Цензура Китая: как власти пытаются контролировать геймдев?
Китай — родина Perfect World, Genshin Impact и Onmyoji. О цензуре в Поднебесной ходят легенды, которые отталкивают многих разработчиков от выхода азиатский рынок. Чтобы выяснить, какие из фактов правда, а какие — вымысел, мы постарались собрать всю возможную информацию о цензуре в этом посте. Ссылки прилагаются. Поехали!
Запрет на консоли
С начала 2000-х годов власти Китая активно борются с игровой зависимостью молодёжи, опасаясь негативного влияния игр. Одна из мер борьбы — запрет не только на продажу, но и на производство консолей.
Такое решение имело несколько последствий: компании не могли продавать игры, рассчитанные на консоли, и теряли аудиторию (вместе с ней и деньги), а китайские разработчики получали меньше конкуренции для продвижения игр внутри своей страны. Но это не помогало в полной мере бороться с игровой зависимостью — были альтернативы в виде игр на телефоне или ПК.
Впервые запрет на продажу консолей в Поднебесной смягчили только в 2014 году. Новые правила касались только “зоны свободной торговли”, занимающей 30 квадратных километров. Позже запрет сняли, разрешив продавать консоли.
Запрет на жестокость
А именно — на кровь. Если раньше разработчики спасали свои игры, меняя цвет крови с красного на зелёный, то сейчас это не получится.10 апреля 2019 года правительство Китая утвердило новый свод правил для издательств. Согласно им, игры, содержащие изображения трупов и крови не получат всех необходимых лицензий на продажу. С новыми правилами даже игры, где разработчики поменяли цвет на зелёный, не смогут пройти проверку.
Также в этот день правительством был выдвинут запрет на маджонг, покер и игры, которые связаны с прошлым страны/искажают его.
Запрет на феминизацию мужчин
Многие привыкли видеть в Китайских играх мужских утонченных персонажей с длинными волосами. Их образ закрепился в нашем сознании тесной связью с азией. Продолжением борьбы с игровой зависимостью стало решение правительства о запрете феминизации мужских персонажей: теперь мужчина должен быть максимально мужественным.
Решение было принято в 2021 году, но подобная цензура была и ранее. Даже Тарик из League of Legend в китайской версии выглядит иначе. Почему запретили? Кто-то считает, что утонченные мужские персонажи способствуют смягчению характера молодёжи, а кто-то — говорит, что такие изображения воспитывают изнеженных мужчин, не способных защитить страну.
Ограничение игрового времени
Знакомая ситуация из детства: приходишь уставший домой после учебы и садишься играть за ПК. В Китае такой исход событий представить сложнее. В 2021 году ввели новое правило. Геймеры, не достигшие возраста 18-ти лет, не могут играть в онлайн-игры в течение недели. Несовершеннолетним разрешено играть в онлайн-игры только один час в день, с 20:00 до 21:00, по пятницам, субботам, воскресеньям и официальным праздникам.
Как это контролируется? Все игроки должны регистрироваться только под своими настоящими данными, а компаниям, которые предоставляют игры, запрещено допускать к игре пользователя без подтверждения.
Интересно, что у подобных решений есть и обратная сторона — чем больше запретов, тем больше интереса. Вполне вероятно, жители Китая придумали много способов, чтобы обойти новые правила.
К сожалению, из-за правил у разработчиков появляются сложности при получении лицензий для продажи игр. Некоторые студии и вовсе отказываются от выхода на рынок Китая, боясь, что игра не пройдёт проверку.
Иногда запреты ведут к упущенным возможностям. Ведь Китай — одна из самых перспективных стран для продажи своих игр. В 2022 году игровой рынок США насчитывал — 46,4 миллиардов долларов, Китая 44 — миллиарда долларов. Китайский обогнал по востребованности французский, итальянский, немецкий и испанский языки. По количеству игроков азиатская страна и вовсе вырвалась на первое место — 699 миллионов против 209 миллионов США.
Новые данные компании Newzoo за 2024 год также подтверждают, что тенденция к китайскому языку сохраняется до сих пор. За два года ничего не изменилось, количество игроков продолжает расти. Особенно это касается Азиатско-Тихоокеанского региона. На него приходится 53% игроков, а значит, не смотря на запреты и ограничения, Китай остается перспективным для разработчиков. Но только в том случае, если игра пройдёт все проверки.
Ссылки: