Ругань в чате, разрыв с Microsoft и сцена изнасилования в следующей игре: разработчики Ori о «токсичности» Moon Studios
«Многие считают, что такие милые игры должны делать настолько же милые люди, но это не так».
Издание VentureBeat опубликовало большое расследование, посвящённое Moon Studios, для которого пообщалось со множеством бывших и текущих сотрудников компании, создавшей Ori and the Blind Forest и её сиквел.
Разработчики рассказали о «непрофессиональном и инфантильном» подходе основателей, Томаса Малера и Геннадия Короля, кранчах и отсутствии конструктивной критики от начальства по большинству вопросов. Некоторые даже назвали свой опыт сотрудничества с Moon «худшим в своей карьере».
Мы выбрали самое главное из материала.
«Токсичная» атмосфера
Основной проблемой практически все назвали неуважительное отношение сооснователей студии друг к другу, которое распространяется и на их подопечных. В рабочих чатах постоянно царит очень напряжённая атмосфера, а ругань в общении между коллегами — обычное дело.
На регулярной основе сотрудники Moon сталкивались с самыми разными сомнительными ситуациями, неприемлемыми для здорового, в их представлении, рабочего места.
- Малер и Король регулярно в шутку оскорбляют как друг друга, так и окружающих, независимо от того, насколько близко общаются с тем или иным человеком.
- Сооснователи компании могут устроить групповой звонок, и провести целый час, крича и покрывая друг друга матом. В результате общение не приводит ни к чему, а только негативно влияет на рабочий дух команды.
- В команде позволительны сексистские и расистские высказывания, до такой степени, что ироничный или шутливый тон многих из них теряется.
- Лиды зачастую устраивают «публичные порки», жёстко критикуя работу того или иного сотрудника в общем чате студии. Похвалы от них рядовые разработчики почти не слышат.
- Нередко «порки» касаются в том числе опытных членов команды, которые пришли в Moon из крупных студий. Малер и Король высказывают «всё, что думают», о других играх, над которыми трудился тот или иной сотрудник.
- Добиться от руководителей конструктивной критики почти невозможно. Вместо того, чтобы объяснить, что именно им не нравится, они предпочитают отмахиваться оскорблениями, к примеру, называя результат работы «говном», а автора — «жертвой аборта». Процесс повторяется до тех пор, пока лид не получит удобоваримый, в его понимании, результат.
Подобное отношение сами главы компании объясняли желанием создать «свойскую» культуру общения, в которой каждый может высказывать, что захочет, не боясь увольнения. Однако немногие кроме них самих вступали в перепалки и позволяли себе грубить коллегам — в основном из страха, что их обругают в ответ.
Ситуацию усугублял тот факт, что все сотрудники Moon Studios работают удалённо, а офиса у них нет. Общение сводится к текстовым и голосовым чатам (чаще всего — без веб-камер), что, как считают некоторые экс-сотрудники, способствовало тому, чтобы не относиться к коллегам как к живым людям. Многие при этом отмечали, что в редких случаях, когда удавалось устроить групповой видеозвонок, чтобы все могли увидеть лица друг друга, общение приобретало более спокойный и уважительный тон.
Томас — какой-то очень злостный «холиворщик», он говорит самые жуткие грубости, что текстом, что голосом. Но когда включена камера, он ведёт себя чуть иначе. А если встречаешь его вживую — так он постоянно улыбается.
Думаю, это какой-то синдром «диванного воина», когда ты до определённой степени отстранён от общения. У него появляется такой слой защиты, ведь он в одной стране, а ты — на другом конце света.
Дезорганизация, кранчи, текучки
Большинство сотрудников признало, что Малер и Король обладают не самыми лучшими управленческими навыками, а некоторые даже назвали своих начальников «инфантильными». Рабочие процессы под надзором сооснователей нередко давали сбой.
- За несколько лет главы Moon не приспособились к тому, что все сотрудники живут и работают в разных часовых поясах и назначали групповые звонки на неудобное для большинства время.
- Хотя на собеседованиях Малер говорил, что в студии не следят за тем, сколько часов в день трудятся сотрудники, он создал специальную программу, отслеживающую рабочую активность каждого.
- Переработки были необязательными, но очень желательными — сотрудникам регулярно напоминали о дедлайнах и подгоняли. Сверхурочные при этом не выплачивали.
- Разработчикам постоянно обещали крупные премии за успех игры, однако многие уходили, так и не получив их. Бонусы выплачивались только тем, кто остался в студии и дождался роялти от издателей (зачастую через много месяцев после релиза) — в результате выплаты оказывались не такими уж большими.
На фоне дезорганизации и токсичной атмосферы на рабочем месте многие быстро покидали компанию. Некоторые сотрудники утверждают, что отдельные новички увольнялись по собственному желанию через несколько недель после начала работы.
Когда я пришёл к ним, я думал, что со мной будет трудиться намного больше людей из команды первой Ori. Но вышло так, что к тому моменту почти никого из них уже не было в студии.
Почему ушла команда художников? Это уже было для меня тревожным звоночком. Команда звуковиков тоже не вернулась. Мне кажется, что Томас и Геннадий считают, что каждого работника легко можно заменить. И для тех, кто работает под их началом, это не самое приятное чувство.
Думаю, что те немногие причины, по которым люди оставались — это дружба с коллегами и тот факт, что они действительно делали отличные игры. Мы знаем, как фанаты любят эту игру. И сюжет, и её мир.
Я искренне верю, что в Moon полно чудесных людей. Просто студией руководят два монстра. Пока работа шла за их спинами, то мы даже получали удовольствие, потому что можно было общаться с людьми, которые уважают окружающих.
А те два парня не уважают даже друг друга. Что уж говорить об остальных.
Несколько человек, с которыми пообщались журналисты VentureBeat, заявили, что сильно выгорели за время работы в Moon и заработали себе эмоциональные расстройства. Кто-то говорил о депрессии, кто-то — о посттравматическом стрессе, а некоторые подчеркнули, что не собираются возвращаться в индустрию.
Отношения с Microsoft
Знали ли в Microsoft, которая финансировала создание обеих частей серии Ori, о подробностях того, как шли дела в Moon, доподлинно неизвестно.
Одни сотрудники считают, что компания была в курсе токсичности и ничего не делала с этим. Другие, в свою очередь, отмечают, что напрямую с издателями общался только Томас Малер, поэтому представители корпорации не имели никакой возможности узнать о трудностях, если сам руководитель не рассказывал им об этом.
Microsoft и Moon больше не сотрудничают друг с другом, и, как говорят в самой студии, это произошло по обоюдному согласию. Хотя в самой статье VentureBeat не говорят о возможных причинах, по которым компании разошлись, источники журналиста Джеффа Грабба утверждают, что Microsoft сама отказалась финансировать очередной тайтл Moon, узнав о внутренних проблемах.
Следующая игра
Проект, которым занимается студия Малера и Короля в настоящее время — никак не связанная с Ori экшен-RPG, а издавать её будет Private Division, подразделение Take-Two. Как рассказали разработчики, игра сильно отличается от Ori по тону — она будет намного мрачнее и серьёзней.
Некоторые сотрудники не поддерживают такое творческое направление, и в компании всё чаще разгораются споры. Несколько разработчиков подтвердили, что на каком-то этапе Малер собирался добавить в игру сцену изнасилования центрального персонажа.
Единственным аргументом гендиректора в пользу эпизода с сексуальным насилием было то, что протагонисту необходима какая-то мотивация для мести. Однако члены команды заявили, что это не повод затрагивать такую тяжёлую тему в игре. Споры затянулись на несколько недель, но в конце концов Малер согласился, что идея была неудачной.
Тем не менее часть разработчиков, трудившихся над первой и второй Ori, посчитали смену тона настолько резкой, что решили покинуть Moon.
Меня не удивит, если фанаты начнут задаваться вопросом: «А кто вообще сделал настолько мрачную игру?» Сцена изнасилования меня очень встревожила. Я спрашивал, почему мы вообще решили перейти от Ori к игре с ультранасилием. Не думаю, что это логичный шаг.
Нет, у них сейчас есть полное право двинутся в каком-то ином направлении. Но эта новая игра настолько далека от обычного стиля Moon, от идентичности студии… Думаю, что это очередная причина того, почему люди уходят.
Основной причиной того, что я изначально остался в команде, было то, что я понимал: Ori очень поможет моей карьере. Так и вышло. Причина, по которой я теперь ухожу, проста: не думаю, что моей карьере хоть как-то поможет следующая игра.
Несмотря на уход некоторых сотрудников, Moon Studios удалось расширить свой штат до 80 с лишним человек. Пока что они не показывали свою грядущую игру на публике и не делали официальных анонсов. Когда она выйдет, неизвестно.
Что говорят основатели компании
Малер и Король прокомментировали ситуацию и критику в свой адрес, предоставив журналистам большое обращение.
По словам руководителей Moon, они не считают, что членам команды компании приходилось на постоянной основе сталкиваться с проблемами, описанными в статье VentureBeat. Они заявили, что никогда не желали зла своим коллегам и подчинённым, а неподобающие ситуации — лишь единичные случаи.
Основатели студии подчеркнули, что в последние годы ситуация была очень тяжёлой из-за пандемии Covid-19, так как им пришлось отменить регулярные встречи сотрудников. Однако теперь они хотят вернуть практику подобных корпоративов и верят, что это поможет наладить атмосферу в коллективе.
Moon Studios процветает уже 12 лет. За эти годы мы сильно выросли и многому научились. Нам посчастливилось работать со множеством прекрасных, чрезвычайно талантливых людей. Мы по-настоящему благодарны своей команде и гордимся ей — как теми, кто сейчас с нами, так и теми, кто уже покинул Moon и занимается чем-то ещё. Мы рады, что смогли сделать их жизнь лучше.
Мы не идеальны, но глубоко заботимся о своих сотрудниках и постоянно работаем над тем, как можем стать лучше. Если мы когда-то заставили кого-то почувствовать дискомфорт или подвели, нам очень жаль и мы обязательно постараемся исправиться.
Короче, если кому лень читать, то вкратце: есть какая-то студия, делает какие-то игры, имеет некоторые проблемы, свойственные любому коллективу. Ну и в общем-то всё.
Вместо того, чтобы объяснить, что именно им не нравится, они предпочитают отмахиваться оскорблениями, к примеру, называя результат работы «говном», а автора — «жертвой аборта»некоторые проблемы, свойственные любому коллективуМои соболезнования, если ты существуешь в подобных коллективах и для тебя это норма.
Комментарий недоступен
Какие-то ? Серию ,Ori , я считаю лучшей из последних платформеров, метроидваний, даже холлоу найт, мне так не зашёл
Да, это просто бизнес, ничего личного, но планку они задали и показали всему миру как нужно делать игры, сейчас, а не этот в общей массе убогий пиксель арт
Ну да, для DTF это норма.
Ну и требования сейчас в вакансиях, конечно.