2022 год для мобильного гейминга (и не только): чего ждать и к чему готовиться

2021 год подходит к концу. И сегодня хочется о том, какой фундамент он заложил на год грядущий в разрезе разработки мобильных игр и геймдева в целом — какие тенденции начали прослеживаться уже сейчас, которые наверняка возымеют долгоиграющий эффект на происходящее в индустрии.

2022 год для мобильного гейминга (и не только): чего ждать и к чему готовиться

Тренд №1: игровая индустрия продолжает расти, и мобильный гейминг — ее самый быстрорастущий сегмент

Первое и самое важное: прогноз, что после острого начала пандемии рост индустрии резко сбавит обороты, не оправдался. Никакого глобального падения рынка не случилось.

Источник: https://www.marketwatch.com/story/videogames-are-a-bigger-industry-than-sports-and-movies-combined-thanks-to-the-pandemic-11608654990?fbclid=IwAR1A8EQIRgE1FYzl7ZLLpQ0H6nzHFEFX22r_nTrCXeMcyp25dVQJ9Jy6Ous
Источник: https://www.marketwatch.com/story/videogames-are-a-bigger-industry-than-sports-and-movies-combined-thanks-to-the-pandemic-11608654990?fbclid=IwAR1A8EQIRgE1FYzl7ZLLpQ0H6nzHFEFX22r_nTrCXeMcyp25dVQJ9Jy6Ous

Была некоторая просадка в области ПК и консольных игр, но по большей части это можно связать с нехваткой деталей для производства новой техники. Что же касается мобильных игр, за 2021 год они принесли порядка $93 млрд — больше трети общего дохода игрового рынка. К 2023 году ожидается, что эта цифра преодолеет рубеж $100 млрд с общим среднегодовым темпом роста более 18%.

Источник: https://www.gamesindustry.biz/articles/2021-12-21-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2021
Источник: https://www.gamesindustry.biz/articles/2021-12-21-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2021

Этот не прекращающийся рост привлекает инвесторов, отчего компаний и проектов становится еще больше, конкуренция растет. При этом продолжается процесс поглощения и объединения студий. Ключевые игроки рынка продолжают скупать новые студии — и это заметно как в ПК-консольном сегменте (та же Embracer Group), так и в мобильном (M&A активность и открытие офисов в других странах Playrix, MyTona и других).

Впрочем, неизвестно, сколько это продлится, и когда маятник качнется в обратную сторону — но пока этого не произошло, занятость в игровой индустрии в ближайшие годы видится весьма перспективным занятием.

Тренд №2: кроссплей и франшизы способствуют укреплению брендов

Безусловно, разработка для нескольких платформ с кроссплеем увеличивает затраты, но в то же время она может открыть двери для значительно большей базы пользователей. Все мы видим, как крупные ПК и консольные разработчики пытаются войти на мобильный рынок: начиная с того же Epic Games с Fortnite и заканчивая Genshin Impact и Pokémon Unite.

Однако игра, рассчитанная на геймпады и 75-дюймовые мониторы, не даст аналогичных ощущений при запуске на смартфоне. Вот почему студии все чаще создают побочные продукты, используя IP своего основного бренда с консольных или ПК-версий в вариантах, оптимизированных для мобильных устройств, — к таковым относятся Mario Cart Tour и Wild Rift.

Впрочем, не все такие заходы заканчиваются успехом: например, Ubisoft так и не довели до релиза Tom Clancy's Elite Squad, так что самым заметным их появлением на мобильном рынке стали коллабы с AFK Arena.

Call of Duty — одна из тех самых франшиз, которая успешно перекинулась и на мобильные платформы
Call of Duty — одна из тех самых франшиз, которая успешно перекинулась и на мобильные платформы

К слову о коллабах в целом — их число в последние годы тоже растет. То в той же AFK Arena появится Persona 5, то в Dragon Raja засветится Neon Genesis Evangelion. Естественно, такие события привлекают внимание — порой не только игроков, но и извне — и можно ожидать, что их число будет только увеличиваться.

Fortnite и PUBG — непревзойденные лидеры всевозможных коллабораций
Fortnite и PUBG — непревзойденные лидеры всевозможных коллабораций

Тренд №3: кризис железа продолжит драматически влиять на индустрию

Об этом немного было упомянуто ранее: новейшие видеокарты и next-gen консоли даже спустя год оказываются неуловимым дефицитным товаром, и это одна из главных проблем, задерживающих новый технологический рывок в графике. Даже если сами разработчики уже готовы выпускать продукты на пике технологических возможностей, проблема в том, что в них банально некому играть.

Динамика цен на новейшие видеокарты NVIDIA в течение 2021 года. Источник: https://www.techspot.com/article/2389-gpu-pricing-2021-update/
Динамика цен на новейшие видеокарты NVIDIA в течение 2021 года. Источник: https://www.techspot.com/article/2389-gpu-pricing-2021-update/

Прогнозы по рынку железа на 2022 сильно разнятся — с большей вероятностью стоит утверждать, что проблема разрешится спустя 1,5-3 года. Тогда-то и стоит ожидать революционных изменений в графике.

Тренд №4: релизы перенесенных игр, наконец, обзаведутся конечными датами

Хотя IT-сфера наименее пострадала от пандемии и массового перехода на удаленку, а то и выиграла от этого, если посмотреть на цифры из тренда №1, но вынужденная перестройка рабочих процессов сыграла свою не слишком позитивную роль. Под давлением новой пандемической реальности рушатся многие производственные цепочки в крупнейших студиях, делающих ААА. Для адаптации требуется время — что же касается некоторых аспектов игровой разработки (таких как мокап и саунд-дизайн), их и вовсе невозможно произвести полностью на дому.

Как итог — в 2022 году нас ждет особенно много новых проектов, которые переносили на протяжении последних двух лет.

Dying Light 2: Stay Human — среди тех игр, выход которых переносился несколько раз, пока не нашел дату релиза в 2022
Dying Light 2: Stay Human — среди тех игр, выход которых переносился несколько раз, пока не нашел дату релиза в 2022

Стоит отметить, что на этом фоне гораздо более гибкими оказались средние и малые студии, которые сумели гораздо быстрее перестроиться и восстановить эффективность и скорость разработки. Не замедлили этим воспользоваться и азиатские компании, выпустившие в этом году множество больших и успешных проектов, а также продолжившие развивать существующие (Genshin Impact, Garena Free Fire, PUBG New State, Arena of Valor и другие).

Тренд №5: IDFA критически влияет на мобильный гейминг, и разработчики ищут способы с ним сосуществовать

Исторически использование IDFA было одним из столпов мобильного маркетинга — но все изменилось, когда Apple объявила о том, то в iOS 14 поменяются правила и система его использования. IDFA (The Identifier for Advertisers) — это уникальный номер, который присваивается каждому девайсу Apple. Раньше разработчики могли использовать его по умолчанию, но теперь пользователи должны давать на это разрешение каждому отдельному приложению. Новые правила начали применяться с весны 2021 года, и уже сейчас заметно, как это осложнило атрибуцию и закупку трафика на iOS, а их долгосрочное влияние на выручку и рост еще предстоит увидеть.

Влияние нововведений касательно IDFA: статистика по странам, какой процент пользователей разрешает отслеживать свой рекламный идентификатор после релиза iOS 14.5. Источник: https://www.consumeracquisition.com/post-idfa-crushing-impact
Влияние нововведений касательно IDFA: статистика по странам, какой процент пользователей разрешает отслеживать свой рекламный идентификатор после релиза iOS 14.5. Источник: https://www.consumeracquisition.com/post-idfa-crushing-impact

Хотя это не первый случай, когда в экосистеме мобильной рекламы произошла серьезная встряска, но эта была особенно значительной, поскольку студии полагаются на ожидаемую эффективность рекламы, чтобы управлять бизнесом и планами роста — теперь же этот процесс стал куда менее предсказуемым.

А пока мобильные разработчики адаптируются к изменениям на iOS, в 2022 году их ждет аналогичная история с Google, которая тоже серьезнее задумалась о конфиденциальности данных пользователей.

Тренд №6: с распространением 5G мобильный гейминг ждут совершенно новые скорости

Хотя сейчас 5G кажется скорее мифом, чем реальностью, и охваченные им области далеки до территории всей Земли, скорее вопрос времени — когда он полноценно придет в жизнь пользователей мобильных девайсов.

Карта доступности 5G. Источник: https://www.speedtest.net/ookla-5g-map
Карта доступности 5G. Источник: https://www.speedtest.net/ookla-5g-map

Для рынка мобильных игр это означает существенное увеличение скоростей загрузки контента: игроки смогут куда быстрее и проще выкачивать тяжелые клиенты современных игр — особенно ввиду того, что объем встроенной памяти смартфонов тоже растет. Комфортнее станет игра в синхронные PvP-игры, где особенно важны значения пинга и стабильное соединение. Это тоже является существенным стимулом к росту сегмента больших, тяжелых мобильных игр, в частности — кросплатформенных.

Также увеличение скоростей мобильного интернета не может не сказаться положительно на сервисах облачного гейминга — а ввиду указанного выше дефицита железа, который в ближайшее время никуда не уйдет, облачный гейминг будет еще больше расти и казаться более соблазнительной альтернативой для пользователей.

Конечно, это далеко не все. Помимо прочего, нельзя игнорировать повышенный интерес к NFT и метавселенным: хотя отношение к таким феноменам у многих скептическое, и неизвестно, сколько они продержатся на слуху и насколько «выстрелят», эти технологии и подходы показывают, что студии активно ищут новые пути развития. Потенциал тут виден невооруженным глазом: рынок игр с открытой экономикой растет небывалыми темпами, а в гонку включается все больше крупных игроков.

2021 год привнес в будущее немало челленджей, с которыми придется мириться в будущем разработчикам не только в мобильном геймдеве, но и вообще в IT, и наибольший вклад в это вносит, разумеется, сам факт пандемии. Тем не менее, индустрия продолжает расти, несмотря на дефицит железа, кадровый голод и другие неприятности.

2323
18 комментариев

Мобильный гейминг растёт, но растёт не в сторону игроков со старших платформ, а в сторону донатных дрочилен. Что в топе? Дрочильня без сюжета и нормального геймплея.

8

Комментарий недоступен

4

@Рейнджер @Шериф Ошибка раздела.

Перенесите в раздел "мобайл" пожалуйста.

3

Мобильный геймдев — это все еще геймдев. К тому же, речь преимущественно, но не только про мобильную разработку: тот же дефицит железа больше влияет на консоли и ПК, чем на мобайл, да и про переносы — это тоже скорее про AAA.

2

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

Почитал статью, почесал репу
Потом увидел кто автор и всё сразу встало на свои места