинок. Потому случился глобальный конфликт, в котором потерялась связь с Землёй, а генетический код так сильно перемешался, что остались только мутанты в разрозненных городах. И это всё дико упрощая.

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Мне очень нравятся комиксы журнала Heavy Metal. Да, там много полного трэша, который лучший пролистывать — но полно и крутой кислотной фантастики. «Вангеры» в чём-то напоминают её: яркий визуал и мир, работающий по странной логике. Причём Униванг, вселенная игры, очень проработан. Помимо кучи деталей о том мире в самой игре, об Униванге рассказывается ещё и в «Периметре» с «СамоГонками». А какой лор может быть плохим, если в нём есть что-то с названием «СамоГонки»?

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

EVE Online

В далёком будущем люди в космосе встретили загадочный пространственно-временной туннель, через который можно попасть в галактику, названную Новым Эдемом. В течение столетий туда прибывали всё новые и новые колонисты. В какой-то момент червоточина внезапно закрылась. Без связи с метрополией большинство поселенцев погибло. Выжившие с великим трудом восстановили многие утерянные технологии — и начали обустраивать свои империи.

Авторы игры проработали пятнадцать тысяч лет истории Нового Эдема со своими религиями и государствами. Его можно долго изучать, там есть свои занятные моменты. Но это самая скучная часть лора.

7 игр с дотошно продуманными фантастическими мирами — по некоторым даже пишут научные диссертации

Дело в том, что там есть громадная галактика на одном-единственном сервере, где играет огромная куча людей, которым дали почти полную свободу. И они с 2003 года сами между собой торгуют, объединяются в союзы, разграничивают сферы влияния, воюют друг с другом. При этом разработчики относительно редко напрямую вмешиваются в происходящее.

Всё это приобрело такие масштабы, что уже ощущается почти как социум из реальности — просто в миниатюре и с боевыми звездолётами. Посмотрите хотя бы на список тем научных статей, посвящённых EVE Online: от разбора игровой экономики с точки зрения неолиберализма до организации спонтанных мемориалов. Можно даже не играть в EVE Online, но завязнуть надолго в описаниях местных политических шестимерных шахматных партий. События оттуда звучат как часть отличной космооперы — причём реалистичной и с самыми неожиданными поворотами.

Резня в системе B-R5RB. В январе 2014 года там 7548 человек за двадцать один час уничтожили кораблей на триста тысяч реальных долларов. И всё это кульминация войны с ещё большим числом участников.
Резня в системе B-R5RB. В январе 2014 года там 7548 человек за двадцать один час уничтожили кораблей на триста тысяч реальных долларов. И всё это кульминация войны с ещё большим числом участников.

А ещё у EVE Online самый хардкорный лор — куда до него Dark Souls. Конечно, некоторые яркие истории вроде войны из-за аниме или той же битвы в B-R5RB легко найти в СМИ и Википедии. Но если хочешь узнать что-то детальней — придётся заняться интернет-археологией.

Как-то раз я решил разобраться, что примерно творилось с политической жизнью EVE Online в первый год существования игры. Для этого мне пришлось прочитать половину книги, написанной по интервью участников событий, прочитать десятки разрозненных статей, посетить где-то около пятнадцати разных вики и пройтись по нескольким сотням форумных веток на давным-давно мёртвых сайтах. Там все друг другу регулярно противоречат. Большая часть информации либо испарилась, либо её вообще нигде не фиксировали.

Примерная карта политического мира EVE Online на момент 24 апреля 2004 года
Примерная карта политического мира EVE Online на момент 24 апреля 2004 года

Я так до конца и не понимаю, где правда, а где рассказчики откровенно лгали. Но изучать прорву этих материалов было весело — больше ни в одной другой игре нет настолько мозаичной истории мира.

А какие у вас любимые фантастические миры из видеоигр? Doom, который с 2016 года обзавёлся довольно интересным лором (особенно в сравнении с тем, что был)? Dead Space, где космические саентологи хотят устроить апокалипсис при помощи прищельцев? Alien Logic, которую стилизовали под фантастику 1930-х и про которую вы сейчас впервые услушали?

501501
199 комментариев

я думал тут будет рассказано о том, в чем заключается дотошоная продуманность этих миров

272
Ответить

забей. дженерик тексты теперь в ходу. Отчасти можем сказать спасибо самим себе.

120
Ответить

ха. наивный

3
Ответить

Ну ты не перегибай с желаниями

2
Ответить

Я один ожидал лонг о лоре в играх увидеть, а не перечисление игр с базовой инфой?

254
Ответить

Комментарий недоступен

17
Ответить

Я даже в закладки кинул, чтобы почитать на досуге. А тут такое

1
Ответить