«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

Мои впечатления от трех игр по культовой манге. С кучей спойлеров к самой манге и почти без спойлеров к сюжетам игр.

«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

Игры по лицензии — штука спорная. Даже в рамках одной франшизы: с одной стороны — Iron Man и подбитые на взлете Marvel’s Avengers, с другой — очень даже неплохие игры по Человеку-пауку. Или уже ставшие классикой игры по первым частям Гарри Поттера и крайне сомнительная игра по последним.

Однако когда речь заходит об играх по манге, я в первую очередь вспоминаю о Jojo’s Bizarre Adventures. Помимо кучи файтингов, там были и просто приключенческие экшны, и даже целый батл-рояль (к сожалению, только на аркадных автоматах). И многие из этих игр были замечательными.

Так неужели по «Берсерку» — другой всемирно известной японской манге с огромным культурным влиянием — не вышло ничего достойного? Чтобы выяснить это, я прошел все официально лицензированные игры по этой франшизе (которых оказалось всего три), и сейчас о них расскажу.

Berserk and the Band of the Hawk

Оригинальное название: Berserk Musou

Год выхода: 2016

Платформы: PS3, PS4, PS Vita, PC

Разработчик: Omega Force

Издатели: Koei Techmo

Перевод: в интернете можно найти фанатский русификтор, но я его не тестировал, поэтому поручиться за качество не могу

Мой рассказ будет построен в хронологическом порядке, но в обратном, поэтому от самой свежей игры мы пойдем к самой старой. Начнем с Berserk and the Band of the Hawk или Berserk Musou, как она известна в Японии. Musou — потому что эта игра является кроссовером между «Берсерком», на котором основаны стилистическая и сюжетная часть игры, и серией Shin Sangokumusou (известной на западе как Dynasty Warriors), откуда, по большей части, взят геймплей. На данный момент это определенно самая доступная и удобная часть, с полноценным портом на ПК и страницей в Steam.

Главное, что стоит понять об игре, чтобы получить от нее удовольствие — эта игра не воспринимает себя всерьез. Конечно, это не пародия и не комедия, the Band of the Hawk ориентируется в первую очередь на атмосферу оригинала. Цвета не слишком яркие, диалоги не пестрят шутками, а музыка, как правило, соответствует сцене: от героических труб в битвах «Золотого века» до жуткого тиканья во время Затмения.

Чтобы показать неожиданность и ужас момента нападающие во время Затмения демоны даже подписаны как «???»
Чтобы показать неожиданность и ужас момента нападающие во время Затмения демоны даже подписаны как «???»

Berserk and the Band of the Hawk — это не новая попытка рассказать историю о Черном Мечнике, а приятное фансервисное приключение по мотивам. Хотя сюжетный режим здесь есть и даже более того: the Band of the Hawk охватывает больше событий манги, чем любая другая адаптация, в том числе и анимационная. Вот только сюжет подается очень неоднородно: часть сюжета в текстовом виде расписана на загрузочных экранах, часть подается через диалоги в геймплее или в «Событиях» — коротких, в основном, статичных сценках, напоминающих визуальные новеллы или побочные квесты в играх серии Yakuza.

Есть в игре и кат-сцены, даже довольно неплохие, если сделать скидку на довольно среднюю визуальную составляющую игры. Впрочем, большую часть этих кат-сцен можно увидеть только во второй половине — до Затмения вместо кат-сцен используются кадры из трилогии полнометражек по «Золотому веку».

«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

В целом выглядит это все, чего скрывать, халтурно, и как способ познакомиться с этой историей в первый раз Berserk and the Band of the Hawk не выдерживает критики. Но не стоит забывать: игра не воспринимает себя всерьез. Из всех впечатляющих образов вселенной «Берсерка» загрузочные экраны украшает именно эльф Пак — это о чем-то да говорит. Сюжет игры служит скорее напоминанием о событиях манги для тех, кто уже с ней знаком, и поводом познакомиться для остальных. Именно поводом, а не способом.

Несерьезность видна и в геймплее. Помните прозвище Гатса из манги — «Убийца сотни воинов»? В этой игре Гатс будет убивать несколько сотен врагов почти на каждом уровне. Для серии Musou это вроде бы вполне обычное дело — могучий герой сотнями рубит толпы болванчиков, которые на низких уровнях сложности едва оказывают сопротивления.

Довольно очевидный недостаток местной боевой системы — сложность, которая колеблется от «бездумная резня почти без возможности проиграть» до «непроходимый кошмар». Последняя активируется, если начать проходить игру с пустого сохранения на уровне сложности «Берсерк». Уточнение про пустое сохранение важно, потому что при определенном уровне прокачки игра в режиме «Берсерк» превращается в ту же самую резню. Прокачка в игре не слишком сложная, но занимательная, особенно в том, что касается снаряжения.

<p>После каждого боя в инвентаре появляются новые предметы, которые можно покупать, продавать, улучшать и комбинировать</p>

После каждого боя в инвентаре появляются новые предметы, которые можно покупать, продавать, улучшать и комбинировать

В любом случае, Гатсу такой геймплей с толпами болванчиков подходит — было бы глупо не использовать преимущества гигантского меча. Но вот тот факт, что и все остальные играбельные персонажи способны уничтожать по тысяче врагов за уровень, уже смущает куда сильнее. Хотя все восемь персонажей игры сделаны довольно приятно: у каждого есть свои уникальные атаки, второстепенное оружие и суперудары. Герои, которые в манге умели принимать какой-то демонический облик умеют делать это и здесь: Зодд и Вьяльд переходят в свои «апостольские» формы, Гатс меняет облик с помощью Доспехов Берсерка, а Гриффит умеет превращаться в Фемто. Еще в Berserk and the Band of the Hawk можно поиграть за Каску, Джудо, Серпико и Ширке; они не умеют ни во что превращаться, но свои геймплейные особенности у каждого из них тоже есть (особенно можно выделить Ширке — единственного играбельного персонажа-мага).

Во многом, фансервисная ценность игры сосредоточена как раз в персонажах и режимах игры. Кроме сюжетного прохождения здесь есть «Свободный режим», в котором можно пройти любой уровень за любого персонажа, и режим «Бесконечное затмение», в котором нужно пройти сотню «этажей», сражаясь с противниками (или даже союзниками) из сюжетного режима. И вот уже тут можно увидеть и как Каска сражается с Рыцарем-Черепом, и как Джудо метает ножи в Императора Ганишку, и как Гриффит в облике человека идет биться с Гриффитом в облике апостола. Не то что бы все это продавало мне игру само по себе, все-таки «Берсерк» немного не про это, но посмотреть было как минимум любопытно

«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

В целом, ощущения от the Band of the Hawk напоминают игру за принца Артаса и других персонажей из Warcraft III, но в Heroes of the Storm или Hearthstone. Персонажи те же, и выглядят так же, и говорят так же, но погрузиться в мрачную атмосферу оригинала здесь едва ли получится. По крайней мере, рубить троллей двухметровой рельсой весело, а в случае усталости от рельсы можно переключиться на рапиру Серпико или кинжалы Джудо. Я бы сказал, что поклонникам манги или аниме хотя бы попробовать стоит точно.

Berserk Millennium Empire Arc: Chapter of the Holy Demon War

Оригинальное название: такое же, игра вышла только в Японии

Год выхода: 2004

Платформы: PS2

Разработчик: Yuke’s

Издатели: Sammy Corporation

Перевод: только на английский (фанатский)

Главное достоинство этой игры — она умеет завлекать. Во вступительном ролике, помимо прочих его достоинств, играет новая композиция от того самого Сусуму Хирасавы, который писал музыку для сериала 1997. Сразу стоит отметить, что все ролики в игре выглядят замечательно, особенно для 2004 года, а некоторые сцены, которые также были в the Band of the Hawk, в этой игре выглядят даже удачнее. И хотя композиция под названием Sign скорее напоминает мрачный эпик новых экранизаций, чем меланхоличную жуть старой, планка ожиданий, как ни крути, начинает ползти вверх.

И игра не спешит ее останавливать. Геймплей по началу напоминает ту же Berserk Musou — в первую очередь бесконечными ордами противников, пусть и не такими большими. К ним прилагается вроде бы приятная боевая система: меч мощно гудит, монстры разрубаются, для каждого типа врагов есть уникальные красивые добивания. Разве что герой мог бы быть немного мобильнее, но в первой главе это почти не проблема. В отличие от предыдущей игры в списке, Chapter of the Holy Demon War ближе к атмосфере оригинала: Гатс идет через заснеженный лес совсем один, музыка менее пафосная и интерфейс выглядит более скромно. Смущают только враги: возможно, начать игру с битвы со снеговиками было не лучшей идеей.

«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

Так или иначе, победив снеговиков, игрок добирается до Носферату Зодда. И здесь ощущения от игры становятся только лучше: бой построен на контратаках и красивых добиваниях, что лично мне напомнило горячо любимую Metal Gear Rising. А уж если начать играть после the Band of the Hawk, где некоторые боссы проходились едва ли не простым закликиванием, можно и вовсе прийти в восторг. И чтобы сохранить его, лучше выключить игру сразу после победы над Зоддом, потому что несмотря на все веселье первых 30-40 минут, Chapter of the Holy Demon War — довольно скучная игра.

Почти все уровни здесь представляют собой длинные коридоры с бесконечно появляющимися врагами, прорубаясь сквозь которых надо добираться до арены с такими же врагами или, реже, с боссом. В самой этой концепции я не вижу ничего плохого, в Berserk Musou было примерно то же самое. Дело в другом: если в Musou уровни вполне спокойно пробегались за 10-15 минут, то уже вторая глава в этой игре занимает около часа. Кроме Гатса, играбельных персонажей нет, разблокировать новый боевой прием можно всего два раза, а новое второстепенное оружие очень уж незначительно влияет на геймплей.

Сразиться плечом к плечу с сопартийцами в этой игре не получится — товарищи Гатса здесь помогают только дополнительными способностями
Сразиться плечом к плечу с сопартийцами в этой игре не получится — товарищи Гатса здесь помогают только дополнительными способностями

В такой ситуации имело бы смысл идти напрямую от арены к арене, игнорируя бесконечные толпы монстров, раз уж они бесконечные, но и тут есть нюансы. В этой игре тоже есть прокачка: игрок получает очки опыта за каждого убитого врага; за них можно увеличить количество очков здоровья, скорость ударов и кулдаун дополнительного оружия и способностей товарищей. Само по себе это неплохо, однако, запустив по глупости, игру на «Сложном» я наткнулся чуть ли не на гриндволл, настолько резко ощущался недостаточный уровень героя. Играть на «Нормальном» без целенаправленного фарма, в целом, можно, но на автопилоте рубить толпы врагов как в Musou все равно вряд ли получится.

Положение могли бы спасти интересные боссы. Как я уже отмечал, Зодд в начале был довольно крут, да и следующая за ним схватка с призраками старых товарищей из Банды Ястреба тоже оставляет приятое впечатление. Но уже во второй главе боссом будет просто большой зомби в доспехах, подписанный как «Undead». Кстати, когда я говорил про интересную схватку с призраками Банды Ястреба, я имел ввиду первую битву, потому что ближе к концу игры нужно будет сразиться с ними снова. А потом еще разок, только в третий раз к Джудо, Пиппину и Коркусу присоединится Каска. И в четвертый раз, снова с Каской.

«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

Но что же там с сюжетом и атмосферой? События игры охватывают промежуток с начала 23 тома (путешествие по заснеженным пустошам с Каской и Паком) и до конца 26 тома (получение Доспехов Берсерка и схватка с Грюнбельдом). Некоторые сцены и диалоги дословно цитируют оригинал, поэтому может возникнуть вполне обоснованное впечатление, что часть сюжетных линий началась где-то за кадром и где-то там же должна потом завершиться.

Чтобы решить эту проблему, в игру была введена новая сюжетная линия и новый злодей-апостол по имени Чарльз. У этого персонажа был потенциал, в его образе игра раскрывает интересную проблему нежелания расставаться с иллюзиями и видеть реальный мир в некоторых его проявлениях. Портит образ Чарльза его мотивация. Не буду спойлерить больше необходимого, просто скажу, что когда я осознал причину, по которой тот преследовал Гатса почти до конца игры, я моментально перестал воспринимать его всерьез как драматического персонажа.

И это не единственный случай, когда серьезный тон дает трещину. На одном из уровней Гатс и его друзья случайно спасают от лесных троллей крестьянина по имени Морган, который идет просить о помощи некую ведьму. Герои решают сопроводить его к ней, но вот беда — Морган решил отправиться к ведьме, не зная, где она живет. К счастью, дорогу знают играющие неподалеку (в лесу, полном жестоких монстров) дети. Однако сперва на вопрос о ведьме дети ответят: «Если хочешь получить ответ, поймай нас!». А потом еще раз. И еще раз. И нет, это не хитрые иллюзии, и не демоны-оборотни, потому что в четвертый раз на детей нападут тролли, и после спасения они таки покажут дорогу.

Принцесса в другом замке, Черный Мечник?
Принцесса в другом замке, Черный Мечник?

Полагаю, уже понятно, что игра не покорила меня ни сюжетом и атмосферой, ни геймплеем, поэтому и рекомендовать ее всем интересующимся мне будет трудно. Если вы огромный фанат «Берсерка» и уже ознакомились со всем контентом по франшизе, но вам отчаянно хочется еще, то возможно стоит дать Chapter of the Holy Demon War шанс. Здесь есть несколько интересных сражений и просто шикарные для своего времени кат-сцены, но вот остальное мне иногда приходилось просто терпеть.

Sword of Berserk: Guts Rage

Оригинальное название: Berserk Millennium Falcon Arc: Chapter of the Flowers of Oblivion (ну и локализация!)

Год выхода: 1999

Платформы: Dreamcast

Разработчик: Yuke’s

Издатель: ASCII Corporation, Eidos Interactive

Перевод: полный перевод текста и звука от студии «Вектор». Озвучка многоголосая, наложена поверх английской. При всех недостатках, в ней есть свой шарм.

В Sword of Berserk, как и в предыдущей игре, Гатс путешествует в поисках исцеления для Каски, но пока их сопровождает только эльф Пак. Однажды волей случая Мечник попадает в безымянный город, в котором свирепствует жестокая эпидемия, превращающая людей в монстров. Управляет городом суровый лорд Болзак, который, по его собственным словам, знает, как помочь Каске.

«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

Sword of Berserk это пока единственная игра по «Берсерку», рассказывающая полностью новую историю в знакомой вселенной. Получилась эта история хорошей или плохой, я думаю, каждый решит сам, но чего у нее точно не отнять, так это того, что она завершенная. Истоки эпидемии, скрытые мотивы Болзака, связь всего происходящего с Дланью Господа и бехелитами — после прохождения незакрытых вопросов почти не остается. Кроме того, в игре не будет ни Банды Ястреба, ни Гриффита, ни большинства других старых знакомых; это полностью отдельная история. Только Носферату Зодд ближе к концу заглянет, и то ненадолго. Своей отстраненностью от основного сюжета Sword of Berserk напоминает дополнение «Каменные сердца» для третьего Ведьмака: формальным главным героем там все еще является Геральт, но эта локальная история совсем не о нем.

Еще один момент, на который обращаешь внимание с самого начала — это снова музыка Сусуму Хирасавы в опенинге. Открывается игра вариацией хорошо знакомой поклонником аниме 1997 года композиции «Forces». Только звучит она уже не победоносно, а скорее мрачно и печально — когда-то Банда Ястреба под нее отправлялась в атаку, но теперь никакой Банды Ястреба нет. Целиком саундтрек Sword of Berserk тоже очень напоминает музыку из старой экранизации, и это неудивительно — на этот раз Хирасава не ограничился опенингом и полноценно выступил композитором игры.

«Банда Ястреба», «Война демонов» или «Ярость Гатса»: ищем лучшую игру по «Берсерку»

Геймплей Sword of Berserk тоже сильно отличается от двух последующих игр. Здесь нет ни гигантских орд врагов, ни прокачки, ни необходимости чистить локации по десять минут. Пара коридоров с не слишком крепкими врагами — босс — катсцена — еще пара коридоров — еще катсцена и так далее. Новых приемов и дополнительных играбельных персонажей нет, и вроде бы от такого геймплея легко заскучать, если бы не один момент: игра очень короткая. Не подглядывая в прохождение и довольно долго просидев на одном из боссов, я без особых усилий прошел ее за вечер, поэтому и наскучить она не успела.

В этом отношении помогали и местные боссы. У каждого из них был минимальный сюжетный бекграунд, позволяющий сформировать эмоциональное отношение даже к тем из них, кто был не слишком интересен с точки зрения геймплея. Ожившего Мертвеца, который просто Оживший мертвец, потому что игре нужен был босс, здесь не будет.

К тому же некоторые противники получились очень любопытными визуально, и настолько удачно вписались в мир «Берсерка», что их вполне можно считать каноничными. Уверенность в этом подпитывает и тот факт, что в создании сюжетной основы и дизайнов персонажей активное участие принимал сам Кентаро Миура — почивший автор культового оригинала.

Этот арт для игры создал тоже Миура
Этот арт для игры создал тоже Миура

Я думаю, я никого не удивлю, сказав, что в целом игра напоминает длинный эпизод того самого аниме-сериала из девяностых. При чем больше всего Sword of Berserk напоминает именно первую его серию, в который Гатс — уже не член отряда наемников, а одинокий (почти) и искалеченный убийца сверхъестественных чудовищ. Конечно, раздражающие элементы в игре тоже были: вполне возможно, что полоса препятствий перед финальными боссами будет сниться мне в кошмарах еще какое-то время. И конечно многие достоинства игры, которые я выделил, кто-то сочтет недостатками: это, например, касается продолжительности и сюжетной отстраненности. Но если вы, как и я, однажды влюбились в ту самую печальную и мистическую атмосферу, которой было наполнено аниме 1997 года, то Sword of Berserk: Guts Rage совершенно точно стоит попробовать.

Вместо вывода

Я очень рад тому, что мои впечатления от этих игр так сильно разнятся: одна игра выглядела многообещающе, но разочаровала; другая стала просто приятным развлечением в знакомой вселенной; третья же смогла полноценно вернуть меня в любимую атмосферу. Мое финальное мнение о том, какую игру по «Берсерку» я считаю лучшей, думаю, вполне очевидно, поэтому вместо вывода я бы хотел спросить у вас, именно в такой формулировке:

Какая игра по «Берсерку» заинтриговала вас больше?
Berserk and the Band of the Hawk
Berserk Millennium Empire Arc: Chapter of the Holy Demon War
Sword of Berserk: Guts Rage
5454
21 комментарий

Как бы это грустно не звучало, но берсерку не повезло ни на игры, ни на экранизации (кроме культового первого сезона 90х, который пусть и дешёвый, но авторы смогли выкрутиться).
Все ещё надеюсь, что за экранизацию/созданию игры по мотивам манги возьмутся толковые люди, Берсерк этого заслуживает

Что касается игр, то мусятина из трёх игр - лучшая

14

Имхо, красивейшие полнометражки с шикарной озвучкой персонажей в оригинале, с не менее офигенным дубляжом. Спустя долгие годы тянет пересмотреть именно его.

4

Сколько вижу хвалы первому сериалу, проверку временем он по-моему не проходит. Я его смотрел относительно недавно, лет 5 может назад, и полнометражки как мне показалось лучше подходят для людей, которым так важно, чтоб картинки двигались. Да, сериал неплох, но в нем немного "странная" рисовка на мой взгляд, да и довольно кринжовые филлеры есть местами. Короче я восторгов не разделяю и соглашусь, что Берсерку не повезло ни с играми, ни с экранизациями, но уже без исключений.

2

Из 3х игр играл и проходил только Sword of Berserk: Guts Rage на дримкасте,и да она очень короткая,я даже ради интереса,попробовал её пройти максимальное количество раз за 1 день,в итоге получилось 4 раза или 3 точно не помню,но точно больше 2х раз)

3

А чего только у первой игры платформы указаны?

1

По невнимательности
Большое спасибо, поправил

А вот это правильный вопрос.

1