Мультивселенная безумия: как работает Roblox — сверхпопулярная платформа для создания игр

Креатив, реклама и порно в детской «песочнице», идейно на годы опередившей Facebook и Epic Games.

Мультивселенная безумия: как работает Roblox — сверхпопулярная платформа для создания игр

Ещё год-два назад Roblox почти не вылезала из инфополя. Вроде бы детский конструктор удивлял то историями о внутриигровых политических интригах, то рекордными темпами роста, то несвойственными детским играм ценами цифровых товаров. При этом Roblox существует уже больше 15 лет, а такой короткий, но яркий всплеск внимания пережила лишь недавно.

Уже многие годы платформа умудряется предугадывать глобальные тренды. Например, создавать собственные миры в ней можно было ещё до выхода Minecraft. А за много лет до анонсов Meta и инвестиций в метавселенную Epic Games именно Roblox представила рабочий прототип концепции. Так что в ближайшее время платформа может стать актуальной, как никогда.

Разбираемся, как работает Roblox, в чём причины её бурного роста и как её создатели видят метавселенную будущего. А ещё выясняем, где и для чего сегодня используют платформу, какие у неё проблемы и что за игры внутри Roblox втихую бьют рекорды хитов Steam.

Революция в образовании

Первые версии Roblox в начале века разработал специалист по компьютерным наукам Дэвид Башуки. Он всегда хотел заниматься предпринимательством, поэтому, окончив университет в конце 80-х, он основал компанию Knowledge Revolution и начал создавать обучающие программы для Macintosh.

Среди программ Башуки были, например, Interactive Physics и Working Model для изучения физики
Среди программ Башуки были, например, Interactive Physics и Working Model для изучения физики

В конце 90-х Башуки познакомился с инженером Эриком Касселем, будущим сооснователем Roblox. Позже корпорация MSC Software, производитель ПО для моделирования, приобрела его компанию. К 2000-му Башуки уже был вице-президентом MSC Software, но вскоре решил повторить свой успех с образовательными утилитами. Вместе с Касселем он ушёл, чтобы основать DynaBlocks, позже — Roblox Corporation. К ним присоединились и другие сотрудники MSC.

В 2006-м у компании появился сайт, на котором она опубликовала движок Roblox Studio. С его помощью пользователи могли не только создавать небольшие игры, но и пробовать проекты других людей. Почти сразу начался медленный, но верный рост популярности платформы. В Roblox начали учиться программированию, а большую часть её аудитории составили дети до 13 лет.

Уже через год после запуска платформы появилась премиум-подписка Builders Club с ежедневным притоком донатной валюты Robux и без рекламы на сайте. В 2009-м Roblox привлекла больше двух миллионов долларов в первом раунде инвестиций и четыре миллиона — во время второго в 2011-м.

Тогда же появилось и мероприятие Hack Week: в течение недели сотрудники компании могли предложить свои самые смелые идеи, направленные на развитие платформы. В этот период Roblox вышла на iOS, а в 2014-м она заглянула и на Android. Правда, это увидели не все: сооснователь компании Эрик Кассель умер от рака годом ранее.

Лучшие моменты Hack Week 2020

В 2015-м Roblox с обновлённой системой создания природных ландшафтов появилась на VR-устройствах. Через два года компания Башуки привлекла уже по-настоящему впечатляющие инвестиции: венчурные компании Meritech Capital Partners и Index Ventures вложили в неё 92 миллиона долларов. В марте 2021-го Roblox вышла на биржу, и сегодня она стоит больше, чем Ubisoft и Electronic Arts.

В 2019-м на платформу заходило уже 100 миллионов человек в месяц — это на 9 миллионов больше, чем в Minecraft. Сейчас же в Roblox заходят почти 45 миллионов игроков ежедневно — в месяц выходит больше, чем в Steam, PSN и экосистеме Xbox. Весной 2020-го популярность платформы увеличилась настолько, что разработчики даже опубликовали в блоге статью для родителей, чьи дети с трудом отвлекались от Roblox.

Спросите любого ребёнка или подростка, понимают ли родители их онлайн-мир. Скорее всего, они ответят: «Нет». Но для родителей крайне важно лучше понимать виртуальную жизнь своих детей — особенно сейчас, когда общение и игры в виртуальной среде заполняют пустоту в период социального дистанцирования.

Roblox, из блога компании

Одним из главных факторов роста разработчики называют тотальный кроссплей. На платформе можно играть со всех актуальных платформ кроме Nintendo Switch и PlayStation. Разве что не все плейсы — так называются игры на платформе — хорошо работают на каждом устройстве.

На мой взгляд, ключевое преимущество Roblox в том, что он оптимизирован работать на очень старых компьютерах. Таким образом эта платформа может выйти из рамок гейминга. Заметно, как платформа медленно, но верно к этому идет.

Ярослав Кравцов, инди-разработчик, конструктор ивент-плейсов в Roblox, для материала XYZ Media

Что-то для каждого

Когда-то Roblox задумывалась как инструмент для обучения детей, но сегодня область её применения гораздо шире.

В Roblox можно учиться делать игры. Прежде всего это платформа в духе Little Big Planet или Dreams, на которой миллионы пользователей создают небольшие игры и пробуют проекты других участников сообщества.

Вот только в Roblox инструменты для создания своих прототипов гораздо гибче, чем в играх студии Media Molecule. Здесь, например, можно использовать чуть ли не любые графические ассеты. При этом платформа так же проста в освоении, а на ПК вместе с ней скачивается ещё и движок Roblox Studio.

Редактор Roblox Studio
Редактор Roblox Studio

Утилита похожа на очень упрощённую версию Unity, в которой сразу на главном экране доступно меню готовых ассетов. Среди них есть и разнообразное оружие, и мебель, и даже транспорт. Особенно удобна местная система генерации ландшафта: чтобы создать для своей игры базовую карту, достаточно ввести параметры вроде её размера, биома, наличия водоёмов или других специальных мест вроде источников лавы.

Благодаря такому количеству инструментов маленький рабочий прототип собирается всего за пару кликов. Тем более среди шаблонов можно выбрать готовый сеттинг — здесь и пиратский остров, и городок на Диком Западе, и даже карта для захвата флага.

Но создатели плейсов идут дальше. В Roblox есть полноценные клоны комплексных игр вроде Call of Duty или Escape from Tarkov с присущей им кастомизацией оружия — подобные механики реализуются с помощью простого языка программирования Lua. У Roblox даже есть специальный сайт сродни Unity Learn и Unreal Online Learning, на котором поэтапно разбираются возможности Roblox Studio и попутно преподаются азы написания кода.

Rolling Thunder — PvE-шутер, который во многом копирует последние части Battlefield
Rolling Thunder — PvE-шутер, который во многом копирует последние части Battlefield

В Roblox можно зарабатывать. Копить донатную валюту Robux может каждый. А чтобы переводить её в реальные деньги, нужно обладать премиум-подпиской и иметь на игровом счету от ста тысяч Robux. При этом каждый из трёх планов Roblox Premium даёт от 450 до 2200 Robux в месяц, но валюту можно и просто купить. Интересно, что заветные сто тысяч Robux обойдутся в $1200, но после вывода они превратятся лишь в $350.

После этого пользователь может зарабатывать, введя на своём плейсе платные предметы, как в больших free-to-play-играх. Или просить Robux за саму возможность войти в его плейс. Ещё в 2015-м пользователь по имени Лаймонас Милеска с помощью внутриигровых покупок за Robux заработал на своём плейсе больше ста тысяч долларов.

В 2019-м Roblox выплатила разработчикам около 110 миллионов долларов, в 2020-м — 250 миллионов, а на 2021-й планировала сумму в полмиллиарда долларов (официальной статистики за прошедший год ещё нет).

Распределение прибыли от каждого конкретного плейса Roblox: четверть получает магазин распространения (Google Play, App Store), половину — компания, четверть — создатель плейса
Распределение прибыли от каждого конкретного плейса Roblox: четверть получает магазин распространения (Google Play, App Store), половину — компания, четверть — создатель плейса

Джош Вудс из Англии начал играть в Roblox в 12 лет и монетизировал свои плейсы уже через год. В 2017-м он выпустил свою самую успешную игру Game Dev Life, где нужно развивать собственную студию. Настолько успешную, что Вудс основал реальную компанию по созданию игр в Roblox, а владельцы платформы помогли ему запустить линию игрушек по мотивам Game Dev Life. В итоге он даже смог оплатить обучение в университете.

Другой успешный создатель игр — 20-летняя Энн Шумейкер, которая переехала в Силиконовую долину, чтобы работать рядом с другими создателями плейсов. Поначалу заработка в Roblox не хватало для нормальной жизни, но после начала пандемии Шумейкер меньше чем за год заработала полмиллиона долларов всего на двух играх — Mermaid Life о жизни русалок в подводном мире и My Droplets о выращивании домашних животных.

Создатели самых популярных плейсов на площадке и вовсе зарабатывают по несколько миллионов долларов в год. Так что понятно, почему платформа виртуального шоппинга UseHero в своей статье предположила: Roblox для нового поколения стал путём к успеху, как когда-то YouTube для миллениалов. И, как и на YouTube, в Roblox хорошо зарабатывать удаётся далеко не всем — за весь 2021-й из 40 миллионов плейсов лишь около тысячи принесли создателям больше 30 тысяч долларов.

Кстати, Джош Вудс — не единственный пользователь Roblox, вместе с единомышленниками поставивший производство плейсов на поток. Это сделала и шведская команда The Gang, состоящая из разработчиков игр разного масштаба — от инди до AAA. Она уже выпустила 10 игр, в которые поиграли более 100 миллионов раз, и собрала сообщество из миллиона фанатов в Discord.

Некоторые разработчики плейсов создают полноценные боевые пропуски и сезонные ивенты, а иногда даже устраивают ограниченные акции — например, удваивают опыт за игру
Некоторые разработчики плейсов создают полноценные боевые пропуски и сезонные ивенты, а иногда даже устраивают ограниченные акции — например, удваивают опыт за игру

Несмотря на то, что Roblox ориентирован на детей, на самом деле это вполне себе полноценная платформа для free-to-play игр. Они гордятся суммами, которые выплачивают создателям проектов — это действительно колоссальные деньги для платформы, на которую не пришли крупные игроки вроде Bethesda или EA.

Ярослав Кравцов, инди-разработчик, конструктор ивент-плейсов в Roblox, для материала XYZ Media

Другой способ поощрения юных разработчиков — программа Incubator. В её рамках компания приглашает в свой офис создателей популярных плейсов, чтобы они в течение пяти месяцев создавали новую игру в сотрудничестве с разработчиками платформы.

В Roblox можно устраивать массовые ивенты и рекламировать крупные бренды. Как и в Fortnite, здесь время от времени проводятся мероприятия разного масштаба, что в эпоху пандемии особенно актуально и помогает продвижению среди молодой аудитории.

К примеру, в мае 2021-го прошла выставка Gucci, на которой были доступны эксклюзивные локации и предметы кастомизации для Roblox. Самым дорогим стала сумочка из старой коллекции Dionysus, которую продавали за 350 тысяч Robux (302 тысячи рублей). При этом реальный аналог из актуальной коллекции тогда стоил меньше двухсот тысяч рублей.

В 2020-м во время рекламной кампании мультфильма «Скуби-Ду» его создатели добавили в сверхпопулярный «тамагочи»-плейс Adopt Me! самого Скуби-Ду. Концерт Lil Nas X на платформе посетили 36 миллионов человек (для сравнения, концерт Трэвиса Скотта в Fortnite посмотрели всего 27 миллионов), а Warner Bros. по случаю выхода «Чудо-женщины 1984» организовала тематический плейс Wonder Woman: The Themyscira Experience.

Концерт Lil Nas X в Roblox
Концерт Lil Nas X в Roblox

Спортивная франшиза, модный бренд, киностудия или музыкальный исполнитель — неважно: [в Roblox] бесконечное количество возможностей для создания аутентичных и иммерсивных игр, которые оживят ваш бренд.

из материала Digiday о рекламе в Roblox

Корпорации так охотно используют Roblox в рекламе благодаря открытости платформы. Чтобы провести концерт в Fortnite, нужно сначала договориться с Epic Games, а в Roblox, по словам исследователя Эндрю Даутуэйта, подобной бюрократии можно избежать. Там ведь каждый может создать свою игру. К тому же детям нравится видеть на платформе бренды из реальной жизни.

Roblox позволяет устраивать и небольшие мероприятия. В России этим занимается студия Ярослава Кравцова — инди-разработчика, который в 2020-м провёл онлайн-вечеринку для конференции DevGAMM. После ивента, в котором поучаствовало 20–30 человек, организаторы фестиваля GeekPicnic попросили Ярослава создать другой ивент. Потом посыпались предложения от компаний покрупнее.

Сейчас на сайте разработчика можно подробно узнать о порядке проведения ивента и даже выбрать готовый шаблон — например, новогоднего мероприятия.

Roblox хорош тем, что в нём одновременно в одном пространстве может находиться около 700 человек. Другие игры ничего подобного не предлагают. Мы на такие рекорды не шли, для нас оптимальное число — это 50–200 участников. Столько людей нужно, чтобы у участников создалось ощущение, что они участвуют в большом мероприятии.

Ярослав Кравцов, инди-разработчик, конструктор ивент-плейсов в Roblox, для материала XYZ Media

В Roblox можно учиться. Об изначальной цели платформы её создатели тоже не забывают. На сайте Roblox образованию посвящён целый раздел, на котором можно даже найти курсы по программированию. Например, физик Филлип Уильямс во время локдауна объяснял ученикам, что такое цепная реакция, с помощью специально созданного плейса. А ещё он с помощью Roblox преподавал геймдизайн.

Roblox — доступная точка входа в создание игр. [Платформа] даёт возможность развить навыки программирования, моделирования и геймдизайна.

из материала Wired о Roblox

В сети можно найти десятки живых и онлайн-курсов для детей по программированию на Lua или просто конструированию в Roblox. Сама же компания стремится к тому, чтобы к 2030-му с помощью платформы училось сто миллионов человек.

Сегодня общее число «студентов» неизвестно. Но, например, в образовательной программе Build It, Play It от Roblox поучаствовало больше двадцати миллионов пользователей. В ноябре 2021-го компания даже основала специальный фонд: из него будут поддерживать преподавателей, использующих Roblox, и популяризаторов науки по всему миру. После создания фонда компания сразу проспонсировала бостонский музей науки.

Твоя популярность в другом лончере

Несмотря на множество альтернативных применений Roblox, сегодня её основа — это игры. Дальше мы рассмотрим несколько особо популярных проектов и актуальные тренды платформы. Вот для примера топ игр в Steam по количеству игроков на момент написания текста.

Мультивселенная безумия: как работает Roblox — сверхпопулярная платформа для создания игр

Самая популярная игра в Roblox — Brookhaven RP, в которой обычно находится чуть больше полумиллиона человек одновременно. При этом зашли в неё около 14,5 миллиардов раз.

Итак, вы попадаете в город Брукхейвен. В нём, в отличие от миров AAA-игр, нет никаких ограничений: все предметы, транспорт и профессии доступны по нажатию одной кнопки. При этом профессии в плейсе самые разные — от няни до проверяющего в зоне досмотра аэропорта. У игрока сразу же появляется и дом — его можно выбрать из нескольких пресетов. Особых задач в Brookhaven RP нет, так что большая часть игроков творит форменное безумие, стреляя направо и налево, или просто разъезжает по городу.

Brookhaven RP
Brookhaven RP

Одна из самых известных игр на платформе, Adopt Me!, сейчас растеряла былую популярность, но её показатели всё равно впечатляют. На момент написания этого текста в Adopt Me! играет одновременно почти 150 тысяч человек — это больше, чем средний онлайн GTA V в Steam.

По сути игра — продвинутый тамагочи с открытым миром. Нужно кормить питомца, укладывать его спать и удовлетворять другие его потребности, а параллельно обустраивать свой дом и находить новую одежду для своего персонажа.

Adopt Me!
Adopt Me!

Подобно Adopt Me! работает и другой хит Roblox — Pet Simulator X, онлайн которого в последнее время колеблется от 170 до 250 тысяч игроков. Несмотря на номер X в названии, это лишь четвёртая часть «серии» от одного разработчика. Симулятор очень похож на условную Clicker Heroes, где необходимо бесконечно нажимать на монстров для заработка монет и усиления клика. Только драться тут не надо.

В самом начале каждый пользователь получает одного питомца и вместе с ним идёт на поле, где время от времени появляются горсти алмазов или монет. По нажатии на них подопечный идёт в атаку, после которой из предмета выпадает валюта. За неё можно покупать яйца-лутбоксы, из которых вылупляются всё новые питомцы. И так до тех пор, пока не надоест или пока не откроются все яйца. Их тут 32 вида, причём из каждого следующего выпадают более сильные животные.

Популярная новинка Bee Swarm Simulator работает примерно по тому же принципу, только в ней игрок вместе со своими пчёлами собирает пыльцу и мёд. За них можно, к примеру, купить рюкзак побольше, чтобы дольше не возвращаться к улью для создания мёда. В Bee Swarm есть и система квестов, которые выдают гигантские медведи.

Anime Fighters Simulator — ещё одна вариация на эту тему, только вместо абстрактных пчёл или зверей надо собирать персонажей японской анимации. Имена у них незнакомые, но во внешности легко узнаются, например, герои Dragonball.

При этом в Anime Fighters есть прокачка с разными бонусами вроде увеличения лимита бойцов. А ещё ежедневная рулетка и транспортные средства, на которых можно перемещаться чуть быстрее. То есть игра намного глубже Pet Simulator X, хотя направлять своих бойцов на разных противников в Anime Fighters нельзя.

Anime Fighters Simulator
Anime Fighters Simulator

Другая известная игра на площадке — Blox Fruits. Это почти полноценная MMORPG, явно вдохновлённая мангой и аниме «Ван Пис». Из него сюда даже перекочевали дьявольские фрукты, дающие съевшему их сверхспособности. От них плейс и получил название.

В начале игры нужно выбрать фракцию (доступны пираты и моряки), а затем можно заняться выполнением квестов. Боевые задания получились скучноватыми из-за не очень удобного управления и слишком глупых противников, зато в Blox Fruits большой открытый мир, в который постепенно добавляют всё больше островов.

Пик популярности Murder Mystery 2 уже прошёл, но и сейчас онлайн проекта редко опускается ниже 90 тысяч. Это игра в духе SpyParty и Among Us, в которой группа пользователей оказывается в каком-нибудь особняке. Причём один из игроков — убийца, который должен прикончить всех остальных.

Вот только в Murder Mystery 2 часто забывают про ролевой отыгрыш и начинают просто закидывать всех ножами направо и налево. Так что игра почти сразу превращается в эдакий слэшер.

Некоторые паразитируют на успехе оригинальных проектов: в Roblox можно найти десятки фейковых «продолжений» известных плейсов, которые никак с ними не связаны
Некоторые паразитируют на успехе оригинальных проектов: в Roblox можно найти десятки фейковых «продолжений» известных плейсов, которые никак с ними не связаны

А вот Piggy задумывалась хоррором изначально. Это клон Dead by Daylight, название и эстетика которого отсылают к популярному инди-хоррору Granny. В Piggy группа выживших должна выбраться из здания, по которому ходит свинья-убийца — ей тоже управляет живой человек. А после смерти можно понаблюдать за происходящим в виде призрака, как в Among Us. Обычно в Piggy играет 40–60 тысяч человек.

Примерно такой же популярностью пользуется более оригинальная Tower of Hell, в которой нужно за ограниченное количество времени забраться на вершину башни из препятствий. Она требует точного акробатического платформинга и не прощает ошибок — после прыжка мимо приходится начинать с самого начала.

Шутеры от первого лица на платформе не особо популярны. Их здесь довольно много, но играет в таких плейсах, как правило, не больше десятка тысяч человек. Клоны вообще привлекают сравнительно мало внимания в Roblox — оригинальные проекты намного популярнее. Особняком стоят политические плейсы, где проходят выборы президентов из аналогов реальных стран. Их события освещаются в специальных твиттер-аккаунтах, подобно реальным новостям. Об этих симуляторах мы писали отдельно.

Спросом в Roblox пользуются и трендовые прототипы вроде проекта по мотивам «Игры в кальмара»
Спросом в Roblox пользуются и трендовые прототипы вроде проекта по мотивам «Игры в кальмара»

Есть в Roblox и более нишевые проекты. Например, в разнообразные симуляторы супергероев играет всего пара тысяч человек. На платформе можно найти, например, игру про Железного человека (сейчас в бете находится её сиквел). В ней на выбор доступно около тридцати костюмов, причём от брони зависит, вылетит ли игрок в открытый космос. Разработчики даже предусмотрели замерзание с переходом к виду от первого лица, как в фильме.

А для любителей DC есть плейс, объединяющий «Флэша» и «Стрелу» от The CW. Многие герои там обладают уникальным набором эффектов и способностей: спидстеры быстро бегают, лучники притягиваются крюком к зданиям, Канарейки кричат и так далее. А переодеваться в костюм и в повседневную одежду могут вообще все.

Недетские игры

Как и в «большой» игровой индустрии, в микроиндустрии Roblox есть проблемы, с которыми создатели платформы не могут или просто не хотят бороться. И это несмотря на общий невинный настрой площадки и, по заявлениям её создателей, заботу о молодой аудитории.

Одна из проблем касается заработка на плейсах. Мы уже писали об этом в выжимке видео с канала People Make Games. Его автор обратил внимание на то, что в Roblox активно продвигают заманчивую идею: разбогатеть в игре может каждый. В блоге компании постоянно публикуют истории успеха юных разработчиков, что привлекает множество новых пользователей.

Но алгоритмы фичеринга на главной странице платформы устроены так, что на глаза большинству игроков попадаются только самые популярные плейсы. И тут Roblox предлагает помощь в продвижении за Robux, устроенную в виде аукциона — рекламу получит лишь тот, кто больше заплатит. При этом затраты могут и не отбиться.

Да и внутри плейсов дети временами не контролируют свои траты. Дошло до того, что одна родительская ассоциация из США попросила разработчиков платформы не подстрекать детей на траты, а саму Roblox сравнила с казино. Дочь одного из просителей потратила на покупки целых 7200 долларов (больше полумиллиона рублей).

Создатели платформы пока не решили и другую проблему — откровенную эксплуатацию труда молодых разработчиков пользователями постарше. Издание The Guardian в январе 2022-го пообщалось с девушкой по имени Анна, которая начала делать игры в Roblox, когда ей было десять. Через несколько лет её работа привлекла внимание нескольких человек старше двадцати, которые тоже создавали плейсы. Они позвали Анну поучаствовать в более крупном проекте, и она стала заниматься дизайном, программированием и артом без всяких контрактов — просто во время звонка в Skype решили, что она будет получать 10% от будущей прибыли.

Через пару месяцев игра стала одной из самых популярных на платформе. Анна подсчитала, что к концу года должна заработать около 300 тысяч долларов и даже передумала идти в колледж. Тем временем проект принёс создателям уже около двух миллионов, и старшие решили всё же заключить контракты с юными помощниками. Но вместо десяти процентов они предложили лишь шесть, и компания Roblox никак не смогла помочь.

Нет никакого HR’а, с которым можно поговорить. А я всё ещё хотела делать игры в Roblox и понимала репутационные риски, связанные с жалобами на уважаемых в сообществе разработчиков.

Анна, из расследования The Guardian

Похожая ситуация произошла и с канадцем Риганом Грином, который открыл для себя Roblox ещё в возрасте шести лет. В двенадцать он пришёл в восторг от плейса Sonic Eclipse Online по мотивам игр Sega и стал часами работать вместе с её создателем Джейдоном Шедлецки, которому было 24.

[Работа] стала негативно влиять на моё ментальное здоровье. Я постоянно пытался улучшить проект, но [Шедлецки] всё время хотел чего-то большего, и я просто выгорел.

Риган Грин, из расследования The Guardian

Грин, как и Анна, не стал связываться с создателями платформы напрямую, потому что знал, насколько это бесполезно.

Джейдон Шедлецки всё отрицал, а позже засветился в другой неприятной истории. Он начал общаться с двенадцатилетней поклонницей плейса о Сонике, высылать ей информацию о будущих обновлениях, но вскоре стал отпускать шутки об изнасиловании. И подобное в Roblox — далеко не редкость.

Если вы создаёте платформу для детей, ей недостаточно быть настолько же хорошей, как платформа для взрослых. Она должна быть более безопасной, должна больше заботиться о своей аудитории. Если считать: «Что же, эта история из Roblox звучит стрёмно, но у взрослых тоже такое бывает», то находиться [в Roblox] не стоит.

Квинтин Смит, автор видео с критикой Roblox

Летом 2020-го в деловом издании Fast Company вышло расследование, посвящённое так называемым Condo Games — скрытым порнографическим плейсам в Roblox. На платформе в целом запрещена и нецензурная брань (она распознаётся даже в сложных сочетаниях из разных алфавитов), и сексуальный контент, но некоторые раз за разом создают такие площадки. Правда, благодаря модерации Roblox они проживают всего несколько часов.

В Condo Games пользователи могут выбрать тип тела (обычно доступны женское, мужское и пара других вариантов) или сразу активировать одну из десятков анимаций сексуальных поз или секс-игрушек. Тем более они часто не зависят от телосложения. Ещё в таких играх, как правило, доступны приватные площадки для пары игроков, за которые иногда приходится платить Robux.

Одна из множества порноигр в Roblox
Одна из множества порноигр в Roblox

За контентом в Roblox постоянно следят алгоритмы модерации и две тысячи специальных сотрудников: система безопасности платформы считается стандартом индустрии. Но окончательно от Condo избавиться не получается: их создатели постоянно кооперируются и создают сервера в Discord. В одном из них, например, состоят целых 60 тысяч пользователей.

Главная цель таких сообществ — поиск новых Condo-игр. Для его упрощения даже пишут специальных чат-ботов. В Fast Company поговорили с семнадцатью пользователями подобных серверов в возрасте от 13 до 17, из которых четырнадцать оказались администраторами сообществ. А трое даже подтвердили свой возраст документами.

Атмосфера на этих серверах разнится. Где-то стараются поддерживать вежливое общение, запрещают обмен взрослым контентом и блокируют доступ пользователям младше тринадцати — такой же возрастной порог установлен и на самой Roblox. Где-то, наоборот, процветает хаос: диалоги полны расизма и других видов ненависти, а администраторы не особо следят за поведением участников.

Создатели некоторых Condo-игр тоже не стремятся следить за поведением пользователей. Например, 15-летний владелец Condo-игры и Discord-сервера с 3500 участниками признался в разговоре с Fast Company, что выпрашивает у девушек откровенные фото, а затем продаёт их.

Если малолетки клюют на удочку педофилов в Condo, то, простите, таков естественный отбор.

анонимный пользователь Condo, из расследования Fast Company

Discord никак не верифицирует возраст пользователей при регистрации, поэтому скрываться от модерации таким сообществам очень легко: достаточно не допускать в чатах жестокий или откровенный контент без специальной пометки. О тех, кто его распространяет, можно сообщить напрямую разработчикам Discord, но так поступают далеко не всегда.

Прообраз метавселенной

Со временем Roblox обросла таким функционалом, что во время всплеска популярности метавселенных её назвали их первым рабочим прототипом.

Roblox это всё начал ещё в 2006 году и с тех пор накопил невероятную по размерам базу пользователей и техническую экспертизу по виртуальным мирам.

Ярослав Кравцов, инди-разработчик, конструктор ивент-плейсов в Roblox, для материала XYZ Media

После того, как основатель компании Дэвид Башуки поделился своими взглядами на метавселенную в программе Mad Money на CNBC, акции Roblox взлетели на 42%. А в самом начале 2021-го он в колонке для Wired высказал массу предположений о том, как за год метавселенная станет частью всех сфер нашей жизни. Часть этих предсказаний уже подтвердилась.

В следующие несколько десятков лет способы применения метавселенной превзойдут наши самые смелые фантазии. Но, пожалуй, её главное преимущество — возможность объединить самых разных людей и построить цивилизованное виртуальное общество. В 2021-м это общество начнёт становиться реальностью.

Дэвид Башуки, в колонке для Wired

В Roblox выделяют три принципа, которыми разработчики будут руководствоваться при развитии платформы в будущем. Во-первых, общение в виртуальном пространстве должно проходить по правилам реального мира. В нём мы повышаем голос, когда хотим, чтобы нас услышали издалека, в обратном случае — шепчем, используем жесты и мимику, чтобы передать эмоции.

Во-вторых, в метавселенной не должно быть границ между реальным и виртуальным общением. В пример разработчики приводят ситуацию, когда игрок одновременно разговаривает с другом в Roblox и собеседником, сидящим рядом с ним в реальности. При этом все участники такого разговора смогут в любой момент сменить тип коммуникации — например, перейти в видеочат.

Третий и главный принцип сходится с базовыми ценностями Roblox. Общение в метавселенной должно быть безопасным для его участников и происходить в рамках закона. Для этого оно должно регламентироваться, как и в реальном мире. К примеру, никто не узнает, если вы с близким другом будете наедине обсуждать что-то не очень правомерное. А вот если накричать на кого-то посреди ресторана, окружающие сразу отреагируют на это.

Создатели Roblox также хотят, чтобы игроки могли выглядеть и вести себя в игре так же, как в реальности, и вводят для этого соответствующие технологии. Например, возможность создать реалистичного героя вместо карикатурного человечка, или Spatial Voice — пространственный голосовой чат, в котором звук меняется в зависимости от расстояния до источника и его положения.

Создатель Roblox Дэйв Башуки и его виртуальный аватар
Создатель Roblox Дэйв Башуки и его виртуальный аватар

А ещё летом 2021-го компания заключила с Sony Music партнёрство для разработки некоего «инновационного музыкального опыта» внутри Roblox. С музыкальным подразделением Sony сотрудничал, например, Lil Nas X, выступавший в Roblox ранее. Поэтому можно предположить, что так компания хочет узаконить музыку в своей метавселенной — в прошлом ассоциация издателей музыки подала к Roblox иск на 200 миллионов за незаконное использование композиций.

В компании также считают, что создать полноценную метавселенную поможет молодая аудитория Roblox, ведь это поколение выросло в эпоху интернета и мобильных телефонов.

Когда я рос, я мог взять велосипед и пропасть, пока не включится вечернее освещение, а мать не начнёт искать меня и звать домой. Сегодня внешкольным временем моих детей управляет взрослый человек. Они приходят домой, 2–3 часа делают уроки. А когда им общаться с друзьями? [Для этого] они заходят в Roblox. Думаю, что в сегодняшнем мире детям проще проводить свободное время в виртуальном мире, чем в физическом.

Крейг Донато, CBO Roblox в интервью Protocol

В январе прошлого года Roblox привлекла 520 миллионов долларов инвестиций, а уже весной вышла на биржу с капитализацией в 41,9 миллиарда долларов. Сейчас этот показатель поднялся до 51,5. Утилита, которая ещё 17 лет назад задумывалась как инструмент обучения, превратилась в глобальную детскую площадку и умудрилась обогнать технологических гигантов в развитии метавселенной.

У Roblox до сих пор очень много проблем и технического, и социального характера, которых ещё не удалось избежать ни одной популярной онлайн-платформе от Facebook до TikTok. Но перспективы компании Дэвида Башуки и разнообразие применений Roblox всё равно впечатляют. А постоянное развитие на протяжении почти двадцати лет даёт надежду на то, что от недостатков Roblox всё же удастся избавиться.

172172
23 комментария

А Кортез еще говорил, что нормальных лонгридов от юзеров не бывает

40

Комментарий недоступен

10

Ребята, не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте, что тут писалось. Я вполне понимаю, что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп.

22

Вроде же был пост про роблокс.
Или это Луцай делал ролик

Помогите

14

Одним из главных факторов роста разработчики называют тотальный кроссплей. На платформе можно играть со всех актуальных платформ кроме Nintendo Switch и PlayStation.Со всех, кроме двух из трех консольных. Ох и формулировочки. Иными словами консольный экз коробки

11

Windows, Android, Xbox One, iOS, Fire OS, Mac OS - не тотальный конечно, но вполне внушительный кроссплей

8

как понять консольный экз коробки?