«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Плюсы и минусы Epic Games Store, Discord Store, Kartridge и RobotCache.

Ларс Дусе, сооснователь студии Level Up Labs и исследователь видеоигр, опубликовал на сайте Gamasutra подробный анализ текущей ситуации на рынке видеоигровых магазинов. Мы выбрали из материала главное.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

По мнению исследователя, Steam безраздельно правил рынком ПК-игр в течение пятнадцати лет «не без причины». Тем не менее в последнее время действительно складываются условия, при которых его монополия может пошатнуться.

Во-первых, опрос разработчиков, которые эксперт проводит вот уже несколько лет, демонстрируют быстрый и постоянный рост числа недовольных долей Valve в 30%. На ответы респондентов не влияют ни размеры студий, ни их доходы, ни географическое месторасположение — одни и те же тенденции прослеживаются на всём рынке.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Во-вторых, многих не устраивает некорректная работа алгоритмов «рекомендуемого» в Steam — респонденты беспокоятся о том, что этот алгоритм может навредить их бизнесу.

Оставшиеся причины связаны между собой: Steam уменьшила свою долю с продаж, но только для крупных компаний; Activision, Ubisoft и Bethesda завели собственные игровые магазины вслед за EA и Blizzard. Плюс к этому, за последнее время появилось сразу несколько новых претендентов на трон Steam. Главными из них разработчик называет Discord Game Store, Kartridge от Kongregate, RobotCache и Epic Games Store.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Сразу несколько компаний сталкиваются друг с другом в условиях «красного океана» — так называют ситуацию, в которой рынок-«океан» уже поделён, и для того, чтобы закрепиться на нём, необходимо отобрать кусок у другой акулы. В данном случае, несколько маленьких акул вынуждены атаковать одну гигантскую — Steam. Чтобы выжить в условиях «красного океана», необходимо действовать особым образом.

Дусе начинает анализ с напоминания об очевидном: в игре под названием «бизнес» есть только два типа «победных очков» — клиенты и заработанные деньги. «Победными очками» нельзя считать:

  • успешно проведённые споры с другими компаниями в социальных сетях;
  • масштабное позитивное освещение в прессе;
  • «пятьдесят триллиардов» зарегистрированных, но неактивных аккаунтов;
  • очень много потраченных денег.

С одной стороны, всё просто: чтобы победить в игре, магазину сначала нужно привлечь издателей и разработчиков, а затем — покупателей. Однако, по мнению Дусе, проблема заключается в том, что аналитики зачастую упрощают картину и смотрят на ситуацию лишь с одного угла.

Например, сам Дусе вращается в кругах инди-разработчиков — поэтому на проблему игровых магазинов он обычно смотрит только с позиции разработчика. Покупатели, в свою очередь, тоже не учитывают чужую позицию. Для того, чтобы сделать какие-то выводы о шансах конкурентов Steam, нужно посмотреть на проблему с позиции каждой из заинтересованных сторон.

Разработчик начинает анализ с перечисления противоборствующих сторон и их видимых преимуществ и недостатков.

Epic Games

  • Забирают долю в 12%.
  • Не забирают долю в 5% с игр, созданных при помощи Unreal Engine, если игра выходит в Epic Games Store.
  • Имеют доступ к 200-милионной аудитории Fortnite.
  • Делают из многих популярных игр свои эксклюзивы и отдают по бесплатной игре каждые две недели.
  • У них очень много денег.
«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Discord

  • Забирают долю в 10% (до 14 декабря 2018 забирали 30%).
  • Крайне популярный сервис голосовой связи (130 миллионов зарегистрированных пользователей), превосходящий по числу пользователей среди игроков Skype, TeamSpeak и даже встроенный в Steam сервис от Valve.
«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Kartridge от Kongregate

  • Не забирают долю с первых заработанных 10 тысяч долларов, забирают 10% с первых заработанных 40 тысяч долларов для эксклюзивных игр. У остальных игр забирают долю в 30%.
  • Продвинутая система «рекомендуемого», которую начали создавать за шесть лет до появления её аналога в Steam.
«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

RobotCache от Брайана Фарго

  • Забирают долю в 5%.
  • Позволяют продавать «подержанные» игры (25% цены достаётся игроку, 70% разработчику и 5% магазину).
  • Блокчейн, собственная криптовалюта и возможность майнить её через клиент магазина.
«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

«Секретный противник»: пиратство

По мнению Дусе, любой цифровой магазин всегда конкурирует в том числе и с пиратами. Если получить игру нелегально будет более просто и менее трудозатратно, часть пользователей всегда «поднимает Весёлый Роджер». Также игроки попытаются достать вашу игру бесплатно, если по какой-то причине решат, что вы — плохой парень.

Разработчик приводит пример из индустрии телевидения: если до недавнего времени развитие стриминга постепенно сводило пиратство на нет, то сейчас мы наблюдаем новый взлёт пиратства — возможно, именно из-за огромного количества конкурирующих сервисов с эксклюзивным контентом.

Прочие

Twitch. Популярный стриминговый сервис пытался запустить собственный магазин, но в дальнейшем закрыл его. Как выяснилось, огромная база платящих пользователей, интересующихся видеоиграми, не всегда конвертируется в покупателей игр — по мнению Дусе, из этого случая стоит сделать выводы Discord.

Microsoft. По мнению аналитика, у корпорации был неплохой шанс подмять под себя рынок ПК-игр ещё десятилетие назад, но она его упустила. Сейчас у Microsoft будет шанс преуспеть только в том случае, если контроль над Windows Store будет полностью передан команде Xbox, а доля, взимаемая с разработчиков, значительно уменьшится.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

GOG, Itch.io.Дусе считает, что нет никаких оснований полагать, что какой-то из этих магазинов в ближайшее время радикально сменит стратегию и составит реальную конкуренцию Steam.

Origin, UPlay, Battle.net, Bethesda. По мнению разработчика, это не совсем магазины видеоигр, а скорее лаунчеры продуктов определённых компаний. Они не прикладывают особых усилий к тому, чтобы их воспринимали как прямых конкурентов Steam.

Определившись с претендентами, Дусе подверг их первому испытанию.

Заметность

Задача состояла из двух пунктов:

  • ввести соответствующее название в поисковую строку Google;
  • перейти по первой ссылке и попытаться найти магазин, в котором продаются видеоигры.

Лучше всего с испытанием справился Epic Games Store.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Разработчик похвалил компанию за то, что магазин не приходится искать — он доступен на первой же странице сайта Epic Games. Открыв его, пользователь немедленно сталкивается с играми для покупки. Единственная рекомендация Дусе — сделать слово «бесплатно» более выделяющимся, учитывая, что бесплатные игры составляют основу маркетинговой стратегии Epic Games.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Поисковый запрос «Discord», между тем, ведёт лишь к мессенджеру, и найти на главной странице сервиса магазин игр почти невозможно. Если нажать на кнопку «Games», открывается меню из двух вариантов: «Nitro» — это сервис премиум-подписки, и «Game Directory» — это и есть магазин. Если не знать путь, добраться до магазина Discord практически невозможно.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Сам магазин, по оценке Дусе, выглядит достойно — по крайней мере, он «похож на магазин». Однако есть ещё одна проблема: из самого клиента Discord в магазин тоже практически невозможно попасть — лишь через крошечную иконку. Таким образом, Discord вообще не пользуется своим преимуществом в виде огромной базы пользователей.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Складывается ощущение, что игровой магазин для Discord — не первый бизнес по значимости, а, возможно, даже не второй.

Если ввести в Google слово Kartridge, он выдаст ссылку на магазин от Kongregate и сообщит, что это такое.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

По мнению Дусе, магазин выглядит достойно, а Kongregate всё сделали правильно — им пришлось, поскольку у них не было гигантской аудитории Epic Games или Discord. Единственное странное решение: дополнительный бренд, который необходимо продвигать отдельно.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

По итогам первого раунда: Epic Games лидирует, Kartridge занимает второе место, Discord «стесняется сказать людям, что у них тоже есть магазин», а RobotCache от Брайана Фарго пока что и вовсе не существует.

Функции

Проанализировав функции всех четырёх магазинов, Дусе пришёл к выводу о том, что Discord и Kongregate существенно обгоняют Epic Games Store, однако у последнего есть уникальное преимущество — система поощрения создателей контента, позволяющая магазину делиться доходами от игр со стримерами и ютуберами.

Полный список функций, присутствующих или отсутствующих в разных игровых магазинах
Полный список функций, присутствующих или отсутствующих в разных игровых магазинах

Привлекательность для разработчиков

Согласно социологическим исследованиям Дусе, разработчиков волнует далеко не одна лишь доля с продаж. Они ценят отсутствие бумажной волокиты, качество обслуживания, наличие инструментов для работы с комьюнити и многое другое. К тому же, если у магазина не будет достаточной органической аудитории, разработчик скорее просто опубликует игру у себя на сайте, или на itch.io.

На этом поле соревноваться со Steam действительно сложно — поэтому его конкуренты и делают упор на деньгах.

Как предполагает исследователь, на данный момент Epic Games «топит разработчиков в деньгах» — этим обусловлены бесплатные раздачи и эксклюзивность некоторых новых игр. Плюс к этому, доля в 12% действительно выглядит привлекательной.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Менее заметное преимущество Epic Games Store заключается в том, что он побуждает пользователей подписываться на почтовую рассылку разработчика. Таким образом, создатель игры может в любой момент покинуть Epic Games Store и забрать аудиторию с собой — сделать подобное в Steam было бы крайне трудно. По мнению Дусе, это очень важная деталь и «огромный жест доброй воли по отношению к разработчикам».

Самой противоречивой особенностью Epic Games Store остаётся отсутствие системы пользовательских обзоров. В то время как руководство компании стремится создать впечатление того, что это шаг в сторону разработчиков, которых необходимо защитить от токсичности и «ревью-бомбинга», исследования Дусе показывают, что это очень спорный тезис.

Согласно проведённому им в 2017 году опросу, лишь 22% разработчиков выступают за упразднение системы отзывов в Steam. Против системы, при которой разработчик может включить или отключить отзывы по своему усмотрению, выступают 70% разработчиков.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Предложения Discord для разработчиков, очевидно, не так выгодны, как предложения Epic. Бесплатных игр они не раздают, а в их премиальном сервисе Nitro, за доступ к которому необходимо платить 10 долларов в месяц, доступно лишь 60 игр, среди которых Psychonauts, Darksiders II, Kingdom: New Lands, Wasteland 2, Super Meat Boy и Limbo.

Discord забирает себе долю на 2 процента меньшую, чем Epic, однако не может похвастаться никакими привилегиями по отношению к разработчикам игр на Unreal Engine — для таких игр выход в Epic Games Store остаётся более выгодным.

В этом магазине также нет системы пользовательских отзывов, однако рядом с каждой игрой демонстрируются её баллы на Metacritic, а обсудить её можно в верифицированном канале Discord.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Kartridge трудно соревноваться с 10% долей Discord и 12% долей Epic, однако у него есть козырь в рукаве: полное отсутствие отчислений магазину при заработке до 10 тысяч долларов. Дусе считает это золотым предложением для любого мелкого разработчика. К тому же и Epic, и Discord, фокусируются на AA, AAA и так называемых «III» (тройное «И») — то есть высокобюджетных инди.

В настоящий момент в Epic Games Store продаются 14 игр, в Discord — 104 игры, а в Kartridge — 559 игр. В Epic и Discord, в отличие от Kartridge, тайтлы тщательно выбираются вручную. Хорошо это или плохо, каждый разработчик решает сам для себя. С одной стороны, вашу игру скорее найдут среди четырнадцати, чем среди 559, с другой, — это означает более высокий порог вхождения в магазин.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

RobotCache Брайана Фарго, без сомнений, остаётся самым привлекательным предложением для разработчиков, со своими 5% с продаж и возможностью получать дополнительные деньги за перепродаваемые копии. Единственной проблемой Дусе называет то, что пока что RobotCache существует только в теории, а слово «блокчейн» звучит подозрительно.

Привлекательность для игроков

Epic Games находится в выгодном положении по сравнению с остальными: если прочие конкуренты действительно сражаются с огромной акулой Valve в переполненном «красном» океане, то Epic пытается заплыть в более просторный «голубой»: многие игроки младшего возраста, познакомившиеся с играми через Fortnite, никогда в жизни не запускали Steam. Если Epic Store покажется им достаточно привлекательным, у них есть шанс так никогда и не стать клиентами Valve.

По оценке эксперта, Epic Games Store безговорочно уступает Steam по части полезных для игроков функций, однако компенсирует это эксклюзивами. Хотя говорить о «консольных войнах на ПК», по мнению Дусе, не имеет смысла, поскольку переход из Steam в другой магазин не требует от пользователя никаких финансовых затрат, аналитик считает, что игроки, не желающие устанавливать дополнительный лаунчер — реальная угроза для стратегии Epic.

Если Epic Games заполучит себе эксклюзив, интересующий такого «принципиального» игрока, тот, скорее всего, просто скачает такую игру нелегально, — причём будет считать себя правым.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Негативной стороной Epic Games Store для клиентов аналитик считает тот факт, что компания на 40% принадлежит Tencent — китайской корпорации с не лучшей репутацией. Для тех, кто опасается за свои персональные данные, это может быть аргументом — хотя стоит отметить, что Tencent активно инвестирует и в Discord.

Тем не менее постоянная раздача бесплатных игр, по мнению разработчика, компенсирует негативные стороны Epic Games Store — такой шаг можно считать «самым дружелюбным по отношению к пользователям из возможных». Дусе считает, что Epic Games предлагает наиболее выгодные условия как для разработчиков, так и для игроков, и это делает компанию безоговорочным лидером в гонке между конкурентами Valve. Именно поэтому магазин получает такое огромное количество внимания — и, соответственно, негатива.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Discord идёт впереди конкурентов в том, что касается внедрения полезных для пользователей сервисов: например, он первым из трёх добавил возможность облачных сохранений. Он крайне удобен с точки зрения общения и построения комьюнити, однако в этом кроется и его проблема: Discord настолько хорош в качестве мессенджера, что многие отказываются видеть в нём что-то ещё. Неизвестно, какой процент пользователей Discord купил себе подписку Nitro, сыграл хотя бы в одну игру из магазина или хотя бы знает, что у Discord есть магазин игр.

Kartridge перенял многие черты своего прародителя, Kongregate, — он тоже завлекает потребителей бесплатными играми, которых у него больше, чем у Epic и Discord. К тому же, пользователей может привлечь система скидок на игры за зарабатываемые значки — по оценке Дусе, гораздо более понятная и эффективная, чем система карточек из Steam.

Особенности, на которых делает упор в маркетинге RobotCache — возможность перепродавать игры и майнить криптовалюту. Если с первым всё понятно, то второе вызывает сомнения. Разработчик задаётся логичным вопросом: если вы планируете майнить криптовалюту при помощи своего компьютера, зачем вам посредник в лице Брайана Фарго?

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

Выводы

Согласно выводам Дусе, у Epic Games на данный момент есть реальные шансы откусить достаточно большой кусок от пирога Valve. По его словам, она действует грамотно почти во всех аспектах, и любому, кто занимается продажей игр, включая Valve, стоит её опасаться.

Магазин Discord в его текущем виде невозможно воспринимать всерьёз — учитывая, что компания никак его не рекламирует и прячет за многослойными меню. У такого поведения может быть два объяснения: некомпетентность руководства и опасение, что клиенты Discord взбунтуются, увидев в клиенте заметные ссылки на магазин — рекламная кампания Discord строилась на факте отсутствия в мессенджере рекламы. Так или иначе, Discord стоит или начать играть по-крупному, или выйти из игры — в «красном океане» их текущая стратегия нежизнеспособна.

«Итак, вы хотите конкурировать со Steam»: главное из анализа рынка цифровых магазинов игр

У Kartridge есть шансы на успех, но чтобы его достичь ему придётся не допустить ни одной ошибки. В магазине компании много полезных функций и для разработчиков, и для игроков, к тому же она явно взялась за дело всерьёз — в отличие от Discord. Но у этого магазина есть серьёзная проблема: Kartridge едва ли удастся заманить к себе много разработчиков. Пользователям в массе своей интересны не инди: за крупными играми они пойдут в Steam и Epic Games Store, а инди-разработчики пойдут туда, где будет большая аудитория.

Что касается RobotCache, то Брайану Фаргу нужно чудо. Магазин запускается чересчур поздно, и недавний обвал криптовалютного рынка точно не поспособствует его популярности.

141141
322 комментария

Имеют доступ к 200-милионной аудитории Fortnite.Почему это считается плюсом, если 199,9 миллионов этой аудитории нихуя не нужно кроме своей дрочильни?

144

Каждый раз замечаю в этом аргументе жирнющий косяк - эта аудитория не только пк, но и всех актуальных консолей и смартфонов...

94

Комментарий недоступен

23

Потому что повестку нужно отработать. Взять в сравнение несколько нонейм магазинов без шансов (и не брать gog). Натянуть сову на глобус (высосать "плюсы" егс). И сказать что егс теперь единственный конкурент стима.

24

Кто бы мог подумать, кто бы мог узнать, что 15 лет назад никому из огромной аудитории HL2 нихуя не нужно кроме своей дрочильни с бородатым?

2

Может потому что инвесторам в первую очередь важна эта цифра?

2

Комментарий удалён модератором