История и эволюция серии Just Dance
Игра, в которую должен сыграть каждый живущий на планете человек.
При всей своей популярности Just Dance — это игра, скажем, не самая обсуждаемая в игровых сообществах. Если вы наберете «Just Dance» в поле поиска на DTF, вы увидите преимущественно сводки из британских чартов продаж. Это не та игра, которая двигает игропром вперед, но тем не менее достигшая культового статуса во всем мире. Как устроена Just Dance и в чем секрет ее успеха? Разберемся в этом лонгриде.
Оглавление
- Введение
- Выбор платформы
- За кулисами Just Dance
- Just Dance в России
- Народное творчество
- Интервью с танцором и хореографом Just Dance
- Just Dance
- Спиноффы
- Just Dance 2
- Just Dance 3
- Just Dance 4
- Just Dance 2014
- Just Dance 2015, Just Dance Now
- Just Dance 2016
- Just Dance 2017, Just Dance Now (китайская версия)
- Just Dance 2018
- Just Dance 2019
- Just Dance 2020
- Just Dance 2021, Just Dance China
- Just Dance 2022
- Заключение
Введение
Итак, что же такое Just Dance? Вооружайтесь контроллером, выбирайте понравившуюся песню и… просто танцуйте. Всё, что от вас требуется — это зеркально повторять движения танцора на экране и стараться попадать в ритм. Для того, чтобы вы не путались в движениях, все танцоры носят на правой руке перчатку контрастирующего с костюмом цвета.
Вся наша суть заключается в том, что вы просто врываетесь в игру и пробуете все песни. Мы не пытаемся читать вам лекции о «музыкальном наследии». Вот наш треклист, вот песни, просто танцуйте.
Конечно, Just Dance не была бы видеоигрой, не будь в ней отражающего прогресс игрока элемента, так что игра ведется на очки. Ваши успехи отмечаются звездами: за каждые 2000 набранных очков вы получаете одну звезду. На пяти звездах все не заканчивается: за 11000 очков вы получите рейтинг Superstar, а за 12000 — Megastar.
Но и это еще не всё! Следующие остановки — принятая среди игроков отметка мастерства в 13000 очков и полное совершенство: наилучший возможный счет равняется 13333.
Какую платформу выбрать?
Контроллеры для Just Dance делятся на два типа — ручные и камеры. Если ручные контроллеры (Playstation Move, Nintendo Joy-Con или смартфон) считывают движения только вашей правой руки и требуют от вас очень точных и выверенных движений, то контроллеры-камеры (Playstation Camera и Xbox Kinect) оценивают ваше тело целиком, больше обращая внимание на то, как вы позируете, чаще прощая мелкие ошибки и давая больше свободы самовыражения.
Для каждой из платформ, на которых представлен Just Dance, доступен выбор смартфона в качестве контроллера — для этого консоль и смартфон должны быть подключены к одной сети Wi-Fi. Смартфоны могут быть удобны в случаях, если хочет сыграть большая компания (игра поддерживает до 6 игроков) или если у вас нет специализированного девайса, но минусы перевешивают плюсы. Подключение может внезапно прерваться даже при стабильном соединении. Смартфон нужно очень крепко держать в руке, что очень неудобно, учитывая габариты современных моделей; к тому же, дрогнувшая рука может стать причиной разбитого дисплея.
Наиболее актуальной и доступной консолью для Just Dance является Nintendo Switch. Контроллеры Joy-Con могут похвастаться самым лучшим качеством скоринга в своей категории; к тому же, если у вас есть стандартная или OLED-версия Switch, значит, есть и два контроллера, которые можно не бояться запустить в стену благодаря удобному размеру и отверстиям для ремешка.
Если же вы хотите получить наиболее комфортный опыт и качественный скоринг, обратите внимание на Xbox One с сенсором Kinect. При помощи ИК-датчиков Kinect воссоздает 3D-модель вашего тела, благодаря чему обеспечивает крайне высокую точность отслеживания движений.
Учтите, что для корректной работы Kinect следует разместить на высоте около 1 метра, а дистанция между вами и контроллером должна составлять хотя бы 2 метра. Также будьте готовы к тому, что для использования Kinect с Xbox One S и Xbox One X вам также потребуется специальный адаптер, а сам Kinect придется поискать на барахолках — девайс был снят с производства еще в 2018 году.
Playstation 4 — менее оптимальная, но все же неплохая приставка для JD. Playstation Move хотя и далеко не так хорош, как джойконы, все же удобен в руке. Что касается Playstation Camera — в отличие от Kinect это устройство изначально не задумывалось как трекер движений и фактически является веб-камерой с функцией определения глубины объектов. Camera крайне требовательна к освещению и часто может «терять» игроков без видимой на то причины, но в качественном сетапе с ней можно набирать очень высокие счета за песни, почти не уступающие Kinect.
Наименее предпочтительными платформами для Just Dance являются Google Stadia, Xbox Series S | X и Playstation 5 — в этих версиях в качестве контроллера можно выбрать только смартфон.
Прежде чем продолжить, стоит уточнить несколько понятий, которые будут встречаться в этой статье:
- Коуч (coach) — танцор на экране, движения которого должен повторять игрок. Хотя coach и можно перевести как «тренер», термин не прижился в русскоязычном сообществе.
- Карта (map) — играбельная единица в Just Dance. По сути карта — это совокупность песни, фона и коуча. Обычно употребляется именно этот термин, так как у некоторых песен есть альтернативные версии с отличающейся стилистикой и хореографией.
- Пиктограммы — изображения позирующих 3D-человечков, подсказывающие следующие движения. Часто к позам также прилагаются стрелки, обозначающие начальную и конечную точку движений и дополнительные индикаторы, указывающие, как много энергии нужно вложить в движение. Как правило, цвет пиктограмм соответствует превалирующему в костюме коуча цвету, а цвет стрелок и индикаторов — цвету перчатки коуча. Пиктограммы всегда появляются немного заранее, чтобы у игрока было время приготовиться.
За кулисами
Как же работает магия Just Dance?
Непосвященный игрок может подумать, что видит в игре анимированные модели, однако на самом деле это не так. Все съемки хореографий для Just Dance происходят при участии живых танцоров на фоне банального хромакея.
Если театр начинается с вешалки, то Just Dance — с кастинга. Ubisoft ежегодно проводит отборочные мероприятия в Париже и Шанхае, где расположены съемочные студии. Из сотен кандидатов жюри, состоящее из штатных хореографов игры, повторно приглашает только пару десятков, и лишь несколько избранных получат шанс сняться для одной из карт.
Разработка карт начинается с брейншторма: геймдиректор, хореографы и костюмеры совместно обсуждают, какую историю рассказывает выбранная ими песня и каким образом её можно представить в атмосфере Just Dance.
[…] После этого я начинаю прорабатывать аспекты персонажей — какой у них будет характер и настрой и как они будут выглядеть. Я беру вдохновение из многих источников: как из подиумных показов и съемок для журналов, так и из фильмов и выставок. […] Я собираю отобранные изображения в мудборд, и персонаж обретает первоначальный вид в форме скетча, а затем представляю свои идеи дизайнерам костюмов, которые воплощают концепт в жизнь.
Одна из моих любимых особенностей работы над Just Dance — это то, что все наши костюмы мы создаём с нуля. Мы не покупаем и не берем в аренду костюмы, созданные для других продуктов. […]
Мне приходиться взаимодействовать и с хореографами — мы должны быть уверены в том, что в наших костюмах действительно можно танцевать!
Прежде чем начнется съемка, обычно проходит около трех часов: это время тратится на подготовку костюмов, нанесение мейк-апа, укладку причесок/париков и финальную репетицию. Что касается белой кожи коучей, тут все просто: танцоры облачаются в покрывающее всё тело белое трико и уже поверх него надевают костюм, а на лицо и шею им наносят специальную краску.
Не всегда съемка проходит удачно с первого дубля: после команды "Снято!" хореографы, также наблюдающие за выступлением, вместе с танцорами пересматривают запись. Если им что-то не понравится, они могут отправить их танцевать по новой.
После съемок дело остается за монтажерами, художниками-аниматорами и программистами, настраивающими скоринг для разных контроллеров.
Так, хотя Just Dance и может показаться простой в разработке игрой, за производством контента для неё стоят десятки людей, от каждого из которых требуется кропотливая работа и полная отдача.
В карусели — немного необычных креативных решений и забавных рабочих моментов:
Just Dance в России
Первое явление Just Dance в России произошло на Игромире 2009 в рамках демо-зоны Nintendo.
К Игромиру 2012 Just Dance 4 обзавелся полноценной игровой зоной и продолжил привлекать все больше и больше посетителей.
Впоследствии основной резиденцией игры станет Comic Con Russia, но также Just Dance будет заглядывать на стенды таких компаний, как Sony, Nintendo, Софтклаб и М.Видео.
Начиная с 2014 года, неизменным атрибутом каждого Игромира станет чемпионат России по Just Dance. Россия оказалась в числе немногих стран, проводящих оффлайн-отборочные на Just Dance World Cup — главным призом в них было право участвовать в финальном этапе мирового первенства и путевка в Париж. Увы, никому из российских чемпионов не удалось завоевать корону в мировом первенстве.
Своей активностью отметились фан-объединения Just Dance Russia, а также Just Dance Universal, основанное победителем онлайн-квалификации на Just Dance World Cup 2017 Владиславом «SiViOMango» Шаповаловым. Universal концентрировались на проведении open-air-вечеринок и мини-турниров, а также выпускали дэнс-каверы и готовили косплеи.
В 2017 году при поддержке Ubisoft Россия Just Dance была включена в программу физкультуры нескольких московских школ. В рамках образовательного проекта ученики приняли участие в межшкольном турнире. Некоторые включенные в эксперимент школы проводят мероприятия по Just Dance и сегодня.
К концу года проект распространился на всю страну — во всероссийских состязаниях приняли участие 500 школьников из всех федеральных округов страны.
Победительницей прошедшего 20 апреля 2018 года финала стала Бэлигма Цырендоржиева. Спустя полгода она также забрала титул чемпионки России и приняла участие в финале Just Dance World Cup в Бразилии.
В 2018 году при поддержке Ubisoft Россия "звездные игроки" Ubisoft, лауреат чемпионатов России и официальный русскоязычный хост на World Cup Анастасия "SpaceMita" Большакова и профессиональный танцор Манучехр "manujon27" Мухаммедов посетили выставку Gamescom, где представляли российское сообщество Just Dance.
В 2020 году пандемия коронавируса нанесла жесточайший удар по сообществу, и оффлайновая активность практически сошла на нет. Хотя танцоры JD Universal, SpaceMita и чемпион России 2016 года Данила "DeaDan" Попов выступили на онлайн-версии Игромира 2020, это даже близко не напоминало привычные фанатам ивенты.
Сегодня оффлайновый Just Dance постепенно оправляется от ковида. Этим летом прошел крупнейший за последние годы JD-ивент: власти Москвы включили в программу прошедшего 25 июня Московского выпускного крытую площадку Just Dance. Ведущей и организатором площадки стала SpaceMita.
В программу площадки вошли заказы песен от гостей, мини-турниры с призами и мастер-классы по экстрим-версиям от самой SpaceMita и Ивана «myakekcya» Власова.
Принял участие в работе площадки и я — в рамках мастер-класса на сцене я презентовал несколько хореографий.
Также раз в месяц в Москве в клубе WINSTRIKE в Центральном Детском Магазине SpaceMita проводит открытые вечеринки. Прийти и поиграть в компании может каждый желающий — это совершенно бесплатно.
Помимо этого, жители Москвы в любое время могут оценить игру на постоянно работающей во все том же ЦДМ демо-зоне, расположенной на 4 этаже.
Народное творчество
Креативные поклонники не обделили Just Dance вниманием и создают не только фан-арты, но даже концепты новых песен и свои собственные пиктограммы.
Разумеется, не обошлось без талантливых косплееров!
Некоторые контентмейкеры пошли еще дальше и создают полноценные фанатские проекты. В сообществе среди них наиболее известен французский 3D-художник и аниматор Redoo, выпускающий фанмейды уже более 6 лет. С Redoo работают как обычные фанаты, так и чемпионы мира по Just Dance.
Интервью с Сашей Меренковой
Русскоязычное сообщество Just Dance простирается и по ту сторону экрана! Не все даже самые рьяные поклонники серии знают, что танцовщицы из России также участвуют в съемках хореографий для Just Dance. В интервью для этого лонгрида профессиональный танцор и хореограф, преподаватель шанхайской студии Step Up Саша «sashafierce» Меренкова рассказала о своем знакомстве с Just Dance и впечатлениями о работе над игрой.
Саша, привет! Расскажи немного о себе: откуда ты, как ты попала в Шанхай и почему избрала карьеру танцора-хореографа?
Родом я из Сибири. Я начала танцевать, когда мне было 3,5 года. За то, что я люблю, то, чем занимаюсь, наверное, нужно сказать огромное спасибо моим родителям. Мои родители сначала отдали меня в балетную школу, затем в бальные танцы и только потом на «современную» хореографию — так она тогда называлась. После школы я окончила колледж культуры и мне предложили работу по контракту в Шанхае.
Как ты узнала о Just Dance и почему решила сотрудничать с Ubisoft?
О Just Dance я узнала от моего парня, теперь уже мужа. Как-то раз я выступала в театре, и на этом выступлении был один из руководителей игры — он меня и заметил. Он спросил моего мужа, будет ли мне интересно поработать с ними, и я согласилась. Конечно, это интересно! Что-то новое и оригинальное!
Расскажи немного о рабочем процессе. Какое впечатление на тебя произвел коллектив?
Я работаю с Just Dance уже 6 лет. При мне сменилось 3 коллектива. Всех хореографов я знала, мы все друзья в обычной жизни. Все 3 коллектива прекрасные. Они отзывчивые, всегда подстраивают расписание под всех. Никогда не слышала грубого слова или пренебрежительного отношения.
Как танцор, можешь ли ты предложить внести изменения в уже поставленное хорео? Если да, принимают ли твои идеи?
Да, иногда такое бывает. В процессе участвуют все, и бывает очень сложно находить движения, которые не попадались в других песнях. К тому же, движения должны быть простыми, интересными и с определенным характером (зависит не только от песни, но и от костюма).
Приходилось ли тебе сталкиваться с трудностями во время работы? Вроде плохо дающихся движений, пересъемок, сложностей с костюмами и т. п.?
Я думаю, трудности есть в каждой работе, просто относится к ним нужно адекватно и с терпением! Терпение и выносливость — это самое главное на репетициях к этой игре, а во время сьемки все зависит только от тебя и от твоих партнеров по танцу. Первые 2 года костюмы доставляли сложности — постоянно что-то расстёгивалось или торчало, но со временем эту проблему решили.
Какая особенность работы над Just Dance нравится тебе больше всего?
Ооо, это костюмы! Я обожаю менять образы! Сейчас в игре шикарные костюмы! Работать — одно удовольствие!
В Just Dance тебя часто можно заметить в паре с другими российскими танцорами, в том числе с твоим мужем в песне Sucker. Какого работать в паре с друзьями? Образуется ли у вас синергия?
Здорово работать в паре, когда ты на одной волне с партнером! Мои лучшие партнеры — это мой муж и моя лучшая подруга Sasha DS (Александра Пономарева). Я думаю, с ней у нас есть 4 песни. Очень тяжело было работать с ребятами, которые приходили впервые и кто очень долго раскрывается в эмоциональном плане. Sucker была записана сразу после нашей с мужем свадьбы, так что эмоционально мы отработали на все 100%!
Ты поставила хорео к песне GALA — Freed From Desire. Ubisoft сами предложили тебе сделать это или ты пришла к ним с такой идеей?
Ubisoft сами предложили попробовать мне быть в качестве хореографа. Они знали мой стиль, и он идеально подходил под тематику, но попросили сделать не слишком сексуально. По-моему, получилось! Я получила много комплиментов от людей из разных стран и очень рада, что многим понравилось.
Ещё ты исполняла экстрим-версию Feel Special. Была ли ты уже знакома с официальной хореографией? Насколько больше сил и времени ушло на нее по сравнению с другими хорео?
Это была одна из самых трудных песен для меня в плане хореографии — очень много мелких движений плюс очень странная музыкальность! Я до этого не знала хореографию, и репетиций было очень много. Хореографию взяла, но пришлось ее переделывать 2 или 3 раза. Вроде смотрится так просто, но это совсем не так!
Какая твоя самая любимая песня и хореография из тех, что ты исполняла и костюм, который ты носила?
Честно? Много любимых! Cамая интересная работа для меня — Zenit! В одной песне было 2 образа — японка и дьявол со сложными и невероятными костюмами. Альтернативная версия Side To Side стала новым уровнем для меня — я впервые танцевала на велосипеде и только потом узнала, что это настоящий тренд! На них такое вытворяют!
Пробовала ли ты сама играть в Just Dance? Если да, какие другие хореографии тебе понравились?
Конечно! Мы даже на репетициях пробуем песни друг друга! Мне нравятся хореографии к Billie Eilish — bad guy, Ariana Grande — God Is A Woman, blackpink — Kill This Love, Dua Lipa — Don’t Start Now, Lizzo — Juice. Их на самом деле очень много, сейчас все и не вспомнить уже.
Планируешь ли ты и дальше работать над Just Dance?
Да, почему бы и нет! Из-за беременности я полтора года не работала с Just Dance, но сейчас зовут снова. И конечно я соглашусь! Соскучилась. Когда я была на первом месяце беременности, думала, что успею выпустить еще одну песню, но не получилось. Дело было не в репетициях, а в краске, которую нам наносят на лицо. Беременным она противопоказана.
Имена танцоров, снимающихся для Just Dance — не очень публичная информация, и очень многие читатели будут приятно удивлены тем, что российские танцоры также принимают участие в создании игры. Хочешь что-нибудь сказать нашим поклонникам?
Когда меня пригласили на сьемки, я не знала, что эта игра такая популярная и у неё такая большая фанбаза! Они даже наши костюмы копируют, это здорово! Мне пишут из разных стран, это очень приятно! Хочется сказать — играйте и наслаждайтесь! За результатом, который вы видите, стоит огромная работа.
2009: Just Dance
Кто мог подумать, что одна из самых популярных ритм-игр в мире вырастет из мини-игры о бешеных кроликах?
По словам руководящего директора французских студий Ubisoft Ксавьера Пуа, идея создать полноценную танцевальную игру появилась в парижской студии после участия Ubisoft в одной из видеоигровых выставок. Разработчики Rayman Raving Rabbids: TV Party получили множество положительных отзывов о мини-игре, в которой игрокам предлагалось позировать, следуя появляющимся на экране подсказкам.
Мы привезли демо с танцевальной мини-игрой из Rayman Prod' presents: The Rabbids Show (рабочее название TV Party — прим.), и произошло нечто странное. По несколько раз к нам подходили мужчины и женщины от 20 до 60 лет станцевать под песню-другую. Это стало настоящим сюрпризом для нас: у нас представлены Assassin«s Creed и Far Cry, а тут люди танцуют под… "Girls Just Wanna Have Fun»
Пуа признался, что внутри разрабатывавшей Just Dance Ubisoft Paris мало кто верил даже в относительный успех игры — во многом потому, что до этого студия занималась преимущественно сериями Ghost Recon и Rabbids. На момент старта разработки в начале 2009 года команда проекта состояла всего из пяти человек, которым приходилось работать над игрой параллельно с Red Steel 2.
Креативный директор Just Dance Грегуа Спиллманн противопоставлял Just Dance играм, использующим продвинутые контроллеры, таким как Dance Dance Revolution. Команда приняла непростое решение отказаться от использования контроллера Wii Nunchuck из-за создававшего неудобства провода, хотя внутри студии некоторые считали, что избавиться от Nunchuck и оставить только Wii Remote — все равно что отпилить от геймпада половину и усадить с ней игрока за шутер.
В итоге Ubisoft приняли решение сосредоточиться на том, чтобы предоставить игрокам максимально упрощенный и доступный геймплей, задействующий возможный минимум периферийных устройств. По словам Спиллманна, конечной задачей разработчиков стало дать игрокам шанс побороть застенчивость и сконцентрироваться непосредственно на танце, а не на нажимании кнопок в ритм музыки.
Все помнят походы в ночные клубы или на школьные дискотеки, где должно пройти пару часов, прежде чем кто-нибудь опрокидывает бутылочку и встает танцевать. Большинство парней просто притоптывает на месте с пивом в руке или покачивает головой в такт музыке. Just Dance целиком построена для того, чтобы обойти эту естественную зажатость. Отчасти мы достигаем этого наличием фокусировочной точки для игроков в виде танцора на экране, благодаря чему у них не возникает ощущения, что на них кто-то смотрит со стороны. Так мы позволяем им выучить язык танца в безопасной обстановке.
10 апреля 2009 года продюсеры наконец представили руководству питч игры. Разработка пошла полным ходом: постепенно команда разрослась до 20 человек, и к августу уже был готов первый билд, успешно прошедший тестирование.
Вместо того, чтобы приглашать тестировщиков по одному и анализировать их персональные реакции, каждому из них предлагалось привести с собой трех друзей. Мы увидели зарождение магии: участники действительно получали удовольствие от танца.
Оригинальную Just Dance игровые журналисты разбили в пух и прах, но претензии были небезосновательны: визуально игра смотрелась как пришелец из 90-х, хореографии были примитивными, а скоринг (scoring, качество регистрации движений), мягко говоря, оставлял желать лучшего. Однако сделанная создателями ставка на максимально возможную доступность для игроков сыграла — уже к Рождеству Just Dance продалась тиражом более 4 миллионов копий, суммарные же продажи за все время достигли 9 миллионов.
Не покупайте эту игру. Не берите ее в аренду, не смотрите на нее на прилавках, даже не думайте о ней, а не то в Ubisoft кто-нибудь узнает и они выпустят Just Dance 2.
Знаковые треки: Katy Perry — Hot N' Cold, Survivor — Eye of the Tiger, Britney Spears — Womanizer
Спиноффы
После окончания разработки первой части даже мы считали, что игра долго не протянет. Сначала мы думали, что может, мы выпустим еще одну игру, и на этом всё закончится.
Однако высшее руководство считало совсем по-другому. Да, Just Dance моментально встал на конвейерную дорожку и разогнался до скорости, пугающе близкой к серии Guitar Hero, схлопнувшейся всего за 4 года из-за перенасыщения рынка (к счастью, тут все обошлось).
Чтобы в дальнейшем целиком сосредоточиться на развитии основной серии, все её ответвления будут кратко рассмотрены в этой секции. Я поместил ее в начало статьи, так как почти все спиноффы вышли на раннем этапе жизни франшизы и рекомендую перейти к секции о Just Dance 2 и вернуться сюда уже после прочтения статьи.
Just Dance Wii (2011-2012, 2014)
Just Dance Wii, Wii 2 и Wii U были созданы и выпущены эксклюзивно для японского рынка. Большая часть треклистов состояла из песен японских исполнителей, но были и некоторые композиции из основной серии.
Just Dance Kids (2010-2011, 2013)
В отличие от классического Just Dance, практически все хореографии были исполнены детьми и подростками, а коучи практически не подвергались постобработке. Треклисты состояли преимущественно из традиционных детских песен, но изредка встречались и хиты от таких исполнителей, как Селена Гомес, Ариана Гранде и will. i.am.
Just Dance: Disney Party (2012, 2015)
Just Dance: Disney Party, в отличие от Kids, ориентировалась также и на подростков. Disney Party включает 25 песен как из классики Disney вроде "Короля Льва" или "Книги Джунглей", так и из более актуальных для молодежи "Классного мюзикла" и "Ханны Монтаны".
Just Dance: Disney Party 2 же состояла только из малоизвестных песен из молодежных сериалов Disney Channel и по количеству режимов игры и техническому состоянию напоминала вышедшую 5 лет назад Just Dance 2, за что подверглась критике игроков.
Подсерия The Experience (2010-2012)
Игры подсерии The Experience были сосредоточены на одном конкретном исполнителе или танцевальном стиле. The Experience включает в себя 4 тайтла: Michael Jackson: The Experience, ABBA: You Can Dance, The Black Eyed Peas Experience и The Hip Hop Dance Experience.
Michael Jackson: The Experience (2010-2011)
Если вы читали первую часть лонгрида о видеоигровых адаптациях Гарри Поттера и считали, что количеством платформ, на которое может выйти одна игра, вас уже не удивить — вы ошибались. MJ:TE вышла на — внимание! — Nintendo Wii, PlayStation 3, Xbox 360, Nintendo DS, Nintendo 3DS, Playstation Portable, Playstation Vita и iOS. Разница между всеми версиями ещё больше, и это далеко не преувеличение.
Версии для Wii и PS3 предлагают ту же графику и знакомый геймплей из основной серии Just Dance. Всех коучей Майкла Джексона сыграл Йони Джейл — его стиль как нельзя лучше подходил к хореографиям Майкла. Эта версия игры получила наиболее высокие оценки в прессе и среди игроков.
А вот Xbox 360-версия игры с Just Dance не имеет ничего общего и по сути является вариацией на тему Dance Central: при помощи сенсора Kinect на виртуальной сцене генерировалась голограмма игрока, в отдельные моменты игра оценивала только подпевание, а жестовая навигация по меню, механика скоринга и карточки со следующими движениями были скопированы по сути скопированы с DC.
С портативными версиями Ubisoft ушли в полный отрыв: версия для DS — это адаптация osu!, версия для PSP — симулятор QTE, а для 3DS, PS Vita и iOS — экзамен по свайпам.
ABBA: You Can Dance (2011)
ABBA: You Can Dance включает 26 песен легендарного шведского квартета и позволяет игрокам войти в роль его участников — как правило, коучи представали именно в их образах. Дополнительной "ламповости" игре добавляют фрагменты живых выступлений ABBA, появляющиеся на фоне.
Игра вышла только на Wii и PS3 и получила теплые отзывы — игроки оценили качественный скачок как в плане хореографий, так и в плане графики. Впоследствии несколько песен из ABBA: You Can Dance добавили в каталог в Just Dance Unlimited.
The Black Eyed Peas Experience (2011), The Hip Hop Dance Experience (2012)
Еще две игры Experience были отданы под крыло японской студии iNiS Corporation, специализирующейся на разработке ритм-игр.
Продукты iNiS представляют из себя уже откровенный плагиат Dance Central. 3D-персонажи? Check. Разные локации на выбор? Check. Катсцены? Check. Именные движения? Check. Бонус за финальную позу? Check. Фристайл-вставки? Check. Чтобы стать фактически клонами DC, этим играм не хватало разве что сюжетного режима. Впрочем, это не делало эти игры плохими — напротив, BEPE и HHDE получили положительные отзывы игроков.
Dance On Broadway (2010)
Dance On Broadway предлагает игрокам примерить роль артистов Бродвейского театра. В разработке игры приняли более 30 музыкантов, 20 певцов и 20 танцоров — и все это под руководством хореографа-постановщика Чейза Брока.
Несмотря на это, эксперимент Longtail Studios и AiLive оказался полным провалом — скоринг остался таким же ужасным, как и в оригинальной Just Dance, количество контента удручало, а "мультяшная" графика не пришлась по вкусу ни обозревателям, ни игрокам.
The Smurfs Dance Party (2011)
Не будем заострять внимание на этой игре. The Smurfs Dance Party — это идеальное воплощение выражения "настолько плохо, что аж хорошо". В оправдание можно лишь сказать, что игра, как и подсерия Kids, была отдана в руки сторонней студии Land Ho.
Yo-kai Watch Dance: Just Dance Special Edition (2015)
Кроссовер с японской франшизой Yo-kai Watch. Игра предназначалась только для японского рынка и отметилась самым низким количеством контента в серии — многие недоумевали, ради чего нужно было выпускать игру, включающую всего лишь 10 песен и усомнились в необходимости подобного релиза.
2010: Just Dance 2
Just Dance 2 — это та самая «вторая часть игры от Ubisoft». После шокировавшего всех успеха оригинала сиквел получил намного больший бюджет: команда разработчиков увеличилась до почти 60 человек, а треклист вырос почти в полтора раза — с 32 до 47 песен; к тому же, для игры выпустили еще 25 DLC-треков. Хотя, как и в оригинале, треклист состоял преимущественно из песен из 80-х и 90-х, Just Dance 2 смотрелся выигрышнее за счет лучшей детализации костюмов и фонов.
Геймплей стал намного дружелюбнее к игрокам: качество отслеживания движений ощутимо выросло, благодаря чему хорошие оценки стало получать проще, пиктограммы стали хотя и все еще не идеально, но гораздо точнее подсказывать следующие движения, а новым показателем успехов игрока стали знакомые и понятные всем звезды. Также была полностью переработана система скоринга: для каждой песни максимальный возможный счет стал равен 13333, а градация оценок сменилась на YEAH — PERFECT — GOOD — OK — X (крест).
Shake-движения из первой части, где надо было просто изо всех сил трясти контроллером, были заменены на золотые движения (Gold Moves). Корректное выполнение таких движений добавит к счету эквивалент пяти оценок Perfect и выведет фидбек YEAH, но неудача будет стоить тех же 5 крестов.
В качестве альтернативы классическому копированию коуча разработчики предложили режимы Meldey, представляющий из себя микс из 5 фрагментов случайных песен, Simon Says — все те же обычные карты, но в некоторые моменты игрок должен выполнить совершенно другое движение или вовсе замереть на месте, и Dance Battle — турнирный режим, поддерживающий до 8 игроков. Надолго в серии эти режимы не задержались и исчезнули уже после Just Dance 3.
2011: Just Dance 3
Главным нововведением JD3 стали мэшапы (Mash-Ups) — альтернативные версии, в которых оригинального коуча подменяли персонажи из других песен. Движения «гостевых» танцоров подбирались под ритм песни, а фон заменялся на калейдоскопную анимацию.
Впервые Just Dance вышла на Xbox 360 и Playstation 3. X360-версия получила поддержку Kinect и возможность управления жестами, а также эксклюзивный режим Just Create, позволявший игрокам записать собственную хореографию под любую из представленных в игре песен и опубликовать видео в Xbox Live.
Впрочем, не обошлось без крупицы соли: решение арт-дирекшна сильно выделять черты лица коучей на постобработке оказалось неудачным. Это очень сильно бросалось в глаза, а некоторым танцорам и вовсе хотелось задать вопрос "что ты такое?" К счастью, в "ремастерах" эту проблему исправят.
Расширение списка платформ позволило привлечь рекордную аудиторию: JD3 разошлась тиражом в 13 миллионов копий, среди игровых релизов 2011 года по продажам уступив место лишь одному — Call of Duty: Modern Warfare 3.
2012: Just Dance 4
Если JD3 закреплял успех предшественницы, то Just Dance 4 стал очередной революцией и остается абсолютным фаворитом для многих игроков и по сей день.
Визуально игра полностью преобразилась: если в предыдущих частях неизменным атрибутом коучей были ядовито-яркие цвета костюмов и сильно выделенные черты лица, то в JD4 танцоры стали выглядеть намного реалистичнее, а костюмы и фоны сильно прибавили в детализации. Новый стиль обработки пришелся по нраву игрокам и станет стандартом для серии до определенного момента… но об этом позже.
Battle Mode — фантазия разработчиков на тему PvP. Все карты в "танцевальном Mortal Kombat" — дуэты, поделенные на 5 раундов. Оба игрока получают полоску "здоровья" и "теряют" его, если получают за движения оценки ниже, чем соперник. Играющая в первом раунде песня выбирается случайно, но когда игрок, выбравший коуча из другой песни, выигрывает раунд, песня заменяется на другую. Режим появился только в Just Dance 4 и Just Dance 2014.
Функция Just Sweat оформилась в полноценный режим — для него создали пять уникальных карт, которые сочетали в себе элементы танца и физических упражнений и чередовали секции с разным уровнем нагрузки. Игрок может выбрать длительность тренировки в 10, 25 или 40 минут.
Увы, в таком виде Just Sweat появился только в JD4 — в последующих выпусках он станет включаемой опцией, лишь добавляющей счетчик сожженных калорий на экран.
Для Wii U, на которой впервые вышла игра, Ubisoft создали эксклюзивный режим Puppet Master. По своей сути это уже знакомые игрокам мэшапы, но с одним ключевым отличием — пока остальные танцуют, игрок-«кукловод», держащий в руках Wii U Gamepad, контролирует ход игры.
За счет практически бесконечной реиграбельности Puppet Master получил множество положительных отзывов, но продержался в серии только до Just Dance 2016.
Взамен Just Create Xbox 360-версия получила функцию Autodance: после завершения песни игроки могли посмотреть сгенерированный игрой клип-нарезку определенных моментов, добавить к нему эффекты и опубликовать в Xbox Live, Facebook и/или новом внутриигровом разделе JDTV.
К осени 2013-го суммарные продажи франшизы превысили 42 миллиона копий, сделав Just Dance самым популярным IP Ubisoft после Assassin’s Creed.
2013: Just Dance 2014
Достигнув популярности, сравнимой со спортивными симуляторами вроде EA Sports FIFA, Just Dance начала использовать аналогичную нумерацию частей.
Главным новшеством JD2014 стал мультиплеерный режим World Dance Floor (WDF). Первоначальная итерация WDF была довольно скудной: единственными доступными игрокам активностями были голосование за следующую песню и командные битвы, а во время событий Happy Hour можно было заработать дополнительную внутриигровую валюту Mojo. Тем не менее сам факт того, что поклонники серии могли играть одновременно с тысячами единомышленников, в своё время произвёл большой фурор.
Однако главным притягивающим к WDF внимание моментом стала соревновательная составляющая: в 2014 году был анонсирован Just Dance World Cup. Да, Just Dance стал хотя далеко не самой масштабной, но совершенно полноценной киберспортивной дисциплиной!
Появление World Cup стало логичным следствием роста как аудитории в целом, так и хардкорной фракции игроков, охотящихся за максимальными счетами. Попасть на проходящий в Париже финал можно было несколькими путями: набирать наилучшие счета во время специальных игровых сессий на World Dance Floor, победить в локальном отборочном ивенте или опубликовать самый популярный Autodance.
Для хореографий для трех игроков Ubisoft представили новый режим On-Stage, вдохновленный концертными выступлениями поп-звезд: один из игроков брал на себя роль исполнителя песни, в то время как остальные два играли роль подтанцовки.
В Just Dance 2014 Ubisoft сохранили и преумножили всё то, за что игроки превозносили предшественницу. Это самая большая по количеству on-disc контента игра в серии: игрокам было доступно 44 песни, 33 альтернативные версии, 32 мэшапа и 5 битв. Наконец, всеобщую любовь JD2014 заслужила благодаря таким ставшим живущей классикой трекам, как Rihanna — Where Have You Been, David Guetta ft. Sia — She Wolf (Falling To Pieces) и Nicki Minaj — Starships.
Продажи Just Dance 2014 превысили 6 миллионов копий.
2014: Just Dance 2015, Just Dance Now
В сентябре 2014 года вышла условно-бесплатная браузерная игра Just Dance Now — впервые в Just Dance можно стало играть на ПК, планшетах, Apple TV, Chromecast и умных телевизорах. Главной особенностью JD Now стала система «комнат»: чтобы начать игру, игрок должен установить мобильное приложение и ввести сгенерированный номер комнаты. Так, к одной игровой сессии в Now может присоединиться практически неограниченное количество игроков.
Схема монетизации JDN донельзя проста: чтобы сыграть под одну песню, нужно потратить внутриигровые монеты, которые восстанавливаются каждые 24 часа. Максимального запаса монет хватает только на то, чтобы запустить лишь две песни подряд, однако покупка VIP-пропуска (стоимость — 1890 рублей за год) позволяет играть без каких-либо ограничений.
Для Just Dance Now разработчикам пришлось серьезно переработать десятки песен (многие готовые «ремастеры» до сих пор ждут, пока Ubisoft обновит права на использование треков) из самых ранних частей, чтобы привести их качество к новому стандарту, из-за чего пострадало количество контента в Just Dance 2015.
В JD2015 разработчики продолжили развивать социальный аспект игры. Так, в игре появились VIP-версии — все те же оригинальные хореографии, но в исполнении приглашенной звезды и Community Remix — нарезки из присылаемых фанатами видео.
А вот к треклисту у игроков возникли вопросы: фанаты недоумевали, как в одной игре смогли уместиться легендарные Love Me Again, официальная хореография к Bad Romance, и вот это (смотрите на свой страх и риск).
Продажи Just Dance 2015 достигли 5 миллионов копий.
2015: Just Dance 2016
По сравнению с явно обделенным контентом JD2015 новая часть стала настоящим взрывом: в Just Dance 2016 был представлен подписочный сервис Unlimited. При наличии доступа к интернету подписчикам открывается доступ к 150 песням из предыдущих выпусков — в стартовую линейку вошли хиты от Кэти Перри, Арианы Гранде, Леди Гаги, Ke$ha и многих других, а за первый год работы коллекция пополнилась еще 40 старыми и новыми, эксклюзивными для сервиса треками.
Стоимость подписки составляет 25$, или 1799 рублей в год и остается неизменной уже 7 лет. Однако есть небольшой подвох: через старые части Just Dance нельзя танцевать под треки, вышедшие в последующих. К моменту выхода актуальной 2022 части каталог вырос до впечатляющих 700 карт.
Порадовали разработчики и рядом новых игровых режимов: в World Video Challenge можно публиковать свои вызовы для игроков со всего мира, а в Showtime - записать свой полноценный клип на песню. World Dance Floor взял годовой перерыв, но вернется в следующей части в совершенно новом виде — в JD2016 мультиплеер подменил режим Dance Quest, представляющий из себя мини-турниры против ботов из трех сгруппированных по тому или иному признаку треков.
Но если Just Dance 2015 пострадал в плане количества контента, то Just Dance 2016 — уже в плане его качества. Треклист вызвал еще более массовую критику: в 2016-м выпуске появилось рекордное количество каверов и практически никому не известных песен — вряд ли можно поверить, чтобы хоть один фанат серии просил о When The Rain Begins To Fall или The Choice Is Yours. Актуальные на момент выхода треки с вершин музыкальных чартов можно было пересчитать по пальцам одной руки — выглядело это так, будто Ubisoft пытались сэкономить на игре. Дополнительно ситуацию усугубляло то, что разработчики неким образом умудрились испортить скоринг не только для основного треклиста, но и для песен Unlimited, хотя в оригинальных играх он работал корректно.
Начиная с Just Dance 2016, Ubisoft прекратили публиковать точные данные о продажах игр серии.
2016: Just Dance 2017, Just Dance Now (китайская версия)
В 2017-м выпуске разработчики учли отзывы игроков и предложили игрокам намного более актуальный треклист: абсолютное большинство треков вышли в 2015-2016 годы. JD2017 потерял Showtime, но взамен получил «сюжетный» режим Just Dance Machine, в котором игрок оказывается похищен инопланетянами и должен танцевать, чтобы восполнить энергию их корабля и вернуться домой.
После годового отсутствия World Dance Floor был практически полностью переделан и теперь мог предложить игрокам гораздо больше режимов:
- Голосование: игрокам предлагается на выбор две случайные песни (вместо четырех). Песня, набравшая больше голосов, будет сыграна следующей.
- Командные битвы: в отличие от предыдущих частей, игра разделяет игроков поровну и автоматически определяет вас в одну из двух команд. Побеждает команда, набравшая больше звезд.
- Турниры: набор из трех случайных разных песен. Игрок, набравший в сумме больше всех очков, становился победителем. Также раз в неделю по воскресеньям проходит еженедельный турнир, состоящий из 8 песен.
- Битва с боссом: Игроки должны заработать достаточное количество звезд в 1-3 песнях, чтобы «победить» босса. В случае победы все участники получают аватар с боссом.
- Spotlight: игра выбирает случайного игрока, опубликовавшего свой вызов с видео в World Video Challenge. В следующей песне в верхнем правом углу будет отображаться его запись и полученные оценки за движения. Игроки, набравшие больше очков, чем «избранный», получают бонусную внутриигровую валюту.
- Happy Hour наконец-то обрел смысл: теперь это еженедельное событие, во время которого игроки могут танцевать во всё тех же самых режимах, но уже под песни из Unlimited.
В итоге JD2017 оказалась отлично сбалансированной игрой, за что и по сей день считается игроками одной из лучших во франшизе наряду с JD4 и JD2014.
История китайской версии Just Dance Now, также известной как Just Dance: Vitality School, покрыта тайной. Старт игры обещал быть масштабным: эксклюзивно для Vitality School в шанхайской студии Ubisoft были отсняты около двух десятков хореографий к китайским песням, и… они просто не вышли. Не появились в игре и треки из международной версии Now.
Доподлинно неизвестно, почему полноценный запуск VS так и не случился. Одни считают, что причиной стали проблемы с монетизацией, другие — политический скандал, из-за которого вся K-pop-музыка на время оказалась в Китае под запретом, третьи — конфликт с NetEase, бывшим китайским партнером Ubisoft, распространявшим игру.
После выхода из беты в августе 2016-го игрокам было доступно около четырех десятков песен по общим лицензиям, и с тех пор игра не получила ни одного контентного обновления. Vitality School просуществовала в таком виде до окончательного закрытия проекта в феврале 2020 года, а планировавшиеся для игры эксклюзивные треки оказались похоронены.
2017: Just Dance 2018
"There's someone for everyone in Just Dance 2018" — так звучит слоган игры. Увы, разработчики слишком сильно увлеклись им и, желая угодить всем, выпустили не складывающийся в единое целое продукт. Игра потеряла Community Remix, World Video Challenge, Dance Quest и мэшапы, предложив взамен лишь режим Kids с хореографиями, созданными для детей дошкольного возраста и Dance Lab — вариацию на тему Just Dance Machine из прошлой части. Если JD2017 игроки и рецензенты хвалили за меньшее по сравнению с прошлыми играми количество »шуточных» карт, 2018-й выпуск вновь наступил на те же грабли.
Планка условного «прохождения» песни вновь выросла — за набор более 12000 очков игрок получает рейтинг Megastar. Кроме того, была введена дополнительная оценка Super, по количеству начисляемых очков расположенная между Perfect и Good и призванная помочь в более корректном отражении точности движений.
Несмотря на то, что Just Dance 2018 стала одной из самых спорных игр в серии, именно на её эру пришелся пик активности фанатского сообщества. Оффлайн-событиям не было числа, а за шансом пройти квалификацию на World Cup охотились тысячи претендентов. Многие бывшие профессиональные игроки отмечают эпоху JD2018 как самую соревновательную в истории.
2018: Just Dance 2019
2019 выпуск лишился еще большего количества фич — игра потеряла Dance Lab и таблицу рекордов. На замену последней пришел элемент «Танцор недели» — под каждой песней теперь отображается лучший счет, полученный за последнюю неделю. Интерфейс полностью преобразился, став намного более минималистичным. Место зацикленных лент занял более удобный листаемый вертикальный список, занимающий большую часть экрана, а доступ к плейлистам, поиску, World Dance Floor и редактированию Dancer Card переместился в боковые вкладки. Старбар, звезды и шрифт фидбэков лишились жуткой вычурности предыдущей части.
В целом игра была принята прохладно — многие жаловались на бьющий по глазам белый фон меню (жалуются и сейчас — интерфейс не претерпевал практически никаких изменений уже более 4 лет), отсутствие новых режимов игры, плохое качество ряда карт и сомнительный выбор разработчиками некоторых треков.
В 2019 году прошел последний на сегодняшний день турнир World Cup. В прошедшем в Бразилии финале приняли участие сразу два игрока с постсоветского пространства — Бэлигма "pinbellaky" Цырендоржиева от России и Манучехр "manujon27" Мухаммедов от Узбекистана.
Турнир прошел в формате «Double Elimination» — победитель проходил дальше по верхней сетке, проигравший же участник не выбывал из игры и переходил в нижнюю сетку, откуда имел шанс дойти до ее конца и таким образом выйти в гранд-финал. Встречи шли в формате BO3 (Best Of 3 — до двух побед), а победитель в каждой из песен определялся следующим образом:
- Первый балл присуждался игроку, набравшему больший счет.
- Три балла распределялись членами жюри.
- Если в итоге складывалась ничья, решающий голос отдавался зрителям турнира — получивший большую поддержку в чате Twitch игрок выигрывал раунд.
Умутжана Тютюнджу, ставшего чемпионом в третий раз подряд, заподозрили в мошенничестве — внимательные зрители обратили внимание на то, что голосовавшие за него на Twitch аккаунты были созданы в тот же день, в который проходил гранд-финал и обвинили его в накрутке, однако результаты не были пересмотрены.
Зрительское голосование в целом подвернулось широкой критике — как из-за неудобного для фанатов с отдаленных континентов времени проведения, так и из-за предвзятости аудитории. Вероятно, из-за этого недостатка формата проведения JDWC не прошёл в 2020 году. Возможно, Ubisoft смогли найти более справедливую формулу, однако из-за пандемии коронавируса вернуться киберспортивному Just Dance не было суждено.
2019: Just Dance 2020
Отметили Ubisoft десятилетие серии, скажем, без особого размаха. Для игры был создан режим All Stars, в котором игрокам предлагалось вместе с пандой — маскотом франшизы — отправиться в путешествие по эпохам и сыграть под 10 песен — по одной из каждой из предыдущих игр основной серии.
И… это было единственное нововведение за год. Хотя подборка треков и качество карт немного улучшилось по сравнению с прошлым выпуском, это не уберегло игру от претензий фанатов.
JD2020 ознаменовал конец эпохи: это последняя игра во франшизе, вышедшая на Wii — платформе, с которой всё началось. Good night, sweet prince.
2020: Just Dance 2021, Just Dance China
JD2021 — не плохая игра, но и не хорошая.
Почти весь лайн-ап можно было описать словом "средний". Даже "мемные" карты не производили большого впечатления, но и не отталкивали, как Shaky Shaky или Dame Tu Cosita. Пожалуй, единственное, за что было зацепиться глазу — это реализация неформального победителя Евровидения-2020 «UNO» от Little Big (увы, альтернативную версию с Пухляшом не завезли), да и за экстрим-версию «Feel Special» от TWICE игре можно было простить многое (а прощать нужно было многое).
Новый режим игры Quick Play предлагал практически моментальный переход к танцам, но одна вещь уничтожила его и сделала бесполезным: несмотря на то, что по словам Ubisoft Quick Play будет адаптироваться к предпочтениям игрока, это оказался фактически запускаемый по порядку плейлист, копирующий сортировку по «релевантности», а ни о каких персонализированных рекомендациях и речи не шло.
С World Dance Floor и вовсе произошло нечто выходящее за грань понимания: из мультиплеера исчезли все режимы игры, и теперь он состоит из бесконечной череды турниров, а игроков разделили на три комнаты по принципу уровня навыков. По задумке разработчиков, это изменение должно дать возможность неопытным танцорам постепенно улучшать свои результаты и по мере прогресса они будут переходить в продвинутые комнаты с более серьезной конкуренцией. Вот только почему новички должны учиться на WDF и зачем было лишать всех голосования за песни, командных сражений и битв с боссами, игроки так и не поняли.
Вторая попытка захода Just Dance на китайский рынок увенчалась успехом. Китайская версия Just Dance 2020, более широко известная как Just Dance China, вышла только на Nintendo Switch и сыграть в нее можно только с китайской версии приставки от Tencent.
В своей основе китайский JD аналогичен международной версии Just Dance 2020 (китайскую версию планировали выпустить одновременно с международной, но из-за запоздалого старта продаж Nintendo Switch в Китае игру пришлось отложить). В эту версию добавили режим Quick Play из JD2021 (но почему-то не добавили новый экран результатов) с одной важной отличительной особенностью: песни выбирались случайным образом. Также китайский близнец получил сортировку по недавно добавленным в каталог песням и быстрые переходы к недавно сыгранным песням во вкладке «Поиск». Последние два новшества по неизвестной причине не появятся даже год спустя в международной версии Just Dance 2022.
World Dance Floor в китайской версии изолирован от международной. Что касается Unlimited, Ubisoft быстро долицензирует уже имеющиеся в международном каталоге песни, выпуская их в ежемесячных сезонах по 16 в каждом (4 каждую неделю). При этом эксклюзивные песни из международных сезонов Unlimited выходят одновременно и в Китае.
Забавный парадокс — так как в китайском Unlimited есть песни из вышедших позже 2021 и 2022 частей, они могут появиться во время «счастливого часа» на World Dance Floor. При этом WDF в китайской версии не превратился в бесконечную череду турниров и в нем есть все те же старые режимы игры.
2021: Just Dance 2022
Без преувеличений самый удачный выпуск Just Dance за последние годы.
Just Dance 2022 отличилась самыми масштабными коллаборациями со временен JD2014 и JD2015 — Тодрик Холл и Камила Кабелло исполнили хореографии к своим собственным песням "Nails, Hair, Heels, Hips" и "Don’t Go Yet" соответственно, а в экстрим-версии "Mood" от 24kGoldn ft. iann dior приняли участие танцоры из широко известной южнокорейской танцевальной студии 1Million.
Самым крупным новшеством Just Dance 2022 стал новый подход к съемке: широкий ряд хореографий был снят с применением роборуки и системы Steadicam, что позволило камерам передвигаться во время съемки, создавая эффект присутствия. Карты в JD2022 в целом стали намного более похожи на музыкальные клипы.
Помните коучей с сильно выделенными чертами лица из Just Dance 3? Они вернулись, и в этот раз разработчики провели основательную работу над ошибками: танцоры стали выглядеть намного реалистичнее, ярче отыгрывать роли своих персонажей и больше не вызывают эффект зловещей долины. Внутри Ubisoft новый формат называют «Карты 2.0» (Maps 2.0).
Хотя некоторые игроки жаловались, что из-за частых перемещений камеры и смены ракурсов им сложнее следить за коучами, абсолютное большинство поклонников серии осталось в восторге, а некоторые назвали карты 2022 выпуска самым крупным качественным скачком со времен JD4 и JD2014.
Из разочаровывающего — Quick Play не претерпел никаких изменений и так и остается пустышкой, а новые карты для режима Kids не выпустили вовсе. Вместо них — солянка из разных детских карт предыдущих частей.
2022: Just Dance Next
Примечание: Just Dance Next — это общепринятое название для современной эры Just Dance (начиная с Just Dance 2023 Edition).
Очередной выпуск Just Dance стал революцией... однако это была революция в стиле Ubisoft.
Анонс 2023 Edition поначалу выглядел прекрасно. Переход на новый движок, обновленный интерфейс, HUD и навигация, совершенно новый режим для совместной игры с друзьями на расстоянии...
Отныне Just Dance позиционируется Ubisoft как игра-сервис: теперь это одноименный единый игровой клиент, который будет служить хабом для всех последующих выпусков игры; при этом выпущенные в будущем новые режимы будут бесплатны для игроков вне зависимости от того, купили они наиболее актуальную версию или нет.
2023 Edition завершила переходный период, который начался с JD2022: теперь все новые треки получают обложки с заголовками, а коучи - детализированные лицевые черты и даже имена. Помимо этого, впервые в истории серии в Just Dance появился сюжетный режим, представляющий из себя плейлист из связанных между собой треков.
Тем не менее, все старания Ubisoft Paris обернулись полным хаосом.
В ходе анонса игры на Ubisoft Forward разработчики очень многое "забыли" упомянуть: введение новой подписки Just Dance+, содержавшей на старте лишь 150 треков из прошлых игр (для сравнения - сейчас в Unlimited более 700), отсутствие пользовательских плейлистов и World Dance Floor, отказ от выпуска игры на PS4 и Xbox One, что означало прекращение поддержки контроллеров-камер, и рост ценника с 50 до 60 долларов.
Just Dance Next оказалась не только незаконченной, но и сильно забагованной игрой. Несмотря на продолжающуюся поддержку и регулярный выход патчей, последние зачастую привносили еще больше новых багов, производительность оставляет желать лучшего, а мультиплеерный режим до сих пор страдает от многочисленных ошибок и вылетов.
Однако на всё это были свои причины: разработка JD Next шла очень тяжело. За 11 месяцев до ноябрьского релиза перед командой была поставлена задача перенести игру на новый движок. Разработчики на анонимных условиях рассказывали, что руководство требовало воплощения своих идей "любой ценой" и открыто подталкивало их к переработкам. 10% сотрудников Ubisoft Paris столкнулись с последствиями выгорания. Работа над игрой вставала на месте как минимум раз в месяц из-за того, что сотрудники брали больничные.
Ещё большим разочарованием для поклонников игры стала попытка Ubisoft возродить киберспортивное направление игры: Just Dance стала одной из дисциплин Олимпийских киберспортивных игр 2023.
Just Dance на Olympic Esports Series должен войти в учебники в качестве примера, как не надо проводить киберспортивные турниры. История с Олимпийскими играми во многом напоминает таковую с самой JD Next: за красивым фасадом из дорогого продакшна и известных участников скрывалась полная разруха.
В ходе турнира у участников постоянно отключались контроллеры — их меняли их более 20 раз. В итоге организаторы поменяли правила прямо посреди турнира — при определении победителя матча перестали учитывать набранные очки, из-за чего представительница Сингапура Сити "Zhywee" Зайви выбыла из соревнования, хотя по изначальным правилам она должна была пройти в следующий этап.
Помимо этого в ходе одной из песен Алексантери "Allu" Ландстрём сильно потянул мышцу. Несмотря на это, организаторы отказали ему даже в пятиминутной передышке, из-за чего он вынужден был сойти с дистанции.
Эра 2024 Edition привнесла в игру множество важных как старых, так и совершенно новых режимов и функций. Среди них: Challenge Mode (аналог World Video Challenge из JD2016 и JD2017), Sweat Mode (счетчик калорий), пользовательские плейлисты, рандомайзер и бета-версия скоринга с использованием камеры телефона.
Контроллер-камера доступен на всех платформах (Switch, PS5 и Xbox Series S|X) через то же приложение, что используется для классического скоринга с телефоном в руке. Контроллер-камеру поддерживает весь каталог 2025 Edition, все песни из DLC-наборов, а также 10 треков 2024 Edition и 5 треков 2023 Edition.
График возвращения старых треков в JD+ хоть и замедлился, но вновь стал постоянным: теперь новые наборы песен выходят раз в месяц.
2025 Edition выделилась измененным форматом: количество экстрим-версий сократилось до трех вместо привычных 7-8, но взамен больше треков получили хореографии высокой сложности.
Сюжетные линии предыдущих частей не получили прямого продолжения. Судьба героев пока что остается неизвестной, однако развитие получили персонажи минорных арок, такие как Эпсилон (STAY -> Bang Bang! (My Neurodivergent Anthem), Распутин и Невеста (Sweet But Psycho, I Am My Own Muse -> Payphone) и Леда (Murder on the Dancefloor -> In Your Eyes).
Несмотря на долгожданный позитивный сдвиг, Just Dance все еще остается в непростом положении. Ubisoft вкладывает много средств в производство новых треков, но мало внимания уделяет технической составляющей игры.
Впрочем, поводы для оптимизма есть: разработчики намекнули на то, что Just Dance World Cup все же вернется и анонсировали работу над переработанным World Dance Floor. Кроме того, за последнее время значительно сократилось количество утечек — судя по всему, в студии наконец-то выделили силы на повышение безопасности серверов.
Однако из-за оставляющего желать лучшего уровня взаимодействия с игроками нам остается только спекулировать на тему будущего серии.
Just Dance прекрасна в своей простоте — порог вхождения в ней насколько низок, насколько это вообще возможно. Это, пожалуй, идеальное воплощение выражения «easy to learn, hard to master» (легко освоить, тяжело достичь мастерства): JD есть что предложить и совершенно незнакомым с языком танца игрокам, и перфекционистам, готовым упорно идти к новым вершинам.
Конечно, у этой черты JD есть и обратная сторона: если для старта в большинстве "классических" видеоигр от вас требуется вникнуть в механики, то для Just Dance — преодолеть застенчивость и скованность. И здесь раскрывается еще одна важная особенность игры — она ставит всех игроков в равное положение. Именно за счет этого ситуации, в которых кто-то начинает смеяться над другими или показывать пальцем, попросту невозможны. То, насколько кто-то профессионально выступит или обойдет всех остальных по очкам — далеко не самое главное: на первом месте для Just Dance всегда стояли веселье, позитивные эмоции и дружеское соревнование.
Благодаря Just Dance рождаются не только многолетняя дружба, самые искренние улыбки и смех, но и настоящая любовь.
Just Dance — это игра, обладающая невообразимой сближающей людей силой.
Это игра, в которую должен сыграть каждый живущий на планете человек.
Конечно, я понимаю, к чему клонят критики, но игру такого рода довольно легко недооценить. На самом деле игрока, каким бы неопытным он ни был, нельзя провести плохим геймдизайном. Хороший геймдизайн — это хороший геймдизайн, и неважно, играете вы в видеоигры всю свою жизнь или впервые попробовали 20 минут назад.
Так называемые "казуальные" игроки намного более требовательны к тому, что они хотят видеть в играх, чем кажется "хардкорщикам". Хотя это может звучать очевидно, но важно это повторить: качество графики и мощность железа — это не то, что делает игру веселой или нет. Не количество полигонов в моделях заставляет вас смеяться или плакать. Содержание и креатив — вот что придаёт игре ценность.
В лонге использованы материалы Just Dance Wiki, Just Dance Russia, Just Dance Universal, SpaceMita и следующие статьи: 1, 2, 3, 4.